Экономическое образование
© Кельсина А.С., Попова В.И.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСЭРТ РАН
В статье представлены итоги функционирования экономического школьного факультатива Научно-образовательного центра за 2010/2011 учебный год, основные достижения и проблемы в реализации профильного образования школьников.
Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН, профильное образование, экономический школьный факультатив, система работы с учащимися в НОЦ.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в разделе «Развитие образования» отмечено, что современная система общего образования должна предусматривать «индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» [2]. Одним из механизмов решения данной задачи является профильное обучение, которое расширяет возможности профессиональной подготовки учащихся, особенно на старшей ступени общего образования. В рамках дополнительного образования программы профильного обучения реализует Научно-образовательный центр
ИСЭРТ РАН. Его цель состоит в создании условий для личностной и профессиональной реализации талантливой молодёжи [3].
Учебный процесс в НОЦ обеспечивается учебно-методическим, научно-организационным и социально-психологическим сопровождением.
1. Учебно-методическое сопровождение включает организацию занятий по экономике и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности.
В 2010/2011 учебном году в НОЦ в рамках школьного экономического факультатива функционировали 11 классов (410 школьников 5-11 классов). Основным предметом в Научно-образовательном
КЕЛЬСИНА Анна Сергеевна научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]
ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ИСЭРТ РАН [email protected]
Таблица 1. Преподавание предметов в НОЦ
Класс Дисциплины
5 класс Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность
6 класс Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность
7 класс Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность
8 класс Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая грамотность, социология
9 класс Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика
10 класс Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика
11 класс Экономика, риторика, введение в НИР, финансовая математика, социология
центре является экономика, дополнительными - элективные курсы (табл. 1). По желанию школьники посещают предлагаемые НОЦ дополнительные занятия по деловому английскому языку, информатике, подготовке к олимпиаде по экономике.
С 2010 г. в учебный план были включены новые элективные курсы. В 5-7 классах введена дисциплина «Финансовая грамотность», в основе которой лежит программа А. Горячева и В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», разработанная по специальному проекту Российской экономической школы. Цель изучения данного предмета - развитие навыков и умений обращения с личными финансами. В 8-11 классах введена дисциплина «Финансовая математика» с целью развития умений решать математические задачи с экономическим содержанием.
В НОЦ стартовал курс «Прикладная экономика. Школьная компания» для учащихся старшего школьного возраста (разработана Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых»). Школьная компания - это учебно-деловая игра по экономике, участвуя в которой школьники получают знания и практические навыки в области предпринимательства путём создания и управления собственным делом. Обучение по курсу уже прошли 22 учащихся 9 - 11 классов НОЦ. По итогам участия в «Эстафете социальных инноваций», организованной МОО «Достижения моло-
дых» для школьных компаний, команда НОЦ вошла в десятку лучших команд по России со своим социальным проектом (всего было представлено 87 проектов).
В Научно-образовательном центре в 2010/2011 учебном году организована деятельность Экономической интернет-школы, созданию которой предшествовал двухлетний опыт функционирования курсов дистанционного обучения экономике для учащихся 10 - 11 классов г. Сокола и г. Грязовца Вологодской области. В течение этого периода были определены направления работы со школьниками (обучение экономической теории дистанционно, организация участия в конкурсах и олимпиадах), выработан механизм взаимодействия с учащимися (рис. 1), апробирована система «Moodle», с помощью которой организован образовательный процесс.
Это позволило в 2010/2011 учебном году значительно расширить не только масштабы дистанционного обучения посредством разработки 4 учебных курсов для учащихся 8 - 11 классов, но и географию привлечённых к изучению экономики в НОЦ, среди которых кроме учащихся Вологодской области, школьники Минской и Витебской областей Республики Беларусь. Общая численность учащихся составила 72 человека, из них 52 школьника из общеобразовательных учреждений Вологодской области и 20 - из Республики Беларусь. Следует отметить, что достоинством дистанционной формы обучения наряду с асинхронностью
Рисунок 1. Механизм взаимодействия с учащимися
(распределённостью во времени и пространстве) и непрерывностью является её экономическая эффективность, возрастающая с увеличением числа обучающихся [5].
