Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические аспекты изучения проблемы полипрофессионализма личности'

Психолого-акмеологические аспекты изучения проблемы полипрофессионализма личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / POLYPROFESSIONAL COMPETENCE / СЛОЖНЫЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPLICATED MULTIFUNCTIONAL ACTIVITIES / POLYPROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посохова Анастасия Владиславовна

Представлены основные положения для постановки новой для акмеологии проблемы полипрофессионализма личности и деятельности. Показано, что в сложных многофункциональных видах деятельности важны не отдельные личностно-профессиональные свойства и характеристики, а пространство свойств и характеристик, связанных с главными направлениями или функциями сложной деятельности. Для сложных видов профессиональной деятельности показана важная роль полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма. С психолого-акмеологических позиций дано определение полипрофессионализма, раскрыто его содержание, обозначены пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL ASPECTS THE PROBLEM OF THE PERSONALITY’S POLIPROFESSIONALISM

In the article there are the main fundamentals for new problem of Acmeology personal poly-professionalism and activities. It is shown that within the complex multi-functional types of activities it’s better to speak not about any special personal and professional properties and characteristics, but about the space of properties and characteristics associated with the principal directions or the complex activities’ functions. For complicated types of professional activities, it is shown the main role of poly-professional competence, its productive development leads to poly-professionalism. With psychological and acmeological positions there are the definition for the poly-professionalism, it has been discovered its contents and determined the ways of development.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические аспекты изучения проблемы полипрофессионализма личности»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ

Посохова Анастасия Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент, НОУ ВПО «Институт международной торговли и права», e-mail: ароsоhоvа@ mаil.ru

АННОТАЦИЯ

Представлены основные положения для постановки новой для акмеологии проблемы — полипрофессионализма личности и деятельности. Показано, что в сложных многофункциональных видах деятельности важны не отдельные личностно-профессиональные свойства и характеристики, а пространство свойств и характеристик, связанных с главными направлениями или функциями сложной деятельности. Для сложных видов профессиональной деятельности показана важная роль полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма. С психолого-акмеологических позиций дано определение полипрофессионализма, раскрыто его содержание, обозначены пути развития.

Ключевые слова: акмеология, профессионализм, полипрофессионализм, полипрофессиональная компетентность, сложные многофункциональные виды деятельности.

С самого начала формирования и становления акмеологии как новой науки и её прикладных направлений проблема профессионализма традиционно являлась одной из самых главных (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Были раскрыто психолого-акмеологическое содержание феномена профессионализма, обоснован понятийный аппарат этой проблемы, разработаны критерии оценки профессионализма. В дальнейших исследованиях проблема профессионализма оставалась центральной и получила интенсивное развитие: исследовался профессионализм в разных сферах профессиональной деятельности, было показано, что профессионализм имеет системную организацию и состоит из двух подсистем (профессионализма личности и деятельности); были обосновано понятие профессионал, разработаны психолого-акмеологические модели профессионализма, частные акмеологические концепции профессионализма и его развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.).

В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда подчёркивалась важная роль такого личностно-профессионального свойства, как профессиональная компетентность. Она по существу является центральным звеном, главной составной частью профессионализма, ведь без высокого уровня компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии профессиональная компетентность позиционируется как сложное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, не сводимое к профессиональной эрудиции или квалификации, а проявляющееся в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения. Понятие «ведение» близко по содержанию к понятию компетенция как сфере приложения общей системы соответствующих профессиональных знаний, умений, профессионального статуса, области их проявления1. Ины-

1 Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. — М.: ИПК ГС, 2008.

ми словами, сущностью компетенции является общепризнанная сфера профессиональной деятельности, имеющая определённые границы.

Отличительная особенность разработки проблемы профессионализма на нынешнем этапе в том, что объектами исследования всё чаще становятся субъекты, выполняющие сложные многофункциональные виды профессиональной деятельности. Это государственные служащие, субъекты управления, предприниматели и др.2 Выполняемые ими сложные виды профессиональной деятельности характеризуются наличием различных равноценных по своему содержанию направлений или функций, значимость которых может динамически меняться в зависимости от профессиональных ситуаций.

Проведённые психолого-акмеологические исследования показали, что если профессиональная деятельность является сложной, связанной с выполнением разнообразных функций, то речь должна идти не столько о профессиональной компетентности, сколько о компетентностях, объединённых в одну систему и связанных общей главной целью профессиональной деятельности. С акмеологической точки зрения в сложных видах профессиональной деятельности можно говорить о наличии пространства профессиональных компетентностей (В.С. Агапов, В.Г. Зазыкин, А.С. Карпенко, Е.В. Селезнёва, Ю.В. Синягин и др.). В частности, профессиональная компетентность субъектов управления является пространством компетентностей, которые соответствуют их важнейшим управленческим компетенциям: специальной профессиональной, отражающей вид профессиональной деятельности; управленческой и организаторской; финансово-экономической; правовой; психологической; социальной; коммуникативной; акмеологической3. Приведём пример. Профессиографический анализ предпринимательской деятельности (А.В. Посохова) позволил описать её важнейшие направления: управление; организация взаимодействий; экономическая деятельность; прогностическая деятельность; оценочная деятельность; правовая деятельность; рекламная деятельность и др. Для успешного выполнения предпринимательской деятельности эти направления должны быть подкреплены соответствующими компетентно стями субъекта предпринимательства. Значимость их сопоставима. Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет собой систему вышеназванных компетентностей.

