использование современных технологий обучения в вузе
Дзюба Е.А.
В современной психолого-педагогической науке рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностнодеятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Особый интерес представляют технологии, которые позволяют вывести учебный процесс на уровень личностного смысла учащегося.
Ключевые слова: технологии в учебном процессе, языковая личность, ценностно-смысловая сфера обучаемого.
В век «мультикультурного диалога» (П. Щедровиц-кий) особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Языковая личность в области иностранных языков - это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Ссылаясь на определение Ю.Н. Караулова, языковая личность - есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а с другой - по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.
Современные технологии обучения, на наш взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи.
Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.
Термин получил широкое хождение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием програм-
мированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств.
В 70-е гг. термин получил более широкое употребление: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованного обучения в целом. Таким образом, в понятие «технологии обучения» стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации.
В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержание термина: технологии обучения (Technology of Teaching) и технологии в обучении (Technology in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго - использование в учебном процессе технических средств обучения.
Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие: а) результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся), б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом), в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления), г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.
Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности (И.А. Зимняя, Е.С. Полат, И.Л. Бим и др.).
В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить:
- обучение в сотрудничестве;
- проектные технологии;
- использование интенсивных методов обучения (коммуникативная технология, игровая технология, проблемное обучение);
- информационно-коммуникационные технологии, применение технических средств обучения, дистанционное обучение;
- разноуровневое (дифференцированное) обучение;
- модульное обучение.
Обучение в сотрудничестве. Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик - учитель - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.
Концепция обучения получила практическую реализацию в ряде вариантов технологии такого обучения, предложенных американскими педагогами Э. Арносоном (1978), Р. Славиным (1986), Д. Джонсоном (1987) и ориентирована на создание условий активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, предлагаемых преподавателем. Если объединить учащихся в небольшие группы (3-4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого студента в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные учащиеся помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется
таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые студенты. Оценка за выполненное задание ставится одна на группу.
Разработаны различные варианты обучения в сотрудничестве (Полат, 1998). Здесь же важно подчеркнуть, что при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества индивидуальная самостоятельная работа учащегося становится исходной частью коллективной деятельностью.
Приемы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе выполнения учащимися игровых заданий в предлагаемых им ситуациях общения. Для овладения языком важным условием является общение на изучаемом языке. По нашим наблюдениям, обучение в сотрудничестве - это обучение в процессе общения учащихся друг с другом, а целенаправленная работа в сотрудничестве позволяет повысить интерес к занятиям и значительно увеличить время речевой практики каждого студента на занятии.
Проектная технология обучения. Эта технология обучения является дальнейшим развитием концепции обучения в сотрудничестве и основана на моделировании социального взаимодействия в учебной группе в ходе занятий. Учащиеся при этом принимают различные социальные роли и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Популярность проектной технологии объясняется, прежде всего, тем, что проектное задание, которое предстоит выполнить студенту, непосредственно связывает процесс овладения языком с овладением определенным предметным знанием и возможностью реально использовать это знание. Таким образом, ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащегося, личностно мотивированным.
Из сказанного видно, что метод проектов предполагает решение учащимся какой-либо проблемы. А для ее решения учащемуся требуется не только знание языка, но и владение определенным объемом предметных знаний, необходимых и достаточных для решения проблемы. По справедливому утверждению одного из разработчиков этой технологии обучения Е.С. Полат, «метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Он может использоваться на любой ступени обучения» [3, с. 5].
Перечислим некоторые общедидактические признаки проектной технологии, определяющей структуру и содержание проектов, которые предстоит готовить учащимся на занятиях по практике языка.
1. Доминирующие в проекте виды деятельности: ролево-игровой, информационный, проектноориентировочный.
2. Предметно-содержательная сторона проекта: монопроект (в рамках одной ситуации общения или одной области знаний либо межпредметный проект (затрагивает ситуации и круг знаний из разных предметов).
3. Характер координации действий в процессе выполнения проекта: с открытой, явной координацией (непосредственной) или со скрытой координацией (неявной, имитирующей возможный характер действия в той или иной ситуации).
