Научная статья на тему 'Экономическое школьное образование: история и реальность'

Экономическое школьное образование: история и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1644
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА / ECONOMIC EDUCATION / TRAINING IN ECONOMICS / ECONOMIC TEACHING / SCIENCE AND EDUCATION CENTRE / ECONOMIC INTERNET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарманова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены основы формирования в России системы школьного экономического образования. Представлены подходы к определению «экономическое образование», этапы развития системы школьного экономического образования, особенности функционирования и перспективы её дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic education in school: history and modern times

The article deals with the fundamentals of the system of economic education in school in Russia. It shows the approaches to the definition of economic education, the development stages of the system of economic education in school, its features and the prospects for its further improvement.

Текст научной работы на тему «Экономическое школьное образование: история и реальность»

Распределение по уровням сформированное™ КПО в контрольной группе: высокий уровень сформированное™ КПО имеют 4% школьников, 54% -средний, причем менее трети из них (28%) имеют хороший уровень, 38% респондентов имеют начальный уровень. Корреляционный анализ между уровнем сформированности КПО и качеством индивидуальных планов профессионального развития школьников (экспертная оценка) показал, что связь между уровнем сформированности КПО школьников и оценкой ИППР достаточно сильная и статистически значима (коэффициент корреляции Спирмена - 0,82).

Таким образом, школьники, прошедшие обучение в МУК, обладают повышенной по сравнению с контрольной группой степенью сформированно-сти компетенции полипрофессионального ориентирования. Они склонны к более рациональному и обоснованному образовательно-профессиональному выбору, оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее, адекватнее оценивают свои силы и способности, а также осознают и проявляют готовность к преодолению трудностей, ори-

ентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.

Библиографический список

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. - 216 с .

2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. -М.: ВАКО, 2009. - 160 с.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005. - 288 с.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://правитель-ство.рф/gov/results/17449/(30.01.2012)

5. Якимов В.Г. Полипрофессиональное ориентирование как компетенция XXI века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 8-11.

УДК 37.013(470.12)

Гарманова Ольга Юрьевна

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда

garmanova@yandex.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье рассмотрены основы формирования в России системы школьного экономического образования. Представлены подходы к определению «экономическое образование», этапы развития системы школьного экономического образования, особенности функционирования и перспективы её дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое обучение, научно-образовательный центр, экономическая интернет-школа.

На современном этапе развития в связи с необходимостью формирования конкурентоспособного общества возникает потребность совершенствования экономического образования, развития экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых необходимо закладывать со школьной скамьи. Для достижения поставленной цели, начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях стали вводиться различные экспериментальные курсы и дисциплины, наметились определенные подходы к организации экономического образования [6, с. 39]. Для более детального их рассмотрения в данной статье будут представлены сущность понятия «экономическое образование», этапы раз-

вития экономического образования школьников, их особенности, основные направления функционирования современной системы школьного экономического образования на государственном и региональном уровнях.

Несмотря на то, что становление отдельных элементов экономической подготовки обучающихся в России относится к 20-30 гг. XX века, введение термина «экономическое образование» в научный оборот произошло лишь в 80-х гг. XX века. Так, данное понятие было сформулировано учёными в результате слияния двух системообразующих определений экономики и образования (рис. 1).

Первое из них рассматривается в основном как наука, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определённой

Экономика Образование

+

Экономическое образование

Рис. 1. Формирование понятия «экономическое образование»

Таблица 1

Подходы к понятию «экономическое образование»

Автор Определение

Васильев Ю.К., Кураков Л.П., Рябова Д.Д., Шемякина Б.П. Экономическое образование - это процесс вооружения учащихся экономическими знаниями, умениями оперировать экономическими понятиями [8, с. 21].

Полонский В.Н. Экономическое образование - это образование, направленное на усвоение знаний о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, формирование современного экономического мышления, понимания природы экономических связей и отношений, умения анализировать конкретные ситуации и проблемы [10, с. 61].

Кузнецова Н.И. Экономическое образование - это личностно-ориентированный образовательной процесс, направленный на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения [3, с. 110].

Нисимчук А.С. Экономическое образование включает экономическое обучение и воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ [7, с. 4].

сфере общественного производства и обмена [13]. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней [9, с. 3]. В соответствии с ними экономическое образование - это целенаправленный процесс, направленный на формирование научных и практических экономических знаний и умений [3, с. 110] (табл. 1).

С целью рассмотрения в дальнейшем отдельных элементов системы экономического образования школьников нами под экономическим образованием понимается процесс экономического воспитания и обучения, направленный на формирова-

Этапы развития экономи

ние у обучающихся экономических знаний, умений и навыков, подготовку к сознательному участию в экономической жизни.

В эволюции экономического образования школьников в России можно выделить два этапа. Первый (советский) этап относится к периоду строительства в нашем государстве социализма. Второй (современный) этап - к периоду перехода России к рыночному типу хозяйствования (табл. 2).

Советский этап развития экономического образования в России связан, прежде всего, с внедрением в процесс коммунистического воспитания экономического воспитания учащихся, которое рассматривалось как часть, элемент трудового воспитания. Так, для подготовки подрастающего поколения к высокопроизводительному труду в школу

Таблица 2

ого образования в России

Название этапа Период Особенности

Советский 20-е - 80-е гг. XX в. 1) В 20-х гг. XX века в процесс коммунистического воспитания обучающихся внедрено трудовое воспитание.

2) Со II половины XX века система экономической подготовки школьников включает: - экономическое образование в ходе изучения школьных предметов и факультативных курсов; - экономическая подготовка в процессе трудового обучения и производительного труда; - экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Современный 90-е гг. XX в. -начало XXI в. Система экономической подготовки школьников включает: - экономическое образование в ходе изучения предметов экономика, обществознание, экономическая география, история, а также разнообразных факультативных курсов; - экономическая подготовка в процессе трудового обучения; - экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися; - экономическое обучение в специализированных учебных комбинатах, центрах дополнительного образования.

стали внедрять режим экономии, научную организацию труда, изучали особенности рационального использования бюджета времени учащихся [3, с. 64]. Лишь во II половине XX века в России в связи с потребностью народного хозяйства в грамотных рабочих и специалистах наряду с экономическим воспитанием начинают разрабатываться основы экономического обучения. Основными факторами, обусловившими усиление в развитом социалистическом обществе деятельности по экономическому воспитанию и обучению школьников, являются:

- необходимость совершенствования производительных сил и производственных отношений;

- постоянно растущая потребность людей в овладении необходимой совокупностью экономических знаний, теорий, идей, взглядов;

- необходимость расширения сферы активной экономической деятельности людей, трудовых коллективов, которая не ограничивалась рамками производства. Для успешного участия в экономической деятельности члены общества должны были обладать определенными чертами, практическими навыками и умениями.

Так, в советской общеобразовательной школе сложилась определенная система экономической подготовки. В нее входили [4, с. 33-34; 7, с. 22]:

1) экономическое образование в ходе изучения предметов школьного цикла, прежде всего, общественных наук (история, обществоведение, экономическая география, основы советского государства и права), а также факультативных курсов («Основы экономики социалистической промышленности» и «Основы экономики социалистического сельского хозяйства»);

2) экономическая подготовка в процессе трудового обучения и производительного труда. Внедренные новые программы по трудовому обучению содержали разделы по экономике и организации производства и предусматривали овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими;

3) экономическое воспитание через внеклассную и внешкольную работу с обучающимися. В рамках данного направления функционировали клубы экономических знаний, в которых проводились беседы, лекции о необходимости бережного отношения к материальным ценностям, викторины, выставки, конкурсы. Также формированию экономического мышления способствовали кружки и клубы, действующие при Домах и Дворцах пионеров и школьников, Домах юного техника, загородных пионерских лагерях.

Центральное место в решении вопросов экономического образования принадлежало курсам обществоведения, истории, экономической и социальной географии, факультативам.

Однако созданная система экономической подготовки школьников, по оценкам Л.П. Куракова,

Е.Н. Соболевой, В.Н. Якимова, имела ряд недостатков [4, с. 52-53]:

- экономические знания давались не в полной мере и без определенной системы. Факультативы по экономике, направленные на углубленное изучение материала, были введены лишь в отдельных школах. В результате этого большинство советских школьников слабо знали вопросы конкретной экономики, затруднялись применять полученные знания на практике;

- наблюдалась недостаточность использования современных методов обучения в экономической подготовке обучающихся. Преподавателями не практиковалось применение технических средств обучения, способствующих усвоению экономических понятий;

- наблюдалась недостаточность экономической подготовки учителей.

