УДК 37.032
Н.Е. Казакова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЙ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ»
Международный институт качества бизнеса
Аннотация. В данной статье автор рассматривает понятие «творческий полипрофессионализм», обозначает его место в системной классификации полипрофессионализма и делает попытку осветить некоторые подходы к данной проблеме с позиций психолого-педагогической науки. Рассматриваются вопросы возможности творчества в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: полипрофессионализм, творчество, творческий полипрофессионализм, профессиональное развитие, творческая деятельность, творческое развитие, системная классификация полипрофессионализма.
UDC 37.032
N.E. Kazakova
SOME APPROACHES TO DEVELOPMENT OF A CONCEPT CREATIVE POLYPROFESSIONALISM
The International business quality institute
Abstract. In this, article the author does attempt in detail to consider the concept "creative polyprofessionalism" and to light some approaches to this problem from positions of psychology-pedagogical science.
Keywords: polyprofessionalism, creativity, creative polyprofessionalism, professional development, creative activity, creative development, system classification of polyprofessionalism.
Вопросы профессионализма личности давно и успешно изучаются учеными психологами и акмеологами (Ананьев Б.Г., Бодров В.А., Леонтьев А.Н., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Шадриков В.Д., Маркова А.К.). В последнее время исследователи проявляют все больший интерес к проблеме полипрофессионализма (Верниенко
Л.В., Кузьменко Е.С., Телегин А.А., Па-чина Н.Н., Трегубов Ю.М., Посохова А.В., Якимов В.Г.).
В своих работах, посвященных полипрофессионализму деятельности [1, 2], мы определили полипрофессионализм (от греческого «poli» - множество и латинского «professio») как область деятельности, обозначив, что полипрофессиона-
лизм - не просто совокупность различных знаний, умений и навыков, используемых субъектом труда при выполнении не сходных профессиональных функций. В первую очередь, полипрофессионализм есть функциональная система взаимного воздействия различных проявлений профессиональных компетенций, а также характерных особенностей выполнения трудовых функций, представляющих его подсистемы.
Систематизация типичных проявлений и характерных особенностей полипрофессионализма позволила нам представить системную классификацию полипрофессионализма, содержащую понятия видов, типов и форм, а также выявить профессионализм внут-ридисциплинарный и междисциплинарный; взаимосодействующий, эклектический и антагонистический; творческий и нетворческий [2]. В данной работе нами сделана попытка обозначить некоторые подходы к понятию «творческий полипрофессионализм».
В современной исследовательской литературе подходы к пониманию творчества, творческого процесса и творческой деятельности весьма разнообразны [3-4]. Отношение к самому понятию «творчество» и даваемые ему определения с течением времени изменялись, начиная с понимания творчества как созидательной деятельности вообще, через понимание его как волевого акта (Августин), до признания творчества продуктивной способностью воображения (И. Кант). Психология исследует творчество как процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида [5].
В ходе исследования творчества как явления, предпринимались попытки осмысления творческого процесса через анализ его отдельных составляющих [6-7]. Так, в частности, на необходимость рассмотрения и изучения тех компонентов творческого мышления, которые не могут быть сведены к логи-
ческому доказательству и которые составляют его важное звено (воображение, интуиция, озарение и другие неосознанные состояния), указывают и современные исследователи (Сластенин В.А.). В настоящее время, определяя явление как «творческое», мы подразумеваем явление созидательное, предполагающее получение качественно нового результата или оригинальных путей и методов его достижения. «Новизна и преобразование -две наиболее существенные характеристики творчества» [8]. Несмотря на то, что философия и психология существенно продвинулись в изучении природы творчества, вопросы, связанные с ним, остаются актуальными по сей день [9-10].
Представляя системную классификацию полипрофессионализма [2], мы разделили его на творческий и нетворческий. При этом за определение творческого полипрофессионализма приняли функциональную систему, обеспечивающая взаимодействие и непрерывность развития различных видов профессиональной деятельности, нацеленных на получение высокого нового (объективно или субъективно) конечного результата. Нетворческий полипрофессионализм есть функциональная система, в которой результаты взаимодействия различных видов профессиональной деятельности носят репродуктивный характер.
Творческая личность, прежде всего, «творит» себя, создает новые ценности, новые отношения, реализует способность к саморазвитию с опорой на результаты предшествующей деятельности, аналитический труд, проведённую работу.
Вопрос о возможности творчества в профессиональной деятельности решается различными исследователями по-разному. Существует мнение, что профессиональная деятельность в силу присущих ей характеристик не является деятельностью творческой [11]. Необходимость решения профессиональных задач в изменяющейся обстановке реального трудового процесса, готовность к действию в новой ситуации, ориентация в измененных условиях труда, а также по-
требность искать новые пути и способы решения поставленных профессиональных задач при невозможности решить проблему имеющимися в наличии приемами и средствами, по мнению ряда исследователей, не может считаться творческим процессом. Такой уровень профессионального мастерства является низшим, и его определяют как «вынужденное» творчество [12]. На наш взгляд, такое понимание профессионализма довольно спорно. В отношении профессиональной и полипрофессиональной деятельности творческим будет являться создание принципиально новых результатов, продуктов, технологий, отношений. Учитывая, что при этом основным признаком полипрофессионализма является совокупность компетенций в различных областях профессиональной деятельности, признаком творческого полипрофессионализма, характеризующегося созданием принципиально новых результатов (продуктов, технологий, отношений в различных областях субъекта труда), будет высокая продуктивность созидательной деятельности личности.
