Научная статья на тему 'Идеи полипрофессионализма в психолого-акмеологических исследованиях'

Идеи полипрофессионализма в психолого-акмеологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / MULTIPROFESSIONAL COMPETENCE / СЛОЖНЫЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPLEX MULTI-FUNCTIONAL ACTIVITIES / MULTIPROFESSIONAL PROFILE / MULTIPROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Посохова Анастасия Владиславовна

Авторы статьи отмечают заметную в настоящее время тенденцию к усложнению многих видов профессиональной деятельности, которые требуют не какой-то одной профессиональной компетенции, а разных по своему содержанию профессиональных компетенций. При этом сложные виды профессиональной деятельности имеют профессиональный статус деятельности так называемого полипрофессионального профиля и требуют формирования пространства компетентностей, которое называется полипрофессиональной компетентностью. К таким видам сложной деятельности относят управленческую и предпринимательскую деятельность, полипрофессиональная компетентность которых состоит из следующих видов компетентности: собственно профессиональной, управленческой, экономической, правовой, кадроведческой, психологической, акмеологической компетентности в сфере РR-взаимодействий и др. В сложных видах деятельности полипрофессионального профиля важны и так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с главными направлениями или функциями сложной деятельности а также соответствующими компетентностями. Авторы обращают внимание на то, что поликомпетентностное содержание сложных видов профессиональной деятельности заставляет по-новому решать проблему профессионализма субъектов этой деятельности. Становится очевидным, что акмеологическая идеология монопрофессионализма нуждается в существенном уточнении и развитии для формирования и развития профессионализма субъектов сложных поликомпетентных видов деятельности. Исследования рассматриваемой проблемы позволили высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится лишь к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной деятельности, где каждый вид профессионализма является подсистемой общей системы полипрофессионализма. Исходя из современного понимания категории «профессионализм», можно утверждать, что это понятие следует рассматривать в единстве его главных составляющих полипрофессионализма деятельности и полипрофессионализма личности, составляющих единую систему. Проведенные психолого-акмеологические исследования позволили обосновать важнейшие понятия проблемы полипрофессионализма. В частности, полипрофессионализм деятельности следует понимать как обобщенное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, проявляющееся в следующем: высокий уровень полипрофессиональной компетентности и полипрофессиональной квалификации; разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, соответствующих полипрофессиональной компетентности; совершенное владение современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих компетенциям; высокая стабильная результативность деятельности; устойчивая тенденция повышения результативности. Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию. Авторы статьи предлагают рассматривать полипрофессионализм личности как обобщенное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, проявляющееся: в высоком уровне развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности; высоком уровне развития акмеологических инвариантов профессионализма; креативности личности и деятельности; высоком осознанном уровне профессиональных и личностных притязаний; характеристиках мотивационной сферы, личностных смыслов и ценностных ориентаций, направляющих на прогрессивное личностное и профессиональное развитие; высоком уровне нормативности регуляции деятельности и отношений. Отмеченные свойства также подлежат дальнейшему развитию. В акмеологическом понимании полипрофессионализм это не только углубление профессионализма, развитие «вглубь» (повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но главным образом расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в первую очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а также интегрированием их в единую систему поликомпетентности, которая является важной составной частью полипрофессионализма. В силу своей актуальности и соответствия нынешним реалиям идеи полипрофессионализма должны найти свое отражение и в практике подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Сейчас необходимо готовить не просто компетентных специалистов, а полипрофессионалов в любой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors emphasize the present-day tendency for professional activities’ complication that requires a number of different professional competences but not the only one. Complex types of professional activities have a professional status of activities of so-called multiprofessional profile. Such activities require the formation of space of competences that is called multiprofessional competence. These types of complex activity requiring multiprofessional competencies include managerial and entrepreneurial activity. Their multiprofessional competence consists of the following competencies: their own professional, administrative, economic, legal, psychological, acmeological competence in the field of PR-interactions and others. Multiprofessional qualities and skills associated with the main areas or functions of complex activities as well as appropriate competences are important in complex activities of multiprofessional profile. Authors notice that multicompetent content of complex professional activities cause a new decision for the problem of activity subjects’ professionalism. It becomes obvious that akmeological ideology of monoprofessionalism requires substantial elaboration in order to form and develop subjects’ professionalism. Researches of the problem under consideration enables to suggest that multiprofessionalism as a personal and professional characteristic cannot be reduced to the body of knowledge and skills in highly-developed professional spheres, but corresponds to functional system of different types of professionalism that are necessary for effective implementation of complex activities. In such system each type of professionalism is a subsystem of the overall system of multiprofessionalism. Based on the current understanding of ‘professionalism” category it can be argued that concept should be considered in the unity of its main components: multiprofessionalism in activity and multiprofessionalism of a person. Psychological and acmeological researches allowed to justify the most important definitions related to the problem of multiprofessionalism. Multiprofessionalism of activity should be considered as generalized qualitative characteristics of the subject of labor that are expressed in the following properties: high level of competence and multiprofessional qualifications; variety of effective professional skills and abilities, including ones based on creative solutions; thorough mastery of modern algorithms and ways of different professional tasks’ solving; high stability of activities’’ results; steady trend to increase their results. The authors suggest that person’s multiprofessionalism should be regarded as a generalized qualitative characteristic of the subject of labor, which manifests itself in the following properties: high level of professional and business skills, high level of acmeological invariants of professionalism; personal and business creativity; high level of professional and personal pretensions; high level of normative regulation of activities and relationships. Thereby, multiprofessionalism in acmeological understanding is a development of new competencies and its improvement, as well as their integration into a single multicompetencional system, which is an important part of multiprofessionalism. The ideas of multiprofessionalism should be realized in the practice of training in higher educational institutions. Now it is time for multipropfessionals in the relevant areas.

