Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Ideas of poliprofessionalism in psychological and acmeological research DOI: 10.12737/24249 FOS: -WoS: - Author: E. A. Bogdanov E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: PhD Title: academician Workplace author: Higher School of Psychology of Russian Academy of Sciences Position: professor SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Author: A. V. Posohova E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Academic degree: PhD Title: associate professor Workplace author: Institute of cybernatics of Moscow state university of informational technologies, radio engineering and electronics Position: associate professor SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Abstract: In the article authors note markable tendency leading to complication of variety of professional activities which don't require one exact professional competence but different professional competences by their content. Wherein complex professional activities have professional status of activity of so named poliprofessional profile and require formation of competence environment which is called «poliprofessional competence». So named poliprofessional qualities and skills connected to main directions or functions of complex activity and following competences are very important in complex activities of poliprofessional profile. Authors note that policompetence content of complex professional activities force solving the problem of professionalism of subject of this activity in the new light. By virtue of its relevance and compliance with the current realities the ideas of poliprofessionalism should find its' refection in the training practice for specialists in the institutes of higher education. Now it is important to train the specialist not only to be competent but to be poliprofessional in any field. Keywords: acmeology, poliprofessionalism, poliprofessional competence, complex multifuctional activities, poliprofessional profile References 1. Derkach А.А., Zazykin V.G. Acmeology. Spb.: Piter, 2003. 2. Derkach А.А., Zazykin V.G. Acmeology of management. Kazan: CIT, 2008. 3. Derkach А.А., Zazykin V.G. From training specialists to training professionals// Professional education. 2013. No 11. p. 10- 12. 4. Derkach А.А., Zazykin V.G. Professionalim of activity in special and extreme situations. М.: RASS, 2004. 5. Zazykin V.G. Bases of acmeological theory of professionalim in management. М.: MAAS, 2004. 6. Zazykin V.G. Features of studying of acmeological objetc.// Acmeology. 2012. No 3. p. 20-26. 7. Zazykin V.G., Karpenko A. S. Psychological competence of manager. М.:, 2008. 8. Pachina N.N. Poliprofessional competence: acmeological perspective // Paradigmal bases of psychology of competence: materials of All-Russian symposium . Kostroma, 2012. p. 69-74. 9. Pachina N.N Acmeology of development of poliprofessional competence: diss., Kostorma, 2013. 10. Pachina N.N. Developmento of poliprofessional competence of subject of higher school // Acmeology. 2012. No 2. p. 49-54. P. 38-44
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Идеи полипрофессионализма в психолого-акмеологических исследованиях DOI: 10.12737/24249 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics УДК: 33 ББК: 65.050 ГРНТИ: 06.52.01 Стр. 38-44
38
РВИНИТИ: 061.51.53.01 РФФИ: 06.6.50 РНФ: 08.1.55 Автор: Богданов Евгений Николаевич Телефон: 89206176852 Электронная почта автора: [email protected] Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: доктор психологических наук Ученое звание: академик Место работы автора: Высшая школа психологии Росскийской Академии Наук Должность: профессор SPIN: - ODCID: - Researcher ID:- Автор: Посохова Анастасия Владиславовна Телефон: 89206176852 Электронная почта автора: [email protected] Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: кандидат психологических наук Ученое звание: доцент Место работы автора: Институт кибернетики Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники Должность: - SPIN: - ODCID: - Аннотация: Авторы статьи отмечают заметную в настоящее время тенденцию к усложнению многих видов профессиональной деятельности, которые требуют не какой-то одной профессиональной компетенции, а разных по своему содержанию профессиональных компетенций. При этом сложные виды профессиональной деятельности имеют профессиональный статус деятельности так называемого полипрофессионального профиля и требуют формирования пространства компетентносте, которое называется полипрофессиональной компетентностью. В сложных видах деятельности полипрофессионального профиля важны и так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с главными направлениями или функциями сложной деятельности а также соответствующими компетентностями. Авторы обращают внимание на то, что поликомпетентностное содержание сложных видов профессиональной деятельности заставляет по-новому решать проблему профессионализма субъектов этой деятельности. В силу своей актуальности и соответствия нынешним реалиям идеи полипрофессионализма должны найти свое отражение и в практике подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Сейчас необходимо готовить не просто компетентных специалистов, а полипрофессионалов в любой сфере. Ключевые слова: акмеология, полипрофессионализм, полипрофессиональная компетентность, сложные многофункциональные виды деятельности, полипрофессиональный профиль
