Научная статья на тему 'Системная классификация полипрофессионализма'

Системная классификация полипрофессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СИСТЕМНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА / SYSTEM CLASSIFICATION OF POLYPROFESSIONALISM / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССИФИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА / SEMANTIC MAP OF CLASSIFICATION MODEL OF POLYPROFESSIONALISM / ТИПЫ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ВИДЫ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА / TYPES OF POLYPROFESSIONALISM / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ: ТВОРЧЕСКИЙ И НЕТВОРЧЕСКИЙ / POLYPROFESSIONALISM: CREATIVE AND NON-CREATIVE / ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ / INTRADISCIPLINARY AND INTERDISCIPLINARY / ВЗАИМОСОДЕЙСТВУЮЩИЙ / ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ / ECLECTIC / АНТАГОНИСТИЧЕСКИЙ / ANTAGONISTIC / POLYPROFESSIONALISM / CLASSIFICATION MODEL OF POLYPROFESSIONALISM / POLYPROFESSIONALISM CATEGORIES / MUTUALLY CONTRIBUTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Наталья Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению результатов исследования системной классификации полипрофессионализма деятельности и построению классификационной модели полипрофессионализма. Автором теоретически обоснована и эмпирически подтверждена возможность объединения видов и типов полипрофессионализма в группы, которые в свою очередь представлены в виде сети классификационных фрагментов. В ходе теоретического анализа раскрываются понятия диадных, триадных, пентадных групп применительно к систематизации полипрофессионализма. В статье даны уточненные определения типов полипрофессионализма (творческий и нетворческий; внутридисциплинарный и междисциплинарный) и видов полипрофессионализма (взаимосодействующий, эклектический, антагонистический) по отношению к результатам профессиональной деятельности. Выявлены взаимоотношения этих понятий и рассмотрена структура связей между ними. В результате системная классификация полипрофессионализма представлена в виде классификационной модели, сведенной в единую семантическую карту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM CLASSIFICATION OF POLYPROFESSIONALISM

The article is devoted to consideration of the results of activity’s polyprofessionalism classification system research and creation of polyprofessionalism classification model. The author theoretically proved and empirically confirmed possibility of association of polyprofessionalism categories and types into groups, which were in turn presented in the form of a network of classification fragments. In the course of the theoretical analysis there were revealed concepts of dyadic, triadic, pentadic groups in relation to systematization of polyprofessionalism. There are given specified definitions to the categories of polyprofessionalism (creative and noncreative; intradisciplinary and interdisciplinary) and to the types of polyprofessionalism (mutually contributory, eclectic, antagonistic) in relation to the results of professional activity. Interactions between of those concepts are revealed and structure of communications between them is considered. As a result, systematic classification of polyprofessionalism is presented in the form of classification model reduced to the uniform semantic map.

Текст научной работы на тему «Системная классификация полипрофессионализма»

УДК 159.922

СИСТЕМНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Казакова Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, проректор по развитию Международного института качества бизнеса; ул. Народного ополчения, 32, Москва, Россия, 123423, e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена рассмотрению результатов исследования системной классификации полипрофессионализма деятельности и построению классификационной модели полипрофессионализма. Автором теоретически обоснована и эмпирически подтверждена возможность объединения видов и типов полипрофессионализма в группы, которые в свою очередь представлены в виде сети классификационных фрагментов. В ходе теоретического анализа раскрываются понятия диад-ных, триадных, пентадных групп применительно к систематизации полипрофессионализма. В статье даны уточненные определения типов полипрофессионализма (творческий и нетворческий; внутридисциплинарный и междисциплинарный) и видов полипрофессионализма (взаимосодей-ствующий, эклектический, антагонистический) по отношению к результатам профессиональной деятельности. Выявлены взаимоотношения этих понятий и рассмотрена структура связей между ними. В результате системная классификация полипрофессионализма представлена в виде классификационной модели, сведенной в единую семантическую карту.

