Научная статья на тему 'Исследование единства (целостности) средств допризывной и физической подготовки старшеклассников'

Исследование единства (целостности) средств допризывной и физической подготовки старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СЛУЖБА В АРМИИ / SENIOR STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / REGULATORY REQUIREMENTS / SERVICE IN THE ARMY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баймуратов К.К., Разыков Т.С.

Статья посвящена анализу психомоторных показателей и физической подготовленности допризывников к службе в рядах вооруженных сил с учетом предъявляемых нормативных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF UNITY (INTEGRITY) OF MEANS OF CONSTRUCTION AND PHYSICAL TRAINING OF OLD SCHOOLS

The article is devoted to the analysis of psychomotor indicators and physical readiness of pre-conscripts in view of the foreseen normative requirements.

Текст научной работы на тему «Исследование единства (целостности) средств допризывной и физической подготовки старшеклассников»

Современные проблемы профессионального образования

УДК 796.011

К.К. Баймуратов, Т.С. Разыков

ИССЛЕДОВАНИЕ ЕДИНСТВА (ЦЕЛОСТНОСТИ) СРЕДСТВ ДОПРИЗЫВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Баткенский государственный университет

Аннотация: Статья посвящена анализу психомоторных показателей и физической подготовленности допризывников к службе в рядах вооруженных сил с учетом предъявляемых нормативных требований.

Ключевые слова: Старшеклассники, физическая подготовка, нормативные требования, служба в армии.

UDC 796.011

K.K. Baymuratov, T.S. Razykov

INVESTIGATION OF UNITY (INTEGRITY) OF MEANS OF CONSTRUCTION AND PHYSICAL TRAINING OF OLD SCHOOLS

Batken State University

Abstract: The article is devoted to the analysis of psychomotor indicators and physical readiness of pre-conscripts in view of the foreseen normative requirements.

Kei words: Senior students, physical training, regulatory requirements, service in the army.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму самых разных категорий населения, особенно детей школьного возраста [1-2]. По мнению большинства специалистов только здоровый человек, с оптимальным уровнем физической подготовленности, функционального состояния организма, высокой умственной и физической работоспособностью, психологической устойчивостью, способен к наиболее адекватной ответной реакции на комплекс неблагоприятных воздействий окружающей среды [3-4].

На сегодня актуальным становится вопрос совершенствования системы физического воспитания детей старшего школьного возраста, которое в свою очередь привлекает к себе очень большое внимание и порождает критику в контексте тенденций

развития образовательных систем. Для Кыргызской Республики это особенно актуально в направлении дальнейшего развития системы физического воспитания подрастающего поколения, ведь сегодня образование характеризуется динамикой углубления процессов совершенствования содержания, форм и методов обучения школьников.

Физическое воспитание в школе является важной составляющей развития личности школьника [5-6]. Оно входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого определяется, прежде всего, формированием таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Анализ литературы, позволяет отметить, что современная система физической культуры в школе требует пересмотра его содержания, совершенствования и модернизации, позволяющие, с одной стороны, формировать социально активную личность в гармонии с физическим развитием, а с другой - привлекать лицо к ценностно-мотивационным составляющим физической культуры, связывая их целями и потребностями личности в саморазвитии и самосовершенствовании [7-8].

Таким образом, система физического воспитания сама по себе является мощным средством формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, которым, разумеется, отнюдь нельзя пренебрегать.

По данным авторов [9-10], научно-обоснованная и правильная организация процесса физического воспитания оказывает благотворное воздействие на организм, способствует гармоничному, физическому и психическому развитию подрастающего поколения, расширяет двигательные возможности, повышает защитно-приспособительные свойства организма, усиливает его стойкость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, соответствует цели формирования здорового образа жизни и воспитывает у школьников потребность в двигательной активности на всю жизнь.

Многие ученые сегодня отмечают, что двигательная активность занимает видное место в среде обитания, и отмечают что физическая активность является одним из главных факторов улучшения физического состояния школьников [11-12]. В то же время, объем двигательной активности подростков не обеспечивается их образом жизни и организацией физического воспитания. Об этом свидетельствует наличие различных отклонений в состоянии здоровья и физического развития детей старшего школьного возраста, что является следствием недостаточного двигательного режима [13-14].

