Научная статья на тему 'Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов'

Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6069
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / СЛОВАРЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРФОГРАФИЯ / ЛЕКСИКА / ГРАММАТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / VOCABULARY ENRICHMENT / VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / TEACHING RUSSIAN / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / SPELLING / VOCABULARY / GRAMMAR / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногаева Светлана Елкановна

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит формированию коммуникативных компетенций учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. Чем богаче и шире словарный запас человека, и особенно у младших школьников, тем сильнее осознает и воспроизводит человеческое мышление явления объективной реальности, так как словарь обозначает предметы и явления окружающего мира и выражает связи и отношения между ними. Словарь состоит из огромного количества слов, а слово это частица знания, частица обобщения, единица измерения опыта. Слова надежно хранятся в памяти человека и применяются при необходимости в процессе мышления, речи, выражения личных идей и т.д. Как известно, скудность словарного запаса школьников препятствует овладению ими орфографией, лексикой и другими разделами языкознания. Чем богаче словарь младшего школьника, тем осмысленнее использует он слова и словосочетания в своей речемыслительной деятельности. Уже в младшем школьном возрасте ребенок в состоянии находить родственные связи между словами, тем самым повышая уровень своей орфографической и лексической грамотности. В статье под обогащением словарного запаса младших школьников подразумевается не только количественное его расширение, но и его качественные модификации, выражающиеся в значительном увеличении объема дефиниций, в уточнении смысла слов, в знакомстве с новым смысловым содержанием уже известных обучающимся слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ENRICHING THE DICTIONARY RESERVE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

The most important role in the realization of the goals and objectives of the elementary school is played by the formation of the communicative competencies of students: the development of oral and written speech, monologue and dialogical speech, and the skills of literate, unmistakable writing as an indicator of a person’s general culture. The richer and wider the vocabulary of a person, and especially among younger schoolchildren, the more he realizes and reproduces the human thinking of the phenomena of objective reality, since the dictionary denotes objects and phenomena of the surrounding world and expresses the connections and relations between them. A dictionary consists of a huge number of words, and a word is a particle of knowledge, a particle of generalization, a measure of experience. Words are safely stored in the memory of a person and are used when necessary in the process of thinking, speaking, expressing personal ideas, etc. As you know, the scarcity of schoolchildren’s vocabulary prevents them from mastering spelling, vocabulary and other sections of linguistics. The richer the junior schoolchild's dictionary, the more meaningful he uses words and phrases in his speech-thinking activities. Already at a junior school age, a child is able to find family ties between words, thereby increasing the level of his spelling and lexical literacy. In the article, the enrichment of the vocabulary of younger schoolchildren implies not only its quantitative expansion, but also its qualitative modifications, expressed in a significant increase in the volume of definitions, in clarifying the meaning of words, in familiarizing with new semantic content of words already known to the student.

Текст научной работы на тему «Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов»

филологические науки - Ногаева Светлана Елкановна

языкознание ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ ...

УДК 81-13

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0028

ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© 2019

Ногаева Светлана Елкановна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит формированию коммуникативных компетенций учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. Чем богаче и шире словарный запас человека, и особенно у младших школьников, тем сильнее осознает и воспроизводит человеческое мышление явления объективной реальности, так как словарь обозначает предметы и явления окружающего мира и выражает связи и отношения между ними. Словарь состоит из огромного количества слов, а слово - это частица знания, частица обобщения, единица измерения опыта. Слова надежно хранятся в памяти человека и применяются при необходимости в процессе мышления, речи, выражения личных идей и т.д. Как известно, скудность словарного запаса школьников препятствует овладению ими орфографией, лексикой и другими разделами языкознания. Чем богаче словарь младшего школьника, тем осмысленнее использует он слова и словосочетания в своей речемыслительной деятельности. Уже в младшем школьном возрасте ребенок в состоянии находить родственные связи между словами, тем самым повышая уровень своей орфографической и лексической грамотности. В статье под обогащением словарного запаса младших школьников подразумевается не только количественное его расширение, но и его качественные модификации, выражающиеся в значительном увеличении объема дефиниций, в уточнении смысла слов, в знакомстве с новым смысловым содержанием уже известных обучающимся слов.

