УДК: 796.011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ
Бердиев А.Б.1, Разыков Т.С., 20172 1канд. хим.наук, профессор Баткенский государственный университет
2канд. пед.наук, доцент Баткенский государственный университет
Аннотация: в настоящей статье изложены общие принципы, содержание и результаты экспериментальных апробаций предлагаемой нами программы, цель которой - акцентированная подготовка молодежи к прохождению службы в Вооруженных Силах Республики Кыргызстан.
Ключевые слова: апробация, принципы, вооруженные силы, призывник, допризывник, наставление, физическая подгоовка.
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF A TECHNIQUE OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION OF PRE-CONSCRIPTION YOUTH
Annotation: in the present article the general principles, the maintenance and results of experimental approbations of the program offered by us, which purpose - the accented preparation of youth for service in Republic Kyrgyzstan Armed forces are stated.
KeyWords: approbation, principles, armed forces, the recruit, single combat, manual, physical preparation.
Полученные, в ходе исследования, данные о степени подготовленности допризывников и эффективности предлагаемых форм и методик их подготовки свидетельствуют, что в большинстве своем респонденты считают свою допризывную подготовку явно недостаточной, а действенность форм и методов подготовки недопустимо плохим и подвергают их резкой критике.
Следовательно, требуется создать более эффективные формы занятий с допризывной молодежью на всех этапах их обучения.
Результаты предварительных исследований свидетельствуют:
1. Выявленные нами показатели, характеризующие различные стороны физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся, в средних общеобразовательных школах не отвечают должным критериям и в перспективе не обеспечивают эффективное прохождение службы в армии.
2. Программно-нормативные документы, регламентирующие процесс физического воспитания в школах, где проходят в обучение, юноши данной возрастной группы, не всегда имеют должную преемственность с требованиями НФП и не ориентированы на эффективную подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах.
3. Из Наставлений по физической подготовке (НФП) следует, что к ведущим физическим и специальным качествам, необходимых будущему воину, относятся: общая выносливость, сила, быстрота, ловкость, устойчивость организма к жаре и гипоксии, перегрузкам, вибрации, ускорениям и вестибулярная устойчивость.
Вышеизложенное выдвигает в качестве важной практической задачи разработку педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективный рост физических качеств юношей. За период учебного года в экспериментальных классах было проведено 102 занятия по физическому воспитанию, направленных на развитие физических качеств, позволяющих обеспечить эффективную подготовку к службе в ВС.
Проведение занятий с тренирующей направленностью и с широким использованием соревновательного и круговых методов тренировки и воинской полосы препятствий. Моторная плотность на уроках составляла 75-80%, при максимальной частоте сердечных сокращений в пределах 170±5,0 уд/мин., с интервалом времени максимальной ЧСС - от 4 до 6 мин., что определялось
содержанием физических упражнений. Средняя частота сердечных сокращений находилась в пределах 155 ±8уд/мин.
Выше отмечено, что допризывники с нежеланием занимаются физическими упражнениями и спортом, что уроки физической культуры в школе проходят не интересно и проводятся на низком методическом уровне [1-2].
С этой целью необходимо было повысить мотивацию к практическим занятиям по физическому воспитанию. Для этого использовался комплексный подход. Прежде всего учитывалось, что эффект занятий физическими упражнениями достигается, когда учащийся узнает какое воздействие они оказывают на физическое совершенствование [3-4]. Для этого измерялись данные физического развития, физической подготовленности. Данные физического развития, полученные по контрольным нормативам, которые сопоставлялись между данными учащихся и определялся рейтинг каждого допризывника, так создавался социальный статус, престиж школьника. Они как бы являлись регулятором деятельности, в то же время они определяли цели, способы и характер действий учащихся.
Известно, что под мотивами в психологии понимают все то, что выступает в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. Целеустремленность и настойчивость, решительность и смелость крайне важны для призывника. Волевые качества воспитываются у человека с самого раннего детства в семье [5]. Велико, конечно значение и правильно организованных занятий по физическому воспитанию, заставляющих преодолевать немало разнообразных трудностей.