Анализ литературы, содержащей данные о двигательной активности старшеклассников показывает, что данная проблема является объектом внимания большого количества специалистов, которые определяют важность и необходимость улучшения физической подготовленности школьников [15-16].

При этом одним из решающих условий, обеспечивающих эффективность и результативность обучения старшеклассников в школе, является наличие продуктивной общей работоспособности, основанной на прочном духовном и физическом здоровье подростков [17-18].

Необходимым условием формирования физической культуры, которая определяет цели, содержание и средства здорового образа жизни ученика, может рассматриваться образовательная среда школы, где учится старшеклассник. Это обусловливает формирование культуры здоровья старшего подростка. При этом, в первую очередь, необходимо изменить сознание и самосознание обучаемых, привести в соответствие содержание и структуру подготовки школьников к современной профессиональной деятельности с акцентом на обеспечении духовно-нравственной составляющей общества

[19].

Зарубежный опыт говорит о необходимости модернизации всей системы физического воспитания старшеклассников [20]. Проведенный нами анализ показывает,

что реальная система физического воспитания старшеклассников, которая сложилась сегодня в КР, малоэффективна. Она не обеспечивает в полной мере психофизическую готовность старших подростков к жизнедеятельности. Современное подрастающее поколение ослаблено физически, дезориентировано духовно, компьютеризировано и как следствие - дезадаптированно к трудностям реальной действительности и не готово к службе в вооруженных силах.

Кроме того, в настоящее время наблюдается значительный разрыв между фактическим состоянием физической подготовленностью (ФП) старшеклассников и предъявляемыми требованиями Вооруженных сил Кыргызской Республики (ВС КР) к допризывной молодежи. Несмотря на интеллектуализацию службы, предъявляемые требования к ФП призывников значительно увеличились, а также и на психофизические нагрузки воинов. В связи с этим основное внимание следует уделять на улучшение эффективности ФП юношей к срочной службе в рядах ВС КР.

Изучение выполненное авторами на примере школ г. Кызыл-Кия позволило определить первоначальный уровень ФП старшеклассников путем сравнения данных тестирования с соответствующими нормативными требованиями. Кроме того, его результаты позволили уточнить методику в отношении применения из общеобразовательных предметов: Допризывная подготовка молодежи (ДИМ) и Физическая культура (ФК), и дозирования физических нагрузок (Таблица 1).

Таблица 1

Изменение в психомоторных показателях старшеклассников в процессе __экспериментальной работы__

№ КГ (п=40) ЭГ (п=40)

Тесты Исход. Итог.уров Сдв Исход. Итог.уров Сдвиг

уровень ень иг уровень ень

1. Проба Н.Д.Скрябина 3,46±0,3 3,36±0,3 1,0 3,72±0,3 2,25±0,2 1,47

2. Тест А.И.Высоцкого: 2.1.прыжок с площадки 50см 43,0±1,7 44,9±1,9 1,9 41,9±1,4 51,1±2,0 9,2

2.2.прыжок с 33,5±2,1 35,5±2,0 2,0 35,5±2,1 43,5±2,3 8,0

площадки 1м

2.3.прыжок с 20,5±2,2 22,5±2,2 2,0 19,5±2,2 29,5±2,3 10,0

площадки 1,5 м

3. РДО 7,2±0,3 6,7±0,5 1,5 7,6±0,2 5,8±0,3 1,8

4. Координационн ые возможности (РБ-Н) 3,2±0,3 3,6±0,6 0,4 3,3±0,5 4,4±0,2 1,1

5. Теппинг-тест 402±6,3 396±6,5 6,0 396±5,5 417±6,0 21

Получены следующие результаты. В силовых скоростно-силовых упражнениях: в беге на 100 м с низкого старта не выполнили норматив Комплекса «Ден Соолук» в КГ 39,3%, в ЭГ - 29,6%. Норматив НФП-1999 КГ 48,7%, в ЭГ - 47,4%; в нормативные требования метания гранаты (700 г) на дальность не уложились - КГ 42,0%, ЭГ 43,0%; Комплекс «Ден Соолук» - КГ 33,4% и ЭГ - 32,1%. В тестах на изучение общей выносливости показатели сдачи учебных нормативов Комплекса «Ден Соолук» также неудовлетворительные - КГ 44,2%, ЭГ 41,1% не справились с нормативными требованиями. По НФП-1999, здесь картина совсем иная: 76,8% в КГ и 84,5% в ЭГ не уложились в норматив; согласно требованиям (НФП-1999 и Комплекса «Ден Соолук»), в

подтягивании на перекладине не выполнили упражнение - КГ 46,0% и 43,8%, ЭГ57,3% и 42,1%.

