Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности'

Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1861
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуняева Е. А.

Рассматриваются вопросы рационального применения средств физической культуры и спорта для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания студентов. В рамках регламентированных занятий физической культурой в вузе использованы элементы спортивной тренировки по легкой атлетике. Экспериментально обоснованные программы позволили значительно повысить уровень развития основных физических качеств студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуняева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Е.А. ШУНЯЕВА,

Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск

Аннотация

Рассматриваются вопросы рационального применения средств физической культуры и спорта для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания студентов. В рамках регламентированных занятий физической культурой в вузе использованы элементы спортивной тренировки по легкой атлетике. Экспериментально обоснованные программы позволили значительно повысить уровень развития основных физических качеств студентов младших курсов.

Abstract

The questions under consideration concern the rationalization of the methods and means of physical culture and sport in order to improve the process of students physical education.

The elements of light athletics are used in the course of basic physical education lessons at higher educational institutions. Experimentally proved programs allow to raise the level of development of basic physical qualities of the students.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физическая подготовленность.

Процесс физического воспитания в вузе предусматривает использование разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма и организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности [1; 2]. Учебной программой по физическому воспитанию для высших учебных заведений 2000 г. [5] предусмотрено выполнение в процессе занятий обязательных нормативов, по результатам которых оценивается уровень физической подготовленности студентов.

Критерием качества и эффективности учебно-педагогического процесса выступает оценка преподавателя по результатам контрольных испытаний не ниже «удовлетворительно». Достижение возрастно-половых показателей двигательной подготовленности, которые базируются на среднестатистических данных [2], представляется не вполне корректным, так как при этом не учитываются индивидуальные особенности их физического развития и подготовленности. Поэтому более эффективным для оценки динамики физической подготовленности студентов будет использовать процент улучшения индивидуальных показателей.

В процессе тестирования было выявлено, что студенты значительно отличаются друг от друга по уровню развития основных физических качеств. Юноши и девушки, показавшие результаты в скоростно-силовых тестовых упражнениях на оценки «хорошо» и «отлично», в упражнениях, требующих проявления выносливости, получили оценку «неудовлетворительно» (мы их классифицировали - «скоростно-силовые»). Другие студенты показали результаты в беге на 2000 и 3000 м, соответствующие оценкам «хорошо» и «отлично», а в скоростно-силовых тестах - оценку «неудовлетворительно» (по нашей классификации - «выносливые»). Среди обследованных 269 человек нами было выявлено 42,6% «скоростно-сило-

ж

вых» и 29,5% «выносливых». 27,9% студентов показали результаты в скоростно-силовых тестовых упражнениях и упражнениях, требующих проявления выносливости, соответствующие оценкам «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Данные факты говорят о слабой физической подготовленности студентов младших курсов. Поэтому возникают предпосылки к поиску новых путей, которые повысят эффективность процесса физического воспитания студенческой молодежи. Актуальным является вопрос оптимизации учебно-тренировочных занятий физической культурой студентов, который заключается в подборе средств и методов спортивной тренировки, соотношения нагрузок и рациональное их распределение в учебно-тренировочном процессе. Для решения данной проблемы и создания предпосылок к улучшению физической подготовленности вузовской молодежи нами был организован педагогический эксперимент.

Цель эксперимента: выявить рациональное соотношение средств и методов физической культуры для студентов с различной структурой физической подготовленности и экспериментально обосновать использование физических нагрузок с элементами спортивной тренировки по легкой атлетике в процессе учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию в вузе.

Основные задачи эксперимента:

- исследование физического состояния и выявление особенностей в структуре физической подготовленности студентов 1-2-х курсов;

- разработка экспериментальных учебно-тренировочных программ с элементами спортивной тренировки по легкой атлетике, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости;

- выявление динамики в развитии основных физических качеств у студентов 1-2-х курсов с учетом особенностей структуры их физической подготовленности.

В эксперименте приняли участие 194 студента (118 девушек и 76 юношей). По состоянию здоровья они относились к основной и подготовительной медицинским группам и не имели стажа занятий в специализированных спортивных секциях.

