Научная статья на тему 'Проблемы качества методического сопровождения профориентационной работы со школьниками (на примере психолого-педагогического анализа игры «Профконсультация»)'

Проблемы качества методического сопровождения профориентационной работы со школьниками (на примере психолого-педагогического анализа игры «Профконсультация») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / METHODICAL MAINTENANCE / PROFESSIONAL ORIENTATION GAME / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легачева Т.А., Белобрыкина О.А.

В статье обсуждается проблема значимости методического сопровождения профессионального самоопределения школьников. Рассматривается роль игровых методов в профориентационной работе с учащимися. На примере психолого-педагогического анализа игры «Профконсультация» показаны имеющиеся недостатки в содержании отдельных профориентационных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF QUALITY OF METHODICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK WITH SCHOOL STUDENTS (CASE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF GAME «CAREER COUNSELING»)

In article the problem of the importance of methodical maintenance of professional self-determination of school students is discussed. The role of game methods in professional orientation work with pupils is considered. On the example of the psychology and pedagogical analysis of the game «Profkonsultation» the available shortcomings of the maintenance of separate professional orientation methods are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества методического сопровождения профориентационной работы со школьниками (на примере психолого-педагогического анализа игры «Профконсультация»)»

Психологические науки

УДК 159.99

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИГРЫ «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»)

Т.А. Легачева Новосибирский государственный педагогический университет О.А. Белобрыкина Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье обсуждается проблема значимости методического сопровождения профессионального самоопределения школьников. Рассматривается роль игровых методов в профориентационной работе с учащимися. На примере психолого-педагогического анализа игры «Профконсультация» показаны имеющиеся недостатки в содержании отдельных профориентационных методов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, методическое сопровождение, профориентационная игра, психолого-педагогическая оценка.

PROBLEMS OF QUALITY OF METHODICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK WITH SCHOOL STUDENTS (CASE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF GAME «CAREER COUNSELING») T.A. Legacheva Novosibirsk State Pedagogical University

O.A. Belobrykina Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. In article the problem of the importance of methodical maintenance of professional self-determination of school students is discussed. The role of game methods in professional orientation work with pupils is considered. On the example of the psychology and pedagogical analysis of the game «Profkonsultation» the available shortcomings of the maintenance of separate professional orientation methods are shown.

Keywords: professional self-determination, methodical maintenance, professional orientation game, psychology and pedagogical assessment.

В век современных технологий, когда количество информации непрерывно возрастает, изменения неизбежно охватывают все сферы жизни человека. Ориентироваться в этом многообразии перемен человеку становится все труднее. Причем, в наибольшей мере информационная

интенсификация проявляется на рынке труда. Так, например, благодаря ускоренному развитию социально-экономической сферы за последнее десятилетие появился ряд новых профессий, таких, например, как имиджмейкер (специалист по созданию имиджа), блоггер (специалист по размещению скрытой рекламы на личной странице в интернете), трейдер (специалист по контролю внутренней и внешней торговли) и другие. Одновременно с этим, многие профессии исчезают с рынка труда и заменяются автоматизированной техникой, в связи с чем закономерно происходит и трансформация

жизненных перспектив человека [4; 13]. Как справедливо отмечает Л.Б.Шнейдер, ««шок будущего» (А. Тоффлер) - не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу» [13, с. 22].

К числу наиболее важных жизненных решений человека относится профессиональное самоопределение, отправная точка которого приходится на подростковый период онтогенеза личности [1; 5; 12]. По данным современных исследований, «большинство подростков, которым предстоит задача выбора профессии по окончании неполной средней школы, оказываются не готовыми сделать подобный выбор. Принятие решения требует личностной зрелости и социальной осведомленности. Немаловажным является знание собственных возможностей, способностей, интересов» [13, с. 33].

Соответственно, в такой трудный момент для учащегося важна помощь квалифицированного специалиста -профконсультанта, который поможет ему спрогнозировать жизненную и профессиональную перспективу в соответствии с разумной мотивацией своих действий, определить индивидуально-психологические особенности, влияющие на успешность профессиональной деятельности,

сориентироваться во всем многообразии специальностей и выбрать среди большого количества профессий со сложными, а иногда и непонятными, названиями те, которые подходят оптанту [3; 9; 10; 12].