Ключевые слова: полипрофессионализм, системная классификация полипрофессионализма, классификационная модель полипрофессионализма, семантическая карта классификационной модели полипрофессионализма, типы полипрофессионализма, виды полипрофессионализма, полипрофессионализм: творческий и нетворческий, внутридисциплинарный и междисциплинарный, взаимосодействующий, эклектический, антагонистический.

В настоящее время в России идет активное становление Национальной системы квалификаций, создан и действует Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, разрабатываются отраслевые рамки квалификаций, активно принимаются новые профессиональные стандарты, уточняются и актуализируются квалификационные требования, зарождается система проведения независимой оценки компетенций и квалификаций, обсуждаются перспективы появления новых профессий. Одновременно на этом фоне возрастает спрос общества

на специалистов, обладающих разнообразными компетенциями, на высококвалифицированных работников в различных областях профессиональной деятельности, мобильных, способных оперативно реагировать на изменения рынка труда, всё острее встает проблема полипрофессионализма субъекта труда.

В акмеологической науке решение проблемы субъекта является одним из центральных вопросов [4; 5]. В субъектно-деятельностном подходе воплощен фундаментальный принцип акмеологии. Именно поэтому вопросы полипрофессионализма деятельности в последнее время всё больше занимают умы ученых — психологов и акмеологов. Появившееся относительно недавно понятие «полипрофессионализм» заняло прочное место в акмеологии, о чем свидетельствует публикация всё большего количества научных работ (Л.В. Верниенко [1], А.А. Телегин [13], А.В. По-сохова [12]), а также защита диссертаций по проблеме полипрофессионализма (Л.Ф. Лунёва, Н.Е. Казакова, Ю.М. Трегубов [14], Д.М. Вечедов [2], Н.В. Папулов-ская [8], Э.В. Патраков [9], Н.Н. Пачина [10; 11] и др.).

Первый опыт разработки системной классификации полипрофессионализма был предпринят нами в 2002 г. [6; 7]. Тогда же было установлено наличие многообразного полипрофессионализма и была предпринята попытка систематизации его характерных особенностей. Нами были выделены следующие характеристики полипрофессионализма: творческий и нетворческий; внутридисциплинарный и междисциплинарный; а также типы полипрофессионализма: взаимосодействующий, эклектический, антагонистический.

В данной статье представлены результаты дальнейшей разработки системной классификации полипрофессионализма, выразившейся в составлении его классификационной модели. При создании данной классификационной модели мы предлагаем взять за основу метод систематизации, предложенный Е.Д. Гражданниковым и Ю.П. Холюшкиным [3; 15] в 1990 г. Данный метод был разработан и предложен научной общественности как универсальный для всех существующих научных дисциплин. В основу метода Гражданникова — Холюшкина положена сеть классификационных фрагментов, на которых базируется многофункциональная классификационная модель. При этом содержание модели раскрывается с помощью следующих друг за другом «понятийных образований». Аналогичные «понятийные образования» мы

0 О

1 А Б

2 1 2 3

3 1А 1Б 2Б 2Б 3А 3Б

4 П

5 П1 П2 П3 П4 П5

Рис. 1. Семантическая карта стандартной модели Гражданникова — Холюшкина

назвали «системоквантами» [6]. В случае сложных систем конечное количество системоквантов (элементов в группах) увеличивается в зависимости от сложности понятийных образований.

Нужно отметить, что данная классификационная модель предусматривает возможное «перекрывание» системоквантов, понятий и периодов внутри системы. Квалификационные характеристики системы, а также структура связей между системоквантами представлены достаточно наглядно с помощью ячеистой структуры семантических карт. Всё это, на наш взгляд, является несомненным преимуществом предложенной системной классификации.

Семантическая карта стандартной модели Гражданникова — Холюшкина представлена на рис. 1. Она содержит на нулевом ярусе (0) собственно опорное понятие, на первом ярусе (1) — диадные понятия, на втором ярусе (2) — триадные понятия, на третьем ярусе

(3) — диадно-триадные понятия, на четвертом ярусе

(4) — альтернативно-тождественное понятие, на пятом ярусе (5) — пентадные понятия.