В публикациях, связанных с анализом социально-экономическом ситуации в нашей стране, в выступлениях руководителем государства часто можно встретить суждения о том, что сейчас в управлении, предпринимательстве, здравоохранении, образовании и других сферах особенно остро ощущается недостаток настоящих профессионалов. Это справедливые утверждения, однако надо заметить, что у нас в стране отношение к профессионализму и профессионалам всегда было двойственным: с одной стороны, постоянно декларировалась большая потребность в них, а с другой — отсутствовал внятный и реальный запрос на профессионализм. Особенно наглядно это проявлялось в кадровой политике, когда на высокие должности назначались лица лишь по критерию принадлежности к команде или семье, и предпринимательстве, где немалая действует доля серых схем и теневых операции, на которые настоящие профессионалы не пойдут в силу высокой нормативности их поведения и деятельности. Доминирование непрофессионализма наносит стране огромный" ущерб, поэтому важно, чтобы профессионализм стал главным критерием при решении 39
кадровых вопросов во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо соответствующее научное обеспечение, потому что проблема профессионализма весьма сложная, недостаточно разработанная и требующая глубокого изучения.
В науке интерес к проблеме профессионализма всегда был большим. В настоящее время она разрабатывается в социологии, экономике, философии и психологии (В.К. Белолипецкии, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, В.А. Су- лимов, А.И. Турчинов и др.). Однако наиболее результативными следует при- знать психолого-акмеологические исследования, в которых именно профессионализм является важнеишеи базовом категориеи (А.А. Деркач, В.Г. За- зыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). В этих исследованиях было раскрыто психолого-акмеологическое содержание феномена профессионализма, обоснован его понятииныи аппарат, разработаны критерии оценки профессионализма, пути и методы его развития, было показано, что профессионализм имеет системную организацию и состоит из нескольких подсистем (профессионализма личности и деятельности, нормативнои регуляции, образных представлении). Были разработаны психолого-амеологические модели профессионализма, частные акмеологические концепции профессионализма и его развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.). Проблема профессионализма активно разрабатывается в прикладных направлениях акмеологии, особенно в акмеологии управления [2, 4, 5].
В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда подчеркивалась важная роль такого личностно-профессионального своиства, как профессиональная компетентность. Она, по сути, является центральным звеном, главнои составнои частью профессионализма, ведь без высокого уровня компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии и психологии профессиональная компетентность позиционируется прежде всего как сложное личностно- профессиональное своиство субъекта деятельности, не сводимое только к профессиональной эрудиции или квалификации, а проявляющееся прежде всего в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения. Понятие «ведение» близко по содержанию к понятию «компетенция» как сфере приложения общеи системы соответствующих профессиональных знании, умении, профессионального статуса в области их проявления. Иными словами, сущностью компетенции является общепризнанная сфера авторитетного профессионального ведения, имеющая определенные границы [7].
Полученные в научных исследованиях результаты, безусловно, являют- ся значимыми для разработки проблемы профессионализма. В то же время их можно рассматривать как ее первыи срез, ибо профессиональные реалии свидетельствуют о том, что необходимо более глубокое изучение, в том числе основанное современных профессиональных феноменах и направлениях их изменения. Эта необходимость об- условливается, в первую очередь, тенденциеи, связаннои с возрастанием роли и доминированием так называемых сложных полипрофессиональных видов деятельности. Полипрофессиональными называются виды деятельности, выполнение которых осуществляется в разных сферах компетенции" и соответственно требует разных по своему содержанию и научному обеспечению видов компетентности. Полипрофессиональные виды
деятельности существовали всегда. Примером может служить деятельность земских врачеи, которые были и терапевтами, и хирургами, и невропатологами и т. д. К полипрофессиональнои можно отнести деятельность руководителем так называемых системообразующих (головных) предприятии, выпускающих высокотехнологичную продукцию, содержащую разные компоненты, и имеющих большое количество «смежников».