Пространство компетентностей содержательно имеет двойственную характеристику. С одной стороны, оно связано с отдельными направлениями выполняемой сложной профессиональной деятельности, интегрированными в отдельный её вид. С другой — обладает сходством с субъектным пространством (А.С. Огнев). Отсюда развитие профессиональной компетентности сопровождается расширением и углублением субъектного пространства, что констатирует особую значимость для рассматриваемой проблемы методологического принципа субъектности. Данное положение наглядно отражено на примере управленческой деятельности и деятельности государственных служащих.

В современных психолого-акмеологических исследованиях пространство профессиональных компетентностей позиционируется как полипрофессиональная компетентность. Следует отметить, что в настоящее время наметилась отчётливая тенденция к расширению видов профессиональной деятельности, в которых необходима именно полипрофессиональная компетентность.

Проблема полипрофессиональной компетентности наиболее полно разработана в работах Н.Н. Пачиной4. В её исследованиях показано, что полипрофессиональная компетентность необходима для ряда профессий так называемого полипрофессионального про-

2 Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих / Под ред. А.А. Деркача. — М.: РАГС, 2005.

3 Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. М.: ИПК ГС, 2008; Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих / Под ред. А.А. Деркача. — М.: РАГС, 2005; Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологиче-ской компетентности. — М.: Эдельвейс, 2000.

4 Панина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. — Кострома, 2013.

филя. Отмечена потребность в полипрофессиональной компетентности при организации кооперативных связей — полипрофессиональная компетентность необходима руководителям так называемых головных организаций и предприятий, имеющих многочисленные кооперативные связи.

Проблема полипрофессиональной компетентности разрабатывалась преимущественно в связи с необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов полипрофессионального профиля (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина, Н.П. Фетискин и др.). В рамках этого направления исследований были обоснованы важные определения, в частности, полипрофессиональная компетентность представлялась как структурно-динамическое инте-гративное новообразование, направленное на решение внутрипрофессиональных и межпрофессиональных задач. Она представляет собой систему внутрипрофессиональных и межпрофессиональных компетентностей. Внутрипрофессиональную компетентно ст-ную систему образуют базовые профессионально значимые компетенции, а межпрофессиональную — конкретно профессиональные, информационно-проектные и психолого-акмеологические.

При профессиональной подготовке специалистов в русле идеи полипрофессиональной компетентности необходимо выделить «акмеологическое ядро» развития полипрофессиональной компетентности, включающее следующие виды компетентности: профессио-логическую; аутопсихологическую; акмеологическую и интегративную. Каждая из них состоит из мотивационного, когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов.

Разработка проблемы полипрофессиональной компетентности у субъектов, выполняющих сложную многофункциональную деятельность, привела к выходу на более масштабную проблему — полипрофессионализма. На первых этапах разработки этой проблемы исследования проводились с так называемыми специалистами полипрофессионального профиля. Иногда их называли полипрофессионалами, хотя это неточное определение. Отличительная особенность таких исследований в том, что полипрофессиональные аспекты рассматривались в большинстве случаев применительно к малым группам, включающим специалистов разного профиля, но объединённых единой целью. Следует отметить исследования, выполненные в рамках педагогической акмеологии (Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Лунёва, О.Г. Носкова, Д.М. Вечедов и др.). Полипрофессионализм в этих исследованиях рассматривается в контексте профессионализма многофункционой деятельности.

В дальнейшем исследования проводились в собственно акмеологическом русле, то есть полипрофессионализм изучался как система профессионализма различной направленности, имеющая различный научный базис — управление, право, психологию, педагогику, акмеологию и пр.

Данные исследования стали основой акмеологической разработки проблемы полипрофессионализма (И.А. Валеева, Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина), но в относительно узком профессиональном поле — в объектном и предметном пространстве педагогической деятельности. Иными словами, это были исследования на методологическом уровне особенного, они не вышли на уровень общего, что, безусловно, снижает их значимость для других сложных видов профессиональной деятельности.

Дальнейшая разработка проблемы позволила высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной профессиональной деятельности. В такой системе каждый вид профессионализма является подсистемой общей системы полипрофессионализма.

