Управление психолого-акмеологическими ресурсами личности и малых групп в образовательной и профессиональной деятельности
Данное научное направление возглавляет доктор психологических наук, профессор Н.П. Фетискин. Под его руководством коллектив ученых изучает процессы реализации личностного потенциала в образовательной деятельности учащихся средней и высшей школы, социально-психологические феномены в учебных и производственных группах. Психологами исследованы индивидуальные и групповые эмоциональные состояния, творческое мышление и профессиональная самореализация, противоправные социально-психологические стереотипы, психологические средства профилактики девиантного поведения, гендерная самоактуализация, механизмы стилей руководства. Разработаны и апробированы акмеологические модели в образовательной и профессиональной деятельности, применены акмеологические и гендерные критерии качества подготовки специалистов.
УДК 159.923
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
О НАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ «АКМЕПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье представлены основные проблемы акмепсихологии управления, рассказано о вкладе исследователей Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова в изучение этих проблем, ведущееся под руководством автора статьи.
Ключевые слова: акмепсихология управления, управленческая деятельность, психологическое обеспечение деятельности, полипрофессиональная компетентность.
Акмепсихология управления являет собой синтез психологического и акмеологи-. ческого знания, обеспечивающего достижение высших уровней продуктивности в управленческой деятельности. Центральной проблемой данного направления является деятельностная продуктивность личности руководителя и малой группы или организации как субъекта управленческой деятельности.
Общеизвестно, что управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные системные структуры. В этом смысле сам объект управленческой акмеологии весьма сложен, а в психологическом плане во многом противоречив и сопряжен с немалыми трудностями его познания. По мнению А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина (2003, 2013), одной из самых значимых сложностей является отсутствие единства умений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выда-
ющихся результатов в этой сфере деятельности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Да, можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искусству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений.
В этой связи в современной управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого труда раскрывается с различных позиций:
- формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;
- реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;
- формирования психологической готовности к высокоэффективной управленческой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;
- развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;
- мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;
- формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональ-
ных возможностей при управлении в экстремальных ситуациях.
Особое внимание уделяется развитию личностно-деловых и профессионально важных качеств управленца, прежде всего, силы личности, самоэффективности и ответственности. К настоящему времени обоснована акмеологическая концепция развития профессионализма субъектов управленческой деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).
Источниками становления акмепсихологии управления, как базиса научной школы на костромской земле, послужили работы Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина, А.Г. Кирпичника. Становление научной школы осуществлялось на протяжении 15-ти лет и выражалось в следующих действенных формах: выполнение акмепсихологических исследований, ориентированных на изучение и создание акмеусловий в реализации когнитивных и личностных потенциалов школьников с различными коммуникативными возможностями (И.А. Жаркова); формирование профессионально-важных качеств в условиях модульного обучения (Н.В. Блохин, И.В. Травин); формирование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности (Д.С. Амирян); выявление механизмов фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в малых молодежных группах (О.Е. Смирнова); повышение адаптивности в профессиональной деятельности курсантов МЧС России (А.Е. Сурина) и повышение продуктивной компетентности сотрудников государственной противопожарной службы (А.А. Францев).
Заделами акмепсихологии управления в образовательной сфере служат следующие эмпирические исследования, связанные с изучением и актуализацией потенциалов: временных лечебно-образовательных групп (Т.И. Миронова); саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому периоду обучения (А.В. Зобков); преодоление профессионально-индивидных барьеров у учителей физической культуры (С.М. Нуртдинов) и формирования у специалистов по физической культуре и спорту профессиональнопедагогической эмпатии (Н.А. Скляр); профессионально-этического развития будущих учителей музыки (И.Е. Виноградова); профессионально-личностной самореализации студентов с творческой направленностью (Ю.Н. Волхонская); гендерной самореализации учащихся в полисистемном профессиональном образовании (О.А. Аристархова); развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами (А.С. Турчин).
Важное место в структуре акмепсихологии управления занимают исследовательские направления, ориентированные на различные формы психологического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности. В этом контексте реализованы и продолжают изучаться проблемы, свя-
занные с акме-психологиями визуального обеспечения дисциплин математического цикла (М.Ю. Коваленко) и технологией эмоционального сопровождения компьютерной деятельности (Л.И. Селиванова).
