УДК 371
В. Г. Якимов
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
У ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Рассматривается проблема профессионального самоопределения школьников в современных социальноэкономических условиях. Представлена модель формирования у школьников компетенции полипрофессио-нального ориентирования в условиях ресурсного центра.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, компетенция, компетентность, полипрофессио-налъное ориентирование, модель.
В условиях быстро меняющегося общества, где самым эффективным является человеческий ресурс, вопрос выбора профессиональной стратегии для человека приобретает ключевое значение. Получая образование, человек должен научиться ориентироваться в сложных проблемах современной жизни, решать задачи, связанные с реализацией определенных социальных ролей, выбора профессиональной траектории своей жизни, быть готовым менять сферы и способы своей деятельности. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Эти позиции нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года, где «важнейший желаемый результат в области образования определен как подготовка молодежи, обладающей следующими качествами:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке» [1].
В этом контексте работа по профессиональной ориентации школьников, долгие годы являвшаяся важнейшим направлением деятельности общеобразовательной школы, должна претерпеть существенные изменения. Основной функцией системы профориентации становится формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, социальных установок и потреб-
ностей старшеклассников на вхождение в профессиональную сферу и осознание необходимости продолжения «образования через всю жизнь».
Первичное профессиональное самоопределение в современной школе реализуется в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования профильное обучение рассматривается как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2].
Надо отметить, что в последнее десятилетие происходит активная переориентация оценки результатов образования с позиции «знаний, умений, навыков» на сформированность «компетенций» и «компетентностей» учащихся. Проблема описания компетенций и процесса их формирования разрабатывается как в рамках профессионального образования (А. Шелтон, Дж. Равен, В. И. Байденко, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), так и применительно к общему образованию (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Г. К. Селев-ко, В. Д. Шадриков и др.). На сегодняшний день нет единого подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Зачастую авторы либо отождествляют их, либо проводят терминологическое различие, выделяя при этом близкие компоненты в структуре обоих понятий.
Теоретический анализ литературы [3-7] показал, что компетенции (компетентности) представляют собой многомерное системное целое. Компе-тентностный подход к формированию содержания образования, не отрицая важности фундаментальных знаний, предполагает усиление практической направленности образования, поэтому его можно рассматривать как синтез знаниевого, деятельностного и личностно ориентированного подходов. При таком подходе специфика педагогических
целей состоит в том, что они формулируются с точки зрения результатов деятельности обучаемого в процессе усвоения им определенного социального опыта, а уровень достижения учащихся определяется их способностью самостоятельно решать проблемы различной сложности в различных сферах и видах деятельности на основе собственного опыта.
Применительно к проблеме профессионального самоопределения необходимо развивать такие компетенции учащихся, которые позволят им самостоятельно ориентироваться и эффективно действовать в дальнейшем в ситуациях, связанных с выбором профессии и дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, в настоящее время профессиональное ориентирование из аспекта сопровождения образования становится его приоритетной целью.
В исследовании ставилась задача определить содержание и структуру компетенций, необходимых для успешного профессионального самоопределения школьников. Авторы придерживаются позиции В. Д. Шадрикова, согласно которой «компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью», а компетентность - приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи, т. е. «компетентность относится к субъекту деятельности» [7, с. 15]. Будучи освоена личностью, компетенция актуализируется как компетентность. Здесь уже необходимо учитывать индивидуальные, психологические и интеллектуальные особенности личности. Компетенция является интерсубъективной характеристикой деятельности людей. Компетентность характеризует субъекта, освоившего определенную компетенцию. В этом ключе компетенцию можно рассматривать как некую идеальную модель деятельности учащегося, его способность применять знания, умения, навыки и личностные качества в различных проблемных ситуациях, а компетентность - это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в какой-либо деятельности. В данном исследовании авторы пришли к выводу о необходимости формирования компетенции полипрофесси-онального ориентирования.
