Научная статья на тему 'Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных квалификаций'

Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных квалификаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / LABOR / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL QUALIFICATION / POLYPROFESSIONALISM / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Наталья Евгеньевна

В статье рассматривается проблема полипрофессионализма в период перманентных изменений в сфере занятости в контексте современной социально-экономической ситуации. В работе предпринята попытка доказать актуальность психолого-акмеологических исследований полипрофессионализма в условиях разработки национальной системы квалификаций и обновления профессиональных стандартов, определяется место и роль полипрофессиональных компетенций на современном рынке труда, доказывается актуальность детальной разработки системной классификации полипрофессионализма. Впервые данный материал представлен для обсуждения научной общественности на II межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика материалы», прошедшей в Институте управления и права 17-18 декабря 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyprofessionalism as factor of improvement of quality of labor in the conditions of formation of National system of professional qualifications

In article, the polyprofessionalism problem during permanent changes in the sphere of employment in the context of a modern social and economic situation is considered. In work an attempt to prove relevance the psikhologo-akmeologicheskikh of researches of polyprofessionalism in the conditions of development of national system of qualifications and updating of professional standards is made, the place and a role of polyprofessional competences in modern labor market is defined, relevance of detailed development of system classification of polyprofessionalism is proved. For the first time this material is presented for discussion of scientific community at the II interregional scientific and practical conference "Urgent problems of modern humanitarian knowledge: the theory, methodology, practice materials", taken place in Institute of management is also right on December 17-18, 2015.

Текст научной работы на тему «Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных квалификаций»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2015, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 4 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Казакова Н.Е. Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных квалификаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №4. С. 114-124. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/415008.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 331.54 + 378.046.4

Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных

квалификаций

Аннотация. В статье рассматривается проблема полипрофессионализма в период перманентных изменений в сфере занятости в контексте современной социально-экономической ситуации. В работе предпринята попытка доказать актуальность психолого-акмеологических исследований полипрофессионализма в условиях разработки национальной системы квалификаций и обновления профессиональных стандартов, определяется место и роль полипрофессиональных компетенций на современном рынке труда, доказывается актуальность детальной разработки системной классификации полипрофессионализма.

Впервые данный материал представлен для обсуждения научной общественности на II межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория,

Казакова Наталья Евгеньевна

кандидат психологических наук,

доцент, проректор ОЧУ ДПО Международный институт качества бизнеса, 123423, Москва, ул. Народного ополчения, д.32,

[email protected]

[email protected]

методология, практика материалы», прошедшей в Институте управления и права 17-18 декабря 2015 года.

Ключевые слова: рабочая сила; профессионализм; профессиональная квалификация; полипрофессионализм; профессиональная компетенция; профессиональная деятельность; субъект труда; профессиональное развитие; непрерывное образование; повышение квалификации

Состояние современного российского общества характеризуется глубокими системными изменениями в сфере занятости. Они вызваны, в первую очередь, смещением приоритетов экономики из производственной отрасли в область обрабатывающей и добывающей промышленности, а также все большим развитием сектора инновационных технологий и разработок, занявшего в настоящий момент значительную нишу и привлекающего в свои ряды все больше рабочей силы, высококвалифицированных и подготовленных кадров. Одновременно с этим в обществе назрело понимание того, что ставшая традиционной в подготовке кадров парадигма морально устарела не только для высокотехнологичных областей, где отставание особенно заметно, но и для традиционной экономики. Изжила себя сложившаяся за последние 25 лет тенденция в ориентации молодежи на получение гуманитарного, экономического, юридического образований как фактора, обеспечивающего профессиональную и личностную успешность. Совместными усилиями государства и общества возвращается авторитет технических специальностей, получают поддержку направления обучения, связанные с развитием техники и технологий.