Ключевые слова: младшие школьники, обогащение словарного запаса, словарь младших школьников, обучение русскому языку, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, орфография, лексика, грамматика, коммуникация, общение.

PECULIARITIES OF ENRICHING THE DICTIONARY RESERVE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

© 2019

Nogayeva Svetlana Elkanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary education North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The most important role in the realization of the goals and objectives of the elementary school is played by the formation of the communicative competencies of students: the development of oral and written speech, monologue and dialogical speech, and the skills of literate, unmistakable writing as an indicator of a person's general culture. The richer and wider the vocabulary of a person, and especially among younger schoolchildren, the more he realizes and reproduces the human thinking of the phenomena of objective reality, since the dictionary denotes objects and phenomena of the surrounding world and expresses the connections and relations between them. A dictionary consists of a huge number of words, and a word is a particle of knowledge, a particle of generalization, a measure of experience. Words are safely stored in the memory of a person and are used when necessary in the process of thinking, speaking, expressing personal ideas, etc. As you know, the scarcity of schoolchildren's vocabulary prevents them from mastering spelling, vocabulary and other sections of linguistics. The richer the junior schoolchild's dictionary, the more meaningful he uses words and phrases in his speech-thinking activities. Already at a junior school age, a child is able to find family ties between words, thereby increasing the level of his spelling and lexical literacy. In the article, the enrichment of the vocabulary of younger schoolchildren implies not only its quantitative expansion, but also its qualitative modifications, expressed in a significant increase in the volume of definitions, in clarifying the meaning of words, in familiarizing with new semantic content of words already known to the student.

Keywords: junior schoolchildren, vocabulary enrichment, vocabulary of junior schoolchildren, teaching Russian, federal state educational standard of primary general education, spelling, vocabulary, grammar, communication, communication.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основными задачами начальной школы являются развитие речи, активизация умственной деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений и навыков у младших школьников. Важным показателем сформированности умственных и речевых способностей школьников выступает богатство их словарного запаса, который служит необходимым строительным материалом для языка. Проблема обогащения и расширения словаря младших школьников в современных условиях обусловлена также и внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором говорится о том, что в результате усвоения программы младшие школьники должны научиться грамотно употреблять речевые средства и лексические единицы для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научная концепция ре-

чевой деятельности базируется на учении о психических процессах, которое доказывает то, что мышление и речь человека формируются и развиваются с раннего детства в активной практической деятельности. Такую точку зрению впервые в психологии гипотетически выдвинул Л.С. Выготский, которая впоследствии была подтверждена Л.И. Божовичем, П.Я. Гальперином, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, и другими его последователями. Исходя из этой научной концепции многими учеными доказано, что деятельность по развитию речи у младших школьников направлена на обучение нормам литературного языка (О.О. Айвазян, И.В. Бондаренко, Б.Т. Дзусова, М.А. Полякова, З.Б. Теблоева, Л.Е. Толсто-пятых) [1; 2; 3]; осознание значения русского и родного языка (А.В. Алсанова, И.А. Галкина, Е.В. Галеева, Э.В. Калинская, Н.А. Шинкарева) [4; 5; 6]; обогащение словаря и языковых средств для успешного решения коммуникативных задач (В.А. Борисова, И.А. Мечик, Н.В. Пудовкина) [7; 8]; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов (А.А. Жидкова, Р.А. Кибизова, С.Е. Привалова, Л.А. Туаева) [9; 10]._

Формирование целей статьи (постановка задания). В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), немаловажное значение имеет расширение словарного запаса младших школьников. Необходимость расширения и обогащения словаря учеников младших классов, развития их речи обусловлена тем, что она определяет всю совокупность межличностных отношений и взаимодействий, в которые вступают младшие школьники в процессе учебно-познавательной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Небогатый словарный запас школьника служит объективным основанием, препятствующим полноценному участию в жизни класса, школы и общества в целом. В начальных классах образовательной программой по русскому языку предусмотрено три самостоятельных, но вместе с тем, взаимосвязанных учебных раздела:

1. Обучение грамоте, составлению текста в устной и письменной форме.

2. Литературное чтение, способность слушать собеседника и вести диалог, развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание, осознанно строить речевое высказывание.