В этом же направлении апробируются инновационные технологии модульного практико-ориен-тированного обучения дисциплин гуманитарного цикла (Н.П. Фетискин, И.В. Травин).
Современная акмепсихология управления в сфере образования направлена на формирование профессионализма и компетентности, являющей собой психологические, социально-психологические, психологические основания, поскольку профессионализм, компетентность, развертывающиеся в деятельности человека, опираются на определенные «акме-психологические образования», которые становятся, развиваются, проявляются в потребностях, ценностях, поведении, в коммуникативных структурах, актуализируемых личностью.
Компетентность - сложная, находящаяся в развитии, категория образовательного (педагогического) человековедения, которая в начале XXI века оказалась предметом интенсивной научной и философской рефлексии в связи с процессом модернизации и стандартизации высшего образования на базе компетентностного подхода.
Компетентность - категория, связанная с категорией актуального качества человека, фиксируемого глаголами «знаю», «владею», «умею», «могу», «способен», «готов выполнить».
Компетентность базируется на том или ином множестве компетенций, которые выражают собой те или иные стороны потенциального качества человека, выражающие собой степени его способностей выполнить тот или иной вид работ, вид деятельности.
В настоящее время выделены следующие разновидности компетенций истоков психологической компетентности: компетенция - отношение; компетенция - соответствие; компетенция - способность (знание, навык, умение); компетенция - знание; компетентность - готовность; компетенция-диспозиция («ролевая компетенция»).
Компетентность - это система компетенций, которыми владеет человек, и готов их реализовать в своей деятельности с высоким качеством. Это система компетенций включает в себя указанные рода компетенций.
В «Стратегии модернизации содержания среднего образования» (2001) было выдвинуто положение, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую составляющие.
Существенный вклад в развитие акмепсихоло-гии управления внесла Н.Н. Пачина (2013), соискатель кафедры общей психологии и акмеологии.
В своем диссертационном исследовании «Акмео-логия развития полипрофессиональной компетентности» автор отмечает, что в современном университетском образовании недостаточное внимание уделено развитию компетентностей полипрофессио-нального профиля, что важно для выбора профессионально-образовательного маршрута субъектом высшей школы, предполагающим получение дополнительных квалификаций параллельно с основной специальностью, освоение дополнительных образовательных программ, несколько ступеней ВПО, постдипломного образования, включенного обучения в другом вузе, обучения с применением дистанционных элементов. Определенно существует необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных сопровождать процессы профессионального самоопределения, профессиональной переориентации, проектирования возможного пути развития профессионального будущего (В.А. Бодров, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.И. Су-бетто, Н.П. Фетискин, В.С. Черепанов).
В профессиональной самореализации от современной молодежи порой требуются знания и умения из смежных профессиональных сфер. В этой связи наиболее остро встает проблема полипрофес-сиональной подготовки субъекта высшей школы, владеющего компетентностями полипрофессиона-лього профиля, обеспечивающими решение различных интегративных внутрипрофессиональных и межпрофессиональных задач. Востребованными становятся полипрофессионалы, способные осуществлять различные виды деятельности. В реальной практике существуют феномены, которые владеют не одним десятком профессий (А.И. Субетто, например, - шестьюдесятью шестью). Перед современной молодежью стоит задача бесконфликтного овладения профессиональными компетенциями смежных видов деятельности с последующей самореализацией. Все большую актуальность приобретает развитие одного из видов компетентностей полипрофессионального профиля - полипрофесси-ональной компетентности.
Конкретизируя вклад нашей школы в акмеоло-гию управления полипрофессиональной компетентности, необходимо выделить следующие теоретико-методологические и практические результаты:
- определена сущность понятия «компетентность полипрофессионального профиля»;
- предложена классификация профессионалов, владеющих компетентностями полипрофессио-нального профиля: профессионалы-энциклопедисты, профессионалы-технологи, профессионалы-проблемники, полипрофессионалы.
Выделены специфические принципы развития полипрофессиональной компетентности: принцип компетентностной мобилизации, принцип доминанты интегративных парадигм, принцип средовой концентрации, принцип акмеологического потенциала.