Компетенция полипрофессионального ориентирования представляет собой интегрированную компетенцию, усвоение которой предполагает владение учащимся определенным набором базовых знаний, умений, навыков в широком спектре профессиональных областей, психологическую готовность мобильно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессии, осознание необходимости непрерывного обучения. Являясь сложным личностно-поведенческим конструктом, данная компетенция включает в себя опыт решения соци-
альных проблем, требующих рефлексии своей социально-профессиональной деятельности, построения образа будущего образования как важнейшей жизненной ценности. Структура компетенции по-липрофессионального ориентирования подробно рассмотрена в статье В. Г. Якимова [8].
Для реализации формирования компетенции полипрофессионального ориентирования школьников был проведен предварительный анализ опыта организации профильного обучения в муниципальных школах г. Вологды и области, который выявил ряд недостатков:
- в рамках одной школы формируются, как правило, не более двух-трех профилей обучения;
- программы реализации обучения не предусматривают «горизонтальной мобильности», т. е. для учащихся практически нет возможности смены профиля;
- большая часть элективных курсов в школах -это предметно ориентированные курсы (свыше 80 % от всех программ), и только около 20 % межпредметные (ориентационные, общекультурные) курсы;
- достаточно сложно организовать разнообразные социальные практики и профессиональные пробы с участием всех заинтересованных структур.
Указанные факторы ограничивают возможности профессионального ориентирования учащихся, что негативно влияет на их дальнейшее профессиональное самоопределение. Более гибкими и эффективными являются сетевые модели организации профильного образования. Поэтому для реализации модели формирования компетенции поли-профессионального ориентирования было выбрано муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» (МУК), функционирующее в г. Вологде с 1985 г., где в настоящее время обучается более 1 тыс. человек из 22 школ города и на базе которого организован ресурсный центр профессиональной ориентации. В отличие от общеобразовательного учреждения (школы) ресурсный центр имеет больше возможностей по организации комплексного развития профессионального самоопределения школьников, позволяет осуществить «интеграцию общего и профессионального образования на различных уровнях образования» [9, с. 11].
В условиях МУК осуществляется образовательная деятельность профильного (10-11-е классы) и предпрофильного (8-9-е классы) характера, причем формирование содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где предусмотрена специализация в одной из образовательных областей. Таким образом, в рамках каждого отдельного профиля возможна за счет
разнообразных элективных курсов и социальных практик дополнительная внутрипрофильная специализация. Более 25 профессиональных проб (инспектор ДПС ГИБДД, продавец непродовольственных товаров, слесарь по ремонту автомобилей, пожарный-спасатель, агент по снабжению и сбыту, повар, парикмахер, секретарь, юрист, нотариус, воспитатель, архитектура и дизайн, младшая сестра милосердия, оператор ЭВМ и др.), разработанных педагогами в разное время с учетом запросов школьников, их родителей, администрации школ, позволяют реализовать потребности школьников в информации по профессиональному самоопределению и обеспечить личностно ориентированный подход в процессе обучения.
В функции ресурсного центра образования и профессиональной ориентации входит:
- планирование и анализ системы городских профориентационных мероприятий;
- организация информационно-методического обеспечения (поддержки) учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования (выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств профориентации; концентрация и распространение передового опыта);
- организация городских профориентационных мероприятий и групповых профориентационных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста;
- обеспечение информационно-консультационной поддержки обучающимся, воспитанникам и их родителям, педагогическим работникам в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута;
- содействие развитию системы профориентационной работы в образовательных учреждениях, организация информационно-методического сопровождения педагогических работников образовательных учреждений города (семинары, круглые столы, брифинги, совещания, групповые и индивидуальные консультации);
- организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению детей и учащейся молодежи.
При таком подходе организации профильного и предпрофильного обучения появляется возможность:
- осуществлять информационную подготовку в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- реализовать «горизонтальную мобильность» учащихся в рамках различных элективных курсов по широкому спектру профессиональной деятельности;
- организовать разнообразные социальные практики и профессиональные пробы;
- сформировать ценностные ориентации в области профессиональной сферы их дальнейшей деятельности, реализации построения индивидуальной образовательной траектории учащихся;
- осуществлять полипрофессиональное ориентирование школьников с включением в процесс обучения всех заинтересованных структур.