Проверка показала, что более тяжело дается сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, КГ60,4% и 38,3%, ЭГ 61,6% и 38,3%. В измерениях мышечной силы были показаны следующие результаты: прыжок в длину с места оценивался только по требованиям Комплекса «Ден Соолук», и выявил, что в КГ - 23,0% и ЭГ -22,4% учащиеся не справились с нормативом; сила правой кисти - средний показатель КГ 36,2 кг, ЭГ 36,5 кг, сила левой кисти КГ 36,0, ЭГ 35,2 кг.

Преодоление полосы препятствий оценивалось по требованиям НФП-1999 и показало, что в КГ 55,0% и ЭГ - 59,1% не справились с нормативом; выполнение комплекса единоборства было оценено в обеих группах не удовлетворительно (таблица 2).

Полученные данные выявили высокую степень вариативности и отставание в освоении образовательного материала у 60-70% учеников. Несмотря на это некоторые ученики, в отдельных показателях физического развития и двигательных способностей, показали высокие индивидуальные результаты, превышающие среднеарифметические значения, а вариативность составляет 30-35%.

Анализ данных (таблица 2.) показывает, что в результате экспериментальных уроков в ЭГ показанные результаты в большинстве контрольных тестов в выявлении двигательной и психомоторной подготовленности повысились на достоверно значимую величину (Р<0,05).

Таблица 2

Изменение в физической подготовленности старшеклассников в процессе __экспериментальной работы__

№ № пп Контрольные упражнения КГ (п=40) Сдв иг ЭГ(п=40) Сдви г

Исход. уровень Итог.уро вень Исход. уровень Итог.уро вень

1. Бег 100 м (с) 14,5±0,48 14,2±0,4 0,3 14,7±0,4 13,6±0,4 1,2

2. Метание гранаты (700 гр., м.) 32,9±0,5 33,9±0,7 1,0 34,2±0,4 37,3±0,6 3,1

3. Бег 3000 м (с) 14,78±16,5 4 14,50±15, 4 0,28 14,98±13,5 13,55±20, 0 1,43

4. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 8,2±0,6 9,1±0,9 0,9 8,3±0,8 11,9±1,2 3,6

5. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 9,1±1,0 9,8±0,8 0,7 8,8±0,9 12,5±1,1 3,7

6. Прыжок в длину с места (см) 189,0±3,3 194,0±5,8 5,0 189,0±3,1 206,0±6,7 17

7. Динамометрия правой кисти (кг) 36,0±0,9 36,7±1,2 0,7 36,3±1,1 40,0±1,0 3,7

В частности, изменились показатели скоростно-силовых качеств. В беге на 100 м, прирост в среднем составил в ЭГ 1,1 (7,48%), в КГ 0,3 (2,06%); в метании гранаты на дальность, улучшились результаты у учащихся ЭГ на 9,06% (с 34,2 до 37,3 м), а КГ на 3,03% (с 32,9 до 33,9 м).

У учащихся ЭГ и КГ наблюдался первоначально низкий уровень развития общей

выносливости. По окончанию педагогического эксперимента (ПЭ) отмечено улучшение результатов в беге 3000 м на 143,0 сек (9,54%), в ЭГ, и улучшение на 0,28 сек (1,89%) в КГ; количество подтягиваний на высокой перекладине - у ЭГ на 3,6 раза (43,37%) и КГ на 0,9 раза (10,97%); сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях - ЭГ на 3,7 раза (42,04%), КГ 0,7 раза (7,69%).

Основа полученных результатов характеризует эффективность экспериментальной работы и заключается в следующем:

1.У учащихся ЭГ существенно улучшились результаты двигательной и ФП, достоверный прирост показан по всем показателям.

2. Число решений образовательных задач путем применения на практике комплексных межпредметных знаний, умений и навыков значительно повысилось.

3. Занятия воздействовали на мотивационно - потребностную сферу юношей. Уменьшился уровень негативного отношения к ВС КР и прохождению срочной службы в ней.

В то же время у учащихся КГ отмечены положительное, но менее значимые изменения результатов (Р>0,05).