Участники эксперимента были разделены на три группы:

- первую экспериментальную группу (ЭГ1) составили юноши и девушки с выраженными скоростно-силовыми качествами, но низкой общей выносливостью; в нее вошли студенты, выполнившие скоростно-силовые тесты на оценку «удовлетворительно» и выше, а тесты, требующие проявления выносливости, - на оценку «неудовлетворительно» (49 девушек и 35 юношей);

- вторую экспериментальную группу (ЭГ2) составили юноши и девушки с выраженной общей выносливостью, но низкими скоростно-силовыми качествами; в эту группу попали студенты, выполнившие тесты на проявление выносливости, на оценку «удовлетворительно» и выше, а скоростно-силовые тесты - на оценку «неудовлетворительно» (40 девушек и 26 юношей);

- третья группа - контрольная (КГ) (29 девушек и 15 юношей).

Учебно-тренировочные программы для каждой экспериментальной группы были составлены в соответствии с принципом индивидуальной подготовки студентов и рассчитаны на 104 часа в год. Занятия проводились два раза в неделю по два академических часа. Физическая нагрузка с использованием элементов спортивной тренировки по легкой атлетике исключалась в первой декаде сентября (прохождение студентами медицинского осмотра и проведение для них лекционного курса), во время экзаменационной сессии и каникул (январь) и в процессе лыжной подготовки в феврале - марте.

Основным отличием разработанных программ являлось увеличение времени и количества выполняемых физических упражнений тренировочной направленности, обеспечивающих у студентов развитие и коррекцию отстающих физических качеств. Так, в программе первой экспериментальной группы, направленной на развитие выносливости, 60% времени отводилось на нагрузки аэробного характера, 15% - на развитие скоростно-силовых качеств, 15% - на развитие быстроты и 10% - на реализацию гибкости и ловкости. В программе второй экспериментальной группы, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, на долю развития выносливости отводилось 30% времени, 35% - на совершенствование скоростных качеств, 25% - скоростно-силовых качеств и 10% - на реализацию ловкости и гибкости. Создание предпосылок к повышению уровня физической подготовленности занимающихся предполагалось путем устранения лимитирующего фактора, ограничивающего физические возможности студентов [3; 4; 6].

В ЭГ1 систематически применялись следующие средства и методы: равномерный длительный бег (при ЧСС 110150 уд./мин), бег с ускорением по 50, 60, 80, 100, 200, 300 м

(при ЧСС 150-170 уд./мин), различные прыжковые упражнения, многоскоки, метания, упражнения для мышц стопы, спины, брюшного пресса, акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В ЭГ2: бег с ускорением по 30, 40, 60, 80, 100, 120, 200, 300, 400 м (при ЧСС 150-170 уд./мин), приседания с отягощениями, приседания на одной ноге («пистолет»), подтягивания на перекладине, различные прыжки, многоскоки, метания, упражнения для мышц стопы, спины, брюшного пресса, акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В ходе педагогического эксперимента использовались различные сочетания упражнений, а также варьировался объем и интенсивность предложенных средств. В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились с учетом распределения учебных часов на освоение основных разделов программы для высших учебных заведений дисциплины «Физическая культура», 2000 г.

По окончанию учебного года студентам было предложено повторное выполнение тестовых заданий. Результаты фиксировались и на основании измерений, произведенных в начале и конце педагогического эксперимента в отдельных группах (см. табл.).

Полученные данные свидетельствуют о положительных изменениях в развитии основных физических качеств студентов в экспериментальных группах. Динамика увеличения отдельных показателей неодинакова, как предполагалось нами ранее, что говорит об избирательном воздействии предлагаемых физических нагрузок и их дозировании. Увеличение объема нагрузок аэробного характера в ЭГ1 способствовало повышению уровня общей выносливости и росту результатов в беге на 3000 м у юношей на 9,3% (р < 0,05), в беге на 2000 м у девушек на 8,3% (р < 0,05). Наращивание объема скоростно-силовых упражнений в ЭГ2 позволило повысить уровень скоростно-силовых качеств, что способствовало росту результатов в беге на 100 м у юношей на 6,2% (р < 0,05), у девушек на 6,8% (р < 0,05) и в прыжках в длину с места у юношей на 6,5% (р < 0,05), у девушек - на 5,3% (р < 0,05).

Положительная динамика развития основных физических качеств студентов 1-2-х курсов отразилась и на общей структуре их физической подготовленности. В результате сравнительного анализа нами было установлено, что контрольные нормативы на оценку «удовлетворительно» и выше смогли выполнить: бег 100 м - 83% (+25%) юношей и 84% (+34%) девушек; прыжок в длину с места - 88% (+34%) юношей и 78% (+34) девушек; бег 3000 м - 77% (+41%) юношей, бег 2000 м - 64% (+38%) девушек; подтягивания на перекладине - 90% (+20%) юношей; поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой - 82% (+32%).