Текст научной работы на тему «Идеи полипрофессионализма в психолого-акмеологических исследованиях»

ИДЕИ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПСИКОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИК ИССЛЕДОВАНИЯХ

Е. Н. Богданов, А. В. Посохова

Аннотация: авторы статьи отмечают заметную в настоящее время тенденцию к усложнению многих видов профессиональной деятельности, которые требуют не какой-то одной профессиональной компетенции, а разных по своему содержанию профессиональных компетенций. При этом сложные виды профессиональной деятельности имеют профессиональный статус деятельности так называемого полипрофессионального профиля и требуют формирования пространства компетентно-стей, которое называется полипрофессиональной компетентностью. К таким видам сложной деятельности относят управленческую и предпринимательскую деятельность, полипрофессиональная компетентность которых состоит из следующих видов компетентности: собственно профессиональной, управленческой, экономической, правовой, кадроведческой, психологической, ак-меологической компетентности в сфере РR-взаимодействий и др.

В сложных видах деятельности полипрофессионального профиля важны и так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с главными направлениями или функциями сложной деятельности а также соответствующими компетентностями.

Авторы обращают внимание на то, что поликомпетентностное содержание сложных видов профессиональной деятельности заставляет по-новому решать проблему профессионализма субъек-

тов этой деятельности. Становится очевидным, что акмеологическая идеология монопрофессионализма нуждается в существенном уточнении и развитии для формирования и развития профессионализма субъектов сложных поликомпетентных видов деятельности.

Исследования рассматриваемой проблемы позволили высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится лишь к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной деятельности, где каждый вид профессионализма является подсистемой общей системы полипрофессионализма.

Исходя из современного понимания категории «профессионализм», можно утверждать, что это понятие следует рассматривать в единстве его главных составляющих—полипрофессиона-лизма деятельности и полипрофессионализма личности, составляющих единую систему.

Проведенные психолого-акмеоло-гические исследования позволили обосновать важнейшие понятия проблемы полипрофессионализма. В частности, полипрофессионализм деятельности следует понимать как обобщенное личностно-профессиональное свойство

субъекта деятельности, проявляющееся в следующем:

- высокий уровень полипрофессиональной компетентности и полипрофессиональной квалификации;

- разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

- совершенное владение современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих компетенциям;

- высокая стабильная результативность деятельности;

- устойчивая тенденция повышения результативности.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию.

