Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза'

Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза»

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2001. -

224 с.

3. Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности семантической структуры текста у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология. - 1994. -№ 1. - С. 6-10.

4. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. - №3. - С. 16-20.

5. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 3-9.

6. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Мн.: Народная асвета, 1989. - 64 с.

Е. В. Моцовкина

Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза

С выбором будущей профессии на определенном этапе возрастного и социального развития сталкивается каждый человек. Получение высшего образования является одним из главных этапов социализации личности, ее всестороннего и гармоничного развития, а также профессионально-личностного становления. Выбор вуза - это главная задача, стоящая перед абитуриентом, от успешного решения которой зависит его будущее и дальнейшая судьба. Однако профессиональное самоопределение для российской молодежи все чаще становится непосильной задачей, а в особенности с этой проблемой сталкивается молодежь с инвалидностью.

Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, которая направлена на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей абитуриента, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности - с другой [2; 3].

Отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, Е.С. Романовой, Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжнико-вой, М.С. Савиной, Н.С. Чистяковой, А.Е. Голомштоку и др. Проблемные аспекты профориентации абитуриентов и исследования профессиональной направленности в юношеском возрасте представлены в трудах В.В. Никитина, А.И. Лавровой, Е.А. Шикиной и др., содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся представлено в научных трудах И.А. Королевой, А.Б. Кулаковой, М.В. Ососовой. В.В. Сусловой, С.А. Шапкиной.

Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка. Для этого обеспечиваются:

- работа сотрудников кафедры, центра и отдела дополнительного образования по созданию благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов с инвалидностью, поддержке и укреплении их психического здоровья, а также осуществляется контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляются потребности студента с инвалидностью и его семьи в сфере социальной поддержки, определяются направления помощи в адаптации и социализации;

- специально-профессиональная подготовленность и личностная готовность психолога, медицинского работника, социального педагога, преподавателей, к реализации задач социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ;

- дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Организация профориентационной работы с лицами с ОВЗ должна осуществляться в вузе в тесном взаимодействии следующих специалистов:

- специалисты, осуществляющие комплексную диагностику профессиональных возможностей инвалида, дающие квалифицированное заключение о профпригодности к конкретным профессиям, разрабатывающие меры профессиональной реабилитации. На основании комплексной диагностики специалисты создают «входной портрет абитуриента с ОВЗ» с целью проектирования профо-риентационной индивидуальной программы сопровождения его подготовки к обучению в вузе, которая регулярно пересматривается и корректируется на разных этапах подготовки к профессиональной деятельности и формирования компетенций абитуриента к обучению в вузе по конкретным направлениям подготовки бакалавров;

- сотрудники приемной комиссии и структур довузовской подготовки, владеющих информацией о специфике поступления лиц с инвалидностью и ОВЗ в вуз, осуществляющие организацию профориентационной деятельности данной категории абитуриентов в вузе (в состав приемной комиссии вуза должны входить специалисты уполномоченной структуры вуза [2; 3].

В целях обеспечения сохранения контингента абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ и выполнения рекомендаций и требований Минобрнауки РФ должен быть организован особый порядок деятельности приемной комиссии в отношении абитуриентов, учитывающий возможность их обучения по адаптированным основным образовательным программам вуза, в том числе, с обязательным выделением данной информации на официальном сайте вуза.

В настоящее время приняты федеральные государственные образовательные стандарты в области среднего и высшего образования соответственно тем специальностям, которые разрешены для того или иного уровня образования.

Спектр обозначенных специальностей достаточно широкий. Очевидна необходимость установления доступности конкретных специальностей по состоянию здоровья для инвалидов, прежде всего, в плане перспектив трудовой деятельности и методов оценки специальных образовательных потребностей инвалидов. Это должно быть отражено в ИПРА [5].

Также при работе с абитуриентом надо учитывать предыдущий этап его образования. Определение особых образовательных потребностей и допуска к получению профобразования конкретного индивида основывается на положениях

законодательных и нормативных документов, регламентирующих получение инвалидами образования и с учетом существующих в стране образовательных систем [5].

В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки [1].

В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы академией оборудован консультационный кабинет по профориентации с автоматизированными рабочими местами. Для профориен-тационного и психологического компьютерного тестирования учащейся молодёжи и самоконсультирования кабинет укомплектован:

- компьютером с программным обеспечением для создания базы данных по обратившимся;

- комплектами аудио-, видеотехники с материалами, телефоном;

- справочниками по образовательным учреждениям;

- профессиографическим материалом.