Заключение

Полученные данные подтверждают, что разработанные учебно-тренировочные программы, основу которых составляли физические нагрузки с элементами спортивной

тренировки по легкой атлетике, направленные на устранение лимитирующего фактора, ограничивающего физические возможности студентов, позволили оптимизировать учебно-тренировочный процесс физического воспитания в вузе. Критерием эффективности применяемых программ явились итоговые показатели физической подготовленности участников педагогического эксперимента.

Выявленная положительная динамика развития у студентов основных физических качеств позитивно отразилась на общей структуре их физической подготовленности.

Значительно увеличилось число студентов, выполнивших контрольные нормативы на оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»:

Динамика основных физических

- бег 100 м: юношей - на 25%, девушек - на 34%;

- прыжок в длину с места: юношей - на 34%, девушек - на 34%;

- бег 3000 м юношей - на 41%;

- бег 2000 м девушек - на 32%;

- силовые показатели: юношей - на 20%, девушек -на 32%.

Экспериментальные учебно-тренировочные программы с использованием элементов спортивной тренировки по легкой атлетике, направленные на развитие и коррекцию скоростно-силовых качеств и выносливости, могут быть успешно использованы в практике физического воспитания студентов высших учебных заведений, учащихся профлицеев и колледжей.

Таблица

качеств студентов младших курсов

Упражнения ч о В Экспериментальная группа 1 p Экспериментальная группа 2 p Контрольная группа p

Исходный результат М1 ± m Конечный результат М2 ± m Исходный результат М1 ± m Конечный результат М2 ± m Исходный результат М1 ± m Конечный результат М2 ± m

1. Бег 100 м, с м 13,8 ± 0,1 13,4 ± 0,07 < 0,05 14,6 ± 0,1 13,7 ± 0,1 < 0,05 14,1 ± 0,1 13,7 ± 0,1 < 0,05

ж 16,9 ± 0,08 16,4 ± 0,08 < 0,05 18,5 ± 0,15 17,3 ± 0,09 < 0,05 17,4 ± 0,1 17,0 ± 0,08 < 0,05

2. Прыжок в длину с места, см м 229,2 ± 2,3 237,9 ± 1,65 < 0,05 221,6 ± 3,5 235,8 ± 1,65 < 0,05 222,7 ± 4,3 229,7 ± 2,7 > 0,05

ж 168,2 ± 3,8 173,6 ± 3,3 > 0,05 161,0 ± 2,6 168,5 ± 1,65 < 0,05 161,3 ± 1,8 167,1 ± 1,2 < 0,05

3. Бег 3000 м, с м 829,2 ± 4,7 752,1 ± 5,5 < 0,05 748,6 ± 5,8 735,3 ± 5,8 < 0,05 796,0 ± 7,0 771,4 ± 7,0 < 0,05

4. Бег 2000 м, с ж 726,0 ± 7,5 666,0 ± 6,6 < 0,05 676,7 ± 5,2 657,5 ± 7,6 < 0,05 700,0 ± 5,7 684,0 ± 5,3 > 0,05

5. Подтягивание на перекладине, кол-во раз м 10,7 ± 0,36 12,1 ± 0,2 < 0,05 10,9 ± 0,48 13,0 ± 0,2 < 0,05 12,1 ± 0,4 12,6 ± 1,4 > 0,05

6. Поднимание туловища, кол-во раз ж 44,4 ± 1,6 48,7 ± 1,2 > 0,05 48,3 ± 1,9 54,3 ± 1,5 < 0,05 44,2 ± 1,8 46,1 ± 1,36 > 0,05

Литература

1. Гусарова Н.Н. Эффективность развития скоростных способностей студентов на основе данных оперативного контроля: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 145 с.

2. Зайцева В.В., Кондрашкова Н.Ф., Прапор С.С. Внутригрупповая дифференциация студентов // Физическое воспитание и спорт студенческой молодежи. - М., 1997. -С. 7-8.

3. Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 19-22.

4. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней тренировки. Автореф. дис. .. .докт. пед. наук. - М., 2003. - 49 с.

5. Примерная учебная программа для высших учебных заведений дисциплины «Физическая культура» от 26.06.2000 г.

6. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 1995. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.