Авторы статьи предлагают рассматривать полипрофессионализм личности как обобщенное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, проявляющееся:

- в высоком уровне развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

- высоком уровне развития акмео-логических инвариантов профессионализма;

- креативности личности и деятельности;

- высоком осознанном уровне профессиональных и личностных притязаний;

- характеристиках мотивационной сферы, личностных смыслов и ценностных ориентаций, направляющих на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;

- высоком уровне нормативности

регуляции деятельности и отношений.

Отмеченные свойства также подлежат дальнейшему развитию.

В акмеологическом понимании полипрофессионализм — это не только углубление профессионализма, развитие «вглубь»(повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но главным образом расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в первую очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а также интегрированием их в единую систему поликомпетентности, которая является важной составной частью полипрофессионализма.

В силу своей актуальности и соответствия нынешним реалиям идеи полипрофессионализма должны найти свое отражение и в практике подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Сейчас необходимо готовить не просто компетентных специалистов, а полипрофессионалов в любой сфере.

Ключевые слова: акмеология, профессионализм, полипрофессионализм, полипрофессиональная компетентность, сложные многофункциональные виды деятельности, полипрофессиональный профиль.

В публикациях, связанных с анализом социально-экономической ситуации в нашей стране, в выступлениях руководителей государства часто можно встретить суждения о том, что сейчас в управлении, предпринимательстве, здравоохранении, образовании и других сферах особенно остро ощущается недостаток настоящих професси-

оналов. Это справедливые утверждения, однако надо заметить, что у нас в стране отношение к профессионализму и профессионалам всегда было двойственным: с одной стороны, постоянно декларировалась большая потребность в них, а с другой — отсутствовал внятный и реальный запрос на профессионализм. Особенно наглядно это проявлялось в кадровой политике, когда на высокие должности назначались лица лишь по критерию принадлежности к команде или семье, и предпринимательстве, где немалая действует доля серых схем и теневых операций, на которые настоящие профессионалы не пойдут в силу высокой нормативности их поведения и деятельности.

Доминирование непрофессионализма наносит стране огромный ущерб, поэтому важно, чтобы профессионализм стал главным критерием при решении кадровых вопросов во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо соответствующее научное обеспечение, потому что проблема профессионализма весьма сложная, недостаточно разработанная и требующая глубокого изучения.

В науке интерес к проблеме профессионализма всегда был большим. В настоящее время она разрабатывается в социологии, экономике, философии и психологии(В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, В.А. Су-лимов, А.И. Турчинов и др.). Однако наиболее результативными следует признать психолого-акмеологические исследования, в которых именно профессионализм является важнейшей базовой категорией (А.А. Деркач, В.Г За-зыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). В этих исследованиях было раскрыто

психолого-акмеологическое содержание феномена профессионализма, обоснован его понятийный аппарат, разработаны критерии оценки профессионализма, пути и методы его развития, было показано, что профессионализм имеет системную организацию и состоит из нескольких подсистем (профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, образных представлений). Были разработаны психолого-амеологические модели профессионализма, частные акмеоло-гические концепции профессионализма и его развития (А.А. Деркач, В.Г За-зыкин, А.К. Маркова и др.). Проблема профессионализма активно разрабатывается в прикладных направлениях акмеологии, особенно в акмеологии управления [2, 4, 5].

В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда подчеркивалась важная роль такого личностно-профессионального свойства, как профессиональная компетентность. Она, по сути, является центральным звеном, главной составной частью профессионализма, ведь без высокого уровня компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии и психологии профессиональная компетентность позиционируется прежде всего как сложное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, не сводимое только к профессиональной эрудиции или квалификации, а проявляющееся прежде всего в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения. Понятие «ведение» близко по содержанию к понятию «компетенция» как сфере приложения общей системы соответствующих профессиональных зна-

ний, умений, профессионального статуса в области их проявления. Иными словами, сущностью компетенции является общепризнанная сфера авторитетного профессионального ведения, имеющая определенные границы [7].

