Научная статья на тему 'Исследование уровня сформированности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников'

Исследование уровня сформированности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / COMPETENCE / POLY-PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Василий Германович

Статья посвящена проблеме включения профессиональной ориентации в образовательный процесс в контексте компетентностного подхода. Обсуждаются результаты исследования по формированию компетенции полипрофессионального ориентирования у школьников на базе ресурсного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical research on the students poly-professional orientation competence level

The article is devoted to the problem of professional orientation issue and its inclusion into the educational process within the frames of competence approach. The results of the students poly-professional orientation competence research on the Resource center basis are discussed.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня сформированности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.0

Якимов Василий Германович

Вологодский государственный педагогический университет

jvg2000@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме включения профессиональной ориентации в образовательный процесс в контексте компетентностного подхода. Обсуждаются результаты исследования по формированию компетенции поли-профессионального ориентирования у школьников на базе ресурсного центра.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, компетенция, полипрофессиональное ориентирование.

В настоящее время общество переживает бифуркационный период, смену технологических укладов, усложнение общественных институтов, изменения в структуре рынка труда, в требованиях, предъявляемых к современному профессионалу. Умение выстраивать стратегию своего непрерывного образования, индивидуальную систему самоорганизации в образовательно-профессиональном пространстве приобретает ключевое значение, так как оно становится важнейшим фактором успешности профессионального самоопределения личности.

Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние годы молодые люди испытывают значительные трудности при выборе адекватной своим возможностям, желаниям и требованиям современного рынка труда сферы профессиональной деятельности. Так, анализ анкетирования образовательных и профессиональных намерений школьников 11-х классов г. Вологды, проведенный в 2011 году (выборка составляла 417 учащихся из 27 образовательных учреждений), показал следующие результаты.

Устроиться на работу желают 1,7% школьников, получить среднее профессиональное образование -4,8%, доля неопределившихся выпускников составляет 1,4%. Большинство школьников (более 90%) ориентировано на получение высшего профессионального образования, причем 31% респондентов полагает необходимым иметь второе высшее образование, что характеризует стремление к высокому профессионально-образовательному уровню. Мы полагаем, что такая тенденция адекватна современным требованиям и не противоречит потребностям рынка труда в рабочих кадрах. В России в рамках модернизации экономики поставлена амбициозная задача создать к 2020 году 25 млн. новых высокотехнологичных рабочих мест [3]. Молодые рабочие кадры, безусловно, должны уметь работать на современном, достаточно сложном оборудовании, осваивать новые технологии в любом производственном процессе.

Распределение выбора учащихся профессиональных сфер выглядит следующим образом: сфе-

ра услуг (19%), экономика и финансы (20%), культура и искусство (14%), ГГ-технологии (13%), юриспруденции (15%), здравоохранения (15%), строительство (11%), военная и правоохранительная деятельность (9%), наука и образование (10%), промышленно-производственная сфера (9%), сельское хозяйство (3%). Современная экономика действительно предполагает занятость значительной доли населения в сфере обслуживания. Наш опрос показывает, что молодое поколение вполне усвоило эту тенденцию. При этом сфера реального производства отнюдь не утратила своего значения.

Мотивами в выборе профессий для выпускников средней школы являются хороший заработок (56%) и интерес (54%). Учет реальной востребованности на рынке труда значительно уступает указанным двум (34%). Значительную, но не решающую роль играют соображения карьерного роста (37%) и престижности профессии (26%). Меньше всего школьники ценят условия труда (22%). При выборе профессии школьники руководствуются скорее соображениями престижности будущей профессии, чем ее востребованностью на рынке труда, что вызывает имеющий место в реальности дисбаланс между потребностями современной экономики и имеющимися в наличии специалистами. Низка престижность рабочих профессий, несмотря на понимание их высокой востребованности. Повышенной популярностью по-прежнему пользуются юристы и экономисты, хотя присутствует осознание не слишком высокой потребности в этих специалистах.

В качестве основных причин, вызывающих затруднения в выборе профессий, школьники называют недостаток знаний: о профессиональной деятельности и конкретных профессиях (37%), о своих способностях и склонностях (36%), о состоянии рынка труда (29%), о возможностях получения дальнейшего образования (17%).

Наибольшее число школьников считают, что принимают самостоятельное решение при выборе профессии (69%), придерживаются мнения родителей 30% опрошенных, влияние представителей профессии считают значимым 19% респондентов.

© Якимов В.Г, 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№1

3

На влияние друзей указывают 13% школьников. Наименьшее влияние на выбор профессии оказывают педагоги (10%).

Как показывают наши исследования, молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, волнует будущая карьера, возможность трудоустройства и профессионального роста, зарплата, престиж, материальный достаток семьи, успешность, однако полученные результаты указывают на недостаточную эффективность профориентационной работы среди вологодских школьников. Значительная их часть не имеет четких планов профессионального развития, не делает осознанного выбора профессии. Выпускники зачастую весьма смутно представляют содержание будущей профессии, потребность в ней на рынке труда, путь ее освоения, возможность трудоустройства.