Заметим, сеичас рыночная экономика диктует такие условия и требования, которые приводят к тому, что полипрофессиональных видов деятельности становится существенно больше. И эта тенденция будет сохраняться в обозримом будущем, так как она обусловлена как экономическими причинами (такие специалисты могут работать, что называется, за троих), так и снижением влияния технократичности управления, при доминировании которого управление человеческими ресурсами стояло чуть ли не последнем месте. Вследствие этого в таких традиционных полипрофессиональных видах деятельности, как управленческая, значительно повысилась роль психологическои и акмеологическои компетентности, позволяющеи вести работу по восполнению и преумножению человеческих ресурсов.
Естественно, полипрофессиональная деятельность требует от ее субъекта не просто профессиональной компетентности, а компетентности в различных сферах. В этом случае речь идет о пространстве компетентностеи, или поликомпетентности, или полипрофессиональнои" компетентности.
Наиболее наглядно роль полипрофессиональнои" компетентности проявляется в предпринимательской деятельности. Профессиографический анализ предпринимательской деятельности позволил описать важнеишие ее направления, среди которых: управление, организация взаимодеиствия, экономическая деятельность, прогностическая деятельность, оценочная деятельность, правовая деятельность, рекламная деятельность и другие ее составляющие, которые связаны единои целью — получением прибыли. Значимость этих компонентов сопоставима. Для успешнои предпринимательскои" деятельности необходимо обладать соответствующими данным направлениям компетентностями — управленческои, психологическои, кадроведческои, экономическои, правовои, собственно профессиональнои, компетентностью в сфере рекламных коммуникации" и PR-взаимодеиствия и многими другими. Они требуют различных знании" и умении, в том числе не связанных между собои.
Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет собои" пространство из названных компетентностеи, которое в совокупности образует единую систему. Системные связи определяются общеи целью предпринимательскои" деятельности и целями ее направлении, то есть речь должна идти не о компетентности, а о поликомпетентности.
Проблема полипрофессиональнои" компетентности была поставлена относительно недавно и разрабатывалась преимущественно в связи с необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов полипрофессионального профиля (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина, Н.П. Фетискин и др.). Ее психологическое и акмеологическое содержание наиболее полно разработано в трудах Н.Н. Пачинои [9]. В част- ности, в ее изложении полипрофессиональная компетентность представляла собои" структурно-
динамическое интегративное новообразование, направленное на решение внутрипрофессиональных и межпрофессиональных задач, то есть систему внутрипрофессиональных и межпрофессиональных компетентностеи. Было установлено, что при профессиональной подготовке специалистов в русле идеи полипрофессиональнои компетентности необходимо выделить «акмеологическое ядро» ее развития, включающее в себя следующие виды компетентности: профессиологическую, аутопсихологическую, акмеологическую и интегративную. Каждая из них состоит из мотивационного, когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов.
Разработка проблемы полипрофессиональнои" компетентности у субъектов, занимающихся сложнои много- функциональной деятельностью, обусловила выход на более масштабные уровни. Так была сформулирована проблема полипрофессионализма. Действительно, если деятельность полипрофессиональная, а ее направления и компетенции являются равнозначимыми, то правильнее было бы говорить не о профессионализме субъекта, а о его полипрофессионализме.
Первые работы в русле идеологии полипрофессионализма проводились в рамках педагогическои психологии и акмеологии (И.А. Валеева, Д.М. Вечедов, Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Лунева, О.Г. Носкова и др.). В дальнеишем исследования стали осуществляться в собственно акмеологическом русле, то есть стали направляться на изучение полипрофессионализма как системы профессионализма различнои направленности, имеющеи разныи научныи базис — управление, право, психологию, педагогику, акмеологию и пр.