Таким образом, полученные результаты ПЭ позволяют утверждать, что применение межпредметной методики обучения ДПМ и ФВ способствует значительному повышению ФП учащихся 11 классов, что в свою очередь, приведет к более быстрому и успешному приспособлению их к срочной службе в рядах ВС КР.

Список литературы

1. Андреева Л.П., Кулешов Н.П., Мутовин Г., Жилина С.С., Макарова В.П., Коровкина Е.А. Наследственные и врожденные болезни: вклад в детскую заболеваемость и инвалидность, подходы к профилактике // Педиатрия (г. Ташкент). 2007. № 3. С. 8.

2. Куман О.А. Физическая работоспособность и адаптационные возможности младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активностью и разной степенью кариесрезистентности // Медицинская наука и образование Урала. 2008. Т. 9. № 4. С. 59-61.

3. Асауляк В.В. Влияние здорового образа жизни на жителей РФ // В сборнике: Современные проблемы воспитательного процесса в медицинском вузе Сборник докладов. 2016. С. 8-11.

4. Дутова Т.И., Скороходов А.П. Значение генетически обусловленных тромбофилий в развитии атеротромботического подтипа ишемичекого инсульта у лиц молодого возраста // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 65. С. 157164.

5. Гафиятуллина Г.Ш., Трофимова Е.В. Патогенетические особенности физического и психофизиологического развития слабослышащих детей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 92.

6. Холина О.А. Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2017. № 2. С. 193198.

7. Пузикова О.З., Афонин А.А., Вербицкий Е.В. Нарушения психоэмоциональной сферы у подростков, больных сахарным диабетом i типа // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2006. Т. 85. № 4. С. 18-21.

8. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Боев И.В. Особенности психической дезадаптации у молодых пациентов с малыми аномалиями сердца // Терапевтический архив. 2005. Т. 77. № 12. С. 29-32.

9. Прошин А.П., Солодянников Ю.В. Математическое моделирование лактатного обмена и его применение в спорте // Автоматика и телемеханика. 2013. № 6. С. 133-152.

10. Тиновицкий К.Г., Емельянова И.В. Предстартовая лихорадка и её зависимость от

желёз внутренней секреции // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы X Международной научно-практической конференции. Г. И. Мокеев (ответственный редактор). 2016. С. 499-501.

11. Кузнецов И.А. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 516.

12. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.

13. Евсевьева М.Е., Мищенко Е.А., Ростовцева М.В., Галькова И.Ю., Чудновский Е.В., Русиди А.В.С., Смирнова Т.А. Суточный профиль артериального давления у лиц молодого возраста с признаками предгипертензии // Артериальная гипертензия. 2013. Т. 19. № 3. С. 263-269.

14. Каскаева Д.С., Петрова М.М., Манухина Е.А. Анализ заболеваемости студентов 1 курса в ходе углубленного медицинского осмотра 2011 года в красноярском государственном медицинском университете // В мире научных открытий. 2012. № 9.1. С. 52-65.

15. Алискандиев A.M., Багамаева З.Г. Поллинозы у детей и подростков республики Дагестан по данным ISAAC // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 20.

16. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. - Москва, 2009. - 124 с.

17. Ажевская Л.Г., Комарова Т.В., Полянина Э.З. Абилитация детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении // В сборнике: Инновационные технологии реабилитации и интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями сборник материалов научно-практической конференции, Ульяновск, 2324 июня 2011. Ульяновск, 2011. С. 7-10.

18. Ахмадеева Л.Р., Липатова Е.Е., Закирова Э.Н.Головные боли и тревога у учащейся молодежи и пациентов, обращающихся к неврологам. Материалы XVПроссийской научно-практической конференции с международным участием «болевые синдромы в медицинской практике», Ростов-на-Дону, 2-4 июня 20011 // Российский журнал боли. 2001. Т. 2. № 31. С. 27.

19. Крылова И.А. Способы реализации пациентом понятия «здоровый образ жизни» // В сборнике: Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию факультета медицинской психологии. 2016. С. 130-135.

20. Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте. - Москва, 2011. - 131 с.

Информация об авторах:

Бердиев А.

Кандидат химических наук, доцент, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан

Разыков Т.С.

Кандидиат педагогических наук, доцент, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан

Information about authors: Berdiyev A.

candidate of chemical sciences, associate professor, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan

Razykov T.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.