Научная статья на тему 'О дидактическом обеспечении языковых занятий в абитуриентский период'

О дидактическом обеспечении языковых занятий в абитуриентский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛИНГВАЛЬНОЕ / БИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКОВ / АБИТУРИЕНТСКИЙ ПЕРИОД / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стычева Ольга Андреевна

Рассматривая такие компоненты дидактического обеспечения абитуриентского периода, как организационно-управленческий, учебно-методический, структурно-содержа-тельный и др., автор стремится показать разнообразные связи между объектами и явлениями и, с опорой на принципы целостности и рациональности, обосновывает определенные условия для их естественного подчинения общей цели качественной языковой подготовки выпускников школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дидактическом обеспечении языковых занятий в абитуриентский период»

УДК 378.022.026

ОДИДАКТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЙ В АБИТУРИЕНТСКИЙ ПЕРИОД

© 2012 Стычева О.А.

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

Рассматривая такие компоненты дидактического обеспечения абитуриентского периода, как организационно-управленческий, учебно-методический, структурно-содержа-телъный и др., автор стремится показать разнообразные связи между объектами и явлениями и, с опорой на принципы целостности и рациональности, обосновывает определенные условия для их естественного подчинения общей цели -качественной языковой подготовки выпускников школ.

Considering the components of the entrant period didactic provision, such as managerial, methodical, structural, intentional, etc., the author aims at demonstrating the variable connections between objects and phenomena and, basing on the principles of integrity and rationality, she offers certain conditions for their natural subordination to the general objective, i.e. school-leavers’ high-quality linguistic training.

Ключевые слова: монолингвалъное, би- и полилингвалъное освоение языков,

абитуриентский период, учебно-методическое обеспечение, качество обучения,

становление коммуникативной компетентности выпускников.

Keywords: mono-lingual, bi- and poly-lingual mastering the languages, entrant period, methodical provision, educational quality, formation of the school-leavers ’ communicative competence.

В данной статье предлагается авторское видение проблемы усвоения языковых дисциплин в старших классах общеобразовательной школы, которое основано на результатах анализа лингводидактической литературы и изучения опыта работы школ различных типов, определивших для себя стратегию гуманитарной подготовки выпускников. Предлагаемые подходы обусловлены деятельностью всей образовательной системы Республики Казахстан, ее руководящими и исполнительными структурными подразделениями, а также соотнесенностью и взаимозависимостью действий педагогической науки и практики [1;2].

Обучение может быть организовано по монолингвальной схеме: каждая

языковая дисциплина осваивается самостоятельно на специальных уроках лингвистического цикла и при чтении элективных курсов «Культура речи»,

«Функциональная стилистика»,

«Риторика», «Ораторское искусство». В старших классах идет дальнейшее формирование понятийного уровня и на базе лингвистической теории

совершенствуются речевые навыки. Здесь большое значение имеет экстраполяция теоретических знаний в речевую практику, что связано с работой по усвоению лингвистических правил, понятий, определений, а также с выполнением тренировочных

упражнений и многоуровневых контрольных заданий. Такой подход характеризуется как традиционный: систематизация полученных ранее знаний и трансформация их в речевую практику на заключительном этапе широко используются сегодня в школьных лингвистических циклах.

Языковая подготовка в современной школе может быть организована путем проведения интегрированных уроков, на

которых обучение строится би- или полилингвально. Такое обучение находится на стадии разработки, за его внедрение активно выступают представители билингвальных центров, убедительно доказывая преимущества обучения на основе принципа наложения. Параллельное усвоение языков - особая организация познания, которая требует основательной и всесторонней подготовки учителя к организации межъязыковых сопоставлений.

