Список литературы
1. Батукаев А.А. Профилактика травматизма в процессе специальной физической подготовки юных борцов вольного стиля // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Грозный, 2010. - 195 с.
2. Куяров А.В., Сайгушева Л.А., Апокин В.В., Сухарев Д.А., Куяров А.А. Факторы неспецифической защиты у спортсменов в условиях севера // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 98-100.
3. Пригоровская Т.А., Наумова А.В., Гудыма Н.В. Акмеология физической культуры и спорта. - Малаховка, 2006. - 46 с.
4. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.
5. Тиновицкий К.Г., Емельянова И.В. Предстартовая лихорадка и её зависимость от желёз внутренней секреции // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы X Международной научно-практической конференции. Г. И. Мокеев (ответственный редактор). 2016. С. 499501.
6. Хаснутдинова С.Л., Гернет И.Н., Водянников Ю.С. Совершенствование занятий физической культуры у студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе Материалы. 2009. С. 94-96.
Верниенко Л.В., Ящук Н.Ю.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольский государственный педагогический институт, Кубанский государственный университет
Ключевые слова: Профориентация, старшие школьники, профконсультирование, специалисты-профориентологи
Аннотация: в данной статье говорится о профориентационной работе в системе школьного образования: проблемах и перспективах.
Keywords: Vocational, senior pupils, our competitive advantage, proforientologi.
Abstract: this article talks about career-oriented work in the school system: problems and perspectives.
Одна из отличительных черт современного общества - признание важности и значимости человеческой индивидуальности. В кризисных условиях для реализации экономических, политических и социальных преобразований обществу нужны самостоятельные и активные личности. В связи с чем пристальное внимание к «человеческим ресурсам» наблюдается во всех сферах жизни. Одним из условий становления и развития активной личности, стремящейся к самореализации, является подготовка будущих специалистов к выбору общественно полезной и индивидуально привлекательной трудовой деятельности, создание соответствующих условий для развития профессиональной компетентности.
Анализ литературы свидетельствует о том, что наиболее значимым периодом становления будущего профессионала считается подростковый и ранний юношеский возраст. На данном возрастном этапе формируются устойчивые интересы к тому или иному учебному предмету как основе выбора предстоящей профессиональной деятельности. Перед молодыми людьми, стоящим на пороге взрослой жизни, возникает сложная ситуация выбора: с одной стороны, предстоит разобраться во внешнем, огромном и разнообразном мире профессий, с другой стороны, им необходимо проанализировать и определить в себе индивидуально-психологические особенности, наиболее соответствующие представлениям о будущей сфере деятельности. Но результаты конкретных эмпирических исследований свидетельствуют о том, что современные старшеклассники, как правило, не имеют четких представлений о собственных индивидуально-психологических особенностях и часто выбирают профессию случайно. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости целенаправленной профориентационной работы в системе школьного образования.
В современной России основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами включает в себя всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, стратегической целью которой явилась необходимость повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития России. Одной из основных задач Концепции явилась задача приведения структуры
профобразования в соответствие с потребностями рынка труда, что в свою очередь должно привести к снижению безработицы среди имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование.
Для эффективной реализации поставленных задач огромное значение имело развертывание системы профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях, особенно в старшем школьном звене.
Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [3, с. 13].
Профориентационная работа представляет собой комплекс мер, предусматривающих оказание помощи в профессиональном самоопределении. В этот комплекс включаются: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профотбор и профконсультация [1].
Как уже указывалось выше, профориентация являет собой целостную систему государственных мероприятий, с помощью которых решаются задачи с рациональным использованием кадров и грамотной их расстановкой
Профориентация предполагает учет трех основных условий, обеспечивающих его эффективность
а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т.д.);
б) способностей и других личностных характеристик человека;
в) потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.
Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности.
Как показывает практика, проводя профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях, специалисты -
профориентологи обязательно должны отслеживать типичные ожидания школьников, обучающихся в разных звеньях.
Например, учащихся младшего звена интересуют модные, яркие профессии, а также необходимость выбор кружков и секций по интересам, школьники среднего звена проявляют уже более конкретный интерес к профессиям, многие интересуются своей профпригодностью, в то время, как старших школьников уже интересует конкретный выбор профессии, выбор учебного заведения, выбор подготовительных курсов, ценностно-смысловой и нравственный аспекты будущей трудовой жизни, и главное -конкретный выбор (принятие решения).
В зависимости от ожиданий учащихся и строится работа профконсультанта, определяются задачи профориентационной работы.
Большое значение в настоящее время, в эпоху рыночных отношений имеют морально- и профессионально-этические принципы и нормы, на основе которых и должна строится профориентационная работа в современных учебных заведениях [4,5].
Необходимо отметить также и то, что на нынешнем этапе развития образования необходимо подход профориентации, ориентированной на способности человека дополнить подходом, в основе которого лежит приоритет морально-волевой готовности человека (в данном случае старшего школьника) к реализации своих жизненных и профессиональных планов. А это представляется возможным при психолого-акмеологическом сопровождении профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях [2].
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что грамотная профориентационная работа вкупе с психолого-акмеологическим сопровождением в общеобразовательных учреждениях будет способствовать оптимальному самоопределению старших школьников.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект 2006.
2. Черкасенко Ю.А. Ящук Н.Ю. Процесс профессионально-личностного самоопределения молодежи в современном обществе // Социально-гуманитарные и психологические науки: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции (г. Тихорецк, 23 октября 2015 г.)
г.Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА", 2015. -С.218-223
3. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С. Профессиональная ориентация в условиях полипрофессионализма деятельности // Профессиональная ориентация, 2015, № 1, с. 12-14.
4. Аринушкина А.А. Стратегическое планирование привлечения студентов как элемент управленческого консультирования в образовательном секторе // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы Х Международной научно-практической конференции В 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. 2017. С. 245-249.
5. Казакова Н.Е. Некоторые подходы к разработке понятия «творческий полипрофессионализм» // Синергия. 2017. № 1. С. 13-17.
6. Коноплянский Д.А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно-ориентированного образования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кемерово, 2003. - 293 с.
Кормакова В.Н., Клепикова А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, математическое образование.
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики в условиях реализации новых образовательных стандартов. Статья может быть интересна учителям математики, а также студентам, получающим математическое образование.
Key words: formation, professional competence, mathematical education.
Abstract: This article considers the problem of formation of professional competence of future mathematics teachers in the implementation of the new educational standards. The article may be of interest to mathematics teachers and students in mathematics education.
В обществе в XXI веке изменения происходят быстро, поэтому необходимо успевать адаптироваться к происходящим изменениям.