Разработана и внедрена акмеологическая концепция развития полипрофессиональной компетентности как фактора раскрытия потенциала субъектов профессионального образования в высшей школе. Определены ее цель, ведущая идея, научные подходы, акмеологический алгоритм авторской системы развития полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы.
Выявлены закономерности развития полипро-фессиональной компетентности субъектов высшей школы: 1) развитие полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы определяется организационно-методическими, технологическими, акме-средовыми факторами и комплексной реализацией полипрофессиональных программ;
2) развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы обусловлено мотивационно-профессиональной избирательностью, уровнем профессионально-личностной самореализации в избранной профессии и региональной востребованностью и престижностью профессии;
3) полипрофессиональная компетентность актуализируется включенностью субъектов высшей школы в инновационно-исследовательскую деятельность; 4) структура полипрофессиональной компетентности характеризуется заданной широтой по-липрофессиональной направленности, динамической стадиальностью, субъектной вариативностью и критериальностью мониторингового контроля.
Охарактеризованы стадии (полипрофессиональ-ное самоопределение, овладение структурными компонентами полипрофессиональной деятельности, управление процессами профессионально-личностной самореализации) и механизмы (мотивационные, интегративные, акмеологические, акме-сре-довые) развития полипрофессиональной компетентности.
Определены факторы развития полипрофесси-ональной компетентности: полипрофессиональные компетентностные характеристики, огранизацион-но-технологические особенности создания поли-профессиональной акме-среды, условия развития полипрофессиональной компетентности: акмесоп-ровождение развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы, организация полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы.
Разработаны индивидуальные траектории развития полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы: по критерию интеграция-дифференциация, по критерию типов профессиональных деятельностей, по доминирующим способностям, качествам, по акмеологическому критерию, по временному критерию, по критерию стратегического саморазвития.
К числу первопроходческих работ, выполненных в русле акмеологии музыкального образования, необходимо отнести оригинальное исследова-
ние З.В. Румянцевой (2012 г.) «Акмеологическое развитие продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов».
Социально-психологические параметры акмео-логии управления отражены в работах, посвященных эффективности управления временными группами (Т.И. Миронова), ментальным трансформациям населения в малых городах России (О.Ю. Слеп-нева), социально-психологическим стереотипам межэтнического взаимодействия (В.В. Ильюшкина) и стереотипам противоправного поведения (Д.П. Пискарев).
Среди социальных факторов акмеологии управления должное место в нашей научной школе отведено проблемам преодоления кризиса инвалидности (Т.Н. Адеева), детерминантам психологических заболеваний и методам их преодоления в детско-молодежных группах (Т.И. Миронова), психолого-акмеологическим условиям развития детей с психомоторными нарушениями (Е.В. Подворная), стрессогенности деятельности следователя (Г.А. Бредихин), специфике развития временных лечебно-образовательных групп (Т.И. Миронова).
Крупной составляющей управления социальной сферой в структуре научной школы акмеологии управления молодежными группами является девиантологическое направление, реализуемое в исследованиях, связанных с изучением преддевиан-тного поведения (С.В. Шепелева); коммуникативных девиаций (О.С. Юлинова), гендерной девиации (Е.Н. Кондрат, С.В. Ублиев), подростковой наркозависимости (Н.Г. Старцева); профессиональной девиантности сотрудников пенитенциарных учреждений (А.В. Шувалова).
В обобщенном виде указанные девиантологические детско-молодежные проявления рассматриваются в работе Т.И. Мироновой «Социальная психология реабилитации депривационных ограничений». Вклад данного направления в развитие ак-меологии управления заключается в том, что Т.И. Мироновой (2012) впервые предложена концепция социальной психологии депривационных ограничений, практическая проверка которой выполнена на примере детско-молодежных групп временного типа. «Фокусом» теоретической системы социальной психологии депривационных ограничений является впервые сформулированное положение о депривационных ограничениях как сужении субъектного потенциала личности и групп, которое сопровождается снижением их мобилизационных ресурсов.
Системная экспликация реабилитации деприва-ционных ограничений построена на логике движения взаимосвязей теоретических конструктов: категория, принципы и понятия концепции реабилитации депривационных ограничений; метод реабилитации; модель реабилитации; технология реабилитации депривационных ограничений. Их специ-
фикация и обоснование осуществляется в соответствии с ситуацией выбора технологии депривационных ограничений, учитывающей условия, в которых осуществляется реабилитация, типы и характеристики временных групп.
