Распределение по уровням сформированное™ КПО в контрольной группе: высокий уровень сформированное™ КПО имеют 4% школьников, 54% -средний, причем менее трети из них (28%) имеют хороший уровень, 38% респондентов имеют начальный уровень. Корреляционный анализ между уровнем сформированности КПО и качеством индивидуальных планов профессионального развития школьников (экспертная оценка) показал, что связь между уровнем сформированности КПО школьников и оценкой ИППР достаточно сильная и статистически значима (коэффициент корреляции Спирмена - 0,82).
Таким образом, школьники, прошедшие обучение в МУК, обладают повышенной по сравнению с контрольной группой степенью сформированно-сти компетенции полипрофессионального ориентирования. Они склонны к более рациональному и обоснованному образовательно-профессиональному выбору, оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее, адекватнее оценивают свои силы и способности, а также осознают и проявляют готовность к преодолению трудностей, ори-
ентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.
Библиографический список
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. - 216 с .
2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. -М.: ВАКО, 2009. - 160 с.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005. - 288 с.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://правитель-ство.рф/gov/results/17449/(30.01.2012)
5. Якимов В.Г. Полипрофессиональное ориентирование как компетенция XXI века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 8-11.
УДК 37.013(470.12)
Гарманова Ольга Юрьевна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда
garmanova@yandex.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье рассмотрены основы формирования в России системы школьного экономического образования. Представлены подходы к определению «экономическое образование», этапы развития системы школьного экономического образования, особенности функционирования и перспективы её дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое обучение, научно-образовательный центр, экономическая интернет-школа.
На современном этапе развития в связи с необходимостью формирования конкурентоспособного общества возникает потребность совершенствования экономического образования, развития экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых необходимо закладывать со школьной скамьи. Для достижения поставленной цели, начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях стали вводиться различные экспериментальные курсы и дисциплины, наметились определенные подходы к организации экономического образования [6, с. 39]. Для более детального их рассмотрения в данной статье будут представлены сущность понятия «экономическое образование», этапы раз-
вития экономического образования школьников, их особенности, основные направления функционирования современной системы школьного экономического образования на государственном и региональном уровнях.
Несмотря на то, что становление отдельных элементов экономической подготовки обучающихся в России относится к 20-30 гг. XX века, введение термина «экономическое образование» в научный оборот произошло лишь в 80-х гг. XX века. Так, данное понятие было сформулировано учёными в результате слияния двух системообразующих определений экономики и образования (рис. 1).
Первое из них рассматривается в основном как наука, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определённой
Экономика Образование
+
Экономическое образование
Рис. 1. Формирование понятия «экономическое образование»
Таблица 1
Подходы к понятию «экономическое образование»
Автор Определение
Васильев Ю.К., Кураков Л.П., Рябова Д.Д., Шемякина Б.П. Экономическое образование - это процесс вооружения учащихся экономическими знаниями, умениями оперировать экономическими понятиями [8, с. 21].
Полонский В.Н. Экономическое образование - это образование, направленное на усвоение знаний о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, формирование современного экономического мышления, понимания природы экономических связей и отношений, умения анализировать конкретные ситуации и проблемы [10, с. 61].
Кузнецова Н.И. Экономическое образование - это личностно-ориентированный образовательной процесс, направленный на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения [3, с. 110].
Нисимчук А.С. Экономическое образование включает экономическое обучение и воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ [7, с. 4].
сфере общественного производства и обмена [13]. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней [9, с. 3]. В соответствии с ними экономическое образование - это целенаправленный процесс, направленный на формирование научных и практических экономических знаний и умений [3, с. 110] (табл. 1).
С целью рассмотрения в дальнейшем отдельных элементов системы экономического образования школьников нами под экономическим образованием понимается процесс экономического воспитания и обучения, направленный на формирова-
Этапы развития экономи
ние у обучающихся экономических знаний, умений и навыков, подготовку к сознательному участию в экономической жизни.
В эволюции экономического образования школьников в России можно выделить два этапа. Первый (советский) этап относится к периоду строительства в нашем государстве социализма. Второй (современный) этап - к периоду перехода России к рыночному типу хозяйствования (табл. 2).
