ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Перфилова Юлия Вячеславовна
учитель истории, МБОУ СОШ № 2 г. Лэкинск, Владимирская область E-mail: [email protected]
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
В КУРСЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье описаны приемы формирования основных речевых навыков и умений на уроках истории и обществознания: вдумчивого чтения и грамотного письма, устного и письменного диалога, дискуссии и монолога. Эффективными приемами являются словарная работа, дидактические и ролевые игры, использование схем, опорных конспектов и сигналов, живой обмен идеями, мнениями, взглядами и др.
Ключевые слова: коммуникативная культура, речевые навыки и умения, лексикон, вдумчивое чтение, устный и письменный диалог, дискуссия, монологическая речь, грамотное письмо.
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся [1,2,10,11,12,13]. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности [3,5]. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы [6,7,8,9], но и истории, обществознания.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?
Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций
[4,9,10]:
• вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
• устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как роле-
вая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
• письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения, интервью и т.д.;
• групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
• монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
• грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ.
Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
29
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела «Лексика» вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Совершенствовать лексикон учащихся можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.
Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, игры «Не повторяться!», «Расскажи по-своему», «Объясни пословицу» дают хорошие результаты в 5-6-х классах на уроках истории. Смысл игры заключается в следующем: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, но не повторяясь. Темы могут быть разные: описание исторического события, характеристика деятеля и т.д.
На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки - алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.
Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.
Практика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения-миниатюры.
Учащиеся младших классов почти не используют в качестве межфразовой связи вводные слова. Поэтому на уроках обучаю их употреблению вводных слов и предложений, помогающих выражать авторское отношение к событиям, людям, явлениям и облегчающих построение последовательного высказывания или развернутого ответа.
На всех этапах урока школьники должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Практикую в качестве домашней работы мини -сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Провожу «мозговые штурмы», «исторические суды» (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), «круглые столы» («Благотворительность в современном мире», «Как решить глобальные проблемы человечества?»), дискуссии («Мои права и обязанности в обществе», «Я ребенок, но я гражданин»), деловые игры, внеклассные мероприятия: «Рыцарский турнир», «Интеллектуальное кафе», встреча с интересным человеком, интервью и др.
Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками.
Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.
Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.
Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции. С этой целью в 10-х классах гуманитарного профиля веду факультативный курс «Секреты образцовой речи», цель которого - формирование у учащихся коммуникативной культуры.
В содержание курса входят вопросы о нормах литературного языка, общественном значении хорошей речи, характеристика главных коммуникативных свойств русской литературной речи, как логичность, информационная насыщенность, эмоциональность, выразительность, точность, простота, чистота, уместность, грамотность, образность, богатство и благозвучие). В процессе обучения использую следующие методы работы: конструирование, анализ, редактирование текста или высказывания, ролевые и деловые игры, устные сообщения учащихся, дискуссия, написание сочинений, памяток, газетных статей, проектов и творческих работ, изготовление наглядных пособий: таблиц, презентаций, карточек, участие в работе школьного пресс-центра, научного сообщества, семинар, научно-практическая конференция.
Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:
• в росте качества знаний по истории и обществознанию (в обучаемых учителем классах);
• в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
• в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
• в росте количества призеров олимпиад, конкурсов муниципального, республиканского и федерального уровня;
• в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.
Литература
1. Аболина Н. С., Акимова О. Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.21-29.
2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 1986.
3. Андреев В. И. Деловая риторика: Практ. Курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995.
4. Булыгина Л. Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.24-31.
5. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 19-22.
6. Гойхман О. Я., Надеждина Т. М. Основы речевой коммуникации. Учебник. М., 1997.
7. Карташева А. А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С. 47-52.
8. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3.С.45-50.
9. Сиденко А. С. О проекте в условиях билингвального образования: «развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент
2013. № 4.С. 46-49.
10. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 15-20.
11. Соловьева Г. В. Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С.65-68.
12. Стурикова М. В. Тест как оценочное средство развития коммуникативной компетенции школьников и студентов. // Инновационные проекты и программы в образовании.
2014. № 1. С..76-78.
13. Якубова Н. В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 37-42.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
31