4. Характер выполнения проекта: несколько членов учебной группы, которые объединяются интересом к выполнению проекта, вся группа, учащиеся учебного заведения.
5. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочное, долгосрочное.
Конечно, проектная технология в наибольшей степени рассчитана на использование в работе с более подготовленными и развитыми учащимися. В наибольшей степени такая технология может найти применение при профилизация обучения. По этой причине проектная технология все в большей мере становится частью билингвального обучения, т.е. такого обучения, которое организуется на основе определенной предметной области знаний (content-based language learning). Наибольший опыт обучения на билингвальной основе накоплен, прежде всего, в регионах с естественной двуязычной средой (например, в Канаде, Бельгии) и теперь актуален для стран ближнего зарубежья. Обучение на билингвальной основе, одним из способов реализации которого может стать проектная технология обучения, предусматривает: а) овладение учащимися предметным знанием в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух изучаемых языков (родного и неродного) и б) овладение двумя языками как средством образовательной деятельности.
Актуальность же обучения на билингвальной основе как компонента углубленного языкового образования определяется, прежде всего, мировой тенденцией к интеграции в различных сферах жизни, что обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленной на познание целостной картины мира. С учетом этих тенденций обучение на билингвальной основе обеспечивает учащимся более широкий доступ к информации в различных предметных областях и создает дополнительные возможности конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов [1].
В методической литературе предлагаются различные варианты проектов в области изучения языков (Напр., Коряковцева, 2002). Это могут быть игровые - ролевые проекты (разыгрывание ситуации, драматизация текста), информационные проекты
(подготовка сообщения на предложенную тему), издательские проекты (подготовка материалов для стенной газеты, радиопередачи), сценарные проекты (организация встречи с интересными людьми), творческие работы (сочинение, перевод текста).
Разноуровневое обучение. Проблема дифференциации обучения является одной из центральных в личностно-ориентированном подходе. Чтобы сформировать позитивную самооценку, важно объективно осознавать, в каком направлении человек способен добиться наибольшего успеха. Это проблема самоактуализации. Психологи определяют самоактуализацию как специально организованную субъектом деятельность с целью выявления потенциальных возможностей. Если такое осмысление пришло, то возникает другая потребность - в самореализации, т.е. в применении своих способностей для достижения успеха. По определению психологов, самореализация - это специально организованная субъектом деятельность с целью воплощения им его субъективно ощущаемого предназначения, а также достигнутый результат этой деятельности. Этот успех нужен не только конкретному индивиду. Он в не меньшей мере нужен обществу, так как чем успешнее реализуют свои потенциальные возможности отдельные индивиды, тем успешнее развивается все общество в целом. Человек, не сумевший найти себя, свое Я, может оказаться обузой для общества не только в профессиональном, но и в психологическом плане. С такими людьми возникает больше психологических проблем, решать которые приходится семье, обществу. Поэтому дифференциация обучения на определенном этапе весьма полезна. В данном случае речь идет не об обучении по индивидуальным планам, а именно о дифференциации как дидактическом принципе.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.
Круг замкнулся, ибо учет индивидуальных различий учащихся можно понимать как учет основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на занятии. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом,
при внутренней дифференциации, т.е. на занятии, личностно ориентированное обучение достигается, например, за счет таких педагогических технологий как обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразия предусмотренных в их рамках приемов. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные одна от другой. В дидактике различают дифференциацию по способностям (по общим способностям; по частным способностям; по неспособностям); по проектируемой профессии; по интересам.
Дифференциация по общим способностям происходит на основании учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития - памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на занятии за счет соответствующих технологий обучения.
Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни учащиеся более успешно занимаются гуманитарными предметами, другие - точными науками; одни - историческими, другие - биологическими и т.д.
Дифференцированный подход к обучению может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей студента, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому студенту выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели тра-
диционная контрольная работа или тест. Во-первых, учащийся не связан напрямую с преподавателем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе можно услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - учащемуся вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет стресс или отрицательные эмоции.