В основе перечисленных учебных курсов лежит формирование положительного отношения к правильной устной и письменной речи; развитие первоначальных представлений о нормах русского языка; придание четкой практической направленности процессу использования разных видов чтения для развития речи; формирование умения читать, говорить и писать осмысленно; выработать у младших школьников доступные их возрасту начальные знания о языковых единицах; научить правилам речевого этикета; обогащение словарного запаса детей для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; развитие у них потребностей и интересов к правильной речи в целом. Обучение русскому языку с целью обогащения их словаря в условиях внедрения новых ФГОС НОО, как отмечают некоторые ученые (М.В. Николаева, Е.Э. Сусленникова, Т.Н. Русакова), осуществляется на основе ведущих дидактических принципов, особенно принципов учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи теории с практикой, доступности, последовательности, самостоятельности и систематичности [11; 12].

Учитывая то, что стержневой частью языка, выражающей, формирующей и отображающей знания о некоторых объектах, предметах и действиях, является лексика, то необходимо описать лексическую работу в начальных классах. Лексическая работа проходит сквозной темой через все учебные дисциплины (Н.К. Капкайкина) [14]: русский язык - словарная работа, слово в контексте, объединение слов по значению и т.д.; литературное чтение - работа над текстом, работа над художественно-изобразительными средствами языка (тропы: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) устаревшие слова и т.д.; математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология - термины, исторические справки, работа со справочной литературой и т.д. Такая работа предполагает реализацию следующих основных педагогических действий:

1. Обогащение словаря через усвоение новых значений слов, использование фразеологизмов, семантики.

2. Уточнение словаря с разъяснением фразеологизмов, объяснением многозначных слов, использованием синонимов и антонимов.

3. Активизация словаря с помощью включения в речь новых слов и словосочетаний в разных аспектах.

4. Устранение недочетов после многократных повторений новых слов и вариантов их использования.

Перед учителем в таком случае стоят важные дидактические задачи:

- обогащать и активизировать словарь;_

- вырабатывать у учащихся представления о слове как о единстве отвлеченных и конкретных, общих и индивидуальных, нейтральных и эмоционально окрашенных значений;

- развивать словарный запас, словесно-логическую речь, культуру речи, формировать навыки самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер; творческое мышление

- воспитывать интерес к родному языку, умение сотрудничать, работать в группе, быть толерантным уметь слышать и слушать, свободно и чётко излагать свою точку зрения.

Обогащение словарного запаса младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО нового поколения предусматривает расширение активного и пассивного словаря; формирование мотивации к речемыслитель-ной деятельности; содержательное осмысление предмета речи; следование точности и правильности речи в грамматическом, орфографическом, стилистическом и лексическом аспектах; умение структурировать языковые средства в соответствии с текущей речевой ситуацией; придание речи выразительности, логичности, мелодичности и четкой выраженности; формирование способности слышать, преобразовывать и передавать эмоционально-смысловую интонацию речи; умение выдерживать не только словесные паузы и ударения, но и выделять логические и эмоциональные стороны речи; развитие вербальной и невербальной речи.

При работе над разделом программы важен его результат, который осуществляется через: личностные; метапредметные; предметные и коммуникативные действия. При этом обогащение словаря младших школьников будет более эффективным, если: вырабатывать у учащихся представления о слове как о единстве отвлеченных и конкретных, общих и индивидуальных, нейтральных и эмоционально окрашенных значений; привлекать внимание учащихся к лексической стороне слова; регулярно проводить упражнения, направленные на развитие речи на лексическом уровне. В результате освоения раздела «Лексика» учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся (Н.А. Трубина) [15]; адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.) (Э.В. Шицко) [16]; работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания (С.В. Юртаев) [17].

Важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них це-леполагания. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики понимали, что они должны усвоить и к какому вероятному результату должны прийти. Длительность этого этапа на уроке составляет 3-4 минуты. Одна из его целей - «включить» в работу важнейшие интеллектуальные качества детей, над развитием которых продолжится работа в течение остальных структурных этапах урока. После принятия детьми предложенной проблемы учитель руководит поиском решения, которое осуществляют учащиеся. В организации такой работы проявляется коммуникативная практико-ориентированная направленность учебно-познавательной деятельности.