Траектория обучения может быть различной, ее выбор зависит от целого ряда факторов, однако при любом подходе необходима их обусловленность, которая выражается в первую очередь в организационно-директивной (управленческой) обеспеченности

предметов лингвистического цикла. Здесь имеется в виду наличие пакета нормативных документов, разработанных Республиканским методическим

кабинетом при Министерстве науки и образования: речь идет о создании такой административно-управленческой базы, благодаря которой регламентируются стержневые вопросы системы общего среднего образования. Разработка Г осударственных общеобязательных стандартов образования и на их основе -учебных планов, графиков учебного процесса, создание типовых программ билингвальной направленности,

составление программ коммуникативно-обусловленного изучения языков, установление требований к форме и содержанию календарно-тематических и поурочных планов, определение объема самостоятельной познавательной

деятельности учащихся, составление инструкций по различным направлениям внеклассной предметной подготовки -вот тот круг вопросов, от решения которых во многом зависит качество обучения языкам. Представляется, что только на этом уровне может быть решена проблема создания вариативных учебных программ, разработки и внедрения авторских программ, а также проблема создания учебников. Самостоятельность учителя, его творческий подход к организации

процесса познания должны опираться на прочную нормативную базу, о создании которой предстоит позаботиться соответствующим службам.

Не менее важным для становления коммуникативной компетентности

выпускников является вопрос об

организации мобильной службы информации, при которой разработанные нормативные документы, касающиеся реформирования отдельных аспектов обучения, своевременно доставлялись бы в учебные заведения. Информация даст возможность учесть целый ряд

организационных вопросов, что положительно повлияет на качество

школьного обучения и на временные рамки адаптации учителя к изменяющимся условиям.

Создание лингвистического учебнометодического комплекса (УМК) -набора средств обучения, определяющих его содержание, а также деятельность обучаемого и обучающего с учетом запланированной траектории усвоения предмета - еще одно условие совершенствования абитуриентского периода. Как известно, содержание и объем предмета, последовательность его изучения, тот круг умений и навыков, которые должны приобрести обучаемые в ходе его усвоения, определяется программой. Поскольку обучение любому предмету рассматривается как система, большое значение приобретает точное представление не только о структуре и содержании языкового материала, но и о конечном результате. Программа «моделирует» его, описывая те требования, которым должен соответствовать уровень подготовки ученика после освоения предмета (глубина теоретических знаний, основательность практических навыков).

Обычно в Типовых программах языкового цикла представлен

теоретический материал предмета и перечень тех умений, которые должны быть сформированы в процессе усвоения лингвистических разделов и тем. Однако для абитуриентского периода такого перечня недостаточно. Следует определить те изменения, которые

должны произойти в психологии обучаемых (память, наличие

познавательных навыков, виды мышления), в становлении мотивации, в формировании стремления через изучаемый предмет совершенствовать довузовскую подготовку, в овладении общепредметными видами практической деятельности.

На основании программы создается учебник, научно-теоретическая база которого строится с учетом логикофилософского, психологического,

дидактического и функционального аспектов. Требования к построению современного языкового учебника, призванного выполнять

информационную, трансформационную и систематизирующую функции, могут быть сформулированы следующим образом:

а) научность и системность в

изложении лингвистических законов;

б) сочетание языковых сведений

повторительно-обобщающего характера с обязательным элементом новизны;

в) учет развивающих и

воспитывающих возможностей

дидактического материала;

г) доступность и востребованность

научной информации;

д) направленность теоретического и практического аспектов учебника на перспективные планы обучаемых, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

е) ориентир на организацию внутри- и межпредметных связей.

Учебник для выпускного периода своим содержанием, широким

интеллектуальным фоном, логикой расположения материала, системой заданий призван формировать у выпускников лингвистическую и речеведческую компетенции.

Рациональным способом подачи лингвистической теории будет использование блоков, благодаря которым систематизируются и углубляются знания, организуется целенаправленная работа по их экстраполяции в речевую практику. Должное внимание на заключительном

этапе школьного обучения предстоит уделить формированию практических навыков структурирования текстов с учетом их стилевой принадлежности [5].

Представляется закономерным

создание учебно-методических языковых комплексов, адресованных выпускникам. Их специфичность проявится при выборе любой из принятых траекторий изучения лингвистики. При билингвальном (или полилингвальном) обучении в учебнометодический комплекс войдут компоненты, оформленные на двух (или трех) языках, а также материалы сопоставительного характера; при монолингвальном подходе здесь будут широко представлены материалы по функциональной стилистике, различного рода справочники и пособия, дающие представление о способах формирования общепредметных навыков.

Еще одно важное условие качественной довузовской подготовки выпускников связано с

совершенствованием структуры и содержания организационных форм обучения. Как известно, к

организационным формам учебного процесса в школе относятся урок и различные формы внеурочных мероприятий: олимпиады, викторины,

конкурсы, вечера, экскурсии,

собеседования, консультации идр. В этой системе основной формой является урок. Академические часы учебного плана определяют количество часов по каждому предмету в год; типовая программа разрабатывает содержание и объем обучения, исходя из указанного количества часов; уроки включаются в расписание и обеспечиваются

компонентами УМК.

Основная классификация уроков определяется с учетом специфики абитуриентского периода: уроки могут быть организованы в форме лекции, семинара, практикума, лабораторного занятия. Стремление к творчеству, желание сделать урок необычным, эффектным привело к появлению в современной школе уроков-диспутов,

уроков-дебатов и т.п. Эти типы уроков также могут быть использованы в

абитуриентский период языковой подготовки. Среди нетрадиционных форм организации учебного процесса в школе следует назвать панорамные и интегрированные уроки: они

представляют особую ценность в аспекте освоения языков на школьном заключительном этапе. Типы уроков по традиционной классификации

соотносятся с формулировкой цели, отраженной в поурочном плане учителя: познакомить, закрепить, повторить, проверить. Поскольку такая

характеристика способствует

правильному отбору материала и его рациональному расположению, на нее следует обратить особое внимание.

Ориентир на дифференциацию

процесса обучения не предполагает отмены коллективных форм усвоения языка, что делает актуальным вопрос о дидактически грамотной организации инклюзивного обучения. Практика показала, что коллектив, в котором

проходит процесс усвоения научной отрасли, играет большую роль и оказывает существенное влияние на обучаемого, без коллективных форм работы в процессе усвоения языка (особенно неродного) невозможно реализовать

коммуникативные задачи обучения. Однако личностно-ориенти-рованный подход убеждает в необходимости основательной разработки

дифференцированных приемов [4].

Определяется еще одна проблема, связанная с совершенствованием

процесса обучения: включение в

содержание уроков специального материала, освещающего суть и

назначение дифференцированного

подхода, отбор приемов и средств для организации индивидуальной работы в урочное и внеурочное время, способы учета уровня подготовленности

обучаемых. Вопрос о дифференциации обучения как сильных, так и слабых учеников ждет своего решения:

персонизированный подход к усвоению дисциплин лингвистического цикла

создаст условия для своевременной

корректировочной работы.

В настоящее время идет активный поиск наиболее эффективных методов и приемов обучения, способных повлиять на формирование инициативного познания. Обучение в абитуриентский период требует специфичной системы работы, направленной на одновременное теоретическое и практическое овладение языковыми явлениями путем

правильного отбора тренировочных лингвистических и коммуникативных упражнений, на параллельное развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, продуцирования, чтения и письма. В современном содержании дисциплин лингвистического цикла больше внимания уделяется

нормативному аспекту языка и гораздо в меньшей степени рассматривается коммуникативный аспект предмета. Возникает необходимость более тщательного отбора материала для усвоения таких разделов лингвистики, как «Культура речи» и «Стилистика».