В этой связи становление и развитие Национальной системы квалификаций объявлено одним из наиболее важных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров [1]. Руководство процессом пересмотра квалификационных требований

[email protected]

к специалистам и профессиональным кадрам фактически взял на себя Президент Российской Федерации. С апреля 2014 г. создан и активно функционирует Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Совет призван объединить и возглавить усилия представителей всех слоев общества в решении вопросов развития национальной системы профессиональных квалификаций. Результатом работы Национального совета стало формирование законодательной базы с целью развития национальной системы квалификаций, разработка и введение в действие нового реестра областей и видов профессиональной деятельности, формирование Советов по профессиональным квалификациям в соответствующих профессиональных областях, а также трансформация понятийного аппарата в сфере профессиональной занятости. Так, на смену понятию «должностные обязанности» пришло понятие «трудовые функции» (при этом сохранилось понятие «должностные инструкции»), а «знания, умения и навыки» заменены на «уровень квалификаций» и «требования к компетенции» работников.

Одновременно с этим формирование согласованной позиции бизнес-сообщества с государственными и негосударственными структурами, реализующими государственную политику по формированию национальной системы квалификаций и развитию качества рабочей силы, возложено на созданное еще в 2006 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) Национальное агентство развития квалификаций.

В «Макете профессионального стандарта» Национального агентства развития квалификаций РСПП квалификация определена, во-первых, как готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности, а во-вторых, как официальное признание (в виде сертификата установленного образца) основных компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии/специальности

[email protected]

(требования профессионального стандарта).

В настоящий момент идет активное пополнение реестра профессиональных стандартов, пересматриваются существующие и разрабатываются новые профессиональные стандарты. В эту деятельность включены практически все слои общества - от органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в лице министерств и федеральных агентств до объединений работодателей (некоммерческих партнерств и союзов), а также общественные организации и конкретные предприятия. На государственном уровне приняты Национальная технологическая инициатива и стратегическая инициатива «Кадровое обеспечение промышленного роста».

Несмотря на столь активную деятельность в области изменения подходов к профессиональным квалификациям работников на государственном уровне ее реальные результаты остаются достаточно размытыми. Выступая на Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России. Практические шаги системных изменений» в декабре 2015 г., представитель учрежденного Правительством РФ Агентства стратегических инициатив Д. Песков доложил о результатах соревнований по профессиональному мастерству по методике WorldSkШs в России. Анализ, проведенный по 50 профессиям, показал, что степень соответствия лучших российских участников чемпионата среднемировому уровню составляет менее чем 30% [2].

Вместе с тем, в обществе растет спрос на высокопрофессиональных работников, имеющих одновременно разнообразные компетенции, обладающих квалификациями в различных областях деятельности, быстро адаптирующихся к изменениям экономической ситуации и рынка труда, готовых к постоянному самосовершенствованию и повышению квалификации. По аналитическим данным Группы компаний HeadHunter (hh.ru), одного из лучших онлайновых ресурсов на рынке интернет-рекрутмента, из 523 российских компании более 60% в 2016 г. предполагают сменить парадигму работы с персоналом, перейти от подбора и адаптации сотрудников к оценке их эффективности, обучению и

[email protected]

переобучению [3].

Современный рынок труда характеризуется возрастанием доли высокотехнологичных, интегрированных и сложно совмещенных видов деятельности, для успешного выполнения которых необходимо наличие различных компетенций. Совокупность компетенций в различных областях профессиональной деятельности является основным признаком полипрофессиональной деятельности. Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, реализация Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и плана мероприятий «дорожной карты» актуализировали, на наш взгляд, проблему полипрофессионализма деятельности. В настоящее время существует потребность в продуктивных специалистах, осуществляющих научный трансфер идей в профессиональной деятельности [4]. Данные изменения подходов к пониманию профессиональной деятельности требуют глубокого научного осмысления, делают особенно актуальным решение проблемы полипрофессионализма субъекта труда. Проблема профессионализма деятельности субъекта находит отражение во многих экономических и психолого-акмеологических исследованиях.