Для анализа результативности деятельности учащихся НОЦ с 2010 года введена балльно-рейтинговая система оценивания, учитывающая не только успеваемость по предмету, но и участие в конкурсах и олимпиадах. Согласно разработанной методике, выделяются три уровня успешности, которые рассчитываются для нескольких возрастных категорий (5 - 6 класс, 6 - 8 класс, 9 - 11 класс). Данная система является показательной в плане анализа достижений отдельных школьников, а также результативности деятельности класса и НОЦ в целом. Сравнительный анализ показателей оценивания учащихся НОЦ на основе балльнорейтинговой системы за 2009/2010 и 2010/2011 учебные годы представлен в таблице 2.
2. Научно-организационное сопровождение учебного процесса реализуется через организацию и привлечение школьников к участию в конкурсах научноисследовательских работ, олимпиадах и конференциях по экономическому профилю различного уровня, проведение заседаний Дискуссионного клуба, экскурсий на предприятия г. Вологды.
Внедрение в образовательный процесс исследовательских технологий является средством формирования и развития инновационного мышления, которое
в будущем необходимо любому специалисту для решения новых профессиональных задач [2].
В 2010/2011 учебном году (по сравнению с предыдущими годами) выросло количество конкурсов и олимпиад и участвующих в них школьников (рис. 2). В период с 2007 по 2011 год число конкурсов и олимпиад увеличилось в 2,7 раза (с 7 до 19 соответственно), количество школьников, принявших в них участие -в 11,7 раза (с 71 чел. до 885 чел. соответственно).
В 2010/2011 учебном году школьники НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 19 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 - международного уровня, 6 - российского уровня, 2 - регионального уровня, 5 - городского уровня, 5 - организованные НОЦ ИСЭРТ РАН (табл. 3).
Ежегодно (с 2004 года) в НОЦ организуются конкурсы научно-исследовательских работ и эссе. За это время в исследовательскую деятельность было вовлечено в общей сложности более 600 школьников. В 2010/ 2011 учебном году в конкурсе научно-исследовательских работ участвовали более 50 школьников НОЦ, в конкурсе эссе - 37. Следует отметить высокое качество работ, которое подтверждается участием с докладами на конференциях различного уровня и занятием призовых мест. Так, например, победители конкурса научно-исследовательских работ в НОЦ стали победителями на Всероссийском научном форуме «Молодые исследователи
- регионам».
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей оценивания учащихся НОЦ (на основе балльно-рейтинговой системы)
Класс Количество учащихся 2009/2010 учебный год я с х и щи а ч у о в с е ч и л о К 2010/2011 учебный год
Уровень успешности Уровень успешности
о н ч лт о хорошо удовлетворительно о н ч лт о отос1ох о н ь л е т и р о в т е л в о д у
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
5 ОГ - - - - - - - 16 2 12,5 9 56,2 5 31,3
6 ОГ - - - - - - - 30 5 16,7 3 10 22 73,3
7 ОГ - - - - - - - 26 3 11,5 5 19,2 18 69,3
8 ОГ 23 6 26,1 - - 17 73,9 20 4 20 1 5 15 75
9 ОГ 23 - - - - 23 100 21 - - 3 14,3 18 85,7
10 ОГ 17 - - 5 29,4 12 70,6 11 1 9,1 3 27,3 7 63,6
11 ОГ 17 2 11,8 2 11,8 13 76,4 12 - - 3 25 9 75
7 МОУ «Лицей № 32» - - - - - - - 29 3 10,3 1 3,5 25 86,2
8 МОУ «Лицей № 32» 20 4 20 1 5 15 75 30 7 23,3 1 3,4 22 73,3
10 МОУ «Лицей № 32» 27 - - 7 26 20 73 30 3 10 24 80 3 10
Всего 127 12 9 15 12 100 79 225 28 12 53 24 144 64
Рисунок 2. Количество мероприятий и участвующих в них школьников
Таблица 3. Конкурсы и олимпиады, в которых принимали участие школьники НОЦ в 2010/2011 учебном году
Внешние мероприятия Внутренние мероприятия
