Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся'

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4221
1017
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОЕКТ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махлеева Л.В.

В статье анализируются вопросы организации профессионального самоопределения, его специфике. Автор раскрывает основные понятия темы. Рассматривает вопрос по организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования. Приведены примеры форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

16.Поройский С.В., Крайнов С.В., Попова А.Н., Фирсова И.В. Индивидуализированный подход к оценке знаний студентов-медиков как способ мониторинга учебного процесса // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - № 2 (42). - С. 6-9.

© Максаков С.А., 2016

УДК 373.6

Л.В. Махлеева

Аспирант, НИУ БелГУ г. Белгород, Российская Федерация

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье анализируются вопросы организации профессионального самоопределения, его специфике. Автор раскрывает основные понятия темы. Рассматривает вопрос по организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования. Приведены примеры форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников.

Ключевые слова

Профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профориентация, проект, рынок труда.

L. V. Mahleeva

Graduate student, NIU BelGU Belgorod, Russian Federation

ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

Abstract

The article analyzes in article questions of the organization of a vocational self-determination, its specifics are analyzed. The author opens the basic concepts of a subject. Considers a question on the organization of сareer guidance in establishment of additional education. Examples of forms and methods of work on vocational guidance of the senior school students are given.

Keywords

Vocational self-determination, vocational training, career guidance, project, labor market.

Современное образовательное учреждение становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней возрастающие требования. Изменения в современном мире происходят ежечасно, ежеминутно и прежде всего, касаются образования, которое выполняет социальный заказ общества по формированию молодой личности [6, c.89].

В последние годы значительно возрос интерес исследователей к проблеме профессионального и других видов самоопределения личности. Тем более, что по данным исследования Всероссийского научно -практического центра профориентации и психологической поддержки населения у большинства подростков наблюдается низкая потребность в профессиональном самоопределении, в выявлении своих способностей, склонностей, интересов. Многие из них не имеют ясной жизненной перспективы. У подростков практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения: о себе, о мире профессий, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях. Соответственно, у

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

большинства обучающихся, в том числе старшеклассников, отсутствуют умения проектирования жизненных стратегий [7, с.38].

В изменившихся экономических условиях необходимо помочь всем школьникам, особенно старшеклассникам познать себя: свои способности и возможности, научить их разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с требованиями рынка труда, то есть соответствовать социальному заказу, быть конкурентоспособным [2, с.165].

Современный рынок труда сегодня предъявляет новые требования к персоналу:

S инициативность;

S высокий уровень профессионализма;

S повышенная адаптивность к новым и изменяющимся условиям труда;

S ответственность за результаты своей работы;

S открытость новым технологическим решениям;

S генерация лидерства на различных уровнях.

По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Для решения этих непростых задач обучающиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, о своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что содержание образования «...должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [10, с.52].

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования указывается на то, что обучающимся основной школы важно ориентироваться в мире профессий и профессиональных представлений [11]. Профессиональная ориентация является одной из основных задач в деятельности образовательных учреждений всех типов.

В Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года говорится о необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Необходимо чтобы современный ученик мог быть конкурентоспособным на рынке труда. Это может быть в том случае, если он правильно сделал свой профессиональный выбор [3, с.21].

Профессиональному самоопределению личности содействует профессиональная ориентация.

Профориентация - это научно обоснованная система социально - экономических, психолого-педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по оказанию молодёжи личностно - ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно - воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодёжи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодёжи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору профессии).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Медико - физиологический аспект ставит задачу разработки критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья. А также включает требования, которые предъявляет профессия к личности кандидата [6, c.23].

Профессиональная ориентация молодежи является многоуровневой системой, в структуре которой можно выделить: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиография, профессиональная адаптация.

Основное содержание профориентационной работы с учащимися составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии [2, c.138].

Основное содержание профориентационной работы с учащимися в дополнительном образовании составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Дополнительное образование в Центре технического творчества и профессионального обучения, развиваясь, как составная часть системы непрерывного общего и дополнительного образования округа, организует свою деятельность в двух направлениях: учебно-воспитательная и организация массовых мероприятий. Учебно-воспитательная деятельность осуществляется путем реализации дополнительных общеразвивающих программ технической и художественной направленностей.

Объединения технической направленности обладают широкими возможностями подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям. На занятиях в объединениях обучающиеся решают конструкторские и технологические задачи, выполняют несложные технические расчеты, что способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Занимаясь автомоделированием, учащиеся знакомятся с марками автомобилей, с общим устройством автомобиля, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов. Автомоделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по настоящему полюбить автомодельное дело, помогает решить вопрос о выборе будущей профессии: инженер-конструктор, инженер-механик, слесарь по ремонту автомобилей. В век компьютеров и Интернета вполне естественно стремление ребят попробовать себя в программировании, в создании интернет-проектов.

Занимаясь в объединениях «Архитектурное творчество», «Дизайн», «Инфознайка» учащиеся создают трёхмерные проекты зданий, улиц, городов и осваивают сложные программы. Занятия в этих кружках ориентирует их на выбор таких профессий как программист, дизайнер, архитектор, конструктор.

Участие в массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку учащихся на выбор возможной профессии.

Согласно Федерального закона «Об образовании в РФ» статья 23 пункт 4(5) «Организации профессионального образования вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения, если это не является основной целью их деятельности» [10, c.24]. В Центре технического творчества и профессионального обучения реализуются программы профессионального обучения. Образовательная деятельность Центра направлена на:

S формирование творческих способностей учащихся;

S формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

S профессиональную ориентацию и профессионального самоопределения учащихся;

S создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;

S социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

S формирование общей культуры личности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Целью данного направления образовательной деятельности является формирование профессионального самоопределения личности как фактора адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Профориентация - это целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса. В нашем Центре эта деятельность организована по следующим направлениям:

Информационно-просветительское направление

Цель этого направления - создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, в том числе востребованных на рынке труда нашего региона. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление

Это направление реализуется в двух аспектах:

V самопознание, исследование обучающимся своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

V оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

Консультационное направление

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора).

Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспекты.

Обучающее (или формирующее).

В рамках этого направления оптант воспринимается как носитель общих компетенций, которые ориентированы на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности.

Так же, формирование ключевых компетентностей школьника: социальной компетентности: способности действовать в социуме с учётом позиций других людей, коммуникативной компетентности: способности школьников вступать в коммуникацию с целью быть понятым, подготовка волонтеров детских общественных объединений в полевых условиях.

Профориентационная работа в образовательной деятельности нашего Центра осуществляется как на уроке при реализации программ профессиональной подготовки, так и в объединениях по интересам. На занятиях педагоги формируют ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии, информируют учащихся о путях овладения избранными профессиями; раскрывают их социальные, экономические и психологические стороны, формируя умения анализировать мир профессий, анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

Широко используются разнообразные формы и методы профориентационной работы:

V индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;

V семейное консультирование по вопросам самоопределения детей;

V классные часы с представителями разных профессий и руководителями профессиональных организаций;

V недели труда и профессиональной ориентации;

V тематические экскурсии на производственные предприятия;

V ярмарки вакансий учебных и рабочих мест;

V встречи с представителями Центра занятости населения;

V мастер-классы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной

направленности учащихся, сюда относятся: анкетирование, тестирование, беседы с участниками

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

образовательного процесса. На основании диагностических данных строится дальнейшая работа педагогов с обучающимися и их родителями.

Наше учреждение является самым крупным ресурсным центром по профессиональному обучению в Старооскольском городском округе. В настоящее время мы реализуем 14 программ профессиональной подготовки разных профилей. В новом учебном году на 43% расширен спектр преподаваемых в МБУ ДО «ЦТТ и ПО» рабочих профессий, востребованных на рынке труда нашего региона. С каждым годом возрастает количество учащихся, обучающихся по программам профессиональной подготовки. При осуществлении образовательной деятельности по реализации программ профессионального обучения успешно осуществляется профессиональное самоопределение старшеклассников во время производственной практики, организуемой на производственных предприятиях с различной формой собственности, для получения начальных профессиональных умений, ознакомление с основами будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем.