В работе профконсультанта предполагается использование множества разнообразных приемов и методов, начиная с тестирования и бесед, и, заканчивая тренингами, профориентационными играми и упражнениями, которые позволяют охватить большое количество учащихся при наименьших временных затратах [1; 6; 8; 11]. Однако, как показывает опыт, качество и эффективность последних не всегда соответствуют нормам и стандартам, предъявляемым к методическому арсеналу профконсультанта.

Проиллюстрируем возможные несоответствия на примере психолого-педагогической оценки профориентационной игры «Профконсультация» (вариант для работы с классом). Игра представлена Пряжниковым Николаем Сергеевичем в работе «Профессиональное самоопределение: теория и практика (учебно-методическое пособие)» [6, с. 164-172].

Автор предлагает использовать данную игру с учащимися 9-11 классов. Игра имеет несколько вариантов проведения: упрощенный вариант для работы с микрогруппой 3-4 человека, вариант игры с микрогруппой 56 человек («Защита профессии перед родителями») и вариант игры для работы с классом. Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является создание специально организованной ситуации, «в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога» [6, с. 163]. Однако автор не задает четких рекомендаций для ведущего по организации проведения данной игры, в частности, предполагающих, как и что он должен наблюдать, что именно и зачем контролировать, в каких ситуациях он имеет, или не имеет, права вмешиваться в процесс игры.

При описании игры Н.С.Пряжников отмечает, что «не следует переоценивать реальную помощь в самоопределении в подобных игровых ситуациях, поскольку главное предназначение данных методик - в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы» [6, с. 163]. Из этого следует, что данная профориентационная игра не должна являться единственной основой для определения профессионального будущего учащегося. Соответственно, использовать данную игру необходимо только как дополнительный инструмент для вовлечения учащихся в процесс самоопределения, и в комплексе с целенаправленной работой специалиста по

профориентации. Предлагаемая игра может быть полезна для привлечения внимания старшеклассников к проблеме профориентации, направленности учащихся на значимость решения вопросов, связанных с профессиональным самоопределением, формированием мотивации к выбору профессии, активизируя у них процессы самоанализа. В предисловии к игре «Профконсультация» для работы с классом Н.С.Пряжников предупреждает, что «качество и обстоятельность бесед и рассуждений в данном варианте игры очень скромны в сравнении с другими ее вариациями, приведенными в книге, где работа осуществляется в микрогруппах» [6, с. 168]. На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что при работе с классом и в условиях наличия временных ограничений у ведущего отсутствует возможность уделить достаточное внимание каждому старшекласснику и сделать это качественно.

Фронтальный вариант профориентационной игры «Профконсультация» проводится следующим образом: все старшеклассники делятся на пары (если кому-то не хватило пары, то он присоединяется к одной из пар) и решают, кто из них будет играть роль «учащегося», а кто - роль «профконсультанта». Стимульный материал представлен рядом вопросов, которые ««профконсультант» задает «учащемуся»: 1) какую профессию собирается выбрать учащийся? 2) куда он собирается поступать после школы? 3) какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели? 4) как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение? 5) есть ли у него резервный вариант выбора?» [6, с. 168].

На то, чтобы ответить на вопросы, участникам дается 7 - 10 минут. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консультанту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы

«учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Ответ на каждый вопрос предлагается оценить по условной 10-балльной шкале. После этого учащиеся в каждой паре показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными. Однако, с точки зрения чего происходит оценка, какими критериями следует при этом руководствоваться, какую практическую ценность для процесса игры и проблемы профориентации учащихся несет этот этап игры, автор не комментирует.

Затем «консультанту» предлагается дать общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов, например, уточнить, какую профессию лучше выбрать, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой лучше иметь резервный вариант. Однако давать такого рода советы учащийся, находящийся в роли профконсультанта, на наш взгляд, не может, поскольку не обладает необходимыми для данной роли знаниями и опытом. Затем и «консультант», и «учащийся» отдельно оценивают (каждый на своем листочке), насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу. Здесь, как и при описании предыдущего этапа игры, автор не указывает, для чего производится оценка результатов игры по данной шкале и на какие критерии необходимо обратить внимание. После проведения процедуры оценки игроки меняются ролями и игра возобновляется.

Поскольку данная игра представлена в качестве профориентационной, необходимо проанализировать и определить, насколько корректно ее содержание, в первую очередь, с точки зрения принципов профессиональной этики профориентолога. В качестве эталонной системы для анализа этической состоятельности игры выступили этические нормы профориентологии, как заданные самим автором игры [6], так и представленные в книге «Профориентология: теория и практика» [3]. Первый принцип, обозначенный как «Защита

интересов клиента», содержит информацию о необходимости соблюдения добровольного участия в профессиональном консультировании. Однако игра «Профконсультация» проводится с классом в рамках школьных занятий, а первый пункт игры начинается со слов: «Все участники делятся на пары» [6, с. 168]. Данная формулировка указывает на то, что в игре принимают участие все учащиеся старших классов без исключений, поэтому обозначенный принцип в рамках игры не соблюдается, тем более, что автор по содержанию игры не указывает, может ли старшеклассник отказаться от участия в ней. Также принцип «Защиты интересов клиента» предполагает конфиденциальность, то есть сохранение информации клиента в тайне, а передача сообщаемой информации третьим лицам должна осуществляться только с согласия клиента или, как в данном случае, с согласия родителей учащегося. Поскольку игра «Профконсультация» проводится с классом учащихся, то принцип конфиденциальности будет нарушаться. Информация о желании учащегося выбрать конкретную специальность или конкретное учебное заведение будет доступна его одноклассникам, хотя он, возможно, не хотел бы ее разглашать по ряду причин, в том числе, и во избежание насмешек со стороны сверстников.

Принцип психопрофилактического проведения консультации означает, что во время профконсультации необходимо обеспечить клиенту комфортное эмоциональное состояние и дать ему возможность вносить коррективы в процесс, самостоятельно сформулировать рекомендации. Данный принцип в игре «Профконсультация» соблюдается лишь наполовину, потому что в ходе игры старшеклассников не спрашивают об их актуальном эмоциональном состоянии, а учитывая несоблюдение принципа конфиденциальности и добровольности участия в игре, учащийся может испытывать колоссальный психологический и эмоциональный дискомфорт. Тем более, что социометрические

характеристики группы не учитываются, да и класс, по определению, не является референтной группой [7]. Также у учащихся отсутствует возможность вмешиваться в план игры и нарушать последовательность действий - это не предусмотрено правилами. Однако у старшеклассников имеется возможность самим составить себе рекомендации, поскольку четвертый вопрос «профконсультанта» направлен на анализ учащимся возможных трудностей на пути к профессиональной цели и определение потенциальных возможностей по их преодолению. В рамках этого вопроса сам учащийся имеет возможность попытаться найти решение трудных ситуаций, а затем и его напарник по игре («профконсультант») предложить свои варианты рекомендаций по преодолению обозначенных трудностей. Хотя насколько эти советы будут объективными и ценными, остается непонятно, ведь роль «профконсультанта» исполняет учащийся-старшеклассник, который сам находится в ситуации, связанной с проблемой профессионального самоопределения. Кроме того, здесь возникает риск, что произойдет навязывание «учащемуся» противоположного мнения, а это, в свою очередь, может привести к еще более запутанному видению ситуации, ведь «профконсультант» -это подросток, который не является специалистом, и, соответственно, не в силах объективно оценить ситуацию и дать разумную, аргументированную и объективную обратную связь. Очевидно, что в данной ситуации нарушаются принципы «объективности» и

«профессиональной компетентности», предполагающие, что результаты профконсультирования должны опираться на психологические знания консультанта. Даже с учетом того, что процесс игры «контролирует» психолог, у него не имеется полноценной возможности четко проследить, как происходит взаимодействие в каждой паре учащихся класса и самому дать какие-либо рекомендации, предложить альтернативные варианты выбора каждому ученику. В таком

случае, перед началом игры необходимо обозначить, что все советы учащихся друг другу не должны восприниматься всерьез, поскольку это только игра, а качественные рекомендации можно получить, обратившись за помощью к специалисту.

Заметим, что рассматриваемая игра лишь отчасти соответствует той возрастной группе, на которую она ориентирована, поскольку, с одной стороны, она действительно предназначена для учащихся, столкнувшихся с проблемой самоопределения, и предлагает решить ее в игровой форме. Но, с другой стороны, в логике игры предполагается, что учащиеся должны давать друг другу советы относительно будущего профессионального выбора, тогда как для этого у них недостаточно знаний: ни в сфере психологии, ни в сфере высшего образования, ни в области содержания многих профессий и особенно вновь появляющихся на рынке труда. Учащиеся могут не знать различных нюансов и тонкостей профессиональной ориентации и профсамоопределения, в силу чего их советы могут привести к неожиданным, в том числе и неблагоприятным, последствиям, а один из важных принципов профессиональной этики профориентолога - «Не навреди».