В психологической литературе эти трудности делятся на две группы: объективные и субъективные [6]. К объективным трудностям относятся тяжелые физические нагрузки. Вынуждая себя выполнять многократно и интенсивно, физические упражнения допризывники воспитывает свою волю [7].
К субъективным трудностям относятся выполнение физических упражнений по трудности преодолеваемых индивидуумом [8]. Эмоции, связанные с преодолением тех или иных трудностей субъективного характера, сказываются в первую очередь на нервной системе и отрицательно действуют на учащихся полученные ими травмы [9].
Для воспитания инициативы и самостоятельности, ученикам давались различные задания: составить комплексы утренней гигиенической гимнастики, подобрать физические упражнения с учетом недостатков своего физического развития [10]. Анализировались вместе с преподавателем результаты использованных упражнений.
При воспитании смелости и решительности постепенно увеличивалось трудность упражнений. На уроках, проходящих весело, интересно учащиеся становились смелее, решительнее; заинтересованность школьного класса в успехе каждого учащегося играла решающую роль. Выдержка и самообладание - важное волевое качество и воспитывались они путем правильной организации учебного процесса [11-12]. Если учащиеся возбуждены, нервничают, то предварительно проводилась продолжительная подготовительная часть в спокойном темпе; если же юноши устали и не имели желания заниматься, то включались быстрые, резкие движения в энергичном темпе.
В экспериментальных классах, при подборе содержания уроков, мы руководствовались результатами исследований, выполненных в последние годы с целью обоснования эффективного подбора средств для развития конкретных двигательных качеств [13-14]. В частности, при развитии силовых возможностей юношей нами частично учитывались рекомендации современных ученых, о средствах, методах скоростно-силовой подготовки и выносливости и отдельных медицинских противопоказаний [15-17].
В основе функции равновесия, вестибулярной устойчивости и устойчивости к гипоксии, лежат рекомендации, изложенные в педагогической и медико-биологической литературе [18-19].
Программа, разработанная с учетом современных правовых подходов [10; 20], была апробировалась в ходе основного педагогического эксперимента в общеобразовательных школах г. Кызыл-Кия, где в Х-Х1 классах были организованы экспериментальные группы.
Юноши Х-Х1 классов контрольных групп занимались традиционно по государственной программе физического воспитания.
Программа физической подготовки юношей экспериментальных классов включала в себя упражнения, направленные на развитие и совершенствование основных и специальных физических качеств, необходимых для успешной адаптации организма к условиям воинской службы. К ним относятся средства из раздела гимнастики (обще- развивающие и прикладные упражнения, безопорные прыжки, элементы акробатики, упражнения на гимнастических снарядах); упражнения с отягощениями, в том числе с весом собственного тела; легкой атлетики (бег на короткие и средние дистанции, кроссовая подготовка, метания, ускоренное передвижение, полоса препятствий) борьба с элементами рукопашного боя; спортивные игры (футбол, волейбол, ручной мяч, баскетбол); преодоление препятствий.
С целью выявления сходства и различий в показателях, характеризующих уровень развития основных физических и специальных качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы, полученных до и после проведения занятий по физическому воспитанию с использованием методических мероприятий по специально разработанной программе в соответствии с требованиями армии (НФП) было проведено исследование физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп.
Результаты контрольных испытаний, основу которых составляли нормативы по физической подготовке в рядах Вооруженных Сил Республики Кыргызстан представлены в таблице 1.
Анализ исходных данных физической подготовленности полученных в начале учебного года показал, что статически значимых различий между испытуемыми контрольных и экспериментальных групп по большинству показателей не было выявлено.
Это указывает на относительную однородность групп перед проведением эксперимента.
Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности юношей в ходе эксперимента (экспериментальная группа п = 26)
№ Виды испытаний Начало эксперимента (Сентябрь) Конец эксперимента (Май) Доверительны й уровень t
Х ±m Х ± m
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
1 5 бег 100 м (с). 15,54 ± 0,09 14,62 ± 0,08 7,30
2 Бег 3000 м.(мин) 15,8 ± 0,26 13,56 ± 0,19 7,13
3 Подтягивание, (кол. раз) 7,84 ± 0,28 10,56 ± 0,40 5,52
4 Метание гранаты 700 г(м) 22,76 ± 0,32 28,56 ± 0,41 10,67
5 Прыжок в длину с разбега 3,50 ± 0,04 4,13 ± 0,04 9,89
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
1 Подъем переворотом (кол. раз) 0,64 ± 0,09 2,84 ± 0,13 13,02
2 Челночный бег 10х10 м, (с) 30,66 ± 0,11 28,64 ± 0,16 10,25
3 Сгибание, разгибание рук в упоре на брусьях, (кол. раз) 4,58 ± 0,18 9,56 ± 0,13 17,79
Контрольные испытания проведенные, в конце учебного года свидетельствуют о том, что у испытуемых произошли изменения по анализируемым показателям, хотя и не всегда имели одинаковые различия.
Так, у учащиеся 10 классов экспериментальной группы, в которой предлагалась специально разработанная нами программа по повышению уровня физической подготовленности, произошло достоверное улучшение всех показателей.
Из таблицы 1 видно, что средние результаты, показанные учащимися Х класса экспериментальной группы, в беге на 100 м, 3000м, в подтягивании на перекладине, метании гранаты
и прыжках в длину с разбега положительно изменились соответственно на 0,91 с (5,88%), 2 мин 35 с (3,85%), 2,73 раз (34,64%), 568 см (24,78%), 0,64 м (18,33%).
Аналогичное увеличение показателей физической подготовленности отмечалось и у учащихся XI класса экспериментальной группы, занимавшихся по той же программе. Их показатели в анализируемых видах испытаний достоверно улучшились и были равны соответственно 0,53 с (3,53%), 0,98 мин., с (6,09%), 4,97 раз (51%), 9,38 м. (34,89%), 0,7 м (18,86%). Сопоставительный анализ аналогичных результатов испытаний в контрольных группах указывают, что в целом отмечался несущественный рост показателей за исключением результатов в беге на 3000 м и в метании гранаты.
Установлено, что по общей физической подготовке включающей бег на 100 м, 3000 м и подтягивание на перекладине учащиеся Х -классов контрольной группы в начале эксперимента на оценку "отлично" и "хорошо" справились лишь в тесте подтягивание 8,3%; 25%, на оценку "удовлетворительно" справились соответственно 16,7%; 8,3%; 50%, "неудовлетворительно" 83,3%; 16,7%. В конце эксперимента результаты, соответствующие оценкам "отлично" показали лишь в подтягивании 8,3%, на оценку "хорошо" в беге на 100 м - 16,7% и подтягивании 41,7%. На оценку "удовлетворительно" справились соответственно 50%; 8,3%; 50%, а "неудовлетворительно" получили в беге на 100 м - 33,3% и 91,7% юношей не смогли выполнить норматив в беге на 3000 м.
При условном распределении учащихся 10 классов экспериментальных групп как воинские подразделения, и согласно требованиям программы допризывной подготовки юношей Республики, Кыргызстан в начале эксперимента они заслуживали оценки "неудовлетворительно". В беге на 100 м к концу эксперимента 88,7% юношей смогли сдать норматив на оценку "хорошо", а в подтягивании 80,8% выполнили на оценку "отлично".
Таким образом, вышеизложенные результаты отчетливо свидетельствуют, что разработанная нами методика позволила повысить уровень общей физической подготовки юношей 10-11 классов с учетом нормативных требований армии до уровня оценок "хорошо" и "отлично".
Тестирование испытуемых 10 классов контрольных групп в конце эксперимента, показало, что в таких тестах как подъем переворотом, "челночный бег" 10х10 м. и сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях на оценку "отлично" и "хорошо" не справился никто. На оценку "удовлетворительно" сдали 8,3% юношей и 91,7% юношей получили оценку "неудовлетворительно". Общая оценка составила - "неудовлетворительно". Заключительное тестирование испытуемых
экспериментальной группы учащихся 10 классов по тем же показателям были следующие: на оценку "отлично" лишь в "челночном беге" он составлял 7,7%, на оценку "хорошо" соответственно 19,3%; 30,8%; 3,8%; на оценку - "удовлетворительно". 11,5%; 61,5%;42,6%, где общая оценка составила -"удовлетворительно". В беге на 100 м к концу эксперимента 88,7% юношей смогли сдать норматив на оценку "хорошо", а в подтягивании 80,8% выполнили на оценку "отлично".
