УДК 796.011.3
ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДОПРИЗЫВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ
К.Д. Чермит, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор, проректор по учебной работе и качеству образования, первый проректор, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Н.И. Кутепов, соискатель,
Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар, К.Ю. Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Краснодар, Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Красина, д. 4, e-mail: [email protected].
Современное состояние мировой политики, обострившиеся политические и экономические противоречия между государствами приводят к резкому возрастанию нестабильности и конфликтам.
В целях усиления обороны страны государство осуществляет систему мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Но основная роль в выполнении задач, стоящих перед Вооруженными Силами, возлагается на личный состав. Однако в последние годы у молодежи наблюдается определенная переориентация с общественно значимых на личностно значимые ценностные жизненные ориентиры. В связи с этим такие ценности, как причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство постепенно утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость, а это, в свою очередь, снижает уровень обороноспособности страны.
Кроме того, в силу разнообразных причин наблюдается резкое снижение уровня физической готовности призывников к перенесению тягот и лишений, связанных с военной службой, не хватает срока службы военнослужащим срочной службы для овладения сложной боевой техникой.
Выявляемый в ходе ежегодных проверок недостаточный уровень физической подготовленности
призывников приводит к необходимости поиска новых способов организации физического воспитания и мотивирования допризывной молодежи. В первую очередь проблема связывается с недостаточной разработанностью компонентов этой системы, основанием которой могло бы стать такое инновационное направление, как спортивно ориентированное физическое воспитание. Однако в силу ее новизны основы концепции спортивно ориентированной допризывной физической подготовки молодежи не разработаны и не проверены.
В статье теоретически обоснована возможность применения спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи, определены контуры будущей концепции построения системы допризывной подготовки старших школьников, определена основная цель, направления, средства физической подготовки, обоснованы ценности спорта и спортивной тренировки, применимые в процессе допризывной подготовки старшеклассников.
Ключевые слова: допризывная физическая подготовка, допризывная подготовка, спортивно ориентированное физическое воспитание, спортивно ориентированная допризывная физическая подготовка, ценности спорта.
Для цитирования: Чермит К.Д., Кутепов Н.И., Чер-нышенко К.Ю., Чернышенко Ю.К. Основы концепции спортивно ориентированной допризывной физической подготовки молодежи // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 3-9.
For citation: Chermit K., Kutepov N., Chernyshenko K., Chernyshenko Y. Basis of the concept of sports-oriented pre-conscription youth physical training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 3-9 (in Russian).
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (№53-Ф3 от 28 марта 1998 года) указывает, что воинская обязанность предусматривает обязательную подготовку к военной службе, которая осуществляется в условиях общего, а также начального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Анализ теоретических исследований и результатов педагогической практики свидетельствует о том, что уровень подготовленности определенной части выпускников общеобразовательных школ не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к молодому поколению, и требует дальнейшего улучшения системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах [1, с. 156-159; 8, с. 1415; 9, с. 132-135; 10, с. 221-226; 11, с. 20-21; 18, с. 34-35].
Актуализируется проблема совершенствования всей системы военно-патриотического воспитания молодежи, которая должна позволить реализовать интересы безопасности России в современных условиях, продолжить всестороннее совершенствование и поддержание в постоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил, усилить основы консолидации общества и укрепления государства [8, с. 16-18; 11, с. 22-23].
В этой связи сформировалась потребность в поиске новых форм, средств и методов допризывной подготовки, особенно в той ее части, которая касается их физического состояния, что заставляет рассмотреть инновационное направление физического воспитания, а именно спортивно ориентированное физическое воспитание [2, с. 118-121; 4, с. 12-13; 5, с. 79-82; 6, с. 18-21; 16, с. 12-13; 17, с. 144-147]. Имеются основания, позволяющие считать, что использование ценностей спорта в процессе допризывной подготовки обеспечивает эффективное решение поставленных обществом задач, и кроме того, имеется длительный опыт применения военно-спортивных игр в качестве средств разнонаправленной подготовки допризывников.
Изучение состояния вопроса, связанного с внедрением спортивно ориентированного физического воспитания в систему допризывной физической подготовки молодежи, позволяет обозначить часть проблем, требующих изучения, в том числе:
- обоснование концептуальной сущности спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- определение места и значимости спортивно ориентированного физического воспитания в общей системе допризывной подготовки;
- обоснование состава средств спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- определение ценностей спортивно ориентированного физического воспитания, применимых в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- обоснование способов и методов применения средств спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи.
