Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности'

Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2767
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / CAREER COUNSELING / SCHOOLER / ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN / PERSON-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна

В статье выявлены и раскрыты основные принципы процесса профессиональной ориентации детей и молодежи в дополнительном образовании. Работа содержит концепцию профориентации как социально-педагогической системы в единстве и разнообразии ее компонентов на основе личностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career counseling for children and young people in the conditions of additional technical education institutions

The article identifies and reveals the basic principles of career counseling for children and young people in additional education. It contains a concept of career counseling as a social and pedagogical system in the unity and diversity based on the personal approach

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности»

Ж. В. Чайкина

(Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье выявлены и раскрыты основные принципы процесса профессиональной ориентации детей и молодежи в дополнительном образовании. Работа содержит концепцию профориентации детей как социально-педагогической системы в единстве и разнообразии ее компонентов на основе личностного подхода

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.), утвержденной президентом РФ Д. А. Медведевым, отмечается, что в условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях. Образовательный процесс в этих учреждениях носит личностно-ориентированный характер, что актуализирует проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в учреждениях дополнительного образования.

Методологической базой решения поставленной проблемы в русле нашего исследования являются системный, деятельностный, аксиологический, личностный подходы; кон-

цептуальную основу составляют позиции и идеи гуманистической педагогики. На основе системного подхода учеными определяются ведущие цели профориентации, ее подцели, задачи, функции, структура, содержание, виды деятельности по формированию у школьников профессионального самоопределения, его критерии. Системный подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию в учреждениях дополнительного образования детей как социально-педагогическую систему, основными компонентами которой являются: цели профориентации; обучающиеся; педагоги; профессиональное просвещение; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная и социальная адаптация; личностноориентированный образовательный процесс (см. рис.).

Основная функция профориентации как социально-педагогической системы - формирование готовности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

В контексте реализации принципа демократизации учреждение дополнительного образования детей развивается как открытая государственно-общественная система на основе распределения ответственности между субъектами образовательной практики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей [11, с. 36]. Оно имеет право самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи; педагогические работники могут разрабатывать авторские программы,

Общественно-государственный и личностный (обучающихся и родителей) заказ

- Цель профори ентации в УДОД -

Абиту-

риенты

Рис. Система профессиональной ориентации обучающихся

в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).

имеют право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков детей при проведении профессиональной ориентации; родители и дети имеют право свободного выбора направленности деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм представления результатов своего труда.

Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей с последующей выдачей свидетельства о присвоении квалификации по профессии на основании результатов квалификационного экзамена.

Профессиональная ориентация как система, построенная на основе принципа гуманизации, призвана:

- обеспечить права человека на образование и целостное развитие, социальные гарантии в сфере свободного выбора профессии, формах занятости на основе признания самоценности каждой индивидуальности педагога и обучающегося;

- строить взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству каждого педагога и каждого обучающегося;

- способствовать достижению успехов в профессиональном самоопределении всех де-

тей: одаренных, талантливых, детей с нормативными признаками возрастного развития и детей с задержкой развития, с проблемами поведения, с ослабленным здоровьем;

- превратить образовательное пространство учреждения дополнительного образования в комфортную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира взрослых и детей, достижению сбалансированности между профессиональными интересами детей, их психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда.

Гуманитаризация образования направлена на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемого [10, с. 239]. Профессиональная ориентация как система, построенная на основе принципа гуманитаризации, ориентируется на наполнение содержания профессиональной ориентации обучающихся общекультурными компонентами, повышение общекультурного потенциала образовательного процесса. При организации образовательного процесса важно ориентировать учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенствовать самих себя, быть самими собой, связывать самопознание с самоопределением, а

свои занятия с общекультурными ценностями, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

Принцип регионализации, лежащий в основе функционирования профессиональной ориентации как социально-педагогической системы, ориентирует на необходимость учета при определении цели, содержания, форм организации профессиональной ориентации детей, потребностей государства в кадрах в целом и прежде всего конкретного региона, области, города, района в соответствии с их экономической структурой, потребностями рынка труда.