Таким образом, выбор своего образовательнопрофессионального развития у школьников недостаточно основателен и рационален, часто импульсивен, они слабо подготовлены к интеграции в профессионально-образовательную сферу, недостаточно мобильны.

Необходимость оказания помощи школьникам в овладении навыками профессионального ориентирования, формирование у школьников способности к мобильному, вариативному поведению при прогнозировании своей профессиональной деятельности в современных, быстро меняющихся условиях рынка труда, становятся все более актуальными.

В этой ситуации основной функцией системы профессионального ориентирования становится формирование у школьников социальных установок и потребностей на вхождение в профессиональную сферу и осознание необходимости продолжения «образования через всю жизнь», мобильного поведения в сфере профессиональной деятельности, т.е. ранняя полипрофессионализация, которая позволяет предпринимать неоднократную переориентацию профессиональной деятельности человека, постоянное обучение и переобучение, и, в конечном счете, способствует успешному социальнопрофессиональному самоопределению личности в современной высококонкурентной среде.

С учетом указанных трансформаций в социально-трудовой сфере профессиональная ориентация молодежи, долгие годы являвшаяся важнейшим направлением деятельности общеобразовательной школы, должна претерпеть существенные изменения, и из аспекта сопровождения образования стать его приоритетной целью. Образование «реально должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов, работников и граждан (за этим стоит и благополучие индивидуальности в плане реализации жизненных планов и самореализации)» [1, с. 7].

В контексте профессионального самоопределения и профессиональной ориентации анализировалась проблема профильной и предпрофильной подготовки учащихся (Л.В. Байбородова, П.Я. Гальперин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.). Вопросам построения индивидуальной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута) посвящены исследования Е.А. Александровой, С.А. Вдовиной, Е.И. Головаха, Т.Ф. Есенковой, В.А. Хуторского и др.

Включение профессиональной ориентации в образовательный процесс с позиции компетент-ностного подхода требует развития у школьников таких компетенций, которые позволяли бы им самостоятельно ориентироваться и эффективно действовать в дальнейшем в ситуациях, связанных с выбором сферы профессиональной деятельности (профессии), т.е. строить траекторию своего образовательно-профессионального развития.

В своем исследовании мы пришли к выводу о необходимости формирования компетенции по-липрофессионального ориентирования, способствующей успешному профессиональному самоопределению школьников.

Компетенция полипрофессионального ориентирования (КПО) школьников представляет собой интегрированную компетенцию, усвоение которой предполагает владение учащимися определенным набором базовых знаний, умений, навыков в широком спектре профессиональных областей, развитие психологической готовности мобильно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессии, осознание необходимости непрерывного обучения. Структура компетенции по-липрофессионального ориентирования нами подробно рассмотрена в статье [5].

Практическим проявлением сформированной компетенции полипрофессионального ориентирования у школьника выступает индивидуальная программа профессионального развития (ИППР), которая отражает с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой - обеспечивает возможность выступать активным участником проектирования собственной профессионально-образовательной деятельности.

В качестве экспериментальной площадки реализации модели формирования компетенции поли-профессионального ориентирования школьников нами был выбран ресурсный центр (РЦ), организованный на базе межшкольного учебного комбината (МУК) г. Вологды.

Ресурсный центр как структурное подразделение МУКа выступает координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных, образовательных учреждений разного уровня и предприятий региона, осуществляет информационное,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

маркетинговое, методическое и организационнопедагогическое сопровождение проектов полипро-фессионального ориентирования школьников в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями рынка труда. Важнейшей задачей ресурсного центра МУК является создание условий адекватного возможностям ученика выбора профессиональной подготовки и профиля обучения.

Формирование компетенции полипрофессио-нального ориентирования в ресурсном центре МУК реализуется по следующим позициям:

- вариативность и многообразие профессионально-образовательных программ;

- обеспечение индивидуальной траектории обучения школьника, формирование индивидуальных образовательных маршрутов;

- обучение молодого поколения навыкам самостоятельного карьерного конструирования, навыкам поиска и анализа информации о мире профессий и рынке труда;

- создание возможности для школьников и молодежи сформировать субъективную позицию, построенную на собственных уникальных жизненных ценностях;

- подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса;

- привлечение родителей, работодателей, представителей предприятий и организаций города и области, имеющих достаточный опыт успешной профессиональной деятельности, к участию в профориентационных мероприятиях.

Диагностическое исследование по определению уровня сформированности у школьников компетенции полипрофессионального ориентирования проводилось в нескольких направлениях: изучался уровень сформированности компетенции полипрофес-сионального ориентирования школьников и выявлялась корреляция между уровнем освоения КПО и качеством их индивидуальной программы профессионального развития (ИППР).

