Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация в условиях полипрофессионализма деятельности'

Профессиональная ориентация в условиях полипрофессионализма деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЛИПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С.

В статье раскрывается актуальная проблема профессиональной ориентации в условиях полипрофессионализма деятельности. Раскрыты понятия «полипрофессионализм», «полипрофессиональная подготовка». Рассмотрены тенденции, обосновывающие актуальность и потребность трансформации профориентационной работы со школьниками в полипрофориентационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация в условиях полипрофессионализма деятельности»

УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Верниенко, Е.С. Кузьменко,

Российский государственный социальный университет, г. Пятигорск

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема профессиональной ориентации в условиях полипрофессионализма деятельности. Раскрыты понятия «полипрофессионализм», «полипрофессиональная подготовка». Рассмотрены тенденции, обосновывающие актуальность и потребность трансформации профориентационной работы со школьниками в

полипрофориентационную деятельность.

Ключевые слова: полипрофессионализм, полипрофориентационная деятельность, программа полипрофессионального становления, глобальные тенденции.

Трансформация существующей системы профориентационной работы, как условия обеспечения организационных изменений, как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, предполагает реализацию полипрофориентационного подхода в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению [3, с. 125].

Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, реализация Государственной программы «Развитие образования» на 2013 -2020 гг. и плана мероприятий «дорожной карты» актуализировали проблему полипрофессионализма деятельности.

Полипрофессионализм определяется как функциональная система взаимодействия подсистем (профессиональных областей деятельностей) и включает следующие виды: творческий, нетворческий; внутридисциплинарный, междисциплинарный; взаимосодействующий, эклектический, антагонистический.

Полипрофессионализм это не смесь знаний умений и навыков, а в первую очередь функциональная система взаимодействия различных отраслей профессиональной деятельности, подсистем [3, с. 127]. Под системой понимается совокупность личностных характеристик, необходимых для эффективного выполнения труда в различных отраслях профессиональной деятельности.

Исходя из этого, полипрофессиональная подготовка специалиста - это процесс многоуровневого взаимодействия обучающих и обучающихся с целью овладения вершинами различных профессиональных деятельностей. По-

липрофессиональная подготовка специалиста в конечном итоге предполагает его совершенствование, достижение акме-вершин полипрофессионального развития.

В настоящее время существует потребность в продуктивных специалистах, осуществляющих научный трансфер идей в профессиональной деятельности. В связи с этим актуальной является разработка программы полипрофессионального становления. Этап профориентации имеет первостепенное значение в становлении будущего специалиста как полипрофессионала [1, с. 52].

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.

Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Рассмотрим тенденций, обосновывающие актуальность и потребность трансформации профориентационной работы со школьниками в полипрофориентационную деятельность.

Первостепенное значение имеют глобальные тенденции, к ним относятся:

- разобщение, обезличивание и бюрократизация труда и социальных отношений;

- возрастание роли психологического, личностного факта, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоёмкости труда, усиление ноосферного влияния совокупной деятельности человечества;

- кризис компетентности современных людей - главное звено в цепи кризизсных явлений и проблем;

- ориентация мирового сообщества на устойчивое развитие, предполагающая реализацию принципа образования через всю жизнь.

Социально-профессиональные тенденции заключаются в смене монопрофессионализма на полипрофессионализм и становление экономики и общества, основанного на знаниях, в котором, согласно Лиссабонской стратегии, профессиональной ориентации оптантов отводится одна из ведущих ролей; конвергенции труда (соединение профессий, ведущее к полипрофессионализму) и постоянное изменение, связанное с глобализованным контекстом и техническим прогрессом; основными критериями престижа личности становятся профессионализм, компетентность, уровень власти и контроля, полипрофессиональный вид деятельности, уровень образования и собственность; усиливающееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Рассмотрим ценностно-ориентационные тенденции. К ним относится дискредитация нравственных ценностей, происходящая в современном обществе. Неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

Психолого-педагогические тенденции заключаются в низком уровне готовности выпускников школ к осознанному выбору профессии. Так, по результатам проведенного нами исследования (выборка составила 327 учащихся одиннадцатого класса средних общеобразовательных школ) лишь 26,7% выпускников готовы к выбору профессии и аргументируют свой выбор. Следует также отметить низкий уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы с выпускниками школ в условиях смены монопрофессионализма на полипрофессионализм.

Информационные тенденции включают в себя недостаточный уровень информатизации многих общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;

Управленческие тенденции заключаются в увеличении количества коммерческих вузов, которые открывают факультеты по подготовке специалистов престижных специальностей. Эти учебные заведения, как правило, ориентированы не на потребности рынка, а на желания выпускников.

Таким образом, существует необходимость целенаправленной систематизированной профориентационной работы в рамках полипрофессионального становления будущего специалиста.

Библиографический список

1. Верниенко Л.В. Акмеологическое сопровождение полипрофессионализма будущего специалиста // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 51-52.

2. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С. Межпредметная интеграция как основа развития полипрофессионализма будущих специалистов// Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сборник материалов 7-й международной научнопрактической конференции. - Махачкала. 2014. С. 72-74.

3. Пачина Н.Н. Профессиологическая компетентность: стратегия развития // Акмеология специальный выпуск № 2 по материалам 7 Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». Москва 1 -15 июня 2012 г. - М., 2012. - С. 125-126

4. Луцевич, Л.В. Концептуальные основы трансформации профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью / Л.В.Луцевич // «Юраванне у адукацы». - 2011. -№10. - С. 21 -27.

5. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.