Научная статья на тему 'Методы формирования готовности школьников к диалогу'

Методы формирования готовности школьников к диалогу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ / ГОВОРЕНИЯ И СЛУШАНИЯ / ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН / ДИАЛОГ-БЕСЕДА / ДИАЛОГ-ИНСЦЕНИРОВКА / СУБЪЕКТЫ ДИАЛОГА / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ СООБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шомшекова Толкын Кобеновна, Байжанова Алия Токтасыновна

В данной статье рассматриваются вопросы о методах формирования готовности школьников к диалогу в образовательном процессе, которые являются важнейшими компонентами в создании условий для реализации полноценного диалога, направленного на позитивную мировоззрению школьников. Также рассмотрена методика, ориентированная на конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную функции; обеспеченная соответствующим текстовым материалом; предполагающая поэтапную смену ролей участников обучения; реализующая диалоговые приемы, способствует развитию у младших школьников социальных знаний, межличностного взаимодействия, которые являются индикаторами формирования готовности к диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы формирования готовности школьников к диалогу»

3. Алексеев М.А., Гурфинкелъ В.С., Костюк П.Г. Физиология движений. Л. Наука, 1976.

4. Опорно-двигательный аппарат, спланхнология, центральная нервная система. // Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/lfk-pri-boleznyah-opornodvigatelnogo-apparata-referat-po-fizicheskoy-kulture-2707426.html/ (дата обращения: 24.11.2018).

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К

ДИАЛОГУ Шомшекова Т.К.1, Байжанова А.Т.2

1Шомшекова Толкын Кобеновна - учитель казахского языка и литературы;

2Байжанова Алия Токтасыновна - учитель казахского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы о методах формирования готовности школьников к диалогу в образовательном процессе, которые являются важнейшими компонентами в создании условий для реализации полноценного диалога, направленного на позитивную мировоззрению школьников. Также рассмотрена методика, ориентированная на конкретно -познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную функции; обеспеченная соответствующим текстовым материалом; предполагающая поэтапную смену ролей участников обучения; реализующая диалоговые приемы, способствует развитию у младших школьников социальных знаний, межличностного взаимодействия, которые являются индикаторами формирования готовности к диалогу.

Ключевые слова: диалог в образовательном пространстве, коммуникативная компетенция, готовность к диалогу, говорения и слушания, диалоговое общение, речевая коммуникация, диалогические единства, диалогический обмен, диалог-беседа, диалог-инсценировка, субъекты диалога, диалогическое взаимодействие, диалог - сообщение.

Формирование коммуникативной компетенции, то есть умения общаться на родном или иностранном языках, является основной и ведущей целью обучения. Для формирования готовности к диалогу должны быть сформированы умения восприятия и понимания речи на слух, диалогической и монологической речи, а также школьники должны иметь обширный словарный запас.

Проблема формирования готовности к диалогу школьника в сегодняшний день является достаточно актуальной, что прослеживается и в педагогических исследованиях, и в нормативных документах, связанных с образованием. Процесс обучения должен включать не просто усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и условия, обеспечивающие развитие личности, которая должна уметь ориентироваться и взаимодействовать с окружающими в постоянно меняющемся мире [1].

Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Ведь диалог, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Диалог представляет собой взаимодействие людей при помощи речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка. При рассмотрении двух процессов - говорения и слушания - говорение (или производство речи) носит более самостоятельный, активный характер, тогда как слушание (понимание) выполняет вспомогательную роль условия общения. Как известно, в качестве основных характеристик речевой деятельности выступают: наличие побудительно-мотивационной части (потребность - мотив - цель); предмет деятельности; соответствие предмета деятельности и ее мотива; наличие продукта или результата деятельности. Кроме этого, деятельность характеризуется планируемостью, структурностью, целенаправленностью [2].

Диалог в образовательном пространстве представляет собой своеобразную форму общения - это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель - ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении учебных задач. М. В. Кларин подчеркивает, что «дискуссия диалогична по самой своей природе», и определяет ее как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины) [3, с. 182]. Одним из важнейших отличительных признаков дискуссии является способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для углубленного и разностороннего обсуждения проблем.

Восприятие и понимание речи на слух является приоритетным видом речевой деятельности, так как при обучении восприятию и пониманию речи на слух идет развитие фонематического слуха и языковой памяти, усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.

Продуктивность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно -познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения учащихся; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида.

При формировании готовности школьников к устной диалоговой речи восприятие и понимание речи на слух выступают как средство для достижения цели. Восприятие и понимание речи на слух осуществляются через многообразие упражнений для развития навыков и умений, из которого можно найти такие, которые будут соответствовать целям и содержанию учебного материала, учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы учащихся, помогут им легче и быстрее осваивать и запоминать материал.

Диалог - это обмен высказываниями между двумя и более участниками речевой коммуникации, в котором предыдущее высказывание одного коммуниканта стимулирует появление ответного, последующего высказывания другого коммуниканта [4]. Поэтому он характеризуется единой темой, сферой общения, единой речевой ситуацией и единым замыслом. Диалоги могут быть подразделены на следующие типы: информационный диалог (диалог - сообщение), реплики которого связаны единой темой (единым денотативным значением); ассоциативный диалог, в котором диалогические единства объединены сферой общения; диалог - дискуссия, содержание которого определяется единым замыслом или проблемой, решаемой в процессе диалогического обмена; ситуативный диалог, в котором содержание диалогического единства реализуется в соответствии с речевой ситуацией.