Концептуальная сущность спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи заключается в возможности позитивного использования данного направления педагогического воздействия на формирование всей совокупности компонентов допризывной подготовки обучающихся, включая общее патриотическое воспитание и формирование военно-патриотических чувств допризывной молодежи, активизацию процесса получения обучающимися начальных знаний по основам военной службы и обороны государства.
Но наибольшая эффективность данного направления воздействия обеспечивается при его применении для формирования психологических и морально-волевых качеств, повышения уровня физической подготовки обучающихся допризывного и призывного возраста. Именно эти два компонента допризывной подготовки формируются наиболее сложно в силу ряда причин, в том числе и по причине отсутствия достаточно эффективных форм и средств воздействия. Таким образом, концептуальная сущность спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи заключается в ее ресурсной значимости для решения совокупности важнейших задач допризывной физической подготовки молодежи.
Известно, что образование как социальный, культурный феномен органично встроено в контекст пространственно-временного бытия человека, который как субъект исторических процессов, как носитель культурных традиций несет на себе черты времени и пространства. Это в полной мере относится и к системе допризывной физической подготовки молодежи. С этой точки зрения спортивно ориентированное физическое воспитание позволяет обеспечить адаптацию качественных параметров пространства и времени к современным требованиям к допризывной физической подготовки и достигнуть идентификационных характеристик человека, готового к труду и защите Родины. В этой связи основная миссия спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи может быть представлена как развертывание преобразовательной деятельности, активизация самого человека,
развития его способности для того, чтобы решать задачи защиты государства и общества средствами и методами спортивной тренировки.
Оценивая концептуальную сущность спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи, его место и значимость в общей системе допризывной подготовки, следует обратить особое внимание на то, что оно представляется как новая форма и самостоятельный элемент процесса физического воспитания [4, с. 13-14; 5, с. 65-67; 19, с. 37-39].
При этом спортивно ориентированное физическое воспитание занимает свое собственное место в системе форм физического воспитания различных слоев населения между системой спортивной тренировки и системой непосредственного физического воспитания, включающего в себя и профессионально-прикладную физическую подготовку. В силу этого ему принадлежат собственные общие задачи, связанные с формированием базовой спортивной культуры как компонента личностной физической культуры человека [3, с. 11-12; 7, с. 19-20; 12, с. 13-16; 13, с. 13-14; 14, с. 16-17; 15, с. 229230; 16, с. 11-12]. Если эту функцию рассмотреть с точки зрения профессионально-прикладной физической подготовки и допризывной физической подготовки, то появляется потребность и возможность решения новой задачи, а именно: формирование профессионально-прикладной спортивной культуры призывной и допризывной молодежи.
Определяя состав средств спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи, следует исходить из взаимодействия трех банальных фактов, не требующих доказательства:
- главным и специфическим средством и главным элементом любой системы физического воспитания являются физические упражнения;
- цель спортивной деятельности преимущественно связывается с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе реализации системы тренировочных занятий. Цель достижения высоких результатов определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности;
- состав средств для обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки определяется исходя из закономерностей положительного переноса двигательного навыка и позитивного воздействия на формирование профессионально-значимых физических качеств.
Таким образом, в состав средств спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи должны входить физические упражнения:
- выступающие как предмет спортивной специализации;
- позволяющие оценивать эффективность их применения за счет сопоставления результатов их выполнения с нормативными и целевыми предпосылками;
- которые соответствуют по структуре и воздействию будущей военной деятельности.
Последнее обстоятельство актуализирует вопрос раннего определения будущей военной специализации в период допризывной подготовки. Однако реализация этого положения сегодня невозможна.
Среди ценностей спортивно ориентированного физического воспитания, применимых в системе допризывной физической подготовки молодежи, следует выделить следующие:
- тренировка (тренировочный урок, тренировочное занятие) как основной способ организации выполнения физических упражнений;
- система организованных тренировок (макроциклы, мезоциклы, макроциклы, закономерности развития спортивной формы, сенситивные периоды развития физических качеств и др.) как эффективный способ физического преобразования потенциала человека;
- возможности регулирования параметров физической нагрузки (объема и интенсивности) и направленности воздействия;
- основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки занимающихся;
- состав средств общей и специализированной физической подготовки;
- методические основы формирования мотивации и ценностного отношения к процессу спортивной подготовки и участию в нем и возможности их переноса на близлежащие формы физического воспитания;
- потенциальные возможности системы спортивной тренировки в повышении двигательной активности человека и реализации его важнейшей естественной потребности;
- возможности дифференцирования степени развития двигательного потенциала на определенном уровне (необходимом, достаточном или экстремально высоком уровне);
- методы и методические приемы организации: учебно-тренировочного процесса; учебно-тренировочного занятия, процесса обучения и совершенствования двигательного действия; спортивной ориентации, многолетней физической подготовки;
- сочетание индивидуального и типологического подходов к определению состава средств;
- возможность формирования компонентов ЗОЖ и личностной физической культуры путем их связывания с достижением значимых целей;
- фактор наличия постоянно действующего института воздействия - учебно-тренировочной группы (корпоративные традиции команды, клуба, спортивного коллектива);
- фактор наличия возможности формирования компонентов спортивной ментальности и присвоения занимающимся таких общественных ценностей, как равенство шансов на успех, конкурентоспособность и стремление быть первым, стремление достижения успеха, высокого уровня физической подготовленно-
сти, обеспечение развития тела и фигуры, хорошего здоровья, высокого статусного положения в группе сверстников, спортивные и школьные достижения;
- возможности реализации качественно обоснованной системы контроля состояния физического развития, физической и двигательной подготовленности и уровня здоровья занимающихся;
- праздничная атмосфера тренировочных занятий и соревнований как фактор, объединяющий коллектив на основе позитивных ценностей спортивной деятельности;
- возможность привлечения к организации спортивной деятельности многих лиц, которые по разным причинам не могут заниматься спортом (судьи, организаторы, болельщики и их организации и др.).
Из числа проблем, требующих изучения, для создания предпосылок для использования спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи наименее изученной является проблема обоснования способов и методов применения средств. Это связано с тем, что каждое двигательное действие, которое становится предметом специальной подготовки, определяет собственный состав физических упражнений, способов и методов применения определенного средства. В этой связи требуется детальное изучение практики допризывной физической подготовки и применения всей совокупности признанных в ней физических упражнений.
Состав средств, применяющихся в допризывной физической подготовке, направлен на одновременное развитие совокупности основных физических качеств, формирование умений по преодолению полосы препятствий, метанию гранат и т. п. Таким образом, подготовка имеет многоборный характер. Именно способы и методы построения и реализации многоборной подготовки должны лечь в основу спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи.
Заключение. Результаты проведенного анализа возможностей применения спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи позволяют сформулировать следующие выводы:
Спортивно ориентированное направление физического воспитания молодежи определяется как эффективный вид двигательной активности, позволяющий формировать всю совокупность компонентов допризывной подготовки обучающихся (формирование военно-патриотических чувств, активизация процесса получения обучающимися начальных знаний по основам военной службы и обороны государства).
Спортивно ориентированное направление физического воспитания представляется как новая форма и самостоятельный элемент процесса физического воспитания и военно-прикладной физической подготовки, которая занимает промежуточное место между системой спортивной тренировки и системой непосредственного физического воспитания, включающего
в себя и профессионально-прикладную физическую подготовку.
Спортивно ориентированное направление физического воспитания позволяет реализовать функцию профессионально-прикладной физической подготовки и допризывной физической подготовки, а также возможность решения новой задачи - формирования профессионально-прикладной спортивной культуры призывной и допризывной молодежи.
В качестве средств спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи могут быть использованы физические упражнения, выступающие как предмет спортивной специализации, позволяющие оценивать эффективность их применения за счет сопоставления результатов их выполнения с нормативными и целевыми предпосылками, которые соответствуют по структуре и воздействию будущей военной деятельности.
Среди ценностей спортивно ориентированного физического воспитания, применимых в системе допризывной физической подготовки молодежи, следует выделить: тренировку как способ организации выполнения физических упражнений; систему организованных тренировок как эффективный способ физического преобразования потенциала человека; возможность регулирования параметров физической нагрузки и направленности воздействия; основополагающие организационные, дидактические и методической принципы; состав средств; методический набор формирования ценностного отношения к процессу; возможность повышения уровня двигательной активности человека и др.
Совокупность потенциальных возможностей спортивно ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи определяет необходимость экспериментального обоснования концепции ее применения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Андреев. - Рязань, 2012. - 187 с.
2. Антонюк С.Д. Содержание и методика спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательных учреждениях: учеб.- метод. пособие / С.Д. Антонюк. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2008. - 140 с.
3. Бальсевич В.К. Освоение ценностей спортивной культуры как стратегическая основа формирования здоровья населения Российской Федерации /
B.К. Бальсевич // Дети России образованны и здоровы: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2007 г.). - СПб., 2007. -
C. 10-14.
4. Бальсевич В.К. Педагогическая стратегия здоровье построения в технологиях спортивно-ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич // Физическая культура и спорт: проектирование, реа-
лизация, эффективность. Сборн. мат. Всеросс. науч. 12.
практ. конф. - СПб, 2005. - С. 12-15.
5. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.:
НИЦ «Теория и практика физической культуры», 13.
2006. - 111 с.
6. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Черны- 14. шенко // Теория и практика физической культуры. -
1997. - № 6. - С. 15-25.
7. Бурцев В.А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического вос- 15. питания / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.И. Алексеева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. -
С. 18-20.
8. Евсюкова Н.И. Формирование готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных Си- 16. лах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Евсюкова.
- Владимир, 2007. - 25 с.
9. Зиамбетов В.Ю. Начальная военная подготовка в системе общего и начального профессионального об- 17. разования Оренбуржья в XX веке: дис. ... канд. пед.
наук / В.Ю. Зиамбетов. - Оренбург, 2006. - 153 с.
10. Калмыков Г.В. Деятельность государственных и общественных организаций г. Москвы по подготовке 18. юношей допризывного и призывного возрастов к военной службе в 1981 - 1991 годы: дис. ... канд. ист.
наук / Г.В. Калмыков. - М., 1993. - 325 с.
11. Косенков О.Н. Становление и развитие начальной военной подготовки в образовательных учреждениях 19. Калининградской области: автореф. дис. ... канд. пед.
наук / О.Н. Косенков. - М., 2011. - 26 с.
Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 11-19.
Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.
- 2002. - № 3. - С. 11-14.
Лубышева Л.И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л.И. Лубышева // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность. Сборн. мат. Всеросс. науч. практ. конф.
- СПб, 2005. - С. 15-20.
Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: понятия, функции, технологии / Л.И. Лубышева // Доклады первого межд. Конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры» (20-22 декабря 2006 г., Санкт-Петербург). - СПб., 2007. - С. 229-232. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 3. - С. 10-14.
Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. Л. И. Лубышевой. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.
Пашков Г.Н. Значимость классификационных групп мотивов и потребностей в контексте включения учащихся 9-10 лет в спортивную деятельность / Г.Н. Пашков // Физическая культура, спорт - наука и практика.
- 2015. - № 4. - С. 32-36.
Пашков Г.Н. Информативность парциальных показателей спортивной культуры учащихся 9-10 лет / Г.Н. Пашков, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. -№ 4. - С. 37-42.
BASIS OF THE CONCEPT OF SPORTS-ORIENTED PRE-CONSCRIPTION YOUTH PHYSICAL TRAINING
K. Chermit, Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Biological Sciences, Professor, Vice-Rector for Study and Quality of Education, First Vice-Rector, Adyghe State University, Maykop, N. Kutepov, Aspirant,
Krasnodar Higher Military School named after General of the army Shtemenko S.M., Krasnodar, K. Chernyshenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Physical Training and Sports Department, Krasnodar University of MIA of Russia, Krasnodar,
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Advisor to the Rector, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Krasina str., 4, e-mail: [email protected].
The current state of world politics, exacerbated political and economic contradictions between states lead to a sharp increase in instability and conflict.
In order to strengthen the country's defense, the state implements a system of measures of political, economic, social, military and legal character. But the main role in the execution of tasks, facing the Armed Forces, is assigned to the military personnel. However, in recent years there is a certain reorientation from socially significant to personally significant life values among the youth. That is why such values as involvement in the defense of the motherland, pride in belonging to the Armed Forces, military honor and dignity gradually lose their significance in the eyes of the recruiting youth, and this, in turn, reduces the level of the country's defense capability.
In addition, for a variety of reasons there is a sharp decrease in the level of physical preparedness of conscripts to the transfer of hardships and privations, connected with military service, conscripts do not have enough time for mastering complex combat equipment.
The identified insufficient level of physical preparedness of conscripts during the annual audits leads to the need for a search of the new ways of organization of physical education and motivation of pre-conscription youth. First of all, the problem is associated with a lack of elaboration of system components of this system. The basis of this system could be such an innovative direction as sports-oriented physical education. However, due to its novelty the basis of the concept of sports-oriented pre-conscription youth physical training have not been developed and tested. The article theoretically substantiates the application possibility of sports-oriented physical education in the system of pre-conscription youth physical training, the contours of future concept of building a system of pre-conscription training for senior students have been determined, the main goal, directions, means of physical training have been revealed, the values of sports and sports training applicable in the process of pre-conscription training of high school students have been substantiated.