Советский этап развития экономического образования в России связан, прежде всего, с внедрением в процесс коммунистического воспитания экономического воспитания учащихся, которое рассматривалось как часть, элемент трудового воспитания. Так, для подготовки подрастающего поколения к высокопроизводительному труду в школу
Таблица 2
ого образования в России
Название этапа Период Особенности
Советский 20-е - 80-е гг. XX в. 1) В 20-х гг. XX века в процесс коммунистического воспитания обучающихся внедрено трудовое воспитание.
2) Со II половины XX века система экономической подготовки школьников включает: - экономическое образование в ходе изучения школьных предметов и факультативных курсов; - экономическая подготовка в процессе трудового обучения и производительного труда; - экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.
Современный 90-е гг. XX в. -начало XXI в. Система экономической подготовки школьников включает: - экономическое образование в ходе изучения предметов экономика, обществознание, экономическая география, история, а также разнообразных факультативных курсов; - экономическая подготовка в процессе трудового обучения; - экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися; - экономическое обучение в специализированных учебных комбинатах, центрах дополнительного образования.
стали внедрять режим экономии, научную организацию труда, изучали особенности рационального использования бюджета времени учащихся [3, с. 64]. Лишь во II половине XX века в России в связи с потребностью народного хозяйства в грамотных рабочих и специалистах наряду с экономическим воспитанием начинают разрабатываться основы экономического обучения. Основными факторами, обусловившими усиление в развитом социалистическом обществе деятельности по экономическому воспитанию и обучению школьников, являются:
- необходимость совершенствования производительных сил и производственных отношений;
- постоянно растущая потребность людей в овладении необходимой совокупностью экономических знаний, теорий, идей, взглядов;
- необходимость расширения сферы активной экономической деятельности людей, трудовых коллективов, которая не ограничивалась рамками производства. Для успешного участия в экономической деятельности члены общества должны были обладать определенными чертами, практическими навыками и умениями.
Так, в советской общеобразовательной школе сложилась определенная система экономической подготовки. В нее входили [4, с. 33-34; 7, с. 22]:
1) экономическое образование в ходе изучения предметов школьного цикла, прежде всего, общественных наук (история, обществоведение, экономическая география, основы советского государства и права), а также факультативных курсов («Основы экономики социалистической промышленности» и «Основы экономики социалистического сельского хозяйства»);
2) экономическая подготовка в процессе трудового обучения и производительного труда. Внедренные новые программы по трудовому обучению содержали разделы по экономике и организации производства и предусматривали овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими;
3) экономическое воспитание через внеклассную и внешкольную работу с обучающимися. В рамках данного направления функционировали клубы экономических знаний, в которых проводились беседы, лекции о необходимости бережного отношения к материальным ценностям, викторины, выставки, конкурсы. Также формированию экономического мышления способствовали кружки и клубы, действующие при Домах и Дворцах пионеров и школьников, Домах юного техника, загородных пионерских лагерях.
Центральное место в решении вопросов экономического образования принадлежало курсам обществоведения, истории, экономической и социальной географии, факультативам.
Однако созданная система экономической подготовки школьников, по оценкам Л.П. Куракова,
Е.Н. Соболевой, В.Н. Якимова, имела ряд недостатков [4, с. 52-53]:
- экономические знания давались не в полной мере и без определенной системы. Факультативы по экономике, направленные на углубленное изучение материала, были введены лишь в отдельных школах. В результате этого большинство советских школьников слабо знали вопросы конкретной экономики, затруднялись применять полученные знания на практике;
- наблюдалась недостаточность использования современных методов обучения в экономической подготовке обучающихся. Преподавателями не практиковалось применение технических средств обучения, способствующих усвоению экономических понятий;
- наблюдалась недостаточность экономической подготовки учителей.
Их частичное решение связано со вторым этапом развития школьного экономического образования. Он относится к периоду перехода России к рыночному типу хозяйствования и, как результат, к становлению современной системы экономической подготовки школьников.