Таким образом, можно выделить следующие особенности организации процесса формирования полипрофессионального ориентирования школьников:
- сетевая модель организации профильного обучения;
- ориентация на непрерывное образование и современный рынок труда, требующий профессиональной мобильности;
- ориентация на индивидуальную образовательную траекторию учащихся.
При рассмотрении вопроса формирования компетенции полипрофессионального ориентирования у школьников в ресурсном центре были определены следующие теоретические позиции, положенные в основу исследования:
- в центре образовательного процесса - школьник, профессиональное самоопределение которого происходит в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательной и профориентационной деятельности на территории города;
- формирование компетенции полипрофессио-нального ориентирования школьника осуществляется в процессе деятельности, где школьник выступает ее активным субъектом;
- школьник со сформированной компетенцией полипрофессионального ориентирования характеризуется способностью осознанного выбора дальнейшей индивидуальной образовательной траектории, правильно осознает возможности и оценивает свои способности, умеет управлять собой, ставить цели своего непрерывного развития и совершенствования, ориентируется в основных трендах социально-экономического развития общества, современных потребностях рынка труда.
Под моделью формирования у школьников компетенции полипрофессионального ориентирования следует понимать представление целостного педагогического процесса, в котором совокупность системного, деятельностного, личностно ориентированного, ценностно ориентированного и компе-тентностного подходов обучения направлена на приобретение интегрированной компетенции по-липрофессионального ориентирования. Основой создаваемой модели полипрофессионального ориентирования школьников является формирование компетентной личности учащегося, способного сделать самостоятельный рациональный выбор сферы профессиональной деятельности, составить личностный профессиональный план, опираясь на
свои интересы, способности, возможности, учитывая потребности рынка труда, готовность к постоянному обучению и переобучению. Таким образом, содержание и процесс обучения в ресурсном центре должны быть направлены на формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы, осознание особенности современного общества, основных трендов его развития, позиционирования себя в поле профессиональной деятельности, выработку психологической готовности к работе в условиях неопределенности, быстро меняющихся условий труда и жизни.
Разработанная модель рассматривается авторами с позиции системного подхода как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на четыре блока (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный), которые обеспечивают эффективность формирования компетенции полипрофессионального ориентирования у школьников.
Целевой блок модели включает стратегическую цель, представляющую собой характеристику социального заказа на подготовку ученика к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории через формирование компетенции полипро-фессионального ориентирования школьников как условия успешного профильного самоопределения учащихся. Теоретико-методологической основой ее реализации выступают подходы: системный (позволяющий решать проблему формирования компетенции полипрофессионального ориентирования через взаимодействие всех субъектов образовательной и профориентационной деятельности на территории города), деятельностный (способствующий формированию у учащихся активного отношения к приобретению теоретических знаний и практических умений), личностно ориентированный (направленный на овладение школьником системой знаний о развитии своих способностей и мотивации как компонентов профессионально значимых личностных качеств, необходимых для выбора дальнейшей индивидуальной образовательной траектории), ценностно ориентированный подход (согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношению к миру, деятельности) и компе-тентностный (способствующий развитию как ключевых образовательных компетенций, так и компетенции полипрофессионального ориентирования) и принципы: целостности и системности; практико
ориентированности; интеграции; гибкости; социального партнерства.
Цель конкретизирована реализацией и выполнением следующих задач:
1. Создать педагогические условия в образовательной среде ресурсного центра для формирования у школьников компетенции полипрофессионального ориентирования.
2. Организовать эффективное взаимодействие различных субъектов педагогического процесса по формированию у школьников компетенции поли-профессионального ориентирования на базе ресурсного центра.
