Качество человеческого потенциала
© Гарманова О.Ю.
РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения. Перечислены и раскрыты основные модели его организации в системе экономического образования школьников. Описан подход к организации сетевого обучения старшеклассников, применяемый в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, обозначены направления, способствующие интеграции очного и дистанционного обучения.
Дистанционное обучение, сетевое обучение, экономическое образование, Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН.
В современных условиях значимость экономического образования для школьника равно, как и обладание культурой экономического мышления, продиктована сложившейся ситуацией в экономике страны. В настоящее время в России под влиянием глобальных процессов, требующих постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инвестиций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира наблюдается переход экономики на инновационный путь развития. Данное
ГАРМАНОВА Ольга Юрьевна младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]
изменение оказывает существенное влияние на развитие всех отраслей народного хозяйства и, соответственно, на уровень жизни граждан нашего государства [1, с. 92; 12, с. 11].
Значительную роль происходящие процессы играют и в повседневной деятельности подрастающего поколения. В сложившихся условиях важность владения школьниками информацией о реальных явлениях в экономике возрастает. Овладение обучающимися экономическими знаниями как на базовом, так и углублённом уровне может осуществляться в рамках предмета «Экономика». Место дисциплины в системе школьного образования предусмотрено утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 г. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (общего) полного образования [7]. Однако преподавание этого предмета в основной общеобразовательной школе
не предусмотрено базисным учебным планом. Поэтому экономическое образование школьников в России осуществляется лишь в ряде общеобразовательных учреждений за счёт региональной или школьной компонент. Руководством данных учебных заведений организуется обучение по экономике в рамках профильного образования, факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию.
Развитием у обучающихся 5 - 11 классов экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности занимаются также учреждения дополнительного образования. Однако с их помощью в процесс обучения вовлечена незначительная доля школьников, желающих в свободное время углубить свои знания по экономике.
Следовательно, учреждениями
общего и дополнительного образования не в полной мере реализуются интересы детей в экономическом просвещении. Решением этой проблемы является совершенствование системы экономического образования школьников прежде всего за счёт развития дистанционных технологий.
Под дистанционной технологией понимается совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [13, с. 19]. К их числу относятся кейс-технологии, ТУ-технологии, сетевые технологии. Они выделяются учёными в зависимости от используемых в образовательном процессе средств доставки учебного материала: аудио- и видеокассет, компьютерных программ, телевидения, сети Интернет и спутниковых систем (рис. 1).
Любая из перечисленных технологий может быть применена в организации обучения школьников экономике. Однако в большей степени к инновационным можно отнести сетевые технологии. В связи с этим в системах основного и дополнительного образования наиболее предпочтительными являются следующие модели:
- интеграция очных и дистанционных форм обучения;
- сетевое обучение [10, с. 10].
Первая из них предполагает совмещение очного обучения, реализуемого на базе образовательного учреждения,
Рис. 1. Технологии дистанционного обучения
с дистанционным обучением, организованным учебным заведением или ресурсным центром (другой школой, вузом, специальным учреждением). Причём её внедрение возможно начинать в среднем звене. Это будет способствовать более раннему самоопределению обучающихся. Такая модель может обеспечиваться за счёт использования в учебном процессе различных технологий дистанционного обучения. Однако в современных условиях наиболее распространёнными являются сетевые дистанционные курсы. С их помощью появляется возможность существенно разнообразить направления работы со школьниками. Кроме этого, использование в образовательной деятельности материалов, подготовленных высококвалифицированными педагогами ресурсных центров, может значительно повысить качество обучения.
Интеграция очного и дистанционного обучения, по мнению Е.С. Полат, пер-
спективна и в направлении более широкого использования интеллектуального потенциала обучающихся, а также организации индивидуального обучения, которое в последнее время всё более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах [10 , с. 13].
Так, совмещая две эти формы обучения, большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, включая всевозможные тестирования и проверочные работы, можно осваивать школьникам, используя дистанционные технологии. Применение их может не только значительно разгрузить дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют существенных организационных затрат (рис. 2).