Современная система экономического школьного образования включает в себя:
- обучение основам экономической теории в рамках школьных предметов «экономика», «экономическая география», «обществознание», «история», факультативных курсов и занятий по экономике в специализированных учебных комбинатах и центрах дополнительного образования;
- экономическое воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы с обучающимися, экономическую подготовку в процессе трудового обучения [1, с. 100].
Становление её стало возможным в результате реализации следующих мер:
1. Пересмотр содержания экономической подготовки, определение минимума экономических знаний для разных ступеней обучения школьников, внесение соответствующих уточнений в учебные планы, программы и учебники.
2. Внедрение в экономическое образование новых подходов, прежде всего, связанных с использованием активных методов обучения.
3. Оснащение школ необходимой литературой и техникой.
4. Совершенствование системы повышения экономической квалификации педагогических кадров.
Вместе с этим следует отметить, что в настоящее время в основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета не предусмотрено базисным учебным планом. Поэтому экономическое образование школьников в России осуществляется лишь в ряде образовательных учреждений путем включения предмета «Экономика» в учебный план (за счет региональной или
школьной компоненты), организации факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешколь-ному образованию. В связи с этим развитие системы школьного экономического образования в настоящее время возможно, прежде всего, за счет центров дополнительного образования и дистанционных технологий. Подобные структуры и методы имеют на современном этапе широкое распространение. Однако в отдельных регионах России данные направления развиты недостаточно. Это проявляется в росте количества школьников из различных субъектов Российской Федерации, желающих дистанционно изучать экономику [2, с. 98].
В Вологодской области созданы условия для экономического образования школьников в рамках обоих этих направлений. В частности, с 2003 г. при Вологодском научно-координационном центре Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ВНКЦ ЦЭМИ РАН, с 2009 г. - ИСЭРТ РАН) функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ), в рамках которого организовано дополнительное экономическое образование школьников г. Вологды, а с 2010 г. -Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН, предоставляющая возможность школьникам дистанционно изучать экономику [5; 11, с. 110112]. С их помощью экономическим образованием в 2011/12 учебном году было охвачено 460 школьников 5-11 классов г. Вологды и 95 обучающихся 8-11 классов средних учебных заведений Вологодской, Ростовской областей и Республики Беларусь.
За десятилетний период существования экономического школьного факультатива НОЦ численность школьников, вовлеченных в образовательный процесс, возросла в 13,5 раз (с 34 чел. в 2002/ 03 уч. г. до 460 чел. в 2011/12 уч. г.). Это свидетельствует, с одной стороны, о важности решаемых в его рамках целей и задач, с другой стороны, о повышении роли дополнительного образования в экономической подготовке обучающихся.
Экономическое образование в рамках школьного экономического факультатива осуществляется по следующим направлениям:
- организация обучения экономике школьников г. Вологды в рамках курсов «Экономика», элективных («Региональная экономика», «Финансовая математика», «Финансовая грамотность») и специальных курсов («Подготовка к олимпиаде»);
- экономическое воспитание школьников в рамках проведения экскурсий на предприятия г. Вологды, заседаний Дискуссионного клуба, деловых игр и тренингов, а также летних, осенних и весенних факультативов;
- экономическое обучение и воспитание школьников в процессе подготовки исследовательских
работ и эссе, а также представления их на конкурсах, конференциях и олимпиадах.
Эффективность реализации данных направлений выражается в формировании глубоких знаний обучающихся по экономике, что проявляется в высокой успеваемости и результативном участии школьников в конкурсах и олимпиадах. Так, в результате значительного усиления экономической подготовки в НОЦ доля обучающихся, успевающих на «отлично» и «хорошо», в период 2007/08 - 2011/ 12 учебных годов продолжала оставаться на высоком уровне и составляла 85-95%. Вместе с этим количество призовых мест по итогам участия в конкурсах и олимпиадах возросло в 4 раза (с 20 до 79 соответственно).