Полученные в научных исследованиях результаты, безусловно, являются значимыми для разработки проблемы профессионализма. В то же время их можно рассматривать как ее первый срез, ибо профессиональные реалии свидетельствуют о том, что необходимо более глубокое изучение, в том числе основанное современных профессиональных феноменах и направлениях их изменения. Эта необходимость обусловливается, в первую очередь, тенденцией, связанной с возрастанием роли и доминированием так называемых сложных полипрофессиональных видов деятельности. Полипрофессиональными называются виды деятельности, выполнение которых осуществляется в разных сферах компетенций и соответственно требует разных по своему содержанию и научному обеспечению видов компетентности. Полипрофессиональные виды деятельности существовали всегда. Примером может служить деятельность земских врачей, которые были и терапевтами, и хирургами, и невропатологами и т. д. К полипрофессиональной можно отнести деятельность руководителей так называемых системообразующих (головных) предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, содержащую разные компоненты, и имеющих большое количество «смежников».

Заметим, сейчас рыночная экономика диктует такие условия и требования, которые приводят к тому, что по-

липрофессиональных видов деятельности становится существенно больше. И эта тенденция будет сохраняться в обозримом будущем, так как она обусловлена как экономическими причинами (такие специалисты могут работать, что называется, за троих), так и снижением влияния технократично-сти управления, при доминировании которого управление человеческими ресурсами стояло чуть ли не последнем месте. Вследствие этого в таких традиционных полипрофессиональных ви-дахдеятельности, как управленческая, значительно повысилась роль психологической и акмеологической компетентности, позволяющей вести работу по восполнению и преумножению человеческих ресурсов.

Естественно, полипрофессиональная деятельность требует от ее субъекта не просто профессиональной компетентности, а компетентности в различных сферах. В этом случае речь идет о пространстве компетентностей, или поликомпетентности, или полипрофессиональной компетентности.

Наиболее наглядно роль полипрофессиональной компетентности проявляется в предпринимательской деятельности. Профессиографический анализ предпринимательской деятельности позволил описать важнейшие ее направления, среди которых: управление, организация взаимодействия, экономическая деятельность, прогностическая деятельность, оценочная деятельность, правовая деятельность, рекламная деятельность и другие ее составляющие, которые связаны единой целью — получением прибыли. Значимость этих компонентов сопоставима. Для успешной предпринимательской

деятельности необходимо обладать соответствующими данным направлениям компетентностями — управленческой, психологической, кадроведче-ской, экономической, правовой, собственно профессиональной, компетентностью в сфере рекламных коммуникаций и PR-взаимодействия и многими другими. Они требуют различных знаний и умений, в том числе не связанных между собой.

Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет собой пространство из названных компетентностей, которое в совокупности образует единую систему. Системные связи определяются общей целью предпринимательской деятельности и целями ее направлений, то есть речь должна идти не о компетентности, а о поликомпетентности.

Проблема полипрофессиональной компетентности была поставлена относительно недавно и разрабатывалась преимущественно в связи с необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов полипрофессионального профиля (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина, Н.П. Фетискин и др.). Ее психологическое и акмеологическое содержание наиболее полно разработано в трудах Н.Н. Пачиной [9]. В частности, в ее изложении полипрофессиональная компетентность представляла собой структурно-динамическое ин-тегративное новообразование, направленное на решение внутрипрофессио-нальных и межпрофессиональных задач, то есть систему внутрипрофессио-нальных и межпрофессиональных ком-петентностей. Было установлено, что при профессиональной подготовке специалистов в русле идеи полипрофесси-

ональной компетентности необходимо выделить «акмеологическое ядро» ее развития, включающее в себя следующие виды компетентности: професси-ологическую, аутопсихологическую, ак-меологическую и интегративную. Каждая из них состоит из мотивационного, когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов.

Разработка проблемы полипрофессиональной компетентности у субъектов, занимающихся сложной многофункциональной деятельностью, обусловила выход на более масштабные уровни. Так была сформулирована проблема полипрофессионализма. Действительно, если деятельность полипрофессиональная, а ее направления и компетенции являются равнозначимыми, то правильнее было бы говорить не о профессионализме субъекта, а о его полипрофессионализме.

