_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
положения и их взаимосвязи, которые даны в условии задачи.
2 этап - решение поставленной математической задачи методами, рассмотренными в теории для задач данного типа.
3 этап - сопоставление полученного математического решения с исходным условием задачи и применение его к ней. На этом этапе студенты должны научиться делать качественные выводы на основании математического решения, выявлять соответствие полученных результатов рассматриваемой ситуации, оценивать значение определенных факторов для практической деятельности.
Таким образом, проходя при решении все эти этапы, студенты приобретают навыки выполнения мыслительных операций, которые характеризуют интеллектуальную деятельность при решении профессиональных задач. Формами самостоятельной работы может быть индивидуальный блок задач по разделу дисциплины математики, в который включаются задачи с профессиональным содержанием, выполнение расчетно-графических семестровые заданий, формирующих готовность планировать, систематизировать, контролировать свою деятельность, что является важным условием развития познавательной самостоятельности, необходимой как для дальнейшего обучения, так и для успешной профессиональной деятельности.
Другой формой научно-исследовательской работы является участие в научных студенческих конференциях, которое формирует у студентов навыки публичных выступлений, умение оформить представить результаты своих исследований. Выполнение работ, содержащих элементы исследования, является важным звеном в системе научно-исследовательской работы студентов.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что введение в учебный процесс исследовательской работы позволяет обеспечить всестороннее развитие студентов; формировать их творческую активность и самостоятельность; вооружать студентов умениями и навыками научно-исследовательской деятельности: формировать у студентов видение перспектив развития отраслей науки и техники.
Список использованной литературы:
1.Василевская Е. А. О взаимосвязи курса высшей математики со специальными дисциплинами в подготовке инженеров./ Научные труды. Вып. 306. -М., МГУЛ, 1999.
2. Вейл Г. Математическое мышление. - М., Наука,1989.
3. Мамонова, Л.И. Формирование умения самообразования через организацию самостоятельной работы студентов технического вуза //Материалы международной н-п конференции «Современные научные исследования: проблемы и перспективы».-Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС,2015.-230с.
4. Новиков, А. М. Формы учебной деятельности / А. М. Новиков // Школьные технологии. - 2007. - № 4. -С. 18-28.
© Мамонова Л.И., 2017
УДК 373.3
Г.Г. Микерова
доктор педагогических наук, профессор КубГУ E-mail: [email protected] А.А. Павленко студентка 4 курса КубГУ Г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УРОВНЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема необходимости развития речи младших школьников на лексическом
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
уровне. На основании проведенного исследования по методике Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса» были выявлены невысокие показатели активизации словаря учащихся 2-го класса. Поэтому результаты исследования поспособствуют планированию педагогами более эффективной работы по развитию уровня активного словарного запаса младших школьников.
Ключевые слова
Младшие школьники. Развитие речи. Лексический уровень развития речи. Определение активного
словарного запаса. Результаты исследования.
Проблема развития речи младших школьников всегда привлекала к себе пристальное внимание педагогов. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем их интеллектуального развития. Не владея речью, человеку трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником.
Актуальность проблемы развития речи младших школьников определяется высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в ФГОС НОО. В связи с этим возникает необходимость экспериментально определить показатель развития речи младших школьников. Работа над развитием речи младших школьников проходит одновременно на различных уровнях, одним из них является лексический (словарная работа). Здесь педагог работает по нескольким направлениям, которые постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому деятельность, направленная на активизацию словаря, то есть на перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, будет влиять и на обогащение, на уточнение словаря, и на устранение нелитературных слов. Отсюда, объектом исследования стал активный словарный запас младших школьников.
Из вышесказанного, можно предположить, что определение уровня активного словарного запаса младших школьников поможет педагогу выстроить эффективную работу по развитию речи учащихся, так как от этого зависит их дальнейшее обучение и воспитание. У учащегося, который овладел правильной речью, шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, ему легче высказывать свои мысли, так как известно, что психологической основой речи является мышление.
По мнению Л.С. Выготского «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» [2, с.359]. Материализуя свою мысль, человек подчиняет ее жестким, четким законам языка и таким образом упорядочивает саму мысль. Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т.е. мыслить, поэтому деятельность педагога, прежде всего, должна быть направлена на развитие речи учащихся, особенно на лексическом уровне.