В этой семантической карте: О — опорное понятие; А — первое диадное понятие; Б — второе диад-ное понятие; 1 — первое триадное понятие; 2 — второе диадное понятие; 3 — третье триадное понятие; 1А — первое диадно-триадное понятие; 1Б — второе диад-но-триадное понятие; 2А — третье диадно-триадное понятие; 2Б — четвертое диадно-триадное понятие; ЗА — пятое диадно-триадное понятие; 3Б — шестое диадно-триадное понятие; П — альтернативно-тождественное понятие; П1 — первое пентадное понятие; П2 — второе пентадное понятие, и так далее.

При этом утверждается, что «каждое понятие может давать начало фрагменту более низкого яруса, для которого оно служит фоновым понятием, то есть данный фрагмент охватывает площадку данного понятия, располагаясь под ней. Таким образом, геометрической моделью всеобщей периодической системы может служить трехмерное классификационное пространство, осями которого служат позиционная, ранговая и ярусная координаты. Мерой ярусной координаты является порядковый номер яруса, начиная с вершинного понятия, которое находится на самом верхнем ярусе. На каждом ярусе может быть два (или более) слоя, образованных стандартными группами и позиционно-групповыми дихотомическими понятиями» [1, с. 147—148].

Мы, со своей стороны, считаем возможным дополнение данной квалификационной модели в слу-

чае необходимости дополнительными ярусами — как диадными, так и триадными.

Исходя из вышеизложенного, мы представили структуру классификационной модели полипрофессионализма в виде семантической карты, приведенной на рис. 2.

На нулевом ярусе (0) в качестве опорного понятия выступает понятие полипрофессионализма. На первом ярусе (1) в первую диадную группу объединены типы полипрофессионализма, в ней нашли отражение вну-тридисциплинарный и междисциплинарный полипрофессионализм, при этом:

• внутридисциплинарный полипрофессионализм — это функциональная система, обеспечивающая достижение высоких результатов в различных отраслях одной науки;

• междисциплинарный профессионализм — это функциональная система, обеспечивающая достижение высоких результатов в различных отраслях знания.

На втором ярусе (2) представлена первая триад-ная группа понятий. Данная триада объединяет виды полипрофессионализма, характеризующие полипрофессионализм как взаимодействующий, антагонистический либо эклектический:

• взаимодействующий полипрофессионализм — это функциональная система, обеспечивающая гармоническое взаимодействие и непрерывность развития различных видов профессиональной деятельности, которые выступают равноценными подсистемами и направлены на получение высокого конечного результата в деятельности субъектов труда;

• антагонистический полипрофессионализм представляет собой систему, при которой различные виды профессиональной деятельности находятся в состоянии острой конкуренции. Достижение субъектом высокого профессионального результата в одной из областей деятельности возможно лишь за счет подавления и сознательного ограничения, снижения результата в другой профессиональной отрасли;

• при эклектическом полипрофессионализме различные виды профессиональной деятельности субъекта существуют параллельно друг другу без регулярного взаимодействия, пересечение профессиональных навыков носит бессистемный, нерегулярный характер, на результатах труда наличие профессиональных знаний и навыков в различных областях деятельности не отражается.

Третий ярус (3) представляет собой диадно-три-адную группу понятий, объединяющую смысло-

п

п>

г.

п>

к

01 тз

*

01 1=

0

1 I

о

о 1=

п>

ъ ^

=1 о

=1 тз о

■е-

п>

0

1

Пентадная группа Вторая диадная группа Первая три-адно-диадная группа Первая триадная группа Первая диадная группа Опорное понятие

Творческий взаимосодействуюгций внутридисциплинарный Творческий полипрофессионализм первое диадное понятие второй группы Внутридисциплинарный взаимосодействую щий первое диадно-триад-ное понятие взаимосодействующий — первое триадное понятие Внутридисциплинарный полипрофессионализм — первое диадное понятие Полипрофессионализм