Обеспечение баланса между самостоятельным поиском учащихся, познанием в процессе учебной деятельности и презентацией новых знаний учителем. При этом максимально используются разнообразные способы преподнесения нового материала (визуально-наглядные, словесные, практические) и различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная). Необходима обязательная организация индивидуальной и групповой рефлексии относительно достижения личностных и собственно учебных целей в форме диалога или письменной Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

филологические науки -языкознание

Ногаева Светлана Елкановна ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ ...

обратной связи. В конце урока, при подведении его итога, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Именно рефлексия помогает учащемуся обнаружить дефицит знаний, учит расширять границы своих возможностей в области мышления, тем самым изменяя себя.

Активизировать внимание, мышление, воображение учащихся; усилить их учебную мотивацию; повысить уровень проявления познавательных процессов; сформировать познавательные потребности и интерес возможно с помощью интерактивных технологий, которые способствуют трансформации объяснительно-иллюстрированного метода обучения в практико-ориенти-рованный, в результате чего обучающиеся становятся активными субъектами учебно-познавательного процесса. Это дает возможность учащимся осознанно усваивать знания, приобретать умения и навыки восприятия, разбора, преобразования и воспроизведения учебной информации. В результате у учащихся формируются способности к анализу сложившейся ситуации и формулированию выводов; установлению связей и отношений между изучаемыми объектами; выделению существенных характеристик и отсеиванию несущественных свойств и признаков; способности к сравнению, классификации и обобщению наблюдаемых явлений; умения к применению известных способов деятельности к другим ситуациям. Перечисленные умения, навыки и способности в совокупности образуют информационно-языковую компетенцию, которая, по мнению некоторых исследователей (Ю.В. Батенова, О.Г. Мишанова), способствует развитию у младших школьников теоретического и эмпирического типов языкового мышления [18, с. 44-48].

При использовании данной технологии необходимо: включать младших школьников в активную творческую деятельность через создание проблемных ситуаций; использовать частично-поисковый, эвристический и исследовательский методы; в качестве ведущих форм организации учебно-познавательной деятельности реализовать коллективные и групповые формы обучения; применить разнообразные интерактивные технологии на основе дифференцированного и интегрированного обучения. Реализация методической разработки раздела программы предполагает использование следующих методов:

1. Наглядные: наблюдения; экскурсии (на природу, в музеи); использование художественно-иллюстрированных пособий; мультимедийные материалы; средства музыкальной выразительности.

2. Словесные: чтение художественной литературы; беседы с элементами диалога; проведение разнообразных дидактических игр; сообщение дополнительного материала; рассказы детей по иллюстрациям; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников с участием родителей.

3. Практические: практические работы; театрализация, дидактическая игра; создание компьютерных презентаций.

Формы организации учебной деятельности могут быть разнообразными: учебное сотрудничество; взаимодействие с одноклассниками и учителем; самостоятельная работа, работа в паре, группе. В школе основной формой организации деятельности является урок различных типов в зависимости от цели и задач. Разнообразные типы уроков активизируют мыслительную деятельность учащихся (уроки исследования, открытия нового, практические занятия, урок - обобщение полученных знаний; учебные экскурсии уроки - путешествия, концерты, устные журналы, праздники и т.д. Учебно-воспитательная деятельность младших школьников как на уроках, так и во внеучебной деятельности, осуществляется с использованием интерактивных технологий обучения. Реализация интерактивных технологий обучения, пишет Э.В. Калинская, предполагает организацию на занятиях

таких форм диалогового общения, которых можно эффективно использовать для взаимопонимания и взаимодействия обучающихся, совместного решения их общих учебно-воспитательных задач [6, с. 195-198]. В ходе активного и инициативного диалогового общения младшие школьники овладевают способностями к критическому мышлению и решению учебных задач на основе анализа создавшейся ситуации; навыками поиска необходимой информации для принятия продуманного решения; умениями к деятельному участию в дискуссиях, обсуждениях; навыками общения и толерантного взаимодействия с участниками диспута. Интерактивные образовательные технологии дают возможность одновременного решения нескольких педагогических задач. Такие формы и методы обучения формируют универсальные учебные действия младших школьников, помогают устанавливать эмоциональные отношения между ними, способствуют решению образовательно-воспитательных задач, вырабатывают способности к коллективной деятельности.