Их частичное решение связано со вторым этапом развития школьного экономического образования. Он относится к периоду перехода России к рыночному типу хозяйствования и, как результат, к становлению современной системы экономической подготовки школьников.

Современная система экономического школьного образования включает в себя:

- обучение основам экономической теории в рамках школьных предметов «экономика», «экономическая география», «обществознание», «история», факультативных курсов и занятий по экономике в специализированных учебных комбинатах и центрах дополнительного образования;

- экономическое воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы с обучающимися, экономическую подготовку в процессе трудового обучения [1, с. 100].

Становление её стало возможным в результате реализации следующих мер:

1. Пересмотр содержания экономической подготовки, определение минимума экономических знаний для разных ступеней обучения школьников, внесение соответствующих уточнений в учебные планы, программы и учебники.

2. Внедрение в экономическое образование новых подходов, прежде всего, связанных с использованием активных методов обучения.

3. Оснащение школ необходимой литературой и техникой.

4. Совершенствование системы повышения экономической квалификации педагогических кадров.

Вместе с этим следует отметить, что в настоящее время в основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета не предусмотрено базисным учебным планом. Поэтому экономическое образование школьников в России осуществляется лишь в ряде образовательных учреждений путем включения предмета «Экономика» в учебный план (за счет региональной или

школьной компоненты), организации факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешколь-ному образованию. В связи с этим развитие системы школьного экономического образования в настоящее время возможно, прежде всего, за счет центров дополнительного образования и дистанционных технологий. Подобные структуры и методы имеют на современном этапе широкое распространение. Однако в отдельных регионах России данные направления развиты недостаточно. Это проявляется в росте количества школьников из различных субъектов Российской Федерации, желающих дистанционно изучать экономику [2, с. 98].

В Вологодской области созданы условия для экономического образования школьников в рамках обоих этих направлений. В частности, с 2003 г. при Вологодском научно-координационном центре Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ВНКЦ ЦЭМИ РАН, с 2009 г. - ИСЭРТ РАН) функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ), в рамках которого организовано дополнительное экономическое образование школьников г. Вологды, а с 2010 г. -Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН, предоставляющая возможность школьникам дистанционно изучать экономику [5; 11, с. 110112]. С их помощью экономическим образованием в 2011/12 учебном году было охвачено 460 школьников 5-11 классов г. Вологды и 95 обучающихся 8-11 классов средних учебных заведений Вологодской, Ростовской областей и Республики Беларусь.

За десятилетний период существования экономического школьного факультатива НОЦ численность школьников, вовлеченных в образовательный процесс, возросла в 13,5 раз (с 34 чел. в 2002/ 03 уч. г. до 460 чел. в 2011/12 уч. г.). Это свидетельствует, с одной стороны, о важности решаемых в его рамках целей и задач, с другой стороны, о повышении роли дополнительного образования в экономической подготовке обучающихся.

Экономическое образование в рамках школьного экономического факультатива осуществляется по следующим направлениям:

- организация обучения экономике школьников г. Вологды в рамках курсов «Экономика», элективных («Региональная экономика», «Финансовая математика», «Финансовая грамотность») и специальных курсов («Подготовка к олимпиаде»);

- экономическое воспитание школьников в рамках проведения экскурсий на предприятия г. Вологды, заседаний Дискуссионного клуба, деловых игр и тренингов, а также летних, осенних и весенних факультативов;

- экономическое обучение и воспитание школьников в процессе подготовки исследовательских

работ и эссе, а также представления их на конкурсах, конференциях и олимпиадах.

Эффективность реализации данных направлений выражается в формировании глубоких знаний обучающихся по экономике, что проявляется в высокой успеваемости и результативном участии школьников в конкурсах и олимпиадах. Так, в результате значительного усиления экономической подготовки в НОЦ доля обучающихся, успевающих на «отлично» и «хорошо», в период 2007/08 - 2011/ 12 учебных годов продолжала оставаться на высоком уровне и составляла 85-95%. Вместе с этим количество призовых мест по итогам участия в конкурсах и олимпиадах возросло в 4 раза (с 20 до 79 соответственно).