Рис. 2. Модель интеграции очного и дистанционного обучения
Очное обучение (на базе образовательного учреждения основного или дополнительного образования)
Лекции
Деловые игры
Экскурсии
Зачёты
Дистанционное обучение (на базе образовательного учреждения или центра дистанционного обучения)
У -- ... X
Профильные курсы Элективные курсы Профильные курсы Элективные курсы
Учебные
Формы организации учебного процесса
Практические работы
Лекции
Семинары
Творческие задания
Практические
работы
Экзамены
Форумы, обсуждения, дискуссии
модули
Тесты
Презентации,
проекты
Телеконференции со специалистами из других регионов
Сетевая модель дистанционного обучения предполагает освоение образовательных программ по экономике с помощью учебных курсов, размещённых в сети Интернет данным учебным заведением или специализированным центром. Обязательные их составляющие:
- руководство по пользованию курсом;
- календарный план обучения;
- глоссарий;
- учебные материалы;
- тесты и задания для самопроверки;
- презентации;
- список обязательных и дополнительных источников;
- вопросы или планы для форумов [5, с. 172; 6, с. 63].
Перечисленные компоненты являются показателями качественного дистанционного курса и предназначены для организации образовательного процесса обучающихся, желающих самостоятельно изучить предмет или углубить свои знания в данной области. Контроль деятельности школьников осуществляется кура-
тором в учебном заведении и методистом по дистанционному обучению в ресурсном центре (рис. 3). Такая форма организации учебной деятельности, по мнению Е.И. Медведевой, С.В. Крошилина и В.А. Красильниковой, способствует достижению более высоких результатов, самореализации, позволяет подготовиться к экзаменам, развивает навыки самостоятельного обучения, расширяет кругозор, повышает культурный уровень [3, с. 71; 6, с. 60].
Однако реализация всего вышеперечисленного возможна только в результате высокой дисциплинированности, сознательности и ответственности обучающихся. Это обусловлено тем, что взаимодействие между участниками образовательного пространства при сетевой модели дистанционного обучения минимально. Оно осуществляется на основе форума, электронной почты и организуемых телеконференций [8, с. 23; 9].
В целом данная модель дистанционного обучения позволяет получить школьникам полноценное образование или углубить знания по предмету
Рис. 3. Модель дистанционного (сетевого) обучения
Реализацией прежде всего сетевого обучения в разных областях знания занимаются многие образовательные учреждения нашей страны (МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МИСИ и др.). При этом организуют дистанционное обучение школьников экономике лишь несколько высших учебных заведений. Одним из них является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Эффективный опыт использования как сетевого обучения, так и интеграции очного и дистанционного обучения имеет Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН). При созданном на его базе Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий (НОЦ), занимающимся дополнительным экономическим образованием школьников г. Вологды, с 2010/2011 учебного года функционирует Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН [4, 11]. Целью её деятельности является организация сетевого обучения экономике обучающихся 8 - 11 классов основных и средних общеобразовательных учреждений регионов Российской Федерации и дружественных ей стран. Основные задачи её работы [2, с. 96]:
- формирование у обучающихся умения решать нестандартные и творческие задачи, требующие углублённого изучения экономики;
- подготовка обучающихся к экономическому блоку вопросов единого государственного экзамена по обществознанию;
- создание условий для самореализации школьников;
- развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научноисследовательской деятельности.
Образовательный процесс в ней организуется на основе четырёх (8 - 11 классы) учебных курсов, размещённых на сайте Экономической интернет-школы по адресу: http://e-learning.vscc.ac.ru. Предложенный обучающимся для изучения материал разрабатывается методистом НОЦ с учётом стандартов профильного школьного экономического образования в соответствии с программой пред-профильной подготовки по экономике И.В. Липсица в 8 - 9 классах и программой профильного уровня «Экономика: основы экономической теории» С.И. Иванова, М.А. Скляра в 10 - 11 классах. Во всех классах он сформирован в 8 тематических разделах, состоящих из лекций, презентаций, примеров решения задач, тестов, контрольных работ, а также итоговой контрольной работы и тестирования (рис. 4). На изучение каждой темы школьникам отводится один месяц (обучение длится с
1 сентября по 30 апреля), на выполнение итоговых заданий - 15 дней (их необходимо решить в период с 1 по 15 мая).