На основании проведённых теоретических исследований возникло определение полипрофессионализма как функциональной системы взаимодействия подсистем (профессиональных областей деятельностей), обеспечивающих достижение вершинных результатов, а полипрофессиональная подготовка специалиста рассматривалась как процесс многоуров-

невого взаимодействия обучающих и обучающихся с целью овладения вершинами различных профессиональных деятельностей (Н.Н. Пачина). Полипрофессиональная подготовка специалиста предполагает раскрытие сущности, связанной с совершенствованием специалиста, достижением им акме полипрофессионального развития. Полипрофессиональное развитие представляет собой процесс качественных изменений, актуализирующих интегра-тивные новообразования в системах профессиональных деятельностей.

Представленное определение в свете последних достижений акмеологии, безусловно, нуждается в уточнении. Однако оно может стать опорой в разработке проблемы полипрофессионализма субъектов сложных видов деятельности, например, управленческой или предпринимательской.

Современное понимание категории профессионализм (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) позволяет утверждать, что полипрофессионализм следует также рассматривать в единстве его составляющих — полипрофессионализма деятельности и полипрофессионализма личности. В соответствии с данным подходом мы сформулировали следующие определения.

Полипрофессионализм деятельности следует рассматривать как качественную характеристику субъекта труда, проявляющуюся в следующих свойствах:

— высоком уровне полипрофессиональной компетентности и полипрофессиональной квалификации;

— разнообразии эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

— совершенном владении современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих компетенциям;

— высокой стабильной результативности деятельности;

— устойчивой тенденции повышения результативности.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию.

Полипрофессионализм личности следует рассматривать как качественную характеристику субъекта труда, проявляющуюся в следующих свойствах:

— высоком уровне развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

— высоком уровне развития акмеологических инвариантов профессионализма;

— креативности личности и деятельности;

— высоком осознанном уровне профессиональных и личностных притязаний;

— характеристиках мотивационной сферы и ценностных ориентациях, направляющих на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;

— высоком уровне нормативности регуляции деятельности и отношений.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию у тех, кто направлен на достижение профессионализма.

Таким образом, полипрофессионализм в акмеологическом понимании — это не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но расширение пространства профессионализма. Оно связано с освоением новых компетенций и совершенствованием в них и предполагает интегрирование их в единую систему поликомпетентности — важной составной части полипрофессионализма. Такое расширение пространства сходно с акмеологическим феноменом развития субъектности, то есть расширением субъектного пространства.

Идеи полипрофессионализма в акмеологии пока не нашли должного отражения в научных исследованиях, хотя для этого созданы все необходимые предпосылки. В существующем понятийном аппарате акмеологии полипрофессионализм и производные от него понятия в настоящее время представлены лишь в постановочном плане.

Для разработки проблемы полипрофессионализма необходимы координированные масштабные исследования в пространствах сложных видов профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. — 2012. — № 4; 2013. — № 2.

[2]. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмеологического объекта // Акмеология. — 2012. — № 3. — С. 20-26.

[3]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 25-31.

[4]. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологический ракурс рассмотрения // Парадигмальные основания психологии компетентности: материалы 1-го Всероссийского симпозиума. Кострома, 3 февраля 2012. — С. 69-74.

[5]. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 49-54.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL ASPECTS THE PROBLEM OF THE PERSONALITY'S POLIPROFESSIONALISM

Anastasia V. Posokhova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, «Institute for International Trade and Law», ароsоhоvа@ таД.ги

ABSTRACT

In the article there are the main fundamentals for new problem of Acmeology — personal poly-professionalism and activities. It is shown that within the complex multi-functional types of activities it's better to speak not about any special personal and professional properties and characteristics, but about the space of properties and characteristics associated with the principal directions or the complex activities' functions. For complicated types of professional activities, it is shown the main role of poly-professional competence, its productive development leads to poly-professionalism. With psychological and acmeological positions there are the definition for the poly-professionalism, it has been discovered its contents and determined the ways of development.

Keywords: acmeology, professionalism, poly-professionalism, poly-professional competence, complicated multifunctional activities.

REFERENCES

[1]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. — 2012. — № 4; 2013. — № 2.

[2]. Zazykin V.G. Osobennosti izuchenija akmeologicheskogo ob#ekta // Akmeologija. — 2012. — № 3. — S. 20-26.

[3]. Zazykin V.G. Masshtab lichnosti kak akmeologicheskoe uslovie professionalizma // Akmeologija. — 2013. — № 2. — S. 25-31.

[4]. Pachina N.N. Poliprofessional'naja kompetentnost': akmeologicheskij rakurs rassmotrenija // Paradigmal'nye osnovanija psihologii kompetentnosti: materialy 1 Vserossijskogo simpoziuma. Kostroma 3 fevralja 2012. — S. 69-74.

[5]. Pachina N.N. Razvitie poliprofessional'noj kompetentnosti sub#ekta vysshej shkoly // Akmeologija. — 2012. — № 2. — S. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.