Творческий взаимосодействуюгций междисциплинарный

Творческий антагонистический внутридисциплинарный Внутридисциплинарный антагонистический второе диадно-триадное понятие

Творческий антагонистический междисциплинарный

Творческий эклектический внутридисциплинарный Внутридисциплинарный эклектический третье диадно-триадное понятие антагонистический — второе триадное понятие

Творческий эклектический междисциплинарный

Нетворческий взаимосодействуюгций внутридисциплинарный Нетворческий полипрофессионализм второе диадное понятие второй группы Междисциплинарный взаимодействующий четвертое диадно-триад-ное понятие Междисциплинарный профессионализм — второе диадное понятие

Нетворческий взаимосодействуюгций междисциплинарный

Неантагонистический творческий внутридисциплинарный Междисциплинарный антагонистический пятое диадно-триадное понятие эклектический — третье триадное понятие

Нетворческий антагонистический междисциплинарный

Нетворческий эклектический внутридисциплинарный Междисциплинарный эклектический шестое диадно-триад-ное понятие

Нетворческий эклектический междисциплинарный

вые представления первого и второго ярусов (виды и типы полипрофессионализма), и формирует си-стемокванты, характеризующие полипрофессионализм как: внутридисциплинарный взаимосодейству-ющий, внутридисциплинарный антагонистический, внутридисциплинарный эклектический, междисциплинарный взаимодействующий, междисциплинарный антагонистический, междисциплинарный эклектический.

На четвертом ярусе (4) нашей семантической карты классификационной модели полипрофессионализма расположилась вторая диадная группа понятий, разделившая полипрофессионализм на творческий и нетворческий. Творческий полипрофессионализм — это «функциональная система, обеспечивающая взаимодействие и непрерывность развития различных видов профессиональной деятельности, нацеленных на получение (объективно или субъективно) высокого нового конечного результата» [6]. Нетворческий полипрофессионализм есть функциональная система, в которой результаты взаимодействия различных видов профессиональной деятельности носят репродуктивный характер.

Пятый ярус (5) представлен пентадными понятиями. Они объединяют в себе характеристики четырех вышеперечисленных ярусов системоквантов, двух диадных и триадной групп. Пентадные понятия включают в себя наиболее подробные характеристики для определения полипрофессионализма. Согласно пентадным понятиям, возможен такой полипрофессионализм: творческий взаимосодейству-ющий внутридисциплинарный, творческий взаимо-содействующий междисциплинарный, творческий антагонистический внутридисциплинарный, творческий антагонистический междисциплинарный, творческий эклектический внутридисциплинарный, творческий эклектический междисциплинарный, нетворческий взаимосодействующий внутридисциплинарный, нетворческий взаимосодействующий междисциплинарный, нетворческий антагонистический внутридисциплинарный, нетворческий антагонистический междисциплинарный, нетворческий эклектический внутридисциплинарный, нетворческий эклектический междисциплинарный.

Универсальность данной системной классификации полипрофессионализма доказывается возможностью значительного увеличения количества ярусов. Так, в качестве третьей диадной группы нашей семантической карты классификационной модели полипрофессионализма могут выступать, например, понятия полипрофессионализма деятельности и полипрофессионализма личности.

В представленной на рис. 2 семантической карте не отражены альтернативно-тождественные понятия в связи с их отсутствием (пока) в нашей системной классификации. Однако в случае необходимости данная классификационная модель может быть легко дополнена альтернативно-тождественными понятиями.

Кроме того, мы надеемся, что данная классификационная модель будет с успехом использоваться другими исследователями, разрабатывающими проблему полипрофессионализма.

ССЫЛКИ

[1]. Верниенко Л. В. Акмеологическое сопровождение развития полипрофессионализма будущего специалиста // Акмеология. — 2014. — № S3—4. — С. 51-52.

[2]. Вечедов Д. М. Обеспечение полипрофессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 10. — С. 26-30.

[3]. Гражданников Е.Д., Холюшкин Ю.П. Системная классификация социологических и археологических понятий. — Новосибирск, 1990.

[4]. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 8-22.