Примечательно, что игра не предусматривает сложных целей и задач, а автор не дает гарантий того, что после участия в данной игре старшеклассники окончательно утвердятся в своем профессиональном выборе, поскольку и критериев для того, чтобы понять определился учащийся в своем выборе или нет, не представлено. Игра ориентирована лишь на создание довольно условной по своей форме ситуации, в которой школьники делают попытку помочь друг другу в сложном процессе профессионального самоопределения. Вместе с этим, в ходе проведения игры нарушаются почти все принципы профессиональной этики

профориентолога, что ставит под сомнение эффективность получаемых в игре результатов.

Кроме нарушения принципов профессиональной этики, игра «Профконсультация» содержит еще ряд недостатков. В частности, вопросы, которые «профконсультант» задает «учащемуся», носят закрытый характер. Это означает, что ответы будут краткие, односложные, что, в свою очередь, снизит возможность полноценной реализации диалоговой формы взаимодействия между учащимися. Автор же не обозначает, можно ли задавать дополнительные вопросы. Возможно, стоило бы расширить перечень уточняющих вопросов, например, если учащийся не определился с профессией, поинтересоваться у него, что мешает сделать выбор, обращался ли он за помощью к специалисту в области профориентации, какой он имеет резервный выбор профессии и какие трудности могут быть, если он выберет запасной вариант. Вопросы 3 («какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели») и 4 («как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение») вообще носят провокационный характер, поскольку старшеклассник может и не знать, какие трудности его ожидают. А если знает, и, например, трудностью поступления в конкретный ВУЗ является высокий уровень коррупции, то учащийся может не захотеть отвечать на вопрос «Как собирается преодолевать эти трудности». Или, к примеру, учащийся знает, что его устроят в какой-либо ВУЗ благодаря связям родителей. Он скажет об этом напарнику по игре, а впоследствии договоренность сорвется и учащийся станет объектом насмешек одноклассников.

Еще одним важным нюансом являются особенности межличностных отношений, сложившиеся между участниками каждой пары. Поскольку, если учащийся, играющий роль «профконсультанта» хорошо знает своего напарника по игровой диаде, то он может дать, хотя и

непрофессиональные, но относительно информативные (за счет «взгляда со стороны») советы. Здесь возникает вопрос о том, по какому принципу учащиеся объединяются в пары. Это важно в связи с тем, что в учебном процессе ученики часто рассаживаются за парты по принципу взаимных симпатий и дружеских отношений [7], поэтому к выполнению задания игры они могут отнестись не достаточно ответственно, предпочитая потратить время на разговоры о своих личных проблемах. Если же принудительно рассаживать учащихся, то существует вероятность не соблюсти имеющихся в каждом школьном коллективе отношений симпатии и антипатии. Объединив в пару двух враждующих подростков, вряд ли стоит рассчитывать на продуктивную работу, как и в случае, когда диаду образуют неразлучные друзья. В обоих случаях задания будут выполняться формально и небрежно, что еще больше снизит эффективность игры. Возможно, перед её проведением имеет смысл получить и проанализировать информацию о взаимоотношениях в классе, чтобы снизить вероятность возникновения проблем с распределением учащихся на пары.

Возвращаясь к вопросу о наличии обратной связи в форме рекомендаций «профконсультанта» следует упомянуть, что они могут быть восприняты оптантом всерьез. Или, к примеру, ученик, исполняющий роль профконсультанта, может случайно или намерено выразить свое отношение к той профессии, которую выбрал его напарник. Если это будет пренебрежение или насмешка, то у «учащегося» может произойти отторжение данной профессии, он может отказаться от реализации своих профессиональных планов, поскольку будет руководствоваться мнением своих одноклассников и стремиться избежать неодобрения с их стороны. Подобные «советы профконсультанта» могут дезориентировать учащегося, внести еще больше неуверенности в процесс его профессионального самоопределения.

И, наконец, остается непонятно, зачем в конце игры происходит оценка учащимися ответов друг друга, так как автор не приводит конкретной шкалы оценок и какой-либо интерпретации заданной бальной системе. Н.С.Пряжников пишет, что «ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной школе» [6, с. 170]. Однако, какое смысловое значение имеет данная процедура, непонятно. Следует либо уточнить оценочную шкалу и прояснить практическую значимость данной оценки, либо отказаться от данной процедуры, чтобы сократить временные затраты на проведение игры.