Кабинет профориентации отвечает действующим санитарным нормам и правилам, соответствует достижению целей и выполнению задач, изложенных в Концепции профориентационной работы в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, позволяет вести прием одновременно нескольких человек. Для проведения групповых профконсультаций используются учебные кабинеты и другие помещения университета [4].

Для развития и внедрения, координации деятельности по профориентаци-онной работе в области профессионального самоопределения обучающихся старших классов образовательных организаций среднего общего образования возникает необходимость поиска новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Поэтому требуется создание специального пространства, где есть необходимые условия для самореализации и самоопределения выпускника образовательной организации [2; 3].

Целью создание консультационного центра сопровождения профориента-ционной работы является внедрение системы профориентационных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций среднего общего образования мотивации к развитию умений и навыков трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни.

Локальным документом, регламентирующим деятельность профориентаци-онной работы Гуманитарно-педагогической академии является «Концепция создания и оснащения консультационного центра сопровождения профориентационной работы с описанием предлагаемых для разработки и внедрения методик проведения тренингов по развитию коммуникативных навыков и профессиональному самоопределению, форм дистанционного проведения про-фориентационной работы» от 14.10.15 г.

Концепция разработана в целях координации и систематизации профориен-тационной работы с педагогами, школьниками старших классов, студентами высших учебных заведений Республики Крым.

Основой для разработки Концепции профориентационной работы с педагогами, студентами и школьниками старших классов в образовательных учреждениях Республики Крым являются нормативно-правовые документы, а также учёт анализа состояния и тенденций развития профориентационной работы и государственного заказа на воспитание и образование в регионе.

Концепция определяет основные направления, цели и задачи профориента-ционной работы в образовательных учреждениях Республики Крым.

Концепция направлена на создание профориентационной системы, располагающей потенциалом, необходимым для развития у студентов и школьников старших классов мотивации к формированию умений и навыков трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализоваться в жизни.

Профориентация способствует экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в развивающейся экономике, обеспечивая реализацию свободы индивидуального выбора профессии; предоставляет молодым людям доступ к обучению в высших учебных заведениях, а также к дальнейшей работе по специальности. Главной целью профориентационной деятельности является реализация государственной политики в области профориентации молодёжи и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития.

Координацию усилий деятельности всех структур профориентациооной работы курирует отдел дополнительного образования Гуманитарно-педагогической академии, который осуществляет профориентационную работу, воплощая в жизнь принципы профориентационной работы.

Благодаря этой деятельности, в Гуманитарно-педагогической академии создан:

- единый портал профориентационной работы;

- разработан комплекс мероприятий по привлечению для обучения в академии наиболее талантливой молодежи не только из региона, но и со всей территории Российской Федерации и из ряда зарубежных стран;

- создан консультационный центра для сопровождения профориентацион-ной работы в общеобразовательных учреждениях; создан центр для подготовки к ЕГЭ;

- создана эффективная система дополнительного образования: развитие различных форм довузовской подготовки;

- сформирован качественный контингент обучающихся посредством привлечения талантливой молодежи (в 2016 г. зачислено отличников);

- разработаны и внедряются в образовательный процесс инновационных образовательные программы дополнительного образования: разработана программа проведения олимпиад и конкурсов для обучающихся средних образовательных организаций, обеспечивающая формирование комплексной системы профориентационной работы; реализуется бессрочный проект «Студент на один день» [4].

Для организации профориентационной работы при Крымском федеральном университете создаётся Координационный Совет по профориентации школьников старших классов и студентов высших учебных заведений, взаимодействующий с Управлениями (районными отделами) образования Республики Крым.

Основные функции Координационного Совета: организация системы профессионального самоопределения студентов и школьников старших классов, их профессиональной и трудовой адаптации; координация деятельности образовательных учреждений Республики Крым и ведомственных организаций по проблемам профессиональной ориентации молодежи и выполнению программных мероприятий профориентационной и адаптационной направленности; определение основных направлений работы по профессиональной ориентации обучающихся; разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации обучающихся; содействие внедрению в практику работы учреждений и организаций методов профессионального отбора, профессиональной и социальной адаптации обучающихся; выявление и обобщение, распространение передового опыта, разработка научно-популярной, справочной и другой литературы по профессиональной ориентации обучающихся.

Направления деятельности Совета:

- оказание психолого-педагогической, информационно-методической поддержки студентам и школьникам старших классов в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему образовательных учреждений (работа с теми молодыми людьми, кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения);

- организация информационно-методического обеспечения (поддержки) специализированных образовательных учреждений Республики Крым;

- аналитическая работа по определению приоритетных направлений профориентации;

- выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств профориентации;

- концентрация и распространение передового опыта, методическая помощь;

- разработка и использование методов и приемов использования компьютерной техники в процессе профориентационной работы;

- организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению учащейся молодежи и их трудоустройству и др.