Принцип дифференциации приобрел весьма большое значение. Дифференциация образования, согласно В.М.Полонскому, представляет собой «обеспечение многообразия школы и права ребенка на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг» [15, с. 39]. В исследованиях Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского подчеркивается, что «дифференцированность образования может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности» [2, 3].

Реализация принципа дифференциации при функционировании профессиональной ориентации как педагогической системы позволяет при осуществлении профориентационной работы построить образовательное пространство таким образом, что каждому ребенку создаются условия индивидуального развития в зависимости от его способностей, потребностей и интересов в избранной сфере деятельности и социальных установок.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования включает в себя следующие компоненты: целевой, активизирующе-мотива-ционный, информационно-когнитивный, практикоориентированный, творческоориен-тированный, контрольно-диагностический.

1. Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие обу-

чающимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности учащихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

Мы выделили три основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определим цели и задачи профориентации на каждом из них.

Подготовительный этап (I - IV класс):

Цель: формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям.

Задачи:

- развивать потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;

- ознакомить детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;

- добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

Формирующий этап (^Ш класс):

Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю кружка.

Задачи:

- формирование у обучающихся установки на необходимость правильного выбора профессии;

- целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю кружка, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион;

- развитие интереса у обучающихся к профессиям по профилю кружка;

- углубление знаний о видах, классах и типах профессий;

- совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы кружка.

Заключительный этап (1Х-Х1 класс):

Цель: формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью региона в кадрах.

Задачи заключительного этапа:

- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения;

- ознакомление учащихся с основами выбора профессии;

- информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы кружка;

- развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда;

- проведение профессиональных проб по профилю работы кружка;

- вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям;

- содействие в составлении личного профессионального плана обучающегося.

В конкретном кружке цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы обучающихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

2. Активизирующе-мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом дополнительного образования системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у обучающихся положительных мотивов выбора профессии.

3. Информационно-когнитивный компонент определяется в соответствии с целевыми установками на каждом этапе профессиональной ориентации. Согласно концепции профессионального самоопределения учащихся (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.) [8], данный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы кружка и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведе-

ниях региона в соответствии с профилем работы кружка; информацию для получения школьниками знаний о себе, своих способностях и возможностях («Образ - Я»); об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом дополнительного образования с учетом образовательной программы дополнительного образования, уровня подготовленности, интересов обучающихся.

4. Практикоориентированный (деятельностный) компонент включает в себя формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из материально-технических возможностей кружка и подготовки педагога.

5. Творческо-ориентированный компонент подразумевает овладение обучающимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы и т.д.

В исследованиях отечественных педагогов и психологов разработана шкала уровней подготовленности учащихся к творческой деятельности в области техники (В. В. Коло-тилов, Д. М. Комский, Ю. С. Столяров и др.).

6. Контрольно-диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде сравнения обучающимися результатов тестов, устных или практических работ на разных этапах дополнительного образования.

Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в профориентационном процессе - получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей обучающихся, их самооценке, готовности к выбору профессии и т.д. Обратная связь вызывает необходимость регулирования процесса профессиональной ориентации, внесения изменений в ее методы, формы и средства, при-

ближение их к оптимальным для данной ситуации.

Организация деятельности учреждений дополнительного образования с учетом данных компонентов процесса профессиональ-

ной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Бим-Бад Б.М. Образование.// Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. -Т. 2. - М.: Большая рос. энцикл., 1999. - С. 62-63.

3. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 3-8.

4. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2001. - 192 с. (Библиотека журнала «Директор школы» ; вып. 1, 2005 г.).

5. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

6. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов вузов / О. Е. Лебедев [и др.] ; под ред. О. Е. Лебедева. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 254 с.

7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС. - 2002. - 352 с.

8. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования. // Дополнит. образование. - 2000. - № 9. - С. 6-9.

9. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 59 с.

10. Зинченко В. П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - Т. 1 / ред. кол.: В. В.Давыдов (гл.ред.) и др. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. - С. 239-240.

11. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. // Внешкольник. - 2004. - №12. - Вкладка: С. 4-7.

12. Концепция профессионального самоопределения молодежи / А. Я. Журкина [и др.] / под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: ИОСО РАО, 1993. - 15 с.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

14. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

15. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. -М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.