При подготовке к занятиям ученики готовят доклады, презентации, работают с различными справочными источниками информации. Учебную информацию они могут извлекать из энциклопедий, Интернета, библиотеки, электронных ресурсов, печатных изданий и т.д. При этом младшие школьники привлекаются к разнообразным видам учебно-познавательной деятельности. В конце занятия ученики анализируют итоги своей продуктивной познавательной деятельности: Что удалось сделать на уроке? Что показалось трудным? Как оценивают свою работу на занятии в целом? Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующих основных принципов расширения и обогащения словарного запаса младших школьников в процессе обучения русскому языку и литературе.

Художественно-эстетический принцип направлен на анализ текста художественного жанра в единстве формы и содержания. Внимание младших школьников в таком случае необходимо акцентировать на том, что они имеют дело не просто с интересным текстом, а с произведением искусства, которое содержит богатую историю окружающей действительности, отражает эмоции и ощущения человеческих отношений, передает красоту и гармонию внутреннего мира человека, учит осмыслению и воспроизведению прекрасного, помогает обучающимся создавать личное мнение об окружающем мире.

Литературоведческий принцип. Слова становятся объектом внимания младших школьников и осмысляются ими как средства формирования словесно-художественных образов, через которые они выражают свои эмоции, мысли, идеи, ощущения. Основная задача учителя при осознанной и инициативной деятельности обучающихся - определение субъективных отношений между созданными образами, усвоение литературных образов в культурологическом контексте, знакомство с жанрами устного народного творчества.

Коммуникативно-речевой принцип заключается в том, что в процессе овладения младшими школьниками основными видами речевой и мыслительной деятельности, усвоения ими простейших грамматических и орфографических правил параллельно нужно решать такие стержневые вопросы, как:

-установление взаимосвязи ситуативного контекста и речевого действия, моделирование коммуникативно-речевой ситуации, формирование творческого потенциала;

- развитие логического и художественно-образного мышления через сравнение художественных и познавательных текстов, формирование фонематического слуха;

- осуществление грамотного речевого общения в реальных ситуациях в соответствии с принятыми нормами речевого этикета, формирование познавательных потребностей и интересов к читательской деятельности.

Тематическое планирование по разделу:

1 класс. Содержание - Язык и речь. Элементы содержания: слово и его значение; словарное богатство русского языка; слова однозначные и многозначные слова,

близкие и противоположные по смыслу; прямое и переносное значение слова; использование словарей русского языка. Виды связной речи: игра, устное рисование, текстовые упражнения, инсценировка.

2 класс. Содержание - Текст. Элементы содержания: увеличение словарного состава речевой деятельности младших школьников, обогащение словаря самостоятельных словосочетаний; определение, сопоставление и анализ и дифференциация лексического значения усваиваемых частей речи; интерпретация значения слов с использованием синонимов и антонимов; изучение многозначных слов и прорабатывание речевых ситуаций их непосредственного применения; выявление лексических особенностей различных типов текста (рассказ, описание, объяснение, повествование, интерпретация, обсуждение и т.д.). Виды связной речи: устный пересказ, инсценировка сказок, изложения, выборочные пересказы.

3 класс. Содержание - Текст. Элементы содержания: слова, близкие по значению и противоположные; многозначность слова; объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов; употребление устойчивых словосочетаний (добрый молодец, красная девица, и т.д.); особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок; смысловые и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами). Виды связной речи: записки по наблюдениям, изложения, сочинения.

4 класс. Содержание - предложение в тексте. Элементы содержания: многозначные слова; синонимы и антонимы; прямое и переносное значение слов; слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы: старик - старче, напугать - испугать); слова однокорен-ные, противоположные по значению (разгибать - сгибать, забежать - выбежать, уходить - приходить); возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (подставить подставку, загадать загадку, испечь печенья); тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.); слова с оценочной семантикой (хвастун, озорник, добрячок, молодец и др.). Виды связной речи: рецензирование, отзывы о прочитанных книгах, письма.