Сегодня достаточно широко представлен анализ психолого-акмеологического содержания понятия профессионализм, исследованы акмеологические концепции развития профессионализма личности и деятельности в различных областях. Акмеология позволяет выявить зависимость между уровнями профессионализма и продуктивности созидательной деятельности личности и факторами, способствующими или препятствующими реализации созидательных возможностей на пути к вершинам творческого роста и творческой деятельности. Согласно Н.В. Кузьминой, развитие продуктивной компетентности связано с процессами целеполагания [5]. Полипрофессионализм характеризуется наличием различных, но согласованных целей, для успешного достижения которых необходима не просто профессиональная компетентность, а множество

[email protected]

компетенций. Данное требование вполне согласуется с требованием, предъявляемым современной экономикой к качеству рабочей силы.

На настоящий момент оценка работника с позиции полученного образования или наличия одной определенной продемонстрированной квалификации себя фактически изжила. Понятие качества рабочей силы характеризуется как совокупность личностных качеств работника, профессиональной квалификации, развитых способностей к труду и условий реализации этих способностей. Сегодня качество рабочей силы - это не просто совокупность свойств личности, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификационный комплекс, трудовую активность, личностные характеристики работника (физические данные, умственные способности, инициативность, креативность) [6], но и мотивируемость, целеполагание личности как субъекта труда.

Современное общество демонстрирует все возрастающий запрос на высокую профессиональную компетентность субъекта труда, высокую профессиональную квалификацию рабочей силы во всех её проявлениях. Удовлетворение этого запроса чаще всего связано с изменением условий формирования специалиста как субъекта труда[7]. Решающую роль в развитии высококачественной рабочей силы следует, на наш взгляд, отвести непрерывному профессиональному образованию. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», понятие «непрерывное образование» как право гражданина Российской Федерации на образование в течении всей жизни впервые нормативно закреплено на уровне федерального закона.

Включенные в систему непрерывного образования дополнительные профессиональные образовательные программы в обязательном порядке должны учитывать, как обязательные профессиональные стандарты, так и должностные обязанности, квалификационные требования по соответствующим должностям, профессиям, специальностям. При этом

установление федеральных государственных требований, федеральных государственных образовательных стандартов в отношении дополнительных профессиональных программ не предусматривается. Однако предполагается, что программы дополнительного профессионального образования будут демонстрировать инновационное содержание, отличаться практической направленностью обучения, носить прикладной характер, учитывать требования корпоративной культуры и корпоративной этики заказчика. Кроме того, при приобретении новых знаний и умений, при освоении дополнительных образовательных программ должна учитываться интеграция целей развития профессиональных компетенций профессиональной деятельности [8].

Данные изменения в подходах к пониманию профессионального развития и профессионального обучения обусловлены, в первую очередь, необходимостью повышения эффективности подготовки кадров для целей определения целесообразности программ структурной перестройки экономики, расширения производства товаров и услуг, обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. При реализации обозначенных подходов, на наш взгляд, становится необходимым определение акмеологических основ профессиональной квалификации, а также акмеологических факторов при повышении и получении новой квалификации, переподготовки работников в условиях интеграции различных специальностей. Именно поэтому системная квалификация полипрофессионализма может быть использована при разработке профессиограмм и полипрофессиограмм специалистов в различных областях деятельности: науки, техники, искусства, при работе с учащимися, студентами и аспирантами, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по интегрированным и совмещенным специальностям.

При разработке проблем полипрофессионализма необходимо учитывать следующие факторы: в определении понятия «полипрофессионализм» мы исходим из греческого определения «poli» - множество и латинского

[email protected]

«pшfessю» - область деятельности. Мы признаём, что совокупность данных характеристик есть не просто различные знания, умения и навыки, используемые одним человеком при выполнении не сходных профессиональных функций, но, в первую очередь, функциональная система взаимного воздействия различных проявлений характерных особенностей профессиональной деятельности (подсистем) [9].

Проведенный нами анализ вопросов профессионального формирования личности, психологических проблем профессиональной пригодности, обстоятельств возникновения, развития и продуктивности функционирования полипрофессиональной деятельности позволил выявить характерные особенности полипрофессионализма и представить системную классификацию полипрофессионализма, содержащую такие понятия, как виды, типы, формы.

Обратившись к систематизации типичных проявлений и характерных особенностей полипрофессионализма, мы сумели выявить профессионализм творческий и нетворческий; внутридисциплинарный и междисциплинарный; взаимосодействующий, эклектический, антагонистический [10].

В условиях амбициозной государственной политики по развитию российской промышленности, прогрессивного роста высокотехнологичных отраслей, количества и сложности профессиональных задач, решаемых на стыке различных специальностей, внедрение в систему профессионального образования полипрофессиональных компетенций и разработка полипрофессиограмм специалистов является, на наш взгляд, особенно актуальным [11]. Таким образом, разработка системной классификации полипрофессионализма, определение взаимосвязей типов и видов полипрофессионализма с целью дальнейшей разработки профессиограмм и полипрофессиограмм специалистов в различных областях деятельности и внедрение их в современную науку и практику является актуальной научной задачей в целях повышения качества рабочей силы в условиях формирования национальной системы квалификаций.

Литература

[1] Официальный сайт Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nspkrf.ru/about.html - Дата доступа: 04.12.2015.

[2] Официальный сайт Агентство стратегический инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asi.ru/news/43500 - Дата доступа: 13.12.2015.

[3] Официальный сайт компании HeadHunter [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://hh.ru/article/306201- Дата доступа: 15.12.2015.

[4] Верниенко Л.В. Акмеологическое сопровождение развития полипрофессионализма будущего специалиста// Акмеология СВ № 3-4/2014 С. 51-52

[5] Кузьмина Н.В. О всеобщем акмеологическом законе развития продуктивной компетентности в сфере образования// Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. Т. 4. № 4 (11). С. 232-236.

[6] Симонова М.В. Повышение качества рабочей силы - основа кадрового развития // В сборнике: Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 224-229.

[7] Казакова Н. Мониторинг в сфере дополнительного профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5. С. 22-24.

[8] Золотарева Н.М. Приоритеты государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2014. № 3 (9). С. 4-6.

[9] Казакова Н.Е. Акмеологическое исследование полипрофессионализма психолога (На материале анализа жизни и творчества К. К. Платонова): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Шуя, 2002.

[email protected]

[10] Казакова Н.Е. Полипрофессионализм деятельности выдающегося психолога -акмеолога К.К. Платонова. Шуя: Весть, 2002. С. 102.

[11] Казакова Н.Е. Проблема полипрофессионализма в условиях формирования национальной системы профессиональных квалификаций // В сборнике: Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика материалы II межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 100-105.

Polyprofessionalism as factor of improvement of quality of labor in the conditions of formation of National system of professional qualifications

Abstract. In article, the polyprofessionalism problem during permanent changes in the sphere of employment in the context of a modern social and economic situation is considered. In work an attempt to prove relevance the psikhologo-akmeologicheskikh of researches of polyprofessionalism in the conditions of development of national system of qualifications and updating of professional standards is made, the place and a role of polyprofessional competences in modern labor market is defined, relevance of detailed development of system classification of polyprofessionalism is proved.

For the first time this material is presented for discussion of scientific community at the II interregional scientific and practical conference "Urgent problems of modern humanitarian knowledge: the theory, methodology, practice

Kazakova Natalya Evgenyevna Candidate of psychological sciences, Associate professor, Vice rector of OChUDPO International institute of quality of business, 123423, Moscow, st. National militia, 32,

aloyf@rambler. ru

materials", taken place in Institute of management is also right on December 17-18, 2015.

Keywords: labor, professionalism, professional qualification, polyprofessionalism; professional competence, professional activity, subject of work, professional development, continuous education, professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.