ком уровне. Дети с удовольствием выполняли упражнение, внимательно читали текст и исправляли ошибки. Дети обычной общеобразовательной школы по данной методике показали 24 % - высокий результат, 52 % - средний и 24 % - низкий.
Таким образом, внимание - это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у умственно отсталых детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
А. А. Чирков
Организация профориентационной работы в группе детей с ОВЗ и инвалидностью
Гуманизация отношений в человеческой цивилизации вызвала к жизни интеграционное и инклюзивное направления в системе образования большинства цивилизованных стран мира. Одной из проблем, с которой сталкиваются школы, реализующие инклюзивную практику, это проблема преемственности школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования.
Что посоветовать ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ребенку-инвалиду развивать в себе, чтобы успешнее влиться в современный рынок труда? Куда пойти учиться после окончания основной или старшей ступени школы? Какую профессию выбрать? Какова возможность трудоустройства? Каковы материальные возможности этой профессии?
Самостоятельный выбор профессии - ответственный процесс: от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье. Именно поэтому индивидуальная программа реабилитации инвалидов включает в себя и работу по профориентации. Эта же задача стоит и в работе с детьми, имеющими ОВЗ.
272
Чтобы определиться в проблемной ситуации выбора профессии, личности необходимо соотнести свои потребности, интересы, мечты с собственными возможностями: способностями, подготовленностью, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья и т. д.
Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, конкретной трудовой функции. Следует иметь в виду и социальноэкономические факторы, и позиции родственников. Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с жизненным самоопределением. Нередко согласование этих противоречивых позиций бывает затруднено, поэтому профессиональное самоопределение, как правило, сопровождается внутриличностными конфликтами.
Таким образом, внедрение профильного обучения, предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ - одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах.
Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация для детей с ОВЗ и инвалидностью приобретает особую актуальность, поскольку способствует решению проблем социальной адаптации этой категории обучающихся.
Назрела необходимость оптимизации профориентационной работы с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность. С ними профориентационная и профконсультационная работа должна начинаться уже на начальной ступени образования.
Содержание и методы профориентационной работы с разными категориями детей с ОВЗ различаются в зависимости от характера нарушения развития, степени его тяжести, возрастных и индивидуальных особенностей. Они отличаются по задачам и содержанию на начальной, основной и старшей ступенях школы.
На начальной ступени у учащихся общеобразовательных школ расширяются знания о мире профессий, формируется рациональная оценка нравственной и материальной сторон профессии, формируются ценностные ориентации и нравственные установки в отношении трудовой деятельности - потребность в труде, общении, достижениях.
На основной ступени школы происходит осознание своих способностей и интересов, развитие критического отношения к ним.
В это время особую актуальность приобретает работа над формированием профессионального самоопределения школьников.
Профессиональное самоопределение - это длительный и многоступенчатый процесс, который осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни человека. Он включает в себя выде-
273
ление задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс между личными предпочтениями и склонностями и существующей системой разделения труда.
В современной социально-экономической ситуации важнейшим условием профессионального самоопределения человека является его гибкость. Личность должна постоянно переосмысливать свое отношение к профессиональной деятельности, искать смысл в выбранной профессии, а также уметь уточнять и корректировать профессиональные планы и перспективы, профессиональный выбор, совершенствоваться в профессии. Быть готовым к ее смене и иному виду профессиональной деятельности (смена работы, вида и сферы деятельности и т. д.).
В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению и профессиональному выбору, которая включает в себя:
- сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания;
- осознание ценности общественного труда;
- общая ориентировка в мире профессионального труда и в социально-экономической ситуации в стране;
- осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
- понимание места профессий в социально-экономической структуре общества;
- умение соотносить общественные цели будущей профессиональной деятельности со своими идеалами, реальными возможностями;
- определение отдаленной профессиональной цели (мечты);
- согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными);
- видение себя будущим профессионалом, что означает проецирование в будущее определенной социальной позиции;
- знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
В инклюзивной образовательной организации (ОО) деятельность по профориентации детей с ОВЗ должна быть локальными актами включена в функциональные обязанности психолого-медикопедагогического консилиума. Он организует в школе службу психолого-медико-педагогического сопровождения.
Ее деятельность может быть организована на основе сетевого взаимодействия с социальными партнерами, в том числе с общественными организациями инвалидов.
274
Можно предложить следующие основные направления сопровождения.
Диагностическая работа.
В выработке рекомендаций к профессиональному выбору важно учитывать состояние умственной и физической работоспособности, состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер, развитие речи и коммуникативной компетентности. Важно для определения доступных для ребенка с ОВЗ видов труда выявить его личные интересы и склонности.
Для этого используются различного характера опросники и другие методы диагностики. Показатели, которые подлежат изучению:
- уровень готовности к выбору профессии;
- мотивы выбора будущей профессии;
- профессиональные интересы учащихся.