Полипрофессионализм характеризуется наличием различных согласованных между собой целей, для успешного достижения которых необходимо множество профессиональных компетенций. Высокая продуктивная компетентность связана исключительно с процессами целеполагания.
Для творческой личности характерны: мотивационная направленность на творчество, наличие систематизированных знаний и представлений о проблемах и источниках их возникновения, сформированность умений и навыков в той или иной сфере деятельности, высокий уровень развития интеллектуальных и креативных способностей, опыт созидательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы личности.
В творческой деятельности субъекта профессиональной деятельности можно выделить три уровня.
Первый уровень предполагает сформи-рованность умений преобразовывать имеющиеся данные для изучения проблемы либо выполнения задания, способность привлекать дополнительный материал, способность применять в новой комбинации ранее известные способы действия, формы осуществления работы.
Второй уровень характеризуется самостоятельным овладением новыми знаниями, вырабатыванием новых умений и навыков.
Третий уровень связан со способностью к осознанию проблемы, самостоятельной постановке целей, задач, с осуществлением поисковой деятельности, получением нового оригинального результата труда.
Можно выделить следующие этапы творческого процесса:
1. Осознание имеющейся проблемной ситуации.
2. Постановка основного и вспомогательного вопросов.
3. Мобилизация необходимых знаний, умений и навыков.
4. Первичное предположение, формулировка общей идеи, замысла, путь выполнения задания.
5. Детальная разработка идеи и пути ее осуществления.
6. Возникновение нового способа, приема деятельности, продукта труда.
7. Обоснование, подтверждение (или опровержение) предложенного варианта выполненного задания и его результата.
Этапы творческого процесса необязательно следуют одни за другим, они могут быть отдалены друг от друга или «спрессованы» во времени, «вклиниваться» друг в друга — все зависит от индивидуальности творческой личности.
Признаками творческой профессиональной деятельности субъекта являются: внимательное, наблюдение за явлениями, фактами, событиями, процессами; их анализ, выделение и запоминание наиболее важного и существенного при глубоком внимании к различным сторонам решаемой задачи; активное воспроизведе-
ние, использование ранее полученных знаний, умений, навыков, способов действия в новых условиях; их соотношение с новыми целями, задачами, заданными условиями; прогнозирование, предвосхищение вероятных результатов творчества; поиск новых форм, методов, приемов работы, включение воображения; разработка стратегии и тактики действий, средств и способов их выполнения; моделирование, проектирование, осуществление поисковой деятельности; анализ промежуточных и конечных результатов, их соотношение с поставленными целями, задачами, существующими условиями.
Основное направление формирования и развития творческого полипрофессионализма заключается в организации и проведении работы в творческих ситуациях, в выполнении творческих профессиональных заданий, во включении субъекта труда в творческую деятельность. Мы предполагаем, что эффективнее всего это происходит в ходе решения реальных профессиональных задач на стыке различных трудовых функций; осмысления профессиональных заданий, требующих не сходных компетенций; использования
совокупности различных знаний, умений и навыков при подготовке и проведении творческих дел.
Список литературы
1. Казакова Н.Е. Акмеологические исследование полипрофессионализма психолога (На материале анализа жизни и творчества К.К. Платонова): дис. канд. психол. наук: 19.00.13. - Шуя, 2003. - 133 с.
2. Казакова Н.Е. Системная классификация полипрофессионализма // Акмеология. 2016. № 2 (58). С. 49-53.
3. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю. Особенности преподавания программирования в условиях современного рынка труда в IT-технологиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 73-76.
4. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Российская академия образования. Москва, 2005. - 18 с.
5. Лапшина А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. 2010. № 5. Т.1. С. 252-254.
6. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю., Леванов Д.Н. Адаптивные алгоритмы тестирования знаний информационно-тестирующих приложений на основе стандартных lms-систем // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 77-81.
7. Паршутина Л.А. Формирование у школьников знаний о биоразнообразии в процессе изучения раздела «растения». Методические рекомендации / Москва, 2010. -98 с.
8. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 3-13.
9. Altimentova D.Y., Gdansky N.I. Adaptive models of computer training // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 2. С. 73-80.
10. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт стратегии развития образования РАО. Москва, 2005. - 168 с.
11. Тихомиров С.Н., Евсеева И.Г. Исследовательская компетентность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и методика ее формирования //
В сборнике: Философские исследования и современность сборник научных трудов. Москва, 2015. С. 181-194.
12. Швацкий А.Ю. Базовые качества личности субъекта профессиональной деятельности // Вектор развития современной науки: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - С. 265-270. Режим доступа: http://science-peace.ru/files/VRSN_2016.PDF (дата обращения - 21 марта 2017 г.).
Информация об авторе:
Information about author:
Казакова Наталья Евгеньевна,
Кандидат психологических наук, доцент, Проректор по развитию, ОЧУ ДПО «Международный институт качества бизнеса», г. Москва, Россия
Kazakova Natalya Evgenyevna,
Candidate of psychological sciences, associate professor, Vice rector for development, International institute of quality of business, Moscow, Russia
3
«
>2