1. Олимпиада «Интеллектуальный марафон имени Н.Д. Кондратьева» (г. Москва) 2. VIII Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты» (г. Москва) 3. Всероссийская олимпиада по экономике (г. Вологда) 4. Всероссийский молодежный экономический чемпионат (г. Пермь) 5. Всероссийский молодёжный психологический чемпионат (г. Пермь) 6. XI Всероссийская олимпиада развития народного хозяйства России (г. Москва) 7. Международный конкурс эссе «Неизведанные маршруты» (г. Москва) 8. Общегородская конференция «Мир науки» (г. Вологда) 9. Общегородская конференция «Мир науки+» (г. Вологда) 10. V междисциплинарная студенческая научно-практическая конференция «Новая экономика - новое общество» (г. Вологда) 11. Всероссийский молодёжный научный форум «Молодые исследователи - регионам» (г. Вологда) 12. Х научно-практическая конференция «Юность, наука, культура» (г. Вологда) 13. III олимпиада по деловому английскому языку среди учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных школ г. Вологды 14. Экономическая игра «Мой бизнес» (г. Вологда) 15. Конкурс НИР среди учащихся НОЦ (9 - 11 классы) 16. Конференция по итогам конкурса НИР в НОЦ ИСЭРТ РАН 17. Конкурс эссе среди учащихся НОЦ (8 - 9 классы) 18. Открытая Олимпиада по экономике в НОЦ ИСЭРТ РАН 19. I Летняя олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН
Открытая Олимпиада по экономике, проводимая НОЦ уже второй год подряд, расширяет не только количество участников, но и их географию. В 2010/2011 учебном году олимпиада проводилась в два тура, общая численность принявших в ней участие школьников составила 591 человек, в том числе из Республики Дагестан и Республики Беларусь. Возможность участия в очном этапе олимпиады через портал Экономической интернет-школы НОЦ была предоставлена и тем школьникам, которые не смогли лично приехать на мероприятие.
Олимпиадное направление было дополнено проведением во время летних каникул I Летней олимпиады НОЦ-2011, в которой приняли участие 53 школьника из семи российских регионов: Вологодской, Калининградской, Псковской и Ростовской областей, Республики Бурятия, г. Москвы и Краснодарского края.
По результатам участия школьников НОЦ в конкурсах и олимпиадах в 2010/2011 учебном году можно выделить следующие положительные тенденции:
- возросло количество конкурсов и олимпиад, в которых принимают участие школьники НОЦ;
- увеличилось количество конкурсов и олимпиад, организуемых Научнообразовательным центром, а также численность и география их участников;
- учащиеся НОЦ уверенно занимают призовые места в мероприятиях российского уровня.
Результатом участия школьников в олимпиаде «Интеллектуальный марафон им. Н.Д. Кондратьева» стали дипломы II и III степени, во Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России -
5 место и 2 приза за методологический подход, во Всероссийском молодёжном форуме «Молодые исследователи - регионам» - 1 место, во Всероссийском молодёжном чемпионате - диплом II степени.
Наряду с определёнными достижениями по привлечению школьников к участию в конкурсах и олимпиадах необходимо выделить и ряд недостатков. Это низкий уровень мотивации школьников, что связано с затратами времени на
написание научных работ и подготовку к олимпиадам, а также недостаток квалифицированных кадров для подготовки учащихся к олимпиадам всероссийского уровня.
Для обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества в НОЦ для школьников и студентов с 2006 года функционирует Дискуссионный клуб (табл. 4). В 2010/2011 учебном году было проведено
6 заседаний клуба, а общее количество его участников увеличилось на 67% (с 87 в 2006/2007 учебном году до 146 в 2010/ 2011 учебном году).
Следует отметить, что участники Дискуссионного клуба положительно относятся к обсуждению проблем экономики в форме таких заседаний. Тематика и средний балл оценки заседаний клуба в 2010/2011 учебном году составили по десятибалльной шкале 9,1 (рис. 3).
Одним из направлений работы НОЦ ИСЭРТ РАН с учащимися является организация экскурсий на предприятия и в учреждения г. Вологды. Участие в данных мероприятиях не только нацеливает их на непосредственный выбор будущей профессии, но и способствует активизации познавательной деятельности, помогает увидеть взаимосвязь между теоретической и практической деятельностью, что имеет важное значение для изучения экономики.
Экскурсии имеют образовательное и воспитательное значение, являются формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологиями, организацией производства, содержанием труда, его условиями и пр.
Выделяют следующие преимущества экскурсионного метода в обучении: «исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жиз-
Таблица 4. Количество заседаний Дискуссионного клуба за период 2006 - 2011 гг.
Показатель 2006/2007 учебный год 2007/2008 учебный год 2008/2009 учебный год 2009/2010 учебный год 2010/2011 учебный год
Количество заседаний 3 3 3 4 6
Общее количество школьников 87 68 85 98 146
Рисунок 3. Тематика и оценка проведения мероприятия участниками заседания Дискуссионного клуба
Правда и мифы о рекламе
Актуальные проблемы экономики Вологодской области
Рыночная экономика: всегда ли прав потребитель?
Роль молодых учёных в развитии современной науки
Перспективы развития предпринимательства в Вологодской области
Модернизация России: проблемы и пути их решения
9,8
9,2
8,7
9,2
8,2
Н----------------------------1-------------------------1--------------------------1
7 8 9 10
ненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углублённое и прочное усвоение материала» [1].
За период 2007 - 2011 гг. количество экскурсий, организованных НОЦ, увеличилось в 3,4 раза (с 5 до 17; рис. 4).
В 2010/2011 учебном году было организовано 17 экскурсий, а численность школьников, посетивших их, составила 373 человека (табл. 5). Также расширен круг экскурсий школьников на предприятия и в организации г. Вологды. Впервые состоялись экскурсии в ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», СХПК «Племзавод
Рисунок 4. Динамика роста количества экскурсий за 2007 - 2011 гг.
Таблица 5. Экскурсии учащихся НОЦ в 2010/2011 уч. г.
Класс Предприятие, организация Оценка экскурсии
8 класс общегородского факультатива по экономике ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» 8,2
ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» 9
8 класс МОУ «Лицей № 32» ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» 8,4
ОАО «Вологодский оптико-механический завод» 8,5
9 класс общегородского факультатива по экономике ООО Страховая компания «Артекс» 8,8
10 класс общегородского факультатива по экономике Турфирма «Белка-тур» 9,3
Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде 9,1
10 класс МОУ «Лицей № 32» Турфирма «Белка-тур» 8,9
Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде 9
СХПК «Племзавод «Родина» 9,5
10 класс МОУ «Гимназия № 2» ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» 8
ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» 8,5
ООО Страховая компания «Артекс» 9
ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» 8,4
Центр противопожарной пропаганды и общественных связей противопожарной службы Вологодской области 9,0
11 класс общегородского факультатива по экономике Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде 8,9
ООО Страховая компания «Артекс» 8,8
«Родина» и Центр противопожарной пропаганды и общественных связей противопожарной службы Вологодской области.
3. Социально-психологическое сопровождение осуществляется с помощью психологической диагностики и психологического просвещения, развивающей, профилактической и консультационной работы со школьниками.
