УДК 159.9
Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма
А. В. Посохова
Институт международной торговли и права (Москва)
Представлены основные положения проблемы полипрофессионализма личности и деятельности. Приводится обзор посвященных ей теоретических и конкретно-прикладных исследований. Показано, что в сложных видах профессиональной деятельности важны так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с ее главными направлениями или функциями. С психолого-акмеологических позиций даны определения полипрофессионализма, раскрыты его содержание, роль полипрофессиональной компетентности в его обретении и пути его развития.
Ключевые слова: акмеология; профессионализм; полипрофессионализм; полипрофессиональная компетентность; сложные многофункциональные виды деятельности.
Сегодня проблема профессионализма привлекает все большее внимание представителей разных наук — социологов, экономистов, философов и психологов (В. К. Белолипецкий, В. Г. Игнатов, А. В. Понеделков, В. А. Сулимов, А. И. Турчи-нов и др.). Проведены теоретические и конкретно-прикладные исследования профессионализма в разных сферах профессиональной деятельности. Однако наиболее интенсивно данная проблема начала разрабатываться в акмеологических исследованиях, где она признана одной из самых главных (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Раскрыто психолого-акмеологическое содержание феномена профессионализма, определены критерии его оценки, обоснован понятийный аппарат этой проблемы. Показано, что профессионализм имеет системную организацию и состоит из двух подсистем (профессионализма личности и деятельности), обосновано понятие «профессионал», разработаны психолого-амеологические модели профессионализма, частные акмеологические концепции этого явления и его развития (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова и др.). Проблема профессионализма активно разрабатывается в прикладных направлениях акмеологии, особенно в акмеологии управления [1].
В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда подчеркивалась важная роль такого личностно-профессионального свойства, как профессиональная компетентность — по существу центрального звена, главной составной части профессионализма, так как без высокого уровня компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии профессиональная компетентность позиционируется прежде всего как сложное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, не сводимое только к профессиональной эрудиции или квалификации, но проявляющееся главным образом в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения. Термин «ведение» близок по содержанию к понятию компетенции как сферы приложения общей системы профессиональных знаний,
© Посохова А. В.
умений, статуса, области их проявления (иными словами, сущность компетенции — общепризнанная сфера профессиональной деятельности, имеющая определенные границы) [2].
Отличительная особенность разработки проблемы профессионализма на нынешнем этапе — его изучение в сложных многофункциональных видах профессиональной деятельности (государственных служащих, управленческая, предпринимательство и др.) ([3] и мн. др.), характеризующихся различными, но равноценными направлениями или функциями с разным содержанием и значимостью, динамически изменяющейся в зависимости от профессиональных ситуаций.
Проведенные психолого-акмеологические исследования показали, что в отношении сложной, связанной с выполнением разнообразных функций профессиональной деятельности речь должна идти не столько о профессиональной компетентности, сколько о компетентностях, объединенных в одну систему и связанных общей главной целью профессиональной деятельности. С акмеологической точки зрения в сложных видах профессиональной деятельности можно говорить о пространстве профессиональных компетентностей (В. С. Агапов, В. Г. Зазыкин, А. С. Карпенко, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин и др.).
Так, пространство профессиональных компетентностей субъектов управления соответствует их важнейшим управленческим компетенциям: специальной профессиональной, отражающей вид трудовой деятельности; управленческой и организаторской; финансово-экономической; правовой; психологической; социальной; коммуникативной и акмеологической ([2; 3; 4] и др.). Еще один пример: профес-сиографический анализ предпринимательской деятельности позволил описать важнейшие ее направления (управление; организация взаимодействий; экономическая, прогностическая, оценочная, правовая, рекламная и др. деятельность), связанные единой целью и сопоставимые по значимости. Успешное выполнение предпринимательской деятельности по данным направлениям требует соответствующих компетентностей, а они, в свою очередь, — различных знаний и умений. Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет собой пространство из названных выше компетентностей, образующее их систему. Связи в ней определяются общей предпринимательской компетентностью.
Установлено, что содержательная характеристика пространства компетентно-стей двойственна. С одной стороны, оно, как отмечалось, связано с отдельными направлениями выполняемой сложной профессиональной деятельности, интегрированными в конкретный ее вид; с другой — обладает сходством с субъектным пространством (А. С. Огнев). Отсюда развитие профессиональной компетентности сопровождается расширением и углублением субъектного пространства, что констатирует особую значимость для данной проблемы методологического принципа субъектности.
В современных психолого-акмеологических исследованиях пространство, или система, профессиональных компетентностей позиционируется как полипрофессиональная компетентность. Сегодня наметилась отчетливая тенденция к расширению видов профессиональной деятельности, в которых необходима именно она.
Проблема полипрофессиональной компетентности исследовалась преимущественно в связи с необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов полипрофессионального профиля (Н. В. Кузьмина, Н. Н. Пачина, Н. П. Фетискин
Проблемы общественного развития и образования и др.). Наиболее полно она разработана в трудах Н. Н. Пачиной ([5] и др.), где показано, что такой вид компетентности необходим для ряда профессий так называемого полипрофессионального профиля, и отмечена потребность в ней у руководителей головных организаций и предприятий при организации кооперативных связей.
В рамках педагогического направления исследований обоснованы важные определения. В частности, полипрофессиональная компетентность представлена как структурно-динамическое интегративное новообразование, направленное на решение внутри- и межпрофессиональных задач, т. е. как система внутри- и межпрофессиональных компетентностей. Внутрипрофессиональную компетентностную систему образуют базовые профессионально значимые компетенции, а межпрофессиональную — прежде всего конкретно профессиональные, информационно-проектные и психолого-акмеологические.
Показано, что при профессиональной подготовке специалистов в русле идеи полипрофессиональной компетентности необходимо выделить «акмеологиче-ское ядро» ее развития, включающее профессиологическую, аутопсихологиче-скую, акмеологическую и интегративную компетентность, каждая из которых состоит из мотивационного, когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов.
Разработка проблемы полипрофессиональной компетентности у субъектов, выполняющих сложную многофункциональную деятельность, в акмеологическом контексте, т. е. связанном с развитием профессионализма, выводит на более масштабную проблему — полипрофессионализма. На первых этапах ее исследования изучались так называемые специалисты полипрофессионального профиля (или, по распространенному, но неточному определению, полипрофессионалы). Важная отличительная особенность таких исследований в том, что полипрофессиональные аспекты рассматривались в большинстве случаев применительно к малым группам, состоящим из специалистов разного профиля, объединенных достижением общей цели. В подобных разработках, выполненных в рамках педагогической акмеологии (Н. Е. Казакова, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Лунева, О. Г. Носкова, Д. М. Вечедов и др.), полипрофессионализм рассматривается в контексте профессионализма многофункциональной деятельности.
В дальнейшем изыскания перешли в собственно акмеологическое русло, т. е. полипрофессионализм стал изучаться как система профессионализма разной направленности с различным научным базисом (управление, право, психология, педагогика, акмеология и пр.). На их основе велась акмеологическая разработка проблемы полипрофессионализма (И. А. Валеева, Н. Е. Казакова, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Пачина) в объектном и предметном пространстве педагогической деятельности. Относительная узость профессионального поля этих исследований ограничила их методологическим уровнем особенного, они не вышли на уровень общего, что, безусловно, снижает их значимость для других сложных видов профессиональной деятельности.
Дальнейшее изучение проблемы позволило высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой необходимую для
эффективного выполнения сложной профессиональной деятельности функциональную систему различных видов профессионализма, где каждый вид обретает статус подсистемы.
В результате проведенных теоретических исследований дано определение полипрофессионализма как функциональной системы взаимодействия подсистем (профессиональных областей деятельности), обеспечивающих достижение вершинных результатов. Полипрофессиональная подготовка специалиста определена как процесс многоуровневого взаимодействия обучающих и обучающихся с целью овладеть вершинами различных профессиональных деятельностей (Н. Н. Пачина). Отсюда полипрофессиональная подготовка специалиста в конечном итоге предполагает раскрытие сущности совершенствования специалиста: достижение им акме-вершин полипрофессионального развития, представляющего собой процесс качественных изменений, актуализирующих интегративные новообразования в системах профессиональных деятельностей.
В свете последних достижений акмеологии представленное определение, безусловно, нуждается в уточнении, однако уже сегодня может стать опорой в разработке проблемы полипрофессионализма субъектов сложных видов деятельности, например, управленческой или предпринимательской.
Исходя из современного понимания категории профессионализма (А. А. Дер-кач, В. Г. Зазыкин), можно утверждать, что полипрофессионализм надлежит также рассматривать в единстве его составляющих (полипрофессионализма деятельности и личности), определения которых, обоснованные автором, приводятся ниже.
Полипрофессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся:
— в высоком уровне полипрофессиональной компетентности и квалификации;
— в разнообразии эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, соответствующих полипрофессиональной компетентности;
— в совершенном владении современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих компетенциям;
— в высокой стабильной результативности деятельности;
— в устойчивой тенденции к повышению результативности.
Полипрофессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, проявляющаяся:
— в высоком уровне развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности, а также акмеологических инвариантов профессионализма;
— в креативности личности и деятельности;
— в высоком осознанном уровне профессиональных и личностных притязаний;
— в характеристиках мотивационной сферы и ценностных ориентаций, направляющих на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;
— в высоком уровне нормативности регуляции деятельности и отношений.
Проблемы общественного развития и образования
Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию у лиц, нацеленных на достижение профессионализма.
Таким образом, полипрофессионализм в акмеологическом понимании — не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но и расширение его пространства, связанное в первую очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а также интегрированием их в единую систему поликомпетентности — важную составную часть полипрофессионализма. Последнее, как отмечалось, сходно с акмеологическим феноменом развития субъектности, т. е. расширением субъектного пространства.
Идеи полипрофессионализма в акмеологии пока не нашли должного отражения в научных трудах, хотя для этого созданы все необходимые предпосылки. В сложившемся в акмеологии понятийном аппарате полипрофессионализм и производные от него понятия сегодня представлены лишь в постановочном плане.
Разработка проблемы полипрофессионализма требует координированных масштабных исследований в пространствах сложных видов профессиональной деятельности.
Литература
1. Зазыкин В. Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении / Между-нар. акад. акмеол. наук. М.: Эко, 2004. 112 с.
2. Зазыкин В. Г., Карпенко А. С. Психологическая компетентность руководителя. М.: ИПКгос-службы, 2008. 375 с.
3. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологиче-ский подход / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005. 295 с.: ил.
4. Степнова Л. А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. М.: Эдельвейс, 2000. 99 с.: ил.
5. Панина Н. Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2013. 53 с.
6. Деркан А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4. С. 11— 16; 2013. № 2. С. 9—17.
7. Зазыкин В. Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. 2013. № 2. С. 25—31.
8. Зазыкин В. Г. Особенности изучения акмеологического объекта // Акмеология. 2012. № 3. С. 20—26.
9. Панина Н. Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологический ракурс рассмотрения // Парадигмальные основания психологии компетентности: материалы I Всероссийского симпозиума (Кострома, 3 февр. 2012 г.). М.; Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. С. 69—74.
10. Панина Н. Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. 2012. № 2. С. 49—53.
Посохова Анастасия Владиславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института международной торговли и права. E-mail: ароsоhоvа@mаil.гu