Важное место в системе профориентации является активное взаимодействие Центра с профессиональными образовательными организациями, расположенными на территории Старооскольского городского округа. С 2015 года апробирована сетевая форма реализации образовательных программ. В рамках данной работы заключены договоры между Центром и профессиональными образовательными учреждениями.

Наряду с тесным взаимодействием с общеобразовательными и профессиональными учреждениями, наш Центр так же успешно сотрудничает и с общественными организациями города: Старооскольская школа ДОСААФ России, Управление по делам ГО и ЧС города Старый Оскол.

В деятельности Центра нами широко применяется проектный метод. С целью активизации профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей и перспективы увеличить процент поступления учащихся уровней основного общего и среднего общего образования на инженерно-технические специальности наш Центр участвует в реализации муниципального проекта «Создание Центра политехнического образования». Тесно взаимодействует с городским центром занятости населения.

С целью ориентирования обучающихся старших классов на получение специальностей, востребованных в горно-рудной промышленности, ведущей отраслью нашего региона, наше учреждение участвует в реализации муниципального проекта «Создание на базе общеобразовательных учреждений города модели профессиональной ориентации учащихся на получение специальностей, востребованных в горно-рудной промышленности».

Так же в рамках нашего учреждения разработана и апробируется годичная программа по профориентации «Мой выбор», целью которой является, прежде всего, ознакомление подростков с информацией о ведущих предприятиях города, востребованных в нашем регионе, создание условий для более успешной их социализации в дальнейшем. А так же приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.

С целью вовлечения учащихся, отдыхающих в детском загородном оздоровительном лагере «Лесная поляна», являющемся нашим структурным подразделением, в летний период текущего года в рамках муниципального проекта «Создание Полигона технического творчества» была организована работа профильных смен: техническая смена под названием «Путешествие в техноград», профориентационная смена «Путешествие в Страну профессий». Основной целью профильных смен являлось профессиональная ориентация воспитанников, подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору.

В основу содержания профориентационной смены было положено изучение различных профессий на Стойленском горно-обогатительном комбинате, через реализацию детских проектов. В смене была проведена экскурсия на Стойленский горно-обогатительный комбинат, где дети познакомились с горнорудной промышленностью. Были организованы встречи с молодыми специалистами и молодыми рабочими. За кубок СГОКа в рамках Лагерной Спартакиады было проведено первенство по: шашкам, футболу, волейболу, пионерболу и настольному теннису. Проводились анкетирования и тестирования, ориентированные на выбор профессии, беседа «Мой выбор-СГОК», конкурс рисунков на асфальте

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

«Профессия, которую я выбираю». В лагере была создана выставка «Славное прошлое, железное будущее», посвященная СГОКу.

Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию.

В перспективе у нас создание единой модели организации профессиональной ориентации в рамках нашего учреждения с тесным взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнерами.

Список использованной литературы:

1. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании. М.: Юрайт, 2009. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 256с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996.

4. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. - М., 1996.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. - 1997. - № 4..

7. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1997.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996.

9. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2013.304 с.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2014. 134 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф./, свободный. - Загл. с экрана.

© Махлеева Л.В., 2016

УДК 372.8; 535

Л.З. Ризванова

Студентка 4 курса факультета математики и естественных наук Елабужского института ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Г. Елабуга, Российская Федерация

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ НА ИСТОРИКО-

БИОГРАФИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования культуры будущего учителя физики путем изучения историко-биографических сведений в курсе физики. На примере изучения одной из тем раздела «Квантовая физика» раскрываются возможности использования биографического метода.

Ключевые слова Культура, учитель, история физики, биографические сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.