информационно-коммуникационные технологии. ИТК заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.
Компьютер - средство при обучении, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Применяя компьютер на занятиях, можно добиться усвоения большее количество материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.
ИКТ предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет: тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.
Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих занятий оказывают мультимедийные ресурсы.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить преподавателю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице преподавателя в Интернете.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты
и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов.
Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции.
Внедрение ИКТ в процесс обучения иностранному языку положительно влияет на мотивацию. Учащиеся получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор - это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми студентами легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством преподавателя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учащихся. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для студентов, так и для преподавателя.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Использование современных информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
технические средства обучения (тСО). Технические средства обучения - это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков умений. Если система АВСО индивидуальна, т.е. предназначен для
работы с конкретным учебным комплексом, и рассчитана на определенный контингент учащихся, то система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения. Специфика ТСО заключается в ее способности обслуживать такие формы обучения и контроля, которые невозможно осуществлять без специальной аппаратуры.
Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями; они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий.
Применительно к обучению языку ТСО принято подразделять на следующие группы средств: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения.
Представление о системе современных ТСО дает табл. 1.
таблица 1 технические средства обучения
Звукотехнические Светотехни- ческие Звукосвето- технические Средства программирован-ногообучения
Магнитофон Диапроектор; Кинопроектор; Компьютер;
кассетный; Фильмоскоп; Оборудование CD-ROM;
Плейер (Walkman); Эпипроектор; для домашнего Ноутбук;
Радиоприемник; Фотоаппарат; кинотеатра; Микро-
Проигрыватель Цифровая Видеомагнитофон; компьютер.
грампластинок, фотокамера; Видеокамера;
компакт-дисков Кодоскоп; Телевизор;
(CD, CD-ROM); Портативный Электронный
Магнитола; текстовой переводчик
Мобильный сканер (скани- (Language
телефон; рующая ручка Teacher);
Диктофон. С-Реп). DVD-плейер.
Аудиовизуальные средства обучения (АвСО).
Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).
Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и неучебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющи-
мися. На занятиях используются также естественные средства массовой информации, включаемые в учебный процесс (например, телевизионные передачи).
АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся (например, при просмотре теле- и кинофильмов). Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. Представление о современных АВСО дает табл. 2.
таблица 2 Аудиовизуальные средства обучения
Фонограммы Видеограммы Видеофонограммы
Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи Натуральные: предметы, действия. Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты. Графические: таблицы, схемы. Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы
педагогические технологии на основе интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии. Игры вообще и ролевые игры в частности представляют собой мощное образовательное средство. В гуманистической педагогике нас интересуют ролевые и деловые игры проблемной направленности, т.е. такие обучающие игры, которые позволяют через драматизацию, сюжет проиграть возможные способы решения проблем, выхода из возникших проблемных ситуаций. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя», т.е. через персонаж, роль которого учащийся принимает на себя.
Задача деловых игр - моделирование профессиональных ситуаций. И такая деятельность чрезвычайно важна. Многие специалисты отмечают, что молодые люди, выпускники престижных вузов, подчас теряются, встречаясь с необходимостью решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.
Это верно и в отношении ролевых игр. Можно прочитать о национальных праздниках Великобритании, но возникает совсем другое восприятие и понимание национальных особенностей жителей этой страны, если попытаться разыграть такой праздник, подготовить его и принять в нем участие, сравнив
его с аналогичными отечественными праздниками. Можно познакомиться с системой образования в Великобритании, США, Германии, Франции, но совсем другое дело - попробовать «прожить» хотя бы один день в такой школе, прочувствовав, пусть и не в полной мере, особенности другой образовательной системы, другой культуры, сравнив ее с нашей, и поразмышлять о достоинствах и недостатках той и другой систем. Другими словами, ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко, на личностном уровне вникнуть в суть проблемы, «прожить» в своем персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из нее.
Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой деятельности: от чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции до собственно ролевой игры (Д.Б. Эльконин, Г.А. Китайгородская, Р.С. Алпатова, Е.И. Матецкая, К. Ливингстоун). Ролевую игру не надо путать с игровой деятельностью. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается и от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях (например, сказочных, фантастических) или вполне реальных, отражающих реальные события. Если игра имеет проблемную направленность, т.е. содержит еще и некую проблему, требующую разрешения, это позволяет учащимся глубже познать изучаемое явление.
Деловая игра - это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация конкретных экономических объектов и процессов; имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; достижение определенной познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли. По мнению А.А. Вербицкого, деловая игра позволяет упорядочить знания, умения, навыки, полученные на всех предшествующих этапах обучения, и соединить их в своем сознании в целостную динамическую систему.
Любая игра обязательно предполагает собственную активность ее участников. То есть в игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так как он представляет себе возникшую ситуацию и, оказавшись в ней, пытается найти из нее выход. Игра - это значимое для ее участников действо. Важно только правильно расставить акценты. В ролевой и деловой игре проблемной направленности непременным условием является опора на знания, имеющиеся
факты, опыт в данной предметной области и смежных областях. Участники игры не могут опираться только на собственную интуицию и воображение, они должны продемонстрировать свою эрудицию в данном вопросе и соответственно строить деятельность своего персонажа. В деятельности они должны продемонстрировать знание контекста проблемы.
Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков и умений, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В игровой ситуации ошибки допустимы. Они не наказуемы в обычном понимании и даже могут стать новым интересным поворотом в игровой ситуации. Это касается как ролевой, так и деловой игры. Они для того и используются в качестве метода обучения, чтобы предостеречь будущих специалистов и просто обычных людей от возможных ошибок в профессиональной деятельности, жизненных ситуациях, научить грамотно искать выход из любых проблемных ситуаций.
В заключение еще раз подчеркиваем, что ролевые и деловые игры проблемной направленности носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для развития критического и творческого мышления.
технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Интенсивная технология разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране (интенсивные курсы Г. Доли, А.Г. Горн и др.).
В высшей школе теория и практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку разработана Г.А. Китайгородской.
Концептуальные положения этой технологии можно свести к следующим.
1. Иностранный язык, в отличие от других предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.
2. Язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.
3. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития.
Главными участниками процесса обучения являются учащийся и преподаватель. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.
В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Е.И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условноречевые и речевые.
Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.
Речевые упражнения - пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.
Проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям (рис. 1).
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих
актуализации знании, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 2.
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует
поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
модульное обучение. Основной целью курса иностранного языка является подготовка широко эрудированного специалиста средствами иностранного языка, который в процессе обучения выступает не столько как самостоятельная дисциплина, сколько как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, являющийся медиумом специальных знаний в реализации образовательной профессиональной программы, открывающий перед студентами боль-
Проблемная ситуация
По содержанию неизвестного X
X - цель
X - объект деятельности
X - способ деятельности
По уровню проблемности
X - условие выполнения деятельности
1 - возникающие независимо от приемов
2 -
вызываемые и
разрешаемые
учителем
3 - вызываемые учителем, разрешаемые учеником
4 - самостоятельное формирование проблемы и решения
По виду рассогласовывания информации
неожиданности [конфликта| [ предложения | опровержения [несоответствия | ¡неопределенности!
По методическим особенностям
[непреднамеренные]
целевые
проблемный
фронтальный
эксперимент
проблемное
изложение
эвристическая беседа
мысленный
проблемный
эксперимент
проблемное решение задач
проблемные
демонстрации
проблемные
задания
исследовательские іабораторньїе работы
игровые проблемные ситуации
Рис 1. Классификация проблемных ситуаций
Рис 2. Технологическая схема проблемного обучения
шие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности.
Содержание занятий с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей. Модуль позволяет учащемуся, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Цели взаимодействующих субъектов могут основываться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека. Главное предназначение модуля -развивать мышление, сознание человека.