Проверка контрольных работ школьников проводится методистом НОЦ до 15 числа каждого следующего месяца. В этот же период на сайте Экономической интернет-школы размещаются результаты их выполнения. Проверка всех остальных ресурсов сайта осуществляется в автоматическом режиме, что способствует, с одной стороны, повышению мотивации школьников к дистанционному обучению, с другой - облегчению труда методиста НОЦ.
Контроль учебных достижений обучающихся в Экономической интернет-школе также осуществляют кураторы ребят из образовательных учреждений. Они имеют возможность регулярно посещать сайт, отслеживать результаты обучения школьников, координировать их дальнейшую деятельность.
Рис. 4. Структура учебных курсов Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА
Пояснительная записка
Положение об Экономической интернет-школе
Новостной форум
Словарь экономических терминов и понятий Форум «Вопросы учителю»
Инструкция по вставке рисунков в контрольные работы, задания Программа
Учебные модули
1
4
Каждый включает в себя:
Лекции
Примеры решения задач
Презентации
Тест
Контрольную работу Решение контрольной работы Список использованных источников
Дополнительный модуль
7
8
5
6
і
Список полезных ссылок _____________________А
Итоговый тест
Итоговая контрольная работа
ч__________________________
Как показывает двухлетний опыт применения сетевого обучения при организации экономического образования старшеклассников, такая форма организации учебного процесса является эффективной. Так, значительная доля школьников показывает высокие учебные результаты (в 2010/11 учебном году - 33,3%, в 2011/12 учебном году - 63,2% от числа всех обучающихся). Несмотря на непродолжительный срок функционирования Экономической интернет-школы, это проявляется в тенденции роста показа-
______________________________у
телей участия в конкурсах и олимпиадах. За два года её работы при росте численности обучающихся на 32% доля участников конкурсов и олимпиад возросла в
2 раза, а количество призовых мест по их итогам - в 3 раза (таблица).
Имеет место в Научно-образовательном центре и интеграция очных и дистанционных форм обучения. Она применяется в основном в 10 - 11 классах экономического школьного факультатива НОЦ с целью тестирования знаний обучающихся, а также самостоятельного
Основные показатели функционирования Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН за 2010/11 - 2011/12 уч. гг.
Показатель 2010/11 уч. г. 2011/12 уч. г. 2011/12 уч. г. к 2010/11 уч. г., в %
Количество обучающихся, чел. 72 95 131,9
Доля обучающихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», в % 33,3 63,2 189,8
Количество участников конкурсов и олимпиад, чел. 18 35 194,4
Количество призовых мест по итогам участия школьников в конкурсах и олимпиадах, шт. 2 6 300
восполнения пропущенного материала. Учитывая тот факт, что использование материалов сетевых курсов подтвердило свою эффективность на практике, внедрение их в образовательный процесс должно расширяться.
Основными направлениями данного процесса являются:
1. Знакомство преподавателей НОЦ с достоинствами применения дистанционных технологий в учебной деятельности в рамках организуемых методических семинаров.
2. Предоставление возможности преподавателям НОЦ осуществлять текущий и итоговый контроль деятельности обучающихся с помощью разработанных и размещённых на сайте Экономической интернет-школы заданий.
3. Оказание помощи педагогам НОЦ в разработке собственных материалов для интегрирования очного и дистанционного обучения.
4. Предоставление возможности школьникам, посещающим очные занятия в НОЦ и желающим углубить свои знания по экономике, пройти самостоятельно дистанционный курс.
В результате реализации перечисленных мер повысится как учебная мотивация, так и качество обучения за счёт внедