ОБРАЗОВАНИЕ Баймуратов К.К., Разыков Т.С.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Кыргызско-Узбекский университет
Ключевые слова: старшеклассники, допризывная подготовка молодежи, межпредметная связь.
Аннотация: Данная статья посвящена межпредметному обучению допризывной подготовки молодежи и физической культуре.
Keyword: senior students, presubscription, youth training, inter subject communication.
Abstract: This article is devoted to the inter subject education of pre-conscription youth training and physical training.
Предъявляемые требования к межпредметному обучению допризывной и физической подготовки старшеклассников, должны отвечать ряду педагогических требований, вытекающих из принципов планирования: целеустремленности, преемственности, реальности, наглядности и принципов системы физического воспитания с трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности и принципов обучения: систематичности, доступности, прочности.
Целью работы является - повышение уровня физической подготовленности (ФП) юношей к предстоящей срочной службе в рядах вооруженных сил (ВС). Данная цель конкретизируется в решении следующих задач:
- предоставление ученикам и педагогам оптимального содержательно-информационного, операционно-деятельностного и организационно-методического обеспечения образовательного процесса по предметам: Физическая культура (ФК) и Допризывной подготовки молодежи (ДИМ);
- формировании у учащихся комплексного использования военных и физкультурных знаний, умений и навыков (ЗУН);
- формировании у старшеклассников позитивного отношения к предстоящей срочной службе в рядах ВС.
С целью успешного осуществления экспериментальной работы нами использован тематический межпредметный подход, в котором изучаемая тема тесно связывалась с другими темами или отдельными вопросами другого предмета образовательного предмета плана школы.
Основные идеи выполняют функцию системообразующих взаимосвязей в содержании образовательных предметов, являясь основой этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, сосредоточения образовательного материала [1, 2]. Положения образовательной темы (понятия, законы, принципы, действия, методы) являются составными частями основных идей образовательного предмета.
Разнонаправленность образовательных тем ДПМ [3] по содержанию соответственно влечет за собой многообразие используемых средств физического воспитания (ФВ). Отличие образовательных тем ДПМ друг от друга по содержанию, количеству и значимости их предполагаемых взаимосвязей с соответствующими темами предмета «Физическая культура» позволили выделить образовательную тему, предстоящему к изучению как самостоятельной дидактической единицы, где происходит «соединение» разнопредметных ЗУН.
Взаимосвязь образовательных предметов нами осуществлялась путем изучения определенных ЗУН на межпредметной основе.
Межпредметный объем образовательных тем по ФК и ДПМ в виде количества элементов ЗУН, используемых из ФК, определялся качественными показателями, т.е. из ФК мы использовали минимум средств, обеспечивающий полноценную подготовку юношей к срочной службе в ВС КР.
При использовании тематического межпредметного подхода мы старались сохранить заданную в образовательных программах по ФК [4] и ДПМ логическую структуру образовательного материала, где благодаря предшествующим, последовательным и перспективным межпредметным взаимосвязям возникли новые оригинальные составляющие ЗУН, новые их взаимосвязи обширного характера. Перестройку образовательного материала мы ограничили отдельными уроками. Осуществлялась взаимосвязь смежных предметов близких образовательных областей, где ФК сохраняла свою специфику, а ДПМ выступала в качестве вспомогательной основы.
Тематический подход позволил обеспечить единство конкретного и абстрактного в усвоении ЗУН. При взаимосвязи одной темы ФК с материалом ДПМ происходило развитие межпредметного обучения, ЗУН учащихся приобретали все большую степень обобщенности,
глубины, мобильности, повышалось их практическое значение. В организации тематического подхода к осуществлению межпредметного обучения немалое значение имело их планирование, основанное на развитии взаимосвязанных между собой общепредметных понятий и общепредметных умений с учетом содержания государственных образовательных программ.
В период планирования проанализировано содержание образовательных тем по ФК, выявлены основные положения и, исходя из содержания каждой образовательной темы, определены с какими знаниями и практическими действиями из ФВ следует осуществлять межпредметные связи (МПС) [5-6].
Первоначально отобрали образовательные темы по ФК с целью осуществления МПС, используя такие ориентиры, как: содержание ЗУН (умственные, практические, организационные); ориентированность используемых методов и средств ФК (координация методов, приемов, средств и способов в образовательном процессе) базовые методы и средства патриотического образования (воспитание боевых, моральных, физических и психологических качеств).