Таким образом, выше изложенные результаты отчетливо свидетельствуют, что разработанная нами методика позволила повысить уровень общей физической подготовленности юношей 10-11 классов с учетом нормативных требований армии до уровня оценок "хорошо" и "отлично".
Анализ аналогичного материала по специальной физической подготовленности, полученный, в начале и в конце эксперимента показал, что:
- по всем видам испытаний специальной физической подготовки юношей 10 классов контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента по сумме положительных оценок определенных, Наставлениями по физической подготовке заслуживают оценки "неудовлетворительно".
- специальная физическая подготовленность юношей контрольной группы 11 классов оцениваются как "неудовлетворительно" и в экспериментальной как "удовлетворительно".
Тестирование испытуемых 10 классов контрольных групп в конце эксперимента, показало, что в тестах как подъем переворотом, "челночный бег" 10х10 м, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях на оценку "отлично" и "хорошо" не справился никто.В конце эксперимента учащиеся контрольной группы не смогли в целом выполнить норматив на оценку "удовлетворительно" в беговых упражнениях, а в подтягивании на перекладине получить оценку "удовлетворительно". Анализируя в целом общую физическую подготовленность юношей 10 классов контрольных групп, как в начале, так и в конце эксперимента, они оценены как "неудовлетворительно".
Следует указать, что в течении учебного года к юношам старшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой и допризывной подготовки юношей не предъявляются высокие требования по развитию таких качеств как быстрота предъявляются высокие требования по развитию таких качеств как быстрота и выносливость. Общая физическая подготовленность испытуемых экспериментальной группы с учетом выше изложенных критериев в конце эксперимента в беге на 100 м и 3000 м оценивались как "хорошо", а в подтягивании на перекладине - "отлично". В целом общая физическая подготовленность учащихся 10 классов экспериментальной группы заслуживает оценки "хорошо". Аналогичная картина наблюдалась и при анализе результатов общей физической подготовленности учащихся выпускных классов. Условное воинское подразделение, составленное из учеников 11 класса и объединенных в контрольную группу, как в начале, так и в конце эксперимента в беге на 3000 м заслуживают оценки "неудовлетворительно". В беге на 100 м в конце эксперимента отмечалось незначительно увеличение оценок - "хорошо". На оценку "удовлетворительно" ученики контрольной группы сдали норматив в подтягивании. В экспериментальной группе в беге на 3000 м. в начале эксперимента не смогли сдать норматив 96,4% юношей. К концу эксперимента более 70% юношей смогли успешно выполнить данный норматив.
Так, в изучаемых тестах существенный прирост составлял соответственно на оценку "отлично" 19,2%; 65,4%; 73,4% на оценку "хорошо" 38,5%; 26,9%; 23,0% откуда следует, что общая оценка по специальной физической подготовке выставленную согласно требованиям Наставления по физической подготовке у учеников 11 классов в конце учебного года составила оценку "отлично". Это свидетельствует, о том, что к концу педагогического эксперимента результаты положительно изменились в экспериментальных группах как по общей, так и по специальной физической подготовке, в то же время в контрольных группах аналогичные показатели остались на уровне исходных данных.
Таким образом, можно сделать заключение, что моторику данной возрастной группы учащихся общеобразовательных школ можно прогрессивно изменять лишь в результате направленных, специально организованных занятий, с помощью разработанной системы педагогических мероприятий.
Выводы
1. Результаты анкетного опроса допризывной молодёжи позволили установить, что достаточно большой контингент допризывников (46,4%) не изъявляет желания служить в армии, в то же время 41,7% считают службу в армии своим долгом и обязанностью. Причинами связанные с нежеланием заниматься физическими упражнениями и спортом являются проведение уроков по физической культуре в школе на низком методическом уровне (26,8%), учащиеся не видят пользы от таких занятий (22,6%), и есть другие более интересные формы занятий (18,2%).