Для оценки уровня развития речи младших школьников на лексическом уровне взята диагностика Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса» [4 с. 220]. Исследование проводилось в 2 «А» и в 2 «Д» классе БОУ СОШ №2 ст. Динской, Динского района, Краснодарского края.
Учащимся были предложены 2 картинки на выбор, на которых изображены люди и различные предметы (рис.1, рис.2).
Далее, школьников попросили в течение 5 минут рассказать о том, что изображено и что происходит на одной из картинок. Речь каждого учащегося фиксировалась в специальном протоколе, который приводится в таблице 1, а затем анализировалась.
Рисунок 1 Рисунок 2
В этом протоколе отмечалась частота употребления учащимися 2-х классов различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствовало об уровне развития активного словаря младшего школьника. Затем, все протоколы были обработаны, и результаты переведены в баллы. 10 баллов получал школьник в том случае, если в его речи встречалось не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков; 8-9 баллов, если в речи обнаружилось 8-9 разных протокольных признаков; 6-7 баллов учащийся зарабатывал при наличии 6-7 разных признаков; 4-5 баллов за присутствие 4-5 признаков; 2-3 - в речи имелось 2-3 признака; 0-1 балл - рассказа не было или в нем имелись 1-2 слова, представляющие собой одну часть речи.
Таблица 1
Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
1 Существительные
2 Глаголы
3 Причастия
4 Деепричастия
5 Прилагательные в начальной форме
6 Прилагательные в сравнительной степени
7 Прилагательные в превосходной степени
8 Союзы
9 Предлоги
10 Частицы
11 Однородные члены предложения
12 Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
13 Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
14 Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
При обработке протоколов было замечено, что учащиеся чаще употребляли слова таких частей речи, как имя существительное, глагол, имя прилагательное в начальной форме, союзы и предлоги, реже встречались частицы, деепричастия, причастия. В основном речь младших школьников строилась на простых предложениях, часто в них были включены однородные члены предложения, очень редко использовались сложные предложения и вводные конструкции.
На основании анализа протоколов диагностики выделилось 5 групп учащихся с различным уровнем развития активного словарного запаса: очень высокий (10 баллов), высокий (8-9 баллов), средний (4-7 баллов), низкий (2-3 балла), очень низкий (0-1 балл). Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты изучения уровня развития активного словарного запаса у учащихся 2 классов
Учащиеся Количество учащихся Уровни развития активного словарного запаса
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
2 «А» класс 27 человек 1 9 13 3 1
2 «Д» класс 27 человек 1 5 15 4 2
Всего 54 человека 2 14 28 7 3
На основании результатов, приведенных в таблице, можно сделать следующий вывод, что у большинства учащихся обоих классов средний уровень развития активного словарного запаса, а также преобладает и низкий уровень. Средний и низкий показатель у 42 учащихся из 54. Очень низкий уровень развития словарного запаса был выявлен у 2-х учащихся, но и очень высоким уровнем активного словарного запаса владеют лишь 3 учеников.
Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие речи младших школьников на лексическом уровне по направлению активизации словаря в целом недостаточно. Педагог должен ежедневно заниматься развитием речи учащихся, особенно на уроках русского языка и литературного чтения. По результатам исследования видно, что особое внимание следует уделить на использование в речи учащихся причастий, деепричастий, прилагательных в сравнительной и превосходной степени, наречий. Педагог должен в своей речи, как можно чаще, использовать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, с вводными конструкциями, что будет благотворно влиять на развитие речи младших школьников. Также для активизации словаря следует использовать такие упражнения, как составление словосочетаний с новыми словами; составление предложений (при этом особое внимание уделить правильности постановке слова в нужном падеже, лице); близкий к прочитанному тексту пересказ; рассказы по наблюдение, по картине и т.д.; сочинения различных текстов с использованием опорных слов, «...в процессе коллективного придумывания предложений... расширяется активный запас лексики» [3, с.181].
Список использованной литературы:
1. Коваленко, Е.Г. Обогащение речи младших школьников русской фразеологией: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. - с. 107
2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. 2012
3. Микерова Г.Ж. К вопросу о развитии речи и мышления младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Лингвориторическая парадима: теоретические и прикладные аспекты// Сочи: Сочинский государственный университет, 2008. - с. 179-186.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.2001.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2016.
© Микерова Г.Г., Павленко А.А., 2017