Keywords: pre-conscription physical training, pre-conscription training, sports-oriented physical education, sports-oriented pre-conscription physical training, values of sport.
References:
1. Andreev E.A. Military-Patriotic education of military age young people in the process of readiness formation for military service. Extended abstract of candidate's thesis. Ryazan, 2012, 187 p. (in Russian).
2. Antonyuk S.D. Soderzhanie i metodika sportivno-orien-tirovannogo fizicheskogo vospitaniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Content and methods of sports-oriented physical education in educational institutions: studies.- method. allowance], Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2008, 140 p.
3. Balsevich V.K. The development of the values of sports culture as the strategic basis of the Russian Federation population health formation. Deti Rossii obrazovanny i zdorovy: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. [the Children of Russia are educated and healthy: the materials of the all-Russian. scientific.- prakt. Conf.], St. Petersburg, 2007, pp. 10-14. (in Russian).
4. Balsevich V.K. Pedagogical strategy of health building in technologies of sport-oriented physical education. Fizicheskaya kul'tura i sport: proektirovanie, realizaciya, ehf- fektivnost'. Sborn. mat.Vseross. nauch. prakt. konf. [Physical culture and sport: design, realization, efficiency. the materials of the all-Russian. scientific.- prakt. Conf.], St. Petersburg, 2005, pp. 12-15. (in Russian).
5. Balsevich V.K. Sportivnyj vektor fizicheskogo vospitaniya v rossijskoj shkole. [Physical Education sport vector in the Russian school]. Moscow, SIC "Theory and practice of physical culture", 2006, 111 p.
6. Balsevich V.K., Nachalov G.G., Chernyshenko Yu.K. Conversion of the main sports training provisions in physical education. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Theory and practice of physical culture], 1997, no 6, pp. 15-25. (in Russian).
7. Burtsev V.A., Burtseva E.V., Alekseeva N.I. Pedagogical conditions for the formation of young people sports culture in the process of sports-oriented physical education. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no 2-21, pp. 18-20. (in Russian).
8. Evsyukova N.I. Formation of readiness of pre-conscription age young men to serve in the Armed Forces. Extended abstract of candidate's thesis. Vladimir, 2007, 25 p. (in Russian).
9. Shambetov V.Y. Basic military training in the system of general and primary professional education in Orenburg region in the XX century. Candidate's thesis. Orenburg, 2006, 153 p. (in Russian).
10. Kalmykov G.V. Activity of the state and public organizations of Moscow on preparation of pre-conscription and conscription age young men for military service in 1981-1991. Candidate's thesis. Moscow, 1993, 325 p. (in Russian).
11. Kosenkov O.N. Formation and development of primary military training in educational institutions of Kaliningrad region. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2011, 26 p. (in Russian).
12. Lubysheva L.I. Sports culture as a subject of General education school. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2002, no 3, pp. 11-19. (in Russian).
13. Lubysheva L.I. Physical and sports culture: content, interrelations and dissociations. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2002, no 3, pp. 11-14. (in Russian).
14. Lubysheva L.I. The Concept of sports education in high school. Fizicheskaya kul'tura i sport: proektirovanie, real-izaciya, ehffektivnost'. Sborn. mat.Vseross. nauch. prakt. konf. [Physical education and sport: design, implementation, efficiency. the materials of the all-Russian. scientific.- prakt. conf.], St. Petersburg, 2005, pp. 15-20. (in Russian).
15. Lubysheva L.I. Physical and sports culture: concepts, functions, technologies. Doklady pervogo mezhd. Kon-gressa «Terminy i ponyatiya v sfere fizicheskoj kul'tury» [ Reports of the first inter. Congress " Terms and concepts in the field of physical culture»], St. Petersburg, 2007, pp. 229-232. (in Russian).
16. Lubysheva L.I. The phenomenon of sports culture in the aspect of methodological analysis. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2009, no 3, pp. 10-14. (in Russian).
17. Lubysheva L.I. Sportizaciya v obshcheobrazovatel'noj shkole [Sportization in secondary school], Moscow, SIC "Theory and practice of physical culture", 2009, 168 p.
18. Pashkov G.N. The importance of motives classification groups and needs in the context of the inclusion of 9-10 years old students in sports activities. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2015, no 4, pp. 32-36 (in Russian).
19. Pashkov G.N., Chernyshenko Yu. K., Balandin V.A. Infor-mativity of the partial indicators of 9-10 years old students sports culture. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2015, no 4, pp. 37-42 (in Russian).
Поступила / Received 05.09.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018