Научная статья на тему 'Физическое воспитание школьников как фактор готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил'

Физическое воспитание школьников как фактор готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИЗЫВНИК / ДОПРИЗЫВНИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL TRAINING / RECRUIT / SINGLE COMBAT / EFFICIENCY / ARMED FORCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разыков Т. С., Бердиев А. Б.

В статье приведен анализметодики образовательного процесса по физическому воспитанию допризывной молодёжи Республики Кыргызстан и рассмотрен предположение, что методика направленной физической подготовки молодёжи на занятиях физической культуры позволит повысить эффективность освоения программного материала по физическому воспитанию и подготовить юношей допризывного возраста к службе в Вооружённых Силах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разыков Т. С., Бердиев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of a technique of educational process on physical training single combat youth of Republic Kyrgyzstan is resulted and considered the assumption that the technique of the directed physical preparation of youth on physical training employment will allow to raise efficiency of development of a program material on physical training and to prepare the young man single combat age for service in Armed forces.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание школьников как фактор готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил»

ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70791866/#ixzz4iyCd8YUL (дата обращения 19.02.2017).

4. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

5. Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Ш. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 211-213.

6. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.

Разыков Т.С., Бердиев А.Б.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: образовательный процесс, физическое воспитание, призывник, допризывник, эффективность, вооруженные силы.

Аннотация. В статье приведен анализметодики образовательного процесса по физическому воспитанию допризывной молодёжи Республики Кыргызстан и рассмотрен предположение, что методика направленной физической подготовки молодёжи на занятиях физической культуры позволит повысить эффективность освоения программного материала по физическому воспитанию и подготовить юношей допризывного возраста к службе в Вооружённых Силах.

Key Words: educational process, physical training, the recruit, single combat, efficiency, armed forces.

Abstract. In article the analysis of a technique of educational process on physical training single combat youth of Republic Kyrgyzstan is resulted and considered the assumption that the technique of the directed physical preparation of youth on physical training employment will allow to raise efficiency of development of a program material on physical training and to prepare the young man single combat age for service in Armed forces.

Подготовка молодежи к трудовой и оборонной практике с каждым годом становится все более ответственной и сложной задачей, в связи с возросшими требованиями к уровню физической подготовленности

со стороны производства и армии [1-2]. Несмотря на перспективу создания профессиональной армии, актуальность проблемы повышения физической подготовленности молодежи не снижается, ибо основным источником комплектования, даже армии профессионалов, будет молодежь.

Логичным представляется тот факт, что в последние годы среди многочисленных проблем теории и методики физического воспитания учащейся молодежи важное место отводится решению вопросов, связанных с повышением уровня двигательной подготовленности, разработкой эффективных форм и методов проведения учебных занятий [3-4], что и должно обеспечить рациональную организацию физического воспитания с юношами допризывного возраста в условиях общеобразовательной школы [5-6].

Для решения избранной проблемы необходимой предпосылкой является изучение литературных данных об уровне физического развития и физической подготовленности юношей 16-17 лет, а также материалов исследования с целью разработки средств и методов повышения данных качеств молодежи допризывного возраста. При этом важно соотнести указанные данные с требованиями, предъявляемые к физической подготовленности молодежи со стороны Вооружённых Сил Республики Кыргызстан.

Новые требования, предъявляемые к молодому поколению призываемых на службу в Вооруженные Силы, заставляют соотнести нормативные требования программы с целью решения вопроса обеспечения их преемственности и стыковки с содержанием, нормами программы допризывной подготовки юношей и имеет целью добиться достаточной физической подготовки их к службе задолго до призыва в ряды ВС.

Эта актуальная практическая потребность подтверждается многочисленными исследованиями, свидетельствующими о том, что физическая подготовленность значительной части призывного возраста остается низкой. Прослеживается несогласованность в нормативных документах и в программах по физическому воспитанию в той же возрастной группе учащихся разных типов учебных заведений, где предусмотрены разные нормативные требования. Например, в программах для учащихся школ, и ССУЗ (юноши 17 лет) для получения оценки "удовлетворительно" в тесте «подтягивание» необходимо выполнение упражнения соответственно 9, 8 и 6 раз, а в метании гранаты 700 г. результаты равняются соответственно 26, 35 и 41 м.