2. Выявлено, что действующие программно-нормативные документы по физическому воспитанию не учитывают особенности физического развития и специальной физической подготовленности допризывной молодежи. Отсутствует должная согласованность и преемственность в дидактическом и нормативном содержании программ по физическому воспитанию школ с требованиями Вооружённых Сил.
3. Разработана модель годового план-графика практических занятий по физическому воспитанию основанного на учёте сезонно-климатических условий и определены соотношения в развитии физических качеств в годичном цикле обучения.
Список литературы
1. Гнатюк М.А. Теоретические проблемы исследования российской молодежи в социологической науке и эвристический потенциал отечественной социологии молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 3. № 11. С. 57-61.
2. Кохичко А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 7-11.
3. Каткова Е.Н. Развитие комбинаторных способностей детей дошкольного возраста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Хабаровск, 2005. - 23 с.
4. Пашков А.В., Савельева Е.Е., Полунина Т.А., Наумова И.В., Самкова А.С. Объективные методы диагностики нарушения слуха у детей первых лет жизни // Педиатрическая фармакология. 2014. Т. 11. № 2. С. 82-85.
5. Семенова И.Ю., Купирова Ч.Ш. Органы опеки и попечительства и их роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей: проблемы теории и практики // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2011. С. 215-221.
6. Ящук Н.Ю. Взаимосвязь мотивов выбора профессии с особенностями личности в процессе ее профессионального становления // В сборнике: Социально-гуманитарные и психологические науки: теоретико-методологические и прикладные аспекты Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2015. С. 232-237.
7. Ключников М.С., Самойлов А.С., Арутюнов Ю.А. Научное и инновационное развитие центра лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА России // Спортивная медицина: наука и практика. 2014. № 3. С. 72-79.
8. Пузикова О.З., Афонин А.А., Вербицкий Е.В. Нарушения психоэмоциональной сферы у подростков, больных сахарным диабетом I типа // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2006. Т. 85. № 4. С. 18-21.
9. Попова В.А., Вербицкий Е.В., Топчий И.А., Малышева С.В. Особенности психофизиологических показателей у детей с патологией щитовидной железы, проживающих в условиях йодного дефицита // Российский педиатрический журнал. 2004. № 2. С. 45-48.
10. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.
11. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. - Казань, 2017. - 195 с.
12. Сидаш А.Л. Применение инструментальных методов для контроля выполнения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе // В сборнике: Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Московская государственная академия физической культуры. 2013. С. 138-143.
13. Савельева Е.Е., Арефьева Н.А. Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации // Медицинский совет. 2014. № 3. С. 51-54.
14. Скороходов А.П., Дутова Т.И. Анализ влияния факторов риска развития повторных ишемических инсультов у лиц молодого и среднего возраста на тяжесть клинического течения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2013. Т. 12. № 1. С. 120-124.
15. Гузева О.В., Гузева В.И., Гузева ВВ., Охрим И.В., Максимова НЕ., Чокмосов М.С., Шин С.В. Результаты оценки качества лечения и жизни детей с эпилепсией // Педиатр. 2017. Т. 8. № 2. С. 32-43.
16. Дутова Т.И., Атякшин Д.А., Цветикова Л.Н. Особенности генетического полиморфизма мутаций, ассоциированных с ишемическим инсультом в молодом возрасте // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 65. С. 131-141.
17. Малов А.И. Качество воды и здоровье человека // В сборнике: Биологические аспекты экологии человека Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2004. С. 295298.
18. Блюм В.С., Виноградов В.М., Карташев А.В. Информатизация здравоохранения и иммунокомпьютинг // Врач и информационные технологии. 2009. № 3. С. 17-27.
19. Панченков Д.Н., Леонов С.Д., Родин А.В. Биоимпедансный анализ в медицине // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2014. № 2. С. 80-86.
20. Мохов А.А., Ершова И.В., Андреева Л.В., Андронова Т.А., Шевченко О.А., Шилюк Т.О., Акатнова М.И., Рогачев Д.И., Соловьев А.А., Шнигер Д.О. Медицинское право России: учебник для бакалавров. - Москва, 2015. - 336 с.