В рамках Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН реализуется дистанционное обучение школьников экономике с помощью разработанных и размещенных учебных курсов в сети Интернет [2, с. 99]. За период 2010/11 - 2011/12 уч. гг. численность обучающихся, привлеченных к дистанционному изучению экономики в НОЦ, составляла 72 и 95 соответственно. Эффективность деятельности Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН проявляется в росте как доли обучающихся, успевающих на «отлично» и «хорошо» (с 33,3% в 2010/11 уч. г. до 63,2% в 2011/12 уч. г.), так и количества призовых мест по итогам участия школьников в конкурсах и олимпиадах (с 2 в 2010/11 уч. г. до 6 в 2011/12 уч. г.).

Несомненным достоинством организации экономического образования посредством дистанционных технологий является возможность привлечения к обучению любого количества обучающихся, в то время как очное дополнительное образование ограничено определенным количеством мест в группах. В связи с этим перспективами развития экономического образования школьников является распространение дистанционного обучения. Так, по мнению И.Г. Рябовой, в результате его эффективного применения будут созданы оптимальные условия реализации непрерывного экономического образования [12, с. 10].

Таким образом, в настоящее время на основные позиции в сфере экономического обучения и воспитания школьников выходит дополнительное и дистанционное образование, предоставляющие школьникам наиболее широкие возможности. В Вологодской области значительный опыт их развития имеет Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН. В его рамках функционирует экономический школьный факультатив и Экономическая интернет-школа, основной целью которых является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по экономике. Необходимость их дальнейшего совершенствования обусловлена, прежде всего, ростом количества школьников, желающих изучать

экономические дисциплины. В связи с этим в НОЦ планируется расширение масштабов дистанционного образования, а также дальнейшее совершенствование работы по экономическому просвещению обучающихся.

Библиографический список

1. АлексееваМ.А. Школьное экономическое образование: региональный аспект // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы 4-ой Рос. науч.-практ. конф. - Вологда, 2003. -383 с.

2. Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения (на примере Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН) // Проблемы развития территории. - 2012. -№ 5. - С. 93-103.

3. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX - XXI столетий: Дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 282 с.

4. Кураков Л.П., СоболеваЕ.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

5. Леонидова Г. В. Региональный научно-образовательный центр. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН,

2007. - 99 с.

6. Мазанова О.Ю. Выбор активных форм и методов обучения, применяемых на уроках экономики // Научные исследования в образовании. -

2008. - № 4. - С. 39-45.

7. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

8. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 206 с.

9. Об образовании: закон РФ. - М.: Новая школа, 1992. - 60 с.

10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

11. ПоповаВ.И., КельсинаА.С. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 110-119.

12. Рябова И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.

13. Экономика // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Мф:/^^ап .yandex. ги

УДК 37.013.77

Русакова Светлана Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пыть-Ях, Тюменская обл.

f.s.v.1@mail.ru

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику коммуникативной толерантности специалистов социономического типа в педагогической психологии.

Ключевые слова: толерантность, общение, коммуникативная толерантность.

Радикальные изменения в экономике, политике, образовании, затронувшие не только Россию, но и весь цивилизованный мир, идут параллельно с заменой властных отношений толерантными отношениями. Возникновение современного постиндустриального, информационно-коммуникативного общества связано с проблемой формирования человека, готового к восприятию всего многообразия мира, достижению в коммуникационном поле согласия ненасильственными способами и методами. В связи с этим одной из важнейших задач нашего общества и, как следствие, системы образования становится поиск конкретных форм, методов и средств формирования и воспитания толерантности подрастающего поколения.

Понятие толерантности формировалось на протяжении не одного столетия, и поэтому, являясь

«историчным в своём содержании», до сих пор представляет широкое пространство для дискуссий. Следующим моментом, объясняющим наличие нескольких концепций толерантности, является вхождение толерантности в различные парадигмы, и в связи с этим толерантность приобретает соответствующие трактования, «наполняясь своим особым специфическим смыслом».

Толерантность может выступать как поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности, действовать как принцип и как норма. Как принцип толерантность переводится в статус руководящей идеи, ориентира, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. В качестве нормы толерантность усиливает устройство социальных взаимодействий, фиксирует, насколько и как точно выполняются правила, регулирования, установленные человечеством. В качестве иде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.