Фонетические и грамматические зарядки, проводимые на учебных занятиях, слушание аутентичных текстов и диалогов с кассеты или диска, «домашнее аудирование», которое, благодаря современным компьютерным технологиям, дает возможность ученику заниматься самостоятельной познавательной деятельностью и

74

может быть использовано в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности, в том числе и на факультативных занятиях, уроки с мультимедийной презентацией, сопровождаемые голосом носителя языка, разучивание песен на английском языке способствуют повышению эффективности восприятия и понимания речи на слух, запоминанию подаваемого материла и повышают мотивацию к изучению языка.

Интеллектуальные игры с носителями языка в конце пройденной темы являются своеобразным контролем умений восприятия и понимания речи на слух, также являются критериями оценки результатов обучения. Работа с видео материалом помогает создавать дополнительную языковую среду для формирования коммуникативной компетенции и предлагает прекрасные возможности для обучения учащихся монологической и диалогической речи. Так как умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность вырабатываются в диалоге, то после просмотра видео фрагментов можно предложить учащимся составить различные виды диалогов: диалог-беседа, диалог-инсценировка [5].

Таким образом, отрабатываются умения запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.

Словарный запас учащихся постоянно пополняется на учебных занятиях. Но для формирования умений спонтанной устной речи этого недостаточно. Учащихся следует вовлекать во внеклассную работу с использованием иностранного языка.

Актуализация возможностей диалога, направленного на позитивную социализацию школьников, предполагает ряд последовательных этапов: первый включает общее знакомство учащихся с диалоговой формой обучения. Субъектами диалога на этом этапе являются учитель и ученик (при ведущей роли учителя). Второй этап методической работы нацелен на отработку диалогических умений учащихся в парах (ученик - учитель, ученик - ученик). Субъектами диалога на втором этапе вновь являются и учитель, и ученик. Однако эта диалоговая активность проявляется пока при небольшом количестве участвующих в диалоге сторон: диада (ученик - ученик), триада (учитель - ученик - ученик). Третий этап методики направлен на отработку диалогических умений учащихся в микрогруппах (учитель - группа учеников, ученик - группа учеников). Четвертый этап работы по развитию учебного диалога направлен на творческую организацию учебного диалога самими учащимися [5].

В связи с этим процесс и подготовки, и проведения диалога делегируется учениками, поэтому он и обозначен как «творческая организация учебного диалога». Роль учителя заключается в общей координации самого занятия и коррекции (сопровождения, а не доминирования) на стадии оценивания.

В современном этапе для развития умений устной диалоговой речи интернет с его колоссальными информационными и не менее впечатляющими дидактическими возможностями способен принести неоценимую помощь в учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, так как он дает уникальную возможность общаться с носителями языка. Другими словами, речь «включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Речь - это обычно не замкнутый акт деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой» [4, 25].

Диалог предполагает наличие знаний, умений, навыков в сфере языковой компетенции; соблюдение общих условий речевого действия в диалоге; умение разрабатывать свою коммуникативную стратегию в рамках определенного речевого акта и речевого жанра. Готовность школьников к диалогу является результатом развития умений восприятия и понимания речи на слух, умений строить монологические высказывания и вести диалог, обладая при этом обширным словарным запасом.

Таким образом, анализ полученных данных показал, что у большинства школьников улучшились коммуникативные (прежде всего, диалоговые) умения: учащиеся легко принимают и вступают в диалоговую ситуацию, стараются правильно (эмоционально и информативно) задавать вопросы, искать и находить адекватные ответы, пытаются вычленить в коммуникации ключевые слова, готовы к контактам в парных и групповых формах взаимодействия. Учащиеся научились не только обмениваться имеющейся информацией, но и аргументировано отстаивать свою точку зрения, задавать содержательные вопросы в ходе беседы, слышать друг друга, проявлять интерес к собеседнику, к содержанию услышанных реплик и ответов [1].

Подводя итог вышесказанному, я считаю, что методика организации учебного диалога в средней школе, реализующая все функции обучения, методически обеспеченная соответствующим материалом; ориентированная на включение учащихся в межличностные коммуникации через учебный диалог на языковых предметах, способствует позитивной социализации обучающихся, формируя у них ориентировку в окружающем жизненном пространстве, готовность к совместному поиску и осмыслению лично и социально значимых задач. Изучение диалогического взаимодействия позволяет выявить не только логику формирования коммуникативной компетенции человека, но и целый ряд особенностей диалога вообще, имеющих принципиальные значения для построения диалога.

Список литературы

1. Зайцева Е.А., Коротаева Е.В. Учебный диалог как фактор позитивной социализации школьников начальной школы. Педагогическое образование в России. 2017. № 11.

2. Исаева Ж.К. Когнитивный подход к изучению языковой личности через речевую деятельность // Вестник Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова. 2006. № 2 (42). Серия Филология.

3. Кларин М.М. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта, М., 2016. С. 638.

4. Исаева Ж.К. Когнитивные основы структуры диалогической речи // Вестник Евразийского гумманитарного института. 2004. № 1.

5. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.