Изучаются ограничения трудоспособности по отношению к определенным видам труда. Например, у детей с нарушением слуха могут быть профессиональные ограничения, связанные с необходимостью использования словесной речи, при работе с опорой на слуховое восприятие, при нагрузках на вестибулярный аппарат.
При профориентации лиц с нарушениями зрения учитываются медицинские показания и противопоказания к условиям трудовой деятельности.
Просветительская работа:
На основной ступени, для формирования умений решать проблемы выбора профессии, в содержание подготовки учащихся следует вводить информационно-правовой блок. Дети с ОВЗ должны знать, что они имеют право на комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мер, помогающих им в социальной адаптации. Решаются задачи формирования знаний о развитии рынка труда, профессиональных требованиях, трудовых правах и обязанностях.
Основными ориентирами в профессиональном выборе могут служить следующие научно обоснованные факты. Для детей с нарушением зрения посильно освоить элементы технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. В том числе, им доступны изучение основ электроники, обработки различных материалов, выполнения механосборочных и электромонтажных работ, ремонт бытовой техники, кулинария. Доступны им и выращивание различных видов овощных, плодово-ягодных и декоративных растений.
Им доступно музыкальное образование, работа настройщика музыкальных инструментов, резчиков по дереву, скульпторов, преподавателей, общественных деятелей. В сельской местности это могут быть землеустроители, пчеловоды, садоводы, агрономы.
275
Возможный перечень профессий, на которые ориентируют учащихся школы слепых и слабовидящих, включает: машинопись (набор на компьютере по слепому методу), массаж, переплетные, машиносборочные, электромонтажные и картонажные работы, вязание, плетение, игру на различных музыкальных инструментах и их настройку, пение, швейные работы, раскрой тканей по шаблону, ручную обработку металла (нарезка, плавка, штамповка и др.), штамповку пластмассовых изделий, расфасовку, укладку, упаковку заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, наклейку ярлыков.
Наряду с освоением простых видов труда школьников с нарушением зрения при сохранном интеллекте ориентируют на профессии и специальности, требующие значительного уровня интеллектуального потенциала, художественных и творческих способностей - в таких сферах, как техника, наука, литература, искусство, журналистика, гуманитарные науки, а также в сферах сельскохозяйственного труда и обслуживания. Многим детям с ОВЗ доступны должности распорядителей низового звена.
Коррекционная работа:
Главная задача коррекционной работы с инвалидами и детьми с ОВЗ - обеспечить им максимально возможную самостоятельность и независимость в социальной жизни, в том числе осуществить осознанный и разумный выбор профессии. Обеспечить освоение детьми с ОВЗ доступных профессий, видов труда с учетом уровня способностей и интересов.
Для решения этой задачи осуществляется развитие сенсомоторной основы высших психических функций, развитие навыков предметно-практической деятельности, осознание профессиональных целей и путей их достижения с учетом своих возможностей и потребностей современного общества.
Консультативная работа:
Включает в том числе помощь в выборе факультатива, кружка, элективного курса, видов работы в проектной и исследовательской деятельности. В профориентационной работе необходимо использовать внеурочные формы работы, опираться на предметные и междисциплинарные программы.
Одним из каналов профориентационной работы должен стать учебный предмет «Технология». Его учебный план строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, ценностных ориентаций.
276
В содержание и технологии преподавания данного предмета следует вводить деловые игры: «Члены городского совета», «Члены совета директоров», «Купля-продажа ценных бумаг». Для принятия решения на основе представленного комплекта деловых бумаг использовать упражнения: анализ содержания программ местных СМИ о возможностях трудоустройства и др.
Таким образом, организация профориентационной работы в группе детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной школы является актуальной проблемой, нуждающейся в дальнейшем развитии.
О. С. Шипицына, Т. Н. Гирилюк
Задержка речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспекты)
На современном этапе развития логопедии актуальной является проблема поиска эффективных путей ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии детей. Это связано в первую очередь с ухудшением состояния здоровья детей и ростом рождаемости в нашей стране, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проблемы раннего вмешательства, а также отсутствием федеральной программы ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи, с другой стороны. Исследования, посвященные изучению нарушений речевого развития в младенческом и раннем возрасте, разработке методик ранней коррекционно-развивающей работы при различных речевых расстройствах, становятся все более актуальными [5].
Данные исследований в области педиатрии, детской психиатрии и неврологии, специальной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения [1-5]. Становление речи - тонкий психофизиологический процесс, который закладывается еще до рождения ребенка и зависит от многих факторов (по данным Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой): генетической программы, пола ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), физиологического развития, функционирования головного мозга, сохранности анализаторов, социальной среды, психологического контакта с матерью, достаточного для развития, общения со взрослыми и т. д. При наличии патологических факторов, негативно сказывающихся на двигательном, психическом и речевом развитии ребенка,
277