В рамках реализации программы социально-психологического сопровождения учащихся проводится мониторинг адаптации (диагностика психоэмоционального состояния), диагностика личностных особенностей школьников, профессиональных предпочтений учащихся НОЦ, реализация программы развивающих занятий. Цель социально-психологического сопровождения учащихся
- обеспечение условий для нормального развития, профориентации, а также выявление обучающихся с высокой мотивацией и способностями к научной деятельности.
По результатам диагностических исследований было выделены три группы учащихся с разными уровнями личностных показателей:
- высокий уровень (группа «звёздочек» - 20% от общей численности учащихся НОЦ) - высокий уровень развития интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, высокие показатели предметной эргичности*;
принимают активное участие в научноисследовательской деятельности (конкурсы НИР, олимпиады, конференции);
- средний уровень (65% от общей численности учащихся НОЦ) - уровень развития интеллектуальных умений учащихся НОЦ находится в норме, коммуникативные и организаторские способности выражены не сильно; учащиеся, вошедшие в эту группу, проявляют слабый интерес к научно-исследовательской деятельности;
- низкий уровень (15% от общей численности учащихся НОЦ) - учащиеся с уровнем интеллектуального развития ниже среднего; этих учащихся не привлекает научно-исследовательская деятельность или они не до конца понимают её практическую значимость.
Для личностного развития учащихся в рамках социально-психологического сопровождения организуются тренинговые занятия, которые направлены на овладение приёмами эффективного общения и ораторского мастерства с использованием игровых компонентов и техники активного слушания (табл. 6). На занятиях происходит знакомство с этикой делового общения, ребят учат справляться со стрессовой ситуацией, возникающей при сдаче экзаменов, отрабатываются навыки саморегуляции, самоконтроля, что способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.
Таблица 6. Психологические тренинги со школьниками в 2010/2011 учебном году
Название тренинга Класс
Тренинг общения в рамках курса «Азбука общения» 6, 7 классы
Тренинг на сплочение команды в рамках курса «Азбука общения» Все классы первого года обучения
Тренинг «Технологии эффективной учебы» 9 - 11 классы
Тренинг уверенного поведения 7 - 11 классы
Профориентационный тренинг «Мой путь» 9 - 11 классы
* Предметная эргичность характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил [4].
Анализируя работу школьного экономического факультатива за 2010/ 2011 учебный год, можно отметить следующее:
- расширен спектр учебных курсов для учащихся НОЦ, при этом используются не только собственные разработки, но российские и международные программы экономического образования («Финансовая грамотность», «Прикладная экономика. Школьная компания»);
- эффективно начала работу Экономическая интернет-школа НОЦ, география участников которой не ограничивается только Вологодской областью; ученики интернет-школы активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах, организуемых НОЦ;
- организация Дискуссионного клуба, экскурсий, конкурсов и олимпиад в НОЦ является для учебного процесса важным дополнением, способствующим углублению и расширению знаний;
Таблица 7. Совершенствование основных направлений работы в Научно-образовательном центре
Направления работы Содержание
1. Повышение результативности участия школьников в конкурсах и олимпиадах - рекомендовать преподавателям, осуществляющим подготовку школьников к олимпиадам, по возможности пройти курсы в Вологодском институте развития образования, изучить опыт Высшей школы экономики; - использовать возможности балльно-рейтинговой системы оценивания результатов школьников и их публичного поощрения (в газете НОЦ, на сайте НОЦ, на родительских собраниях, направление информации в школы) для повышения мотивации учащихся; - поощрять (грамотами, призами) по итогам конкурса научно-исследовательских работ научных руководителей школьников.
2. Совершенствование организации и проведения Дискуссионного клуба - создать актив Дискуссионного клуба, состоящий из студентов Вологодского филиала СПбГИЭУ и школьников НОЦ, которые будут участвовать в заседаниях Дискуссионного клуба постоянно (не менее 10 человек); - производить выбор тем по результатам анкетирования, т. е. обсуждать именно те проблемы, которые интересуют непосредственно учащихся и студентов; - прикреплять к каждому докладчику содокладчика, который помогал бы готовить речь и презентацию; - участникам заранее знакомиться с материалами по тематике заседания Дискуссионного клуба для более активной дискуссии.