3. Стимулировать учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Предложенная модель позволяет выделить следующие функции процесса формирования компетенции полипрофессионального ориентирования школьников в ресурсном центре:
- образовательную, формирующую у учащихся систему знаний о мире, социуме, о своих способностях, о фундаментальных закономерностях их развития. Она предполагает реализацию школьником возможности выявить свое отношение к различным видам профессиональной деятельности (в рамках имеющихся профилей обучения), познать свои профессионально значимые качества (профессиональные пробы), уточнить выбор направления профессионального обучения за счет элективных курсов и в конечном счете расширить мировоззренческие представления учащихся;
- мотивирующую, направленную на осознание учащимися значимости профессиональной деятельности, овладение навыками ориентирования на рынке труда и профессий, учета своих способностей, потребностей, ценностей, идеалов и интересов, которые способствуют осознанному выбору такой сферы деятельности, которая в значительной степени обеспечит их самореализацию;
- развивающую, способствующую формированию человека как личности и подготовке его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации;
- диагностическую, направленную на выявление у обучающихся предрасположенности к определенным видам деятельности, готовности к осознанному и самостоятельному профессиональному самоопределению. Она позволяет учащимся осознать и оценить свои профессионально значимые качества (темпераментные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы выбора профессии, развитие операций мышления и т. д.);
- организационную, направленную на реализацию педагогических условий формирования компетенции полипрофессионального ориентирования школьников в ресурсном центре. Она способствует
определению оптимального соответствия между личностью и выбираемой профессиональной сферой, развитию таких качеств, как мобильность и возможность адаптации к новым изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Содержательный блок представлен системой педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования разработанной модели процесса формирования компетенции полипро-фессионального ориентирования школьников: мотивационно-ценностное обеспечение процесса формирования у школьников компетенции поли-профессионального ориентирования возникает на основе их устойчивого интереса и мотивации к будущей профессиональной деятельности; создание целостной системы взаимодействия всех субъектов профориентационной работы на территории города; организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростка, способствующей его саморазвитию и самореализации; разработка программно-методического обеспечения процесса формирования у школьников компетенции полипрофессионального ориентирования в ресурсном центре.
Организационно-деятельностный блок характеризуется совокупностью методов, форм и средств формирования компетенции полипрофессиональ-ного ориентирования учащихся, реализуемых через систему разработанных элективных курсов, кружков, профессиональных проб по различным направлениям, психологических тренингов, через проектную деятельность, участие в различных социальных и профессиональных конкурсах.
В соответствии с поставленной целью процесс формирования компетенции полипрофессиональ-ного ориентирования школьников в ресурсном центре рассматривается как специфический вид учебной деятельности, направленный на самого обучаемого с целью развития и формирования его личностных качеств и потребностей, необходимых для осознанного выбора своей образовательной и профессиональной траектории. Данную деятельность составляют мотивационно-волевой, когнитивный, ценностно-смысловой и деятельностнопрактический компоненты.
Мотивационно-волевой компонент характеризует наличие у школьника таких мотивов, как интерес к образованию, к себе как к будущему специалисту, к будущей профессиональной деятельности; самораскрытие и самовыражение, обусловленные потребностями личности; самосознание личности (уверенность в своих силах, в обладании достаточным творческим потенциалом и т. п.). Данный компонент призван формировать у школьника мотивацию к будущей профессиональной деятельности, понимание смысла этой деятельности и своего места в ней.
Когнитивный компонент направлен на формирование у школьников социальных и профессиональных знаний и умений, способности и готовности к постоянному расширению кругозора, овладение разными видами познавательной деятельности, умения осмысленно делать выбор, умения применения полученных знаний на практике в нестандартной ситуации.
Ценностно-смысловой компонент формирует способность к расстановке приоритетов, понимание перспективы личностно-профессионального роста, развивает чувство социальной ответственности, осознание ценности трудовой деятельности.
Деятельностно-практический компонент предполагает соотнесение своих возможностей и способностей к данному виду деятельности, готовность гибко реагировать на происходящие изменения в социально-трудовой сфере, способность планировать путь своего профессионального образования, свою профессиональную карьеру, способность к взаимодействию с другими членами общества.
Оценочно-результативный блок предполагает наличие конкретных результатов деятельности по формированию компетенции полипрофессиональ-ного ориентирования школьников. Для определения уровня сформированности компетенции поли-профессионального ориентирования учащихся разработана система критериев и показателей.
Мотивационно-волевой критерий измерялся уровнем развития отношения школьников к образованию, к себе как к будущему специалисту, к будущей профессиональной деятельности; глубиной и устойчивостью познавательных интересов в профессиональной сфере.
Когнитивный критерий определялся показателями сформированности социальных и профессиональных знаний и умений, способностью и готовностью к постоянному расширению кругозора, владением разными видами познавательной деятельности и способами перекодировки информации. Его определяли через уровень актуальных знаний школьников по профильным предметам, через умения осмысленно делать выбор, умения применения полученных знаний на практике в нестандартной ситуации.
Ценностно-смысловой критерий определялся показателями сформированности способности к расстановке приоритетов, понимания перспективы личностно-профессионального роста, развитие чувства социальной ответственности, осознание ценности трудовой деятельности. Его определяли через уровень развития умений саморегуляции, самооценки и самоанализа.
Деятельностно-практический критерий определялся через такие показатели, как способность к оптимальному позиционированию себя в профессио-
нальном поле, соотнесение своих возможностей и способностей к данному виду деятельности, готовность гибко реагировать на происходящие изменения в социально-трудовой сфере, способность планировать путь своего профессионального образования, свою профессиональную карьеру, способность к взаимодействию с другими членами общества.
Уровень сформированности компетенции поли-профессионального ориентирования определяет качество и уровень готовности школьников к осознанному выбору профиля обучения, к профессиональной деятельности, выражающейся в характере труда, способности в разных условиях находить рациональное решение возникшей проблемы, производить рефлексию выбранного способа решения поставленной задачи.
Представленная модель позволяет сформировать у школьников необходимую в современных условиях компетенцию полипрофессионального ориентирования, которая актуализируется как выбор школьника определенной образовательной области или множества областей, в рамках которых будет проходить его дальнейшее профессиональное развитие. Реализация предложенной модели на базе ресурсного центра способствует выработке психологической готовности учащихся к непрерывному обучению и образованию в течение всей жизни. Выбирая профессионально-образовательный маршрут, выпускник школы должен выбрать и выстроить модель своего непрерывного образования, индивидуальную систему самоорганизации в образовательно-профессиональном пространстве.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года . URL: http://правительство . рф/gov/results/17449
2 . Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании . 2002 . № 7 .
3 . Зимняя И . А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании . М . : Исследова-
тельский центр проблем качества подготовки специалистов . 2004. С . 9-10 .
4 . Кузьминов Я . И . Образование в России . Что мы можем сделать?// Вопросы образования . 2004. № 1. С . 5-32 .
5 . Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование . 2004. № 4 . С . 136-144.
6 . Хуторской А. В . Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование .
2003. № 5 . С . 58-64.
7 . Шадриков В . Д . Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестн . Ярославского гос . ун-та
им . П . Г. Демидова . Сер . «Психология» . 2006 . № 1. С . 15-21.
8 . Якимов В . Г . Полипрофессиональное ориентирование как компетенция XXI века // Вестн . Костром . гос . ун-та им . Некрасова . 2012 . Т . 18,
№ 2 .С .8-11.
9 . Копытов А . Д ., Востриков А. А. О процессе образования как социальной технологии // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Peda-
gogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 2 . С . 9-11.
Якимов В. Г, аспирант, директор.
Вологодский государственный педагогический университет.
Ул. С. Орлова, 6, Вологда, Россия, 160004.
Вологодский государственный технический университет.
Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.09.2012.
V G. Yakimov
STUDENTS’ POLYPROFESSIONAL ORIENTATION COMPETENCE FORMATION MODEL ON THE BASIS OF THE RESOURCE CENTER
The article deals with the problem of the professional self-determination of students in the modem social and economic environment. Students’ polyprofessional orientation competence formation model on the basis of resource centre is presented.
Key words: professional self-determination, competence, competence, polyprofessional orientation, model.
Vologda State Pedagogical University.
Ul. S. Orlova, 6, Vologda, Russia, 160004.
Vologda State Technical University.
Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160000.
E-mail: [email protected]