Первые работы в русле идеологии полипрофессионализма проводились в рамках педагогической психологии и акмеологии (И.А. Валеева, Д.М. Ве-чедов, Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Лунева, О.Г. Носкова и др.). В дальнейшем исследования стали осуществляться в собственно акмеологическом русле, то есть стали направляться на изучение полипрофессионализма как системы профессионализма различной направленности, имеющей разный научный базис — управление,право, психологию, педагогику, акмеологию и пр.

Дальнейшая разработка проблемы позволила исследователям высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональ-

ных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой единую функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной профессиональной деятельности, в которой каждый вид профессионализма является подсистемой.

В данном понимании полипрофессионализм, безусловно, можно позиционировать как «метапрофессиона-лизм», «интегративный профессионализм» и прочее, терминологический аппарат проблемы полипрофессионализма в настоящее время обосновывается и уточняется. Главное, что в сложных полипрофессиональных видах деятельности признано существование единой системы различных видов профессионализма (по направлениям деятельности или выполняемым функциям), которая сейчас называется полипрофессионализмом.

Исходя из современного понимания категории профессионализм (А.А. Дер-кач, В.Г Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.) можно утверждать, что полипрофессионализм следует также рассматривать в единстве его составляющих:

- полипрофессионализма деятельности;

- полипрофессионализма личности.

В соответствии с данным подходом и с опорой на акмеологические исследования профессионализма были обоснованы следующие определения.

Полипрофессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся в следующих свойствах:

- высокий уровень полипрофессиональной компетентности и полипро-

фессиональной квалификации;

- разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, соответствующих полипрофессиональной компетентности, в том числе основанных на творческих решениях;

- совершенное владениесовремен-ными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих разным компетенциям;

- высокая стабильная результативность деятельности;

- устойчивая тенденция повышения результативности.

С акмеологической точки зрения, отмеченные свойства могут развиваться в широком диапазоне и быть составляющими профессионального «акме».

Полипрофессионализм личности — это качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся в следующих свойствах:

- высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

- высокий уровень развития акме-ологических инвариантов профессионализма;

- креативность личности и деятельности;

- высокий осознанный уровень профессиональных и личностных притязаний;

- характеристики мотивационной сферы и ценностных ориентаций, направленные на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;

- высокий уровень нормативности регуляции деятельности и отношений.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию, которое про-

исходит у тех, кто направлен на достижение профессионализма и профессионального «акме».

Таким образом, полипрофессионализм в акмеологическом понимании — это не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но и расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в первую очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а также их интегрированием в единую систему поликомпетентности, которая является важной составной частью полипрофессионализма. Такое расширение пространства сходно с акмеологи-ческим феноменом развития субъект-ности, проявляющимся прежде всего именно в расширении субъектного пространства.

Идея полипрофессионализма в психологии и акмеологии пока завоевывает научные позиции, доказывает свою значимость и перспективность. В то же время очевидно, что полипрофессиональная подготовка специалистов существенно повысит их конкурентоспособность на рынке труда, даст новые, более высокие эталоны и стандарты профессионализма.

Для дальнейшей углубленной разработки проблемы полипрофессионализма необходимы координированные масштабные исследования в пространствах сложных видов профессиональной деятельности.

Литература

1. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.

2. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология управления. Казань: ЦИТ, 2008.

3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. От подготовки специалистов к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. 2013. № 11. С. 1012.

4. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2004.

5. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004.

6. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмео-логического объекта // Акмеология. 2012. № 3. С. 20-26.

7. Зазыкин В.Г., Карпенко A.C. Психологическая компетентность руководителя. М.: ИПК ГС, 2008.

8. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологический ракурс рассмотрения // Парадигмальные основания психологии компетентности : материалы I Всерос. симпозиума (Кострома, 3 февр. 2012 г.). Кострома, 2012. С. 69-74.

9. Пачина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2013.

10. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. 2012. № 2. С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.