Дальнеишая разработка проблемы позволила исследователям вы- сказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное своиство не сводится к совокупности знании, умении" и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокии уровень развития, а представляет собои единую функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложнои" профессиональной деятельности, в которои каждыи вид профессионализма является подсистемои.
В данном понимании полипрофессионализм, безусловно, можно позиционировать как «метапрофессионализм», «интегративныи профессиона- лизм» и прочее, терминологическии аппарат проблемы полипрофессионализма в настоящее время обосновывается и уточняется. Главное, что в сложных полипрофессиональных видах деятельности признано существование единои системы различных видов профессионализма (по направлениям деятельности или выполняемым функциям), которая сеичас называется полипрофессионализмом.
Исходя из современного понимания категории профессионализм (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.) можно утверждать, что полипрофессионализм следует также рассматривать в единстве его составляющих:
- полипрофессионализма деятельности;
- полипрофессионализма личности.
В соответствии с данным подходом и с опорои на акмеологические исследования профессионализма были обоснованы следующие определения.
Полипрофессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся в следующих своиствах:
- высоким уровень полипрофессиональнои компетентности и полипрофессиональнои квалификации;
- разнообразие эффективных профессиональных навыков и умении, соответствующих полипрофессиональнои" компетентности, в том числе основанных на творческих решениях;
- совершенное владение современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих разным компетенциям;
- высокая стабильная результативность деятельности;
- устоичивая тенденция повышения результативности.
С акмеологическои точки зрения, отмеченные своиства могут развиваться в широком диапазоне и быть составляющими профессионального «акме». Полипрофессионализм личности — это качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся в следующих своиствах:
- высокии уровень развития профессионально важных и личностно- деловых качеств, соответствующих полипрофессиональнои" компетентности;
- высокий уровень развития акмеологических инвариантов профессионализма;
- креативность личности и деятельности;
- высокии" осознанныи уровень профессиональных и личностных притязании;
- характеристики мотивационнои сферы и ценностных ориентации, направленные на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;
- высокии" уровень нормативности регуляции деятельности и отношении.
Отмеченные своиства подлежат дальнеишему развитию, которое происходит у тех, кто направлен на достижение профессионализма и профессионального «акме».
Таким образом, полипрофессионализм в акмеологическом понимании — это не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня специальнои компетентности, специальных навыков и умении, развития важнеиших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но и расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в пер- вую очередь с освоением новых компетенции" и совершенствованием в них, а также их интегрированием в единую систему поликомпетентности, которая является важнои составнои частью полипрофессионализма. Такое расширение пространства сходно с акмеологическим феноменом развития субъектности, проявляющимся прежде всего именно в расширении субъектного пространства.
Идея полипрофессионализма в психологии и акмеологии пока завоевывает научные позиции, доказывает свою значимость и перспективность. В то же время очевидно, что полипрофессиональная подготовка специалистов существенно повысит их конкурентоспособность на рынке труда, даст новые, более высокие эталоны и стандарты профессионализма.
Для дальнеишеи углубленнои разработки проблемы полипрофессионализма необходимы координированные масштабные исследования в пространствах сложных видов профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология управления. Казань: ЦИТ, 2008.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. От подготовки спе- циалистов к подготовке профессионалов // Про- фессиональное образование. 2013. No 11. С. 10- 12.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2004.
5. Зазыкин В.Г. Основы акмеологическои теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004.
6. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмеологического объекта // Акмеология. 2012. No 3. С. 20-26.
7. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. М.: ИПК ГС, 2008.
8. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологическии ракурс рассмотрения // Парадигмальные основания психологии компетентности : материалы I Всерос. симпозиума (Кострома, 3 февр. 2012 г.). Кострома, 2012. С. 69-74.
9. Пачина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональнои компетентности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2013.
10. Пачина Н.Н. Развитие поли профессиональной компетентности субъекта высшеи школы // Акмеология. 2012. No 2. С. 49-54.