ФК как образовательный предмет представляет собой единство ЗУН, необходимых для успешной подготовки учащихся к труду и предстоящей службе, и отношений, формирующихся у старшеклассников в образовательном процессе обучения начальным навыкам военного дела.
В процессе освоения содержания общеобразовательного предмета «Физическая культура» учащимся необходимо: освоить системы знаний в области физической культуры и спорта (ФиС); содействовать нормальному физическому развитию (ФР); укрепить здоровье; закалить организм; формировать правильную осанку и телосложения; формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки; достижение необходимого уровня физической работоспособностью (Р"^^; формировать умения для самостоятельных занятий физическими упражнениями (ФУ); формировать потребности в регулярных занятиях ФУ; содействовать всестороннему развитию (умственному, нравственному, эстетическому, патриотическому, трудовому воспитанию) учащихся.
Образовательная программа ФК состоит из базовой (основы знаний, теоретические уроки, баскетбол, волейбол, гимнастика, легкая атлетика) части и из вариативной части (образовательный материал, определяемый местными органами управления ФВ; образовательным заведением).
На предмет «Физическая культура» отводится 68 часов. Из них базовой части - 48 академических часов (теоретические уроки - 2; баскетбол - 12; волейбол - 8; спортивная гимнастика - 10; легкая атлетика - 16); вариативной части - 20 академических часов (программный материал, определяющими местными органами - 10 и учебным заведением - 10).
Анализ содержания программы по ФК, что 70,59 % (48 часов) количество часов составляет базисная часть и 29,41 % (20 часов) вариативная часть программы ФК.
Образовательная программа ДИМ состоит из вводного занятия, разделов основ военного дела, гражданской обороны, контрольного занятия.
На ДИМ отводится 140 учебных часов, из них 30 часов в период проведения 5 - дневных учебно-полевых (лагерных) сборов на завершающем этапе обучения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю в 10-11 классах общеобразовательных школ и 1-3 курсах колледжей.
Анализ содержания программы по ДИМ показал, что большее количество тем, позволяющих решить задачи данного исследования, входят в раздел «Основы военного дела». Этот раздел является центральным в образовательном предмете. Он охватывает довольно обширный круг вопросов, ориентированных на подготовку юношей к срочной службе в рядах ВС КР. Уровень обеспеченности содержания данного раздела с образовательным материалом по ФК достаточно высока. Ири этом ряд тем данного раздела проводятся практически и позволяют в достаточной мере осуществить тематический межпредметный подход.
Чтобы создать педагогическую модель межпредметной образовательной программы, нами осуществлены два условно взаимосвязанных и выделенных структурно-логических анализа образовательного содержания ДИМ: внутренний и внешний. Внутренний - это структурно-логический анализ образовательного содержания подлежащих к изучению тем на предмет установления основных положений и основных связеобразующих элементов. Внешний - это структурно-логический анализ содержания образовательного предмета «Физическая культура» с целью определения степени перекрываемости его содержания с содержанием образовательных тем ДИМ и установления обеспечивающих единства средств, необходимые к использованию, более системно, всесторонне раскрыть основные положения, подлежащие к изучению образовательных тем.
Список литературы
1. Батукаев А.А. Профилактика травматизма в процессе специальной физической подготовки юных борцов вольного стиля // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Грозный, 2010. - 195 с.
2. Куяров А.В., Сайгушева Л.А., Апокин В.В., Сухарев Д.А., Куяров А.А. Факторы неспецифической защиты у спортсменов в условиях севера // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 98-100.
3. Пригоровская Т.А., Наумова А.В., Гудыма Н.В. Акмеология физической культуры и спорта. - Малаховка, 2006. - 46 с.
4. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.
5. Тиновицкий К.Г., Емельянова И.В. Предстартовая лихорадка и её зависимость от желёз внутренней секреции // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы X Международной научно-практической конференции. Г. И. Мокеев (ответственный редактор). 2016. С. 499501.
6. Хаснутдинова С.Л., Гернет И.Н., Водянников Ю.С. Совершенствование занятий физической культуры у студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе Материалы. 2009. С. 94-96.
Верниенко Л.В., Ящук Н.Ю.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольский государственный педагогический институт, Кубанский государственный университет
Ключевые слова: Профориентация, старшие школьники, профконсультирование, специалисты-профориентологи
Аннотация: в данной статье говорится о профориентационной работе в системе школьного образования: проблемах и перспективах.
Keywords: Vocational, senior pupils, our competitive advantage, proforientologi.
Abstract: this article talks about career-oriented work in the school system: problems and perspectives.