Подводя краткий итог, необходимо отметить, что игра «Профконсультация», несмотря на исходно интересную идею и профориентационную значимость, имеет ряд недостатков и нуждается в доработке. В первую очередь, следует установить соответствие между принципами

профессиональной этики профориентолога и содержательными аспектами игры. Во-вторых, для повышения эффективности игры необходимо скорректировать список вопросов и изменить их формулировку. Важно получить от учащегося не просто краткие «да» или «нет», подойти к процессу выполнения заданий игры не формально, а понять, на каком этапе профессионального самоопределения находится учащийся и какие испытывает трудности, чтобы ведущий мог в дальнейшем помочь учащимся, соответственно, при наличии их согласия и желания. Не смотря на имеющиеся недочеты, данная игра, вместе с тем, акцентирует внимание на проблеме профессионального самоопределения, позволяет учащимся актуализировать возможность к самоанализу, пусть и в игровой форме, ориентирует их на поиск и анализ информации, что является важным аспектом процесса профориентации учащихся.

В целом следует указать на необходимость анализа тех методов, которые использует профориентолог в своей

профессиональной деятельности при работе с детьми. Очень важно, чтобы методы и методики соответствовали этическим принципам, стимулировали процессы самоанализа учащегося, мотивировали его на решение проблемы профессионального выбора без навязывания мнений со стороны других лиц, будь то одноклассники, родители или же сам профконсультант [5; 8; 9; 11; 13; 14]. В свою очередь, осуществить отбор адекватных, содержательно качественных и эффективных методов работы, отвечающих, в том числе, и требованиям профессиональной этики [2; 3; 6], может только квалифицированный специалист, обладающий

необходимыми для этого знаниями и опытом.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А., Котов И.В., Лопухов Д.А. Влияние биографического метода на динамику мотивации школьников в условиях профориентации // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 29 апреля - 7 мая 2013 г.) / Под науч. ред. М.Г. Чухровой. Новосибирск: ООО «Архивариус-Н», 2013. С. 102112.

2. Белобрыкина О.А., Белобрыкина Е.А. Профессиональная этика в вузовской подготовке психологов: значение, программа и методическое обеспечение учебной дисциплины // Психология в вузе. 2014. № 2. С. 92-130

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентация: теория и практика. М.: Академический проект: Мир, 2008. 188 с.

4. Кошенова М.И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 2007 г.) /

под ред. М.И.Кошеновой, В.М.Физикова; отв. за вып. Я.В.Клинг. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. С.143-152.

5. Кошенова М.И. Психологическое здоровье старшеклассников в условиях внедрения профильного обучения // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции (14-20 марта 2010 г., Турция, Кемер) / под науч. ред. М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. Новосибирск; Кемер: Изд-во «Альфа Виста», 2010. С. 100102.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебно-методическое пособие. М.: «Академия», 2007. 501 с.

7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. СПб: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. 416 с.

8. Руденская Ю.Е. Рефлексивный видеотренинг как когнитивно-поведенческий метод профессионального обучения // Профессиональное образование и занятость молодежи- XXI век: материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч 2. Кемерово: Изд-во КРИРПО, 2013. С. 248-250.

9. Соловьева В.А. Мотивационная сфера личности в системе социальных отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. С. 145-147.

10. Социальная психология образования: учебное пособие / под ред. О.Б.Крушельницкой, М.Е.Сачковой, Л.Б. Шнейдер. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2015. 320 с.

11. Тарасов Д.Ю., Белобрыкина О.А., Котов И.В. Биографический метод как средство формирования профессиональной идентичности личности // Школа Л.С.Выготского: материалы Всерос. науч.-практ. конф.

студентов и аспирантов, посвящ. юбилею Л.И.Божович (с международным участием), 21-23 ноября 2013 г. / под ред. Л.Ф.Баяновой. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2013. С. 176-182

12. Чупров Л.Ф., Ропотько Н.В. Профориентация и профпсиходиагностика (практическое пособие). Абакан: АГПИ, 1993. 152 с.

13. Шнейдер Л. Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф.Обухова, И.А.Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 2236.