В рамках Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН реализуется дистанционное обучение школьников экономике с помощью разработанных и размещенных учебных курсов в сети Интернет [2, с. 99]. За период 2010/11 - 2011/12 уч. гг. численность обучающихся, привлеченных к дистанционному изучению экономики в НОЦ, составляла 72 и 95 соответственно. Эффективность деятельности Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН проявляется в росте как доли обучающихся, успевающих на «отлично» и «хорошо» (с 33,3% в 2010/11 уч. г. до 63,2% в 2011/12 уч. г.), так и количества призовых мест по итогам участия школьников в конкурсах и олимпиадах (с 2 в 2010/11 уч. г. до 6 в 2011/12 уч. г.).
Несомненным достоинством организации экономического образования посредством дистанционных технологий является возможность привлечения к обучению любого количества обучающихся, в то время как очное дополнительное образование ограничено определенным количеством мест в группах. В связи с этим перспективами развития экономического образования школьников является распространение дистанционного обучения. Так, по мнению И.Г. Рябовой, в результате его эффективного применения будут созданы оптимальные условия реализации непрерывного экономического образования [12, с. 10].
Таким образом, в настоящее время на основные позиции в сфере экономического обучения и воспитания школьников выходит дополнительное и дистанционное образование, предоставляющие школьникам наиболее широкие возможности. В Вологодской области значительный опыт их развития имеет Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН. В его рамках функционирует экономический школьный факультатив и Экономическая интернет-школа, основной целью которых является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по экономике. Необходимость их дальнейшего совершенствования обусловлена, прежде всего, ростом количества школьников, желающих изучать
экономические дисциплины. В связи с этим в НОЦ планируется расширение масштабов дистанционного образования, а также дальнейшее совершенствование работы по экономическому просвещению обучающихся.
Библиографический список
1. АлексееваМ.А. Школьное экономическое образование: региональный аспект // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы 4-ой Рос. науч.-практ. конф. - Вологда, 2003. -383 с.
2. Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения (на примере Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН) // Проблемы развития территории. - 2012. -№ 5. - С. 93-103.
3. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX - XXI столетий: Дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 282 с.
4. Кураков Л.П., СоболеваЕ.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
5. Леонидова Г. В. Региональный научно-образовательный центр. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН,
2007. - 99 с.
6. Мазанова О.Ю. Выбор активных форм и методов обучения, применяемых на уроках экономики // Научные исследования в образовании. -
2008. - № 4. - С. 39-45.
7. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 206 с.
9. Об образовании: закон РФ. - М.: Новая школа, 1992. - 60 с.
10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
11. ПоповаВ.И., КельсинаА.С. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 110-119.
12. Рябова И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.
13. Экономика // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Мф:/^^ап .yandex. ги
УДК 37.013.77
Русакова Светлана Владимировна
Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пыть-Ях, Тюменская обл.
f.s.v.1@mail.ru
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
В статье предпринята попытка дать целостную характеристику коммуникативной толерантности специалистов социономического типа в педагогической психологии.
Ключевые слова: толерантность, общение, коммуникативная толерантность.
Радикальные изменения в экономике, политике, образовании, затронувшие не только Россию, но и весь цивилизованный мир, идут параллельно с заменой властных отношений толерантными отношениями. Возникновение современного постиндустриального, информационно-коммуникативного общества связано с проблемой формирования человека, готового к восприятию всего многообразия мира, достижению в коммуникационном поле согласия ненасильственными способами и методами. В связи с этим одной из важнейших задач нашего общества и, как следствие, системы образования становится поиск конкретных форм, методов и средств формирования и воспитания толерантности подрастающего поколения.
Понятие толерантности формировалось на протяжении не одного столетия, и поэтому, являясь
«историчным в своём содержании», до сих пор представляет широкое пространство для дискуссий. Следующим моментом, объясняющим наличие нескольких концепций толерантности, является вхождение толерантности в различные парадигмы, и в связи с этим толерантность приобретает соответствующие трактования, «наполняясь своим особым специфическим смыслом».
Толерантность может выступать как поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности, действовать как принцип и как норма. Как принцип толерантность переводится в статус руководящей идеи, ориентира, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. В качестве нормы толерантность усиливает устройство социальных взаимодействий, фиксирует, насколько и как точно выполняются правила, регулирования, установленные человечеством. В качестве иде-