Данный факт свидетельствует о том, что необходимы дальнейшие исследования с целью создания должной преемственности между тестовыми заданиями, а также нормативными и дидактическими содержаниями программ, регламентирующих процесс физического воспитания. В этой связи представлялось интересным провести сопоставительный анализ нормативного содержания программ по физическому воспитанию разных типов учебных заведений, а также определить соответствие этих нормативов с разрядными нормами. Так как представленные в спортивной единой классификации нормативные показатели в программных документах несколько разнородны, то нами были взяты лишь те испытания и нормы, которые можно было сравнить между собой (Таблица 1).

Таблица 1 - Нормативы по физической подготовке в программах

разных типов учебных заведений и НФП

Вид Оценка В программах для В НФП для

испытании учащихся 16-17 лет

Х XI ССУЗ Нового Кандидатов

классе классе 2 поколения военно-

курс военнослужащих учебных

в военной форме заведений

одежды из числа

молодых

граждан

Бег на 100 м., Отлично 14,5 14,3 14,2 14,6 13,6

(с) Хорошо 14,8 14,5 14,5 15,6 14,2

Удовлет. 15,5 15,0 14,8 16,2 14,8

Бег на 3000 Отлично 13,30 13,30 - 12,45 12,00

м., мин, (с) Хорошо 14,30 15,30 - 13,10 12,45

Удовлет. 16,00 16,30 - 14,00 13,30

Подтягивание Отлично 11 12 8 11 11

на Хорошо 9 10 7 9 9

перекладине, Удовлет. 8 6 6 6 7

(кол. раз)

В беге на 3000 м. норматив в школьной программе на оценку "3" составляет 16,30 мин., а норматив на оценку "5" равен 13,10 мин., что составляет разницу в 3,20 мин.

Если эти данные сопоставить с нормативами III юн. разряда, где он равняется 11,30 мин., то ощущается значительная разница в показателях. Следует заметить, что в нормативной части программ по физической подготовке для учащихся ССУЗов, данный норматив вообще отсутствует и предусмотрена дистанция в 1000 м. (Таблица 2).

Требования программ ССУЗов и школьной программы практически не поддаются никакому сравнению с требованиями НФП по уровню

нормативов и длине дистанции. Применительно к изучаемым документам нет фиксированных значений коэффициентов, которые оценивали бы степень согласованности содержащихся в них нормативных требований. В нашем исследовании мы приняли согласованность требований считать высокой при значениях коэффициентов вариации не более 5%, средний - не более 10% и низкий - более 20%.

Таблица 2 - Нормативное содержание государственных программ разных типов учебных заведений (для юношей 16-17 лет)

ТЕСТЫ НОРМАТИВ

Школа (Пкл.) ССУЗ(П курс) ЕСК

5 4 3 5 4 3 III. юнош. разряд

Бег 100 м. (с) 14,3 14,5 15,0 14,2 14,5 14,8 13,4

Бег 3000 м, мин., (сек) 13,10 15,30 16,30 - - - 11,30

Метание гранаты 700 гр., (м) 38 36 26 35 33 31 43

Подтягивание на перекладине (кол. раз) 14 11 9 8 7 6 -

О достаточной согласованности можно говорить только применительно к бегу на 100 м, как приемлемую в беге на 3000 м, а в подтягивании и плавании - неудовлетворительной, из которого следует утверждать, что они нуждаются в дополнительных исследованиях и внесения в них определенных корректив.

Без теоретического анализа вопросов построения нормативных основ государственных программ по физическому воспитанию, на базе которых строится их содержательная часть, невозможно научно обоснованно разрабатывать и рекомендовать для внедрения в практику программ для различных звеньев системы образования. В ходе проведенных нами многолетних экспериментальных исследований физической подготовленности учащихся г. Кызыл-Кия было обнаружено, что за период обучения уровень их физических качеств имеет тенденцию к незначительному улучшению.

Данный факт свидетельствует о том, что:

1. Система педагогических мероприятий, проводимых с целью физического воспитания молодежи, не отвечают требованиям,

предъявляемые к физическим возможностям юношей со стороны бытовой, трудовой и оборонной деятельности.

2. Моторика человека имеет вполне определенные возрастные константы, изменение, который происходит лишь в ходе длительного изменения социальных, экономических, экологических и ряда других факторов.

Реально предположить, что в комплексе причин, обусловивших низкий уровень физической подготовленности молодежи, качество и степень функционирования государственных программ, регламентирующих процесс физического воспитания, занимают одно из важных мест. Учебно-педагогический процесс регламентируется программами по физическому воспитанию, его качество и преемственность в значительной мере определяется научной обоснованностью их дидактического и нормативного содержания.

Традиционно сложившееся представление о нормативной основе физического воспитания как пирамиде, состоящей из субсистем, подчеркивает важность научного обоснования программ по физическому воспитанию, составляющих основание этой системы, от которого, зависит устойчивость пирамиды в целом. Действующие программы по физическому воспитанию позволили достигнуть определенных успехов в улучшении здоровья учащейся молодежи. Однако они лишь частично удовлетворяют требования, условия и потребности общества, предъявляемые к их физическим возможностям.

Выводы. Независимость Республики Кыргызстан выдвинула одну из актуальных проблем в системе образовательного процесса по физическому воспитанию. В связи с отсутствием данных исследований в этом направлении, действующие программно-нормативные документы, государственные стандарты не учитывают особенности физического развития, специальной физической подготовленности допризывной молодежи.

Сопоставительный анализ нормативного содержания по физическому воспитанию разных типов учебных заведений выявил, что в программах для учащихся школ и ССУЗов (юноши 17 лет) для получения оценки «удовлетворительно» в тесте подтягивания необходимо выполнение упражнения соответственно 9, 6 и 3 раза, а в метании гранаты 700 г. результаты равнялись соответственно 26, 28 и 31 м. В беге на 300 м норматив в школьной программе на оценку «удовлетворительно» составляет 16, 30 мин, на оценку «5» равен 13,10 мин, что составляет разницу в 3,10 минут.

Следует отметить, что в нормативной части программы по физической подготовке данный норматив вообще отсутствует и предусмотрена дистанция в 1000 м.

Военные ведомства и организации ответственные за физическую подготовленность молодежи, обеспокоены педагогическими аспектами данной проблемы, реализация которая могла бы внести ощутимый вклад в дело дальнейшего совершенствования организационных и методических основ повышения двигательной подготовленности юношей допризывного возраста средствами научно-обоснованной методики физической подготовки.

Список литературы

1. Куртанова Ю.Е. Внутренняя картина болезни детей с различными соматическими заболеваниями // Журнал клинической психоонкологии. 2002. № 1. С. 15.

2. Цвелев Ю.В., Беженарь В.Ф., Рухляда Н.Н. Георгий Ермолаевич Рейн - академик, зодчий, государственный деятель // Журнал акушерства и женских болезней. 1998. Т. XLVП. С. 107.

3. Бушуева Э.В., Герасимова Л.И., Денисова Т.Г. Мониторинг состояния здоровья детей школьного возраста // Общественное здоровье и здравоохранение. 2010. № 1. С. 40-42.

4. Кольцов И.П., Дубняк И.Н., Мальцева Е.А., Дубняк Н.С., Храмова И.А., Шаронов А.С. Соотношение стабильности лизосомных мембран (СЛМ), секреции и синтеза лизоцима и уровня секреции П-8 моноцитов крови у здоровых и больных с аллергической и холинэргической крапивницей // Дальневосточный медицинский журнал. 2010. № 4. С. 21-23.

5. Куртанова Ю.Е. Отношение к заболеванию детей 7-16 лет, страдающих лимфостазом // Вестник лимфологии. 2008. № 2. С. 62-63.

6. Щербак В.А. Терапия helicobacter ру1ой-ассоциированного эрозивного гастродуоденита у детей с использованием цитаминов // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2004. № 1. С. 180-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.