Общеобразовательные учреждения и учреждения образования при координации усиления профориентационной работы осуществляют:

- профориентационно-значимое сопровождение трудового воспитания (кружки, профпросвещение);

- информационно-справочную и просветительскую деятельность;

- морально-эмоциональную поддержку, сотрудничество с центрами; побуждение к участию школьников и студентов в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Ярмарки профессий и т. п.);

- деятельность учащихся и студентов по созданию проектов личностного и профессионального развития, экскурсионную деятельность по изучению местных ресурсов и т. п.

Все это должно иметь единую цель: создание условий для самореализации личности в условиях территории проживания, обеспечение системы сотрудничества с центрами занятости населения;

участие школьников в ярмарках рабочих и учебных мест; семинары с работодателями.

Необходимыми мероприятиями реализации профориентационной работы являются: довузовская подготовка; информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями); профдиагностика, мониторинг профессиональных предпочтений; построение профессиональных траекторий; помощь в составлении резюме, портфолио; проведение ярмарок профессий, профессиональных мастерских, тренингов; сотрудничество с работодателями, заключение договоров; создание базы данных потенциальных работодателей для выпускников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Показателями результативно-содержательного критерия по внедрению, реализации и координации деятельности по профориентационной работе с абитуриентами, их родителями и законными представителями в деятельности вуза являются:

1. Наличие разработанной специальной системы информационного сопровождения, психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки обучающихся с инвалидностью.

2. Включенность в общественную деятельность, наличие активной жизненной позиции студентов с инвалидностью.

3. Адекватное отношение студентов с инвалидностью к педагогическим воздействиям, оказываемым преподавателями, уравновешенное психоэмоциональное состояние.

4. Позитивное отношение со стороны субъектов образовательного процесса.

5. Количество выстроенных профессиональных траекторий студентов с инвалидностью.

6. Количество подписанных договоров и соглашений о сотрудничестве с различными субъектами обучения и социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью.

Список литература

1. Федеральный Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2. Зеер Э.Ф. Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2006. -192 с.

3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия, 2010. - 496 с.

4. Студент как главное действующее лицо // Газета Гуманитарно-педагогической академии (филиал) в г.Ялта Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского Электронный ресурс. - URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/2099/02_6.pdf (дата обращения: 31.03.2017).

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнау-ки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 8.04.2017).

Л. Р. Муминова, Н. С. Мусаева

Использование картинных символов коммуникации в процессе обучения умственно отсталых учащихся начальных классов

Реформы, пронизанные духом человечности, дают высокую эффективность в дальнейшем процветании жизни народа, процветания нашей страны и обеспечения прогресса, повышение ее роли в мировом сообществе, а также в воспитании гармоничного молодого поколения. 2017 год объявлен в Узбекистане годом «Диалога с народом и интересов человека», и это служит подтверждением того, что развитие навыков общения у детей с разными возможностями, в том числе, с умственной отсталостью, будет способствовать их развитию. Это даст возможность детям с ограниченными возможностями здоровья найти свое место в жизни, социально адаптироваться.

В республике вопросы формирования познавательной, речевой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста отражены в научных исследованиях Нуркелдиевой Д.А., Хамидовой М.Р., Амирсаидовой Ш.М., Нурмухаммедовой Л.Ш., которые проведены под руководством профессора Му-миновой Л.Р. Однако в республике до сих пор не проводились исследования по изучению, активизации и формированию навыков общения умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста, не разработаны научно-теоретические и методологические аспекты этой проблемы.

В целях изучения состояния навыков общения умственно отсталых учеников младших классов специализированных школ для детей с нарушениями в умственном развитии было проведено экспериментальное исследование в 10-ти специализированных школах для детей с нарушениями интеллекта и в двух общеобразовательных школах г. Ташкента. Из общего числа обследованных 360-ти умственно отсталых учеников, у 151 ученика выявлено отсутствие речи.

В ходе исследования выявлены определенные проблемы, связанные с необходимостью удовлетворения коммуникативных потребностей, так называемых «неговорящих» умственно отсталых учащихся. Для нас значимо то, что отсутствие речи у детей значительно ухудшает качество их жизни: снижает вариативность контактов со сверстниками, учителями, родителями и родственниками; у детей возникают проблемы поведенческого спектра; они не усваивают учебные предметы, не адаптируются в социальной среде. Общение, несомненно, имеет важнейшее значение для социализации умственно отсталых лиц [1; 3]. Таким образом, требуются дальнейшие научные исследования для понимания основных закономерностей развития общения у детей с умственной отсталостью в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.