Правильная дозировка материала, систематизация необходимого круга сведений по функциональной стилистике позволят сделать основополагающим коммуникативный подход к усвоению языка, для чего необходим обоснованный отбор лингвистической теории, рациональное введение речеведческих понятий и разработка заданий к

тренировочным упражнениям,

призванным помочь усвоить

необходимый грамматический минимум и выработать прочные коммуникативные навыки. Представляется, что решить

указанную проблему позволят

элективные курсы, широко внедряемые в практику школьного обучения, а также правильно организованные

межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, имеющими ярко выраженную коммуникативно-

функциональную направленность.

Поиск наиболее эффективных методов и приемов работы свидетельствует о необходимости модернизации

образовательного процесса, которая

предполагает разработку новых

технологий в обучении языкам.

Радикальное усовершенствование

дидактического арсенала осуществляется сегодня на основе учета и творческого переосмысления накопленного опыта, путем внедрения таких методических приемов, которые призваны организовать мотивированное и активное усвоение лингвистического материала, показать пути его применения в практике коммуникации. Основная черта модифицированных методик -

организация прямого взаимодействия обучающего и обучаемых, обращение к интерактивным методическим приемам. Такие приемы эффективны: они

положительно влияют на мыслительную деятельность учеников и делают процесс познания интересным и творческим [3]. Заметим, что интерактивные приемы есть в «методической копилке» каждого учителя, настало время их тщательного изучения и отбора для использования в абитуриентский период, когда идет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целенаправленная подготовка к обучению в условиях высшего учебного заведения.

Уроки лингвистического цикла содержат огромный потенциал для реализации учебной задачи,

опирающейся на принцип

перспективности: речь идет о

формировании общепредметных

навыков. На уроках лингвистического цикла школьник должен:

- научиться оформлять простые и сложные планы;

- получить сведения о тезисах;

- узнать об особенностях свободных, текстуальных и плановых конспектов;

- сформировать представления о сферах применения обзоров и аннотаций;

- познакомиться с назначением информативных и индикативных рефератов;

- овладеть навыками составления отзывов и рецензий.

Совершенствоваться эти навыки будут и на уроках по другим дисциплинам, но единый режим их создания и структурирования

организуется учителями-словесниками. Примечательно, что указанная группа навыков не только носит общепредметный и

интериоризированный характер, но и непосредственно способствует

реализации принципа перспективности: овладев ими в абитуриентский период, выпускник, став студентом вуза, будет чувствовать себя комфортно, грамотно строить процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность педагогов на современном этапе перестает быть прерогативой

высших учебных заведений и все активнее входит в практику различных типов школ, становясь важным показателем их социального статуса, а потому в качестве еще одного условия довузовского становления становится работа по приобщению

старшеклассников к научным

исследованиям. В лицеях и гимназиях методические объединения учителей-словес-ников преобразуются в кафедры не только с целью совершенствования научной деятельности педагогов, но и для формирования исследовательских

навыков старшеклассников. Научноисследовательская деятельность - это и есть та замечательная форма развития школьников, которая организуется с целью повышения уровня их теоретической подготовки, воспитания самостоятельности и творческого подхода к овладению знаниями.

Стратегия усвоения языка

определяется целью, которая

достигается решением множества конкретных задач, составляющих в совокупности тактику обучения. От уровня овладения учителем стратегией и тактикой работы зависит лингвистическая подготовленность выпускника в широком смысле:

общеизвестно, что изучение языка повышает общую культуру, развивает логическое и ассоциативное мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор. Изучение лингвистических дисциплин

способствует нравственному и трудовому воспитанию, оказывает эстетическое воздействие, а качество их усвоения в значительной мере влияет на рейтинг выпускника независимо от сферы избранной им учебной или производственной деятельности.

Примечания

1. Государственный общеобязательный стандарт «Начальное, основное среднее, общее среднее образование в РК». Астана, 2010. 2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. Астана, 2010. 3. Караев Ж. А., Кобдикова Ж. У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. Алматы, Жазушы, 2005. 4. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986. 5. Шанский Н. М., Львов С. И., Рыбченкова Л. М. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку. М., 2001.

Статъя поступила вредакцию 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.