Методы и формы развития речи:

1. Создание проблемных ситуаций: найди лишнее: тяжелый день, горячее сердце, зеленая листва, грустный дождик, свет - тьма, добро - зло, шум - тишина, утро - день; найди общее: острое зрение, острая боль; задания на аналогию: хороший - отличный, жаркий..., умный..., холодный., добрый - злой, далекий., сладкий., большой.

2. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания.

3. Осмысление предметного содержания (Что?, Где?, Когда?).

4. Осмысление смыслового содержания (Как? Почему?).

5. Сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление

6. Работа направлена на формирование понятий лингвистики текста: самостоятельное отдельное предложение; группа предложений (сложное синтаксическое целое); абзац; тип текста («повествование», «описание», «рассуждение»).

7. Виды изложений, сочинений:

Изложения: по вопросам учителя; по плану, составленному учителем; по коллективно составленному плану; выборочное изложение; сжатое изложение

Сочинения: по впечатлениям, по наблюдениям за сезонными изменениями в природе; сочинение - описание; сочинение - повествование; сочинение смешанного типа

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что в начальной школе важная роль принадлежит работе по обогащению словарного запаса младших школьников с целью формирования и активизации их речевой и мыслительной дея-118

тельности.

Часто младшие школьники, для которых совсем недавно основным видом деятельности была игровая деятельность, стесняются своей речи при общении, неохотно участвуют в разговорах, сторонятся рассказов или говорят очень мало.

Если педагог уже с первых дней обучения будет добиваться того, чтобы каждый первоклассник старался говорить убежденно, четко, разборчиво, то в следующих классах будет существенно обогащаться словарный запас ученика, соответственно, будет развиваться намного успешнее речевая деятельность.

Достижению данной цели возможно, на наш взгляд, при следующих педагогических условиях: речевая активность младших школьников проявляется в их общей коммуникативной деятельности, при отсутствии боязни, неразговорчивости, закомплексованности; ведется систематическая работа по формированию готовности к осмысленному восприятию учебной информации; активизируется процесс усвоения основных дефиниций лингвистики текста; регулярно выполняются развивающие упражнения, направленные на обогащение словарного запаса младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айвазян О.О. Основы работы по развитию русской связной устной речи младших школьников в современной системе образования // Наука и образование: новое время. 2015. №1 (6). С. 510-512.

2. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 40-43.

3. Полякова М.А., Бондаренко И.В., Толстопятых Л.Е. Формирование интереса младших школьников к самостоятельному чтению через методику работы над развитием выразительности речи // Альманах мировой науки. 2016. №10-2(13). С. 47-48.

4. Шинкарева НА., Алсанова А.В. Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №4 (25). С. 20-23.

5. Галкина И.А., Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 147-150.

6. Калинская Э.В. Интеграция мультимедийных обучающих программ в развитии культуры речи младших школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5 (43). С. 195-198.

7. Борисова В.А. Роль речи в развитии воображения младших школьников //Системная психология и социология. 2014. №4 (12). С. 37-40.

8. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1(14). С. 96-98.

9. Жидкова А.А., Привалова С.Е. Направления работы по развитию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка //Филологическое образование в период детства. 2016. №23. С. 15-17.

10. Туаева Л.А., Кибизова Р.А. Информационные образовательные технологии как средство изучения родного языка и литературы // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 12. №3. С. 007-012.

11. Николаева М.В., Сусленникова Е.Э. Приемы обучения чтению научно-технической литературы авиационной тематике на иностранном языке //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 141-144.

12. Русакова Т.Н. Реализация возможностей лексических синонимов в развитии речи младших школьников на уроках русского языка // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2017. №1 (12). С. 9-12.

14. Капкайкина Н.К. Роль письменных работ в развитии речи младшего школьника //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №8-2. С. 54-56.

15. Трубина Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 39-42.

16. Шицко Э.В. Возможности использования творческих упражнений в развитии связной речи младших школьников //NovaUm.Ru. 2017. №7. С. 280-284.

17. Юртаев С.В. Влияние лингвометодической осознаваемости на содержание работы по развитию речи младших школьников // Современный ученый. 2017. № 7. С. 46-49.

18. Мишанова О.Г., Батенова Ю.В. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-48.

Статья поступила в редакцию 09.02.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.