Полисистемное представление о психосоматике личности стало основой разработки полисистем-ных технологий социально-психологической реабилитации депривационных ограничений.
Автором впервые разработаны социально-психологические модели реабилитации временных детско-молодежных групп, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы, аутодеструктивной направленностью, соматической ослабленностью и др.
Одной из ключевых проблем акмеологии управления в социальной сфере является проблема качества жизни. К числу референтных исследовательских работ необходимо отнести направления, связанные с изучением полипараметрической структуры качества жизни в различных социальных группах (В.И. Кулайкин), особенностей качества жизни в профессиональном пространстве ОВД (Ф.С. Берестовой). В настоящее время данная проблема реализуется в рамках проекта «Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке».
Данный проект направлен на создание концептуальных основ решения проблемы повышения здоровья нации в России и, соответственно, преодоления демографического кризиса с одновременным становлением механизмов устойчивого развития российского общества, предопределяемого достижением триединства здоровья нации, качества жизни и гармоничного образовательного общества. Национальная идея России, о которой говорили неоднократно мыслители и политики России: сбережение народа, создание условий для демографического роста населения, продолжительности и качества жизни. Здоровье нации при этом, с одной стороны, выступает «зеркалом» качества жизни и качества развития России, а, с другой стороны, системно-социальной мерой качества общества и качества его развития, и этим определяется социальная значимость проекта. Планируется впервые создать концептуальную и теоретико-методологическую базу решения данной проблемы в виде системы научных монографий, концептуальных моделей, а также осуществить ряд информационнооздоровительных мероприятий, в том числе систему работ по психологии и профилактике здоровья учащейся молодежи.
Помимо исследовательской и практико-ориен-тированной деятельности научной школы, немаловажное место принадлежит издательской деятельности (монографии, учебно-методические пособия, учебник «Психология и педагогика»), проведению
научных собраний (научно-практических конференций, симпозиумов, конгрессов. За 15 лет работы кафедры было проведено 21 научное собрание). Среди них особую масштабность и научно-практическую значимость имели международные конгрессы: «Психологическое сопровождение национальных проектов» (Кострома, 2007) и «Психологическое обеспечение национальных проектов: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры» (Кострома, 2008).
Коллективом научной школы было разработано пять программ психологического сопровождения национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Доступное жилье», «Развитие АПК».
В условиях модернизации образования высшей школы основной акцент нашей научной школы сделан на системной разработке проблемы психологической компетентности и повышении качества научных исследований. Результаты этой деятельности отражены в материалах четырех международных симпозиумов «Современные проблемы развития акмеологии» (2009-2013 гг.), защите двух докторских диссертаций (Т.И. Миронова, З.В. Румянцева).
Библиографический список
1. Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: Сб. материалов 3-го междунар. симп. Кострома, 30 сент. - 1 окт. 2011 г. / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. - 501 с.
2. Психологическое обеспечение национальных
проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: Материалы второго междунар. конгресса, г. Кострома, 17-18 октября 2008 г. / отв. ред., сост.: Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 444 с.
3. Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика: Материалы междунар. конгресса, Кострома, 10-13 сентября 2009 г. / сост.: А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. -М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. -430 с.
4. Современные проблемы развития акмеоло-гии: Материалы третьего Междунар. симпозиума, г. Кострома, 1 июля 2011 г. / отв. ред., сост.: Н.П. Фетискин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 347 с.
5. Социально-психологическая реабилитация социальных и соматических ограничений в детско-молодежных группах: Методология. Технология. Опыт / под ред. Н.П. Фетискина, Т.И. Мироновой. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 150 с.
6. Фетискин Н.П., Бредихин Г.А., Кондрат Е.Н. Коммуникативная стрессогенность деятельности следователя. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 189 с.
7. Фетискин Н.П., МануйловГ.М., Миронова Т.И. Исследование социальной неопределенности в Российской ментальности. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 45 с.
8. Фетискин Н.П., МануйловГ.М., Миронова Т.И. Психологическое сопровождение приоритетных национальных проектов: теория, опыт, перспективы. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 245 с.