Под модулем подразумевается законченный, вполне автономный курс, включающий в себя обучение как отдельным, так и всем видам речевой деятельности в зависимости от целей и задач, которые необходимо реализовать в процессе прохождения материала. При полной самостоятельности отдельного модульного курса, он, тем не менее, зависим от других модулей и интегрирован в общий курс иностранного языка.
Основным условием функционирования каждого модуля является обеспеченность его программой и дидактическим материалом, состоящим из следующих основных компонентов: набора соответствующих аутентичных текстов/учебного пособия; рабочей тетради студента; словаря-минимума; дидактических материалов для работы с ТСО, компьютерными базами данных и ресурсов Интернет; учебно-методических мультимедийных разработок для самостоятельной работы студентов. Последний тип учебной литературы будет, несомненно, приобретать все большую значимость в связи с нехваткой аудиторных часов и возникающей при этом необходимостью и важностью овладения студентами методикой самообразования. А построение учебнометодической разработки для самостоятельной работы студентов в виде материалов для работы на компьютере открывает широкие возможности как для самостоятельной работы в компьютерном классе, так и для дистанционной формы обучения, которая, как показывает практика, получает все более широкое распространение. Перенос же материала всего модуля на магнитные носители позволил бы решить многие проблемы, стоящие в настоящее время перед кафедрами иностранных языков, и, прежде всего, проблему нехватки квалифицированных преподавательских кадров.
Модульная система обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ. Она «состыковывает» все уровни обучения и сокращает разрыв между возникшими в последние годы в силу объективных причин высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускника неязыкового вуза и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на иностранный язык учебными профессиональными программами. Она унифицирована и может быть использована различными кафедрами иностранных языков на любом факультете и отделении: модуль может быть сжат или расширен в зависимости от сетки часов. Система мобильна и даже на современном этапе дает возможность осуществить разные формы подготовки студентов - от уровня международного стандарта в группах референтов-переводчиков до обучения студентов новому языку с «нуля», так как лингвистическое и экстралингвистическое наполнение одного и того же модуля может отличаться по объему и степени сложности. При этом к материалу модульного курса предъявляются унифицированные требования, единые формы отчетности студентов, стандартизируются цели и задачи, осуществляемые и решаемые в процессе прохождения модуля. Ввиду логической последовательности и преемственности всех этапов языковой подготовки модульный характер обучения способствует системному овладению лингвистическим материалом, расширению фоновых (лингвострановедческих, профессиональных, культурологических и др.) знаний студентов, совершенствованию умений и навыков по основным видам речевой деятельности. И, наконец, выбор и постановка модуля определенным преподавателем ведет к специализации данного преподавателя, разграничению сфер и обязанностей, к переходу из разряда «многостаночника», использующего методы и дидактический материал других авторов, в разряд «однопредметника», создателя собственного курса, программы и учебной литературы, результатом чего - при ответственном подходе к решению данной проблемы - может быть только повышение уровня преподавания иностранного языка.
Модульный характер обучения дает возможность определить интеграционные связи между модулями иностранного языка и модулями специальных дисциплинарных циклов, выявить, на основе этого, возможное сочетание этих образовательных сфер и проводить «бинарные» уроки и даже целые циклы занятий. Модульный подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранным языкам, соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к обучению иностранному языку в неязыковой - искусственной - среде.
На наш взгляд, целесообразно комплексное, интегративное использование в учебном процессе по овладению межкультурным общением всех вышеназванных технологий обучения.
В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Учащимся важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на ИЯ, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Таким образом, в процессе приобретения интеллектуальных умений помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике технологий, которые ориентированы именно на такие виды деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2000.
2. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М.,1989. -С. 3-8.
3. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. - М.: Академия, 1999.
4. Русская культура и мир: Доклады участников II международной практической конференции. -М., 1994.
5. Щедровичкий П.Г. Кто и что стоит за доктриной русского мира // Школа культурной политики. иКЬ: http://www.shkp.ru/pg/pub/lib/ риЬПса^о^/30
6. Щукин А.Н., Обучение иностранным языкам: теория и практика. - М., 2005.