Управление психолого-акмеологическими ресурсами личности и малых групп в образовательной и профессиональной деятельности
Данное научное направление возглавляет доктор психологических наук, профессор Н.П. Фетискин. Под его руководством коллектив ученых изучает процессы реализации личностного потенциала в образовательной деятельности учащихся средней и высшей школы, социально-психологические феномены в учебных и производственных группах. Психологами исследованы индивидуальные и групповые эмоциональные состояния, творческое мышление и профессиональная самореализация, противоправные социально-психологические стереотипы, психологические средства профилактики девиантного поведения, гендерная самоактуализация, механизмы стилей руководства. Разработаны и апробированы акмеологические модели в образовательной и профессиональной деятельности, применены акмеологические и гендерные критерии качества подготовки специалистов.
УДК 159.923
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
О НАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ «АКМЕПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье представлены основные проблемы акмепсихологии управления, рассказано о вкладе исследователей Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова в изучение этих проблем, ведущееся под руководством автора статьи.
Ключевые слова: акмепсихология управления, управленческая деятельность, психологическое обеспечение деятельности, полипрофессиональная компетентность.
Акмепсихология управления являет собой синтез психологического и акмеологи-. ческого знания, обеспечивающего достижение высших уровней продуктивности в управленческой деятельности. Центральной проблемой данного направления является деятельностная продуктивность личности руководителя и малой группы или организации как субъекта управленческой деятельности.
Общеизвестно, что управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные системные структуры. В этом смысле сам объект управленческой акмеологии весьма сложен, а в психологическом плане во многом противоречив и сопряжен с немалыми трудностями его познания. По мнению А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина (2003, 2013), одной из самых значимых сложностей является отсутствие единства умений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выда-
ющихся результатов в этой сфере деятельности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Да, можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искусству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений.
В этой связи в современной управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого труда раскрывается с различных позиций:
- формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;
- реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;
- формирования психологической готовности к высокоэффективной управленческой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;
- развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;
- мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;
- формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональ-
© Фетискин Н.П., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
207