14. Koshenova M.I. Results of questioning «Behavior of school-aged children concerning health» in the city of Novosibirsk in the context of interregional research // Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam), 27 April - 7 May, 2016. Editors: prof. Evgeniya V. Markova, prof. Marina G. Chukhrova, prof. Mirjana Milankov. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. pp. 5051.

References

1. Belobrykina O.A., Kotov I.V., Lopukhov D.A. Vliyanie biograficheskogo metoda na dinamiku motivatsii shkol'nikov v usloviyakh proforientatsii // Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh innovatsionnykh protsessov v meditsine i obrazovanii: Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Kemer, Turtsiya, 29 aprelya - 7 maya 2013 g.) / Pod nauch. red. M.G. Chukhrovoi. Novosibirsk: OOO «Arkhivarius-N», 2013. S. 102-112.

2. Belobrykina O.A., Belobrykina E.A. Professional'naya etika v vuzovskoi podgotovke psikhologov: znachenie,

programma i metodicheskoe obespechenie uchebnoi distsipliny // Psikhologiya v vuze. 2014. № 2. S. 92-130

3. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientatsiya: teoriya i praktika. M.: Akademicheskii proekt: Mir, 2008. 188 s.

4. Koshenova M.I. Informatsionnaya kul'tura kak novaya matritsa ontogeneticheskogo razvitiya // Psikhologicheskoe zdorov'e kak uslovie samorealizatsii lichnosti: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (28-29 noyabrya 2007 g.) / pod red. M.I.Koshenovoi, V.M.Fizikova; otv. za vyp. Ya.V.Kling. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2008. C.143-152.

5. Koshenova M.I. Psikhologicheskoe zdorov'e starsheklassnikov v usloviyakh vnedreniya profil'nogo obucheniya // Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh innovatsionnykh protsessov v meditsine i obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoi mezhdistsiplinarnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (14-20 marta 2010 g., Turtsiya, Kemer) / pod nauch. red. M.G.Chukhrovoi, O.A.Belobrykinoi. Novosibirsk; Kemer: Izd-vo «Alfa Vista», 2010. S. 100-102.

6. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika: Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: «Akademiya», 2007. 501 s.

7. Rean A.A., Kolominskii Ya.L. Sotsial'naya i pedagogicheskaya psikhologiya. SPb: ZAO «Izdatel'stvo «Piter»», 1999. 416 s.

8. Rudenskaya Yu.E. Refleksivnyi videotrening kak kognitivno-povedencheskii metod professional'nogo obucheniya // Professional'noe obrazovanie i zanyatost' molodezhi- XXI vek: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Kemerovo, 27-28 marta 2013 g.): v 2 ch. Ch 2. Kemerovo: Izd-vo KRIRPO, 2013. S. 248-250.

9. Solov'eva V.A. Motivatsionnaya sfera lichnosti v sisteme sotsial'nykh otnoshenii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. Seriya:

Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2007. T. 13. S. 145-147.

10. Sotsial'naya psikhologiya obrazovaniya: uchebnoe posobie / pod red. O.B.Krushel'nitskoi, M.E.Sachkovoi, L.B. Shneider. M.: Vuzovskii uchebnik; INFRA-M, 2015. 320 s.

11. Tarasov D.Yu., Belobrykina O.A., Kotov I.V. Biograficheskii metod kak sredstvo formirovaniya professional'noi identichnosti lichnosti // Shkola L.S.Vygotskogo: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov i aspirantov, posvyashch. yubileyu L.I.Bozhovich (s mezhdunarodnym uchastiem), 21-23 noyabrya 2013 g. / pod red. L.F.Bay anovoi. Kazan': Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi un-t, 2013. S. 176182

12. Chuprov L.F., Ropot'ko N.V. Proforientatsiya i profpsikhodiagnostika (prakticheskoe posobie). Abakan: AGPI, 1993. 152 s.

13. Shneider L. B. Professional'noe samoopredelenie podrostkov v «koordinatakh» otnosheniya k vremeni zhizni i trudu // Na poroge vzrosleniya: Sbornik nauchnykh statei / Red.: L.F.Obukhova, I.A.Korepanova. M.: MGPPU, 2011. S. 22-36.

14. Koshenova M.I. Results of questioning «Behavior of school-aged children concerning health» in the city of Novosibirsk in the context of interregional research // Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam), 27 April - 7 May, 2016. Editors: prof. Evgeniya V. Markova, prof. Marina G. Chukhrova, prof. Mirjana Milankov. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. pp. 5051.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.