3. Повышение эффективности функционирования Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН - производить набор в интернет-школу учащихся из зарекомендовавших себя высокой успеваемостью школьников образовательных учреждений Вологодской области (МОУ «СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Череповца, МОУ «СОШ № 31» г. Череповца, МОУ «Образовательный лицей «АМТЭК»), а также из школ региона с социально-экономическим профилем; - информировать кураторов школьников, обучающихся дистанционно, о результатах данного исследования; - согласовать с кураторами графики контроля ими успеваемости учащихся на учебный год; - содействовать организации кураторами проведения классных часов (1 раз в месяц) по изучению дистанционных курсов; - организовать в период осенних и весенних каникул консультации для школьников по экономике на базе Научно-образовательного центра; - информировать кураторов школьников о конкурсах и олимпиадах, проводимых в НОЦ; - составить совместно с кураторами план участия учащихся в конкурсах и олимпиадах, проводимых в НОЦ; - назначить аспирантов ИСЭРТ РАН научными руководителями школьников Экономической интернет-школы для подготовки работ на конкурс НИР; - организовать участие школьников в конкурсах и олимпиадах, проводимых в других учреждениях.
4. Развитие программ психологического сопровождения образовательного процесса - создать единую базу данных по итогам диагностики школьников для анализа динамики результатов исследований; - разработать программы по диагностике интеллектуального развития учащихся с использованием различных методик; - совершенствовать образовательные программы по социально-психологическим дисциплинам.
- результативность профильного обучения в НОЦ доказывает успешное участие школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а также поступление более 40% выпускников на экономические специальности вузов;
- деятельность учащихся позволяет объективно оценить балльно-рейтинговая система, которая может отслеживать наиболее успешных из них: данная система в процессе дальнейшего использования в НОЦ будет совершенствоваться.
В целом деятельность НОЦ в 2010/2011 учебном году носила продуктивный характер. В то же время следует обратить внимание на моменты, имеющие большое значение для повышения качества обучения в НОЦ. С этой целью основные усилия следует сосредоточить на таких направлениях работы, как повышение результативности участия школьников в конкурсах и олимпиадах, совершенствование организации и проведения Дискуссионного клуба, повышение эффективности функционирования Экономической интернет-школы, развитие программ психологического сопровождения образовательного процесса (табл. 7).
В ближайшей перспективе в Научнообразовательном центре планируется:
- активное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность
путём организации и проведения конкурсов и олимпиад;
- повышение уровня проводимых мероприятий, включение олимпиады НОЦ в Перечень олимпиад, утверждаемый Министерством образования и науки;
- введение электронного дневника школьника с целью повышения информированности родителей, в котором будет отражена успеваемость учащихся, результаты участия в конкурсах и олимпиадах;
- расширение информационной базы методических материалов, использование в учебном процессе современных технологий, разработка собственных ресурсов;
- увеличение количества внешних контактов посредством набора в Экономическую интернет-школу и организации заочных конкурсов и олимпиад;
- привлечение специалистов и заинтересованных лиц для сотрудничества в сфере обмена опытом работы (проведение круглых столов с участием учителей экономики, специалистов), организация мероприятий (экскурсий, дискуссионных клубов и др.).
Реализация намеченных планов позволит повысить результативность обучения школьников в НОЦ, а также наиболее полно удовлетворять потребности личности и общества в экономическом образовании и просвещении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учебник / Б.В. Емельянов. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
3. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.
4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология [Текст]: учебное пособие / С.К. Нар-това-Бочавер. - М.: Флинта, 2003. - 280 с.
5. Пахомова, Е.А. Влияние количества обучающихся на эффективность затрат на дистанционное образование в вузе (на примере университета «Дубна») [Текст] / Е.А. Пахомова, Е.А. Васюкова // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 1. - С. 142.