[5]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностнопрофессиональ-ного развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 11-16.

[6]. Казакова Н.Е. Акмеологическое исследование полипрофессионализма психолога (На материале анализа жизни и творчества К.К. Платонова): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. — Шуя, 2002.

[7]. Казакова Н.Е. Полипрофессионализм деятельности выдающегося психолога-акмеолога К.К. Платонова. — Шуя: Весть, 2002.

[8]. ПапуловскаяН.В. Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков программных продуктов: дис. ... канд. педагог. наук / Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург, 2012.

[9]. Патраков Э.В. Формирование готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов: дис. ... канд. педагог. наук / Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург, 2008.

[10]. Пачина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетенции: дис. ... докт. психолог. наук: 19.00.13 / Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. — Кострома, 2013.

[11]. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 49-54.

[12]. Посохова А. В. Психолого-акмеологические аспекты изучения проблемы полипрофессионализма личности // Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 45-49.

[13]. Телегин А.А. Профессиональные компетенции полипрофессиональной деятельности // Научно-методическое сопровождение ФГОС ВПО третьего поколения: проектирование и реализация. Материалы XL науч. — метод. конф. препод., аспирантов и сотрудников. — Самара, 2015. — С. 176-178.

[14]. Трегубов Ю.М. Особенности подготовки магистров в области экологического менеджмента в процессе полипрофессиональной проектной подготовки // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике: Сб. науч. статей V Международной научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С. 402-407.

[15]. Холюшкин Ю.П. Системная классификация прогностики // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: Сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — Тамбов, 2015. — С. 154-156.

SYSTEM CLASSIFICATION OF POLYPROFESSIONALISM

Natalya E. Kazakova — Candidate of Psychological Science (PhD in Psychology, Associate Professor, Vice-Rector for Development, International Business Quality Institute; Narodnogo Opolcheniya Str., 32, Moscow, 123423, Russia; e-mail: umzdpo@rambler. ru — в русской версии другой адрес эл.почты

ABSTRACT

The article is devoted to consideration of the results of activity's polyprofessionalism classification system research and creation of polyprofessionalism classification model. The author theoretically proved and empirically confirmed possibility of association of polyprofession-alism categories and types into groups, which were in turn presented in the form of a network of classification fragments. In the course of the theoretical analysis there were revealed concepts of dyadic, triadic, pentadic groups in relation to systematization of poly-professionalism.

There are given specified definitions to the categories of polyprofessionalism (creative and non- creative; intra-disciplinary and interdisciplinary) and to the types of polyprofessionalism (mutually contributory, eclectic, antagonistic) in relation to the results of professional activity. Interactions between of those concepts are revealed and structure of communications between them is considered. As a result, systematic classification of polyprofessionalism is presented in the form of classification model reduced to the uniform semantic map. Key words: polyprofessionalism, system classification of polyprofessionalism, classification model of polyprofessionalism, semantic map of classification model of polyprofessionalism, polyprofessionalism categories, types of polyprofessionalism, polyprofessionalism: creative and non-creative, intradisciplinary and interdisciplinary, mutually contributory, eclectic, antagonistic.

REFERENCES

[1]. Vernienko L.V. Akmeologicheskoe soprovozhdenie razvitija poliprofessionalizma budushhego specialist [Akme-ological maintenance of development of polyprofessionalism of future expert]. — Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № S3-4. — Р. 51-52.

[2]. Vechedov D.M. Obespechenie poliprofessional'noj podgotovki studentov v pedagogicheskom kolledzhe. [Ensuring polyvocational training of students in teacher training college] // Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education]. — 2011. — № 10. — Р. 26-30.

[3]. Grazhdannikov E. D., Holjushkin Ju. P. Sistemna-ja klassifikacija sociologicheskih i arheologicheskih ponjatij [System classification of sociological and archaeological concepts]. — Novosibirsk, 1990. — 180 p.

[4]. Derkach A.A. Professional'naja subektnost' kak psi-hologo-akmeologicheskij fenomen [Professional subjectivity as psikhologo-akmeological phenomenon]. Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — Р. 8-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovani-ja i sredstva optimizacii lichnostnoprofessional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialist [Psikhologo-akmeological bases and means of optimization of lichnostnoprofessionalny

development of the competitive expert] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 11-16.

[6]. Kazakova N.E. Akmeologicheskoe issledovanie poliprofessionalizma psihologa (Na materiale analiza zhizni i tvorchestva K.K. Platonova) [Akmeological research of polyprofessionalism of the psychologist (On material of the analysis of life and K.K. Platonov's creativity)]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.13. — Shuja, 2002. — 133 p.

[7]. Kazakova N.E. Poliprofessionalizm dejatel'nosti vyda-jushhegosja psihologa-akmeologa K.K. Platonova [Polyprofessionalism of activity of the outstanding psychologist-akmeolo-gist K.K. Platonov]. — Shuja: Vest', 2002. — 104 p.

[8]. Papulovskaja N. V. Formirovanie social'no-profession-al'nyh kompetencij dlja poliprofessional'nogo vzaimodejstvija u budushhih razrabotchikov programnyh produktov [Formation of social and professional competences for polyprofessional interaction at future developers of software products]: dis. ... kand. pedagog. nauk / Rossijskij gosudarstvennyj profession-al'no-pedagogicheskij universitet [The Russian state professional and pedagogical university]. — Ekaterinburg, 2012. — 190 p.

[9]. Patrakov Je. V. Formirovanie gotovnosti k dejatel'nosti v poliprofessional'noj gruppe specialistov. [Formation of readiness for activity in polyprofessional group of experts]: dis. ... kand. pedagog. nauk / Rossijskij gosudarstvennyj profession-al'no-pedagogicheskij universitet [The Russian state professional and pedagogical university]. — Ekaterinburg, 2008. — 192 p.

[10]. Pachina N.N. Akmeologija razvitija poliprofessional'noj kompetencii [Akmeology of development of polyprofessional competence]. Dis. ... doctor. psihol. nauk: 19.00.13 / Kostromskoj gosudarstvennyj universitet im. N.A. Nekrasova [The Kostroma state university of N.A. Nekrasov]. — Kostroma, 2013. — 642 p.

[11]. Pachina N.N. Razvitie poliprofessional'noj kompe-tentnosti sub'ekta vysshej shkoly [Development of polyprofessional competence of the subject of the higher school] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 49-54.

[12]. Posohova A. V. Psihologo-akmeologicheskie aspekty izuchenija problemy poliprofessionalizma lichnosti [Psikholo-go-akmeological aspects of studying of a problem of polyprofessionalism of the personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 45-49.

[13]. TeleginA.A. Professional'nye kompetencii poliprofessional'noj dejatel'nosti [Professional competences polyprofessional geflTenbHocra]. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie FGOS VPO tret'ego pokolenija: proektirovanie i realizacija. Materialy XL nauch. — metod. konf. prepod., as-pirantov i sotrudnikov [Scientific and methodical maintenance of FGOS VPO of the third generation: design and realization. Materials XL naukchno-methodical conference. teachers, graduate students and employees]. — Samara, 2015. — P. 176-178.

[14]. Tregubov Ju. M. Osobennosti podgotovki magistrov v oblasti jekologicheskogo menedzhmenta v processe poliprofessional'noj proektnoj podgotovki [Features of training of masters in the field of ecological management in the course of polyvocational design training.]. Aktual'nye psihologo-pedagogicheskie problemy v nauke i praktike Sbornik nauchnyh statej V Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual psychology and pedagogical problems in science and practice the Collection of scientific articles of the V International scientific and practical conference]. — Omsk, 2014. — P. 402-407.

[15]. Holjushkin Ju. P. Sistemnaja klassifikacija prognosti-ki [System classification of prognostics]. Voprosy obrazovani-ja i nauki teoreticheskij i metodicheskij aspekty: Sb. nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Questions of science and education theoretical and methodical aspects: The collection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference]. — Tambov, 2015. — P. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.