Для определения уровня сформированности у школьников КПО была разработана система критериев: мотивационно-волевой (отношение школьников к образованию, к себе как к будущему специалисту, к будущей профессиональной деятельности; глубина и устойчивость познавательных интересов в профессиональной сфере); когнитивный (сформированность социальных и профессиональных знаний и умений, способность и готовность к постоянному расширению кругозора, владение разными видами познавательной деятельности и способами перекодировки информации); ценностно-смысловой (способность к расстановке приоритетов, понимание перспективы личностно-профессионального роста, развитие чувства социальной ответственности, осознание ценности трудовой

деятельности); деятельностно-практический (способность к оптимальному позиционированию себя в профессиональном поле, соотнесение своих возможностей и способностей к данному виду деятельности, готовность гибко реагировать на происходящие изменения в социально-трудовой сфере, способность планировать путь своего профессионального образования, свою профессиональную карьеру, способность к взаимодействию с другими членами общества). Каждый из критериев на основании специальных опросников получал экспертную оценку.

Из учащихся 11-х классов г. Вологды, проходивших профориентационное тестирование, были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ), в количестве 26 и 28 человек соответственно. Разница в полученных данных контрольной и экспериментальной групп к началу опытно-экспериментальной работы незначительная и не превышает 5%, то есть учащиеся этих групп имеют примерно одинаковые профессиональнообразовательные позиции.

Школьники ЭГ в течение года проходили профориентационное обучение на базе ресурсного центра межшкольного учебного комбината (МУК), в том числе посещали ориентационный элективный курс «Стратегия профессионального успеха в условиях смены социально-технологических укладов». В задачи данного курса входили: обучение рациональному планированию траектории своего образовательного и профессионального развития, составление и корректировка индивидуальной программы профессионального развития школьника (ИППР). Кроме того, выполнялись задания на самостоятельный выбор действий в различных моделируемых жизненных ситуациях.

Учащиеся контрольной группы не проходили обучение в МУК, но профориентационная работа с ними проводилась в школе.

В конце года определялся уровень сформиро-ванности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников с помощью анкетирования (модификация анкет П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой), наблюдения, экспертной оценки в обеих группах [2; 3]. Расчеты производились на основе метода «идеальной точки», которая соответствует ученику, обладающему максимальными баллами по всем критериям сформирован-ности компетенции полипрофессионального ориентирования (КПО).

Распределение в группах по уровням сформи-рованности КПО показало, что в ЭГ практически 1/3 из всех учащихся (29%) имеет высокий уровень сформированности КПО, большая часть учащихся (68%) имеет средний уровень, причем более 2/3 из них имеет достаточно хороший уровень, с низким уровнем, близким к граничному значению всего 4% учащихся.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

5

Распределение по уровням сформированности КПО в контрольной группе: высокий уровень сфор-мированности КПО имеют 4% школьников, 54% -средний, причем менее трети из них (28%) имеют хороший уровень, 38% респондентов имеют начальный уровень. Корреляционный анализ между уровнем сформированности КПО и качеством индивидуальных планов профессионального развития школьников (экспертная оценка) показал, что связь между уровнем сформированности КПО школьников и оценкой ИППР достаточно сильная и статистически значима (коэффициент корреляции Спирмена - 0,82).

Таким образом, школьники, прошедшие обучение в МУК, обладают повышенной по сравнению с контрольной группой степенью сформированно-сти компетенции полипрофессионального ориентирования. Они склонны к более рациональному и обоснованному образовательно-профессиональному выбору, оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее, адекватнее оценивают свои силы и способности, а также осознают и проявляют готовность к преодолению трудностей, ори-

ентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.

Библиографический список

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. - 216 с .

2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. -М.: ВАКО, 2009. - 160 с.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005. - 288 с.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://правитель-ство.рф/gov/results/17449/(30.01.2012)

5. Якимов В.Г. Полипрофессиональное ориентирование как компетенция ХХГ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 8-11.

УДК 37.013(470.12)

Гарманова Ольга Юрьевна

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда

garmanova@yandex.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье рассмотрены основы формирования в России системы школьного экономического образования. Представлены подходы к определению «экономическое образование», этапы развития системы школьного экономического образования, особенности функционирования и перспективы её дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое обучение, научно-образовательный центр, экономическая интернет-школа.

На современном этапе развития в связи с необходимостью формирования конкурентоспособного общества возникает потребность совершенствования экономического образования, развития экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых необходимо закладывать со школьной скамьи. Для достижения поставленной цели, начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях стали вводиться различные экспериментальные курсы и дисциплины, наметились определенные подходы к организации экономического образования [6, с. 39]. Для более детального их рассмотрения в данной статье будут представлены сущность понятия «экономическое образование», этапы раз-

вития экономического образования школьников, их особенности, основные направления функционирования современной системы школьного экономического образования на государственном и региональном уровнях.

Несмотря на то, что становление отдельных элементов экономической подготовки обучающихся в России относится к 20-30 гг. ХХ века, введение термина «экономическое образование» в научный оборот произошло лишь в 80-х гг. ХХ века. Так, данное понятие было сформулировано учёными в результате слияния двух системообразующих определений экономики и образования (рис. 1).

Первое из них рассматривается в основном как наука, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определённой

Экономика Образование

+

Экономическое образование

Рис. 1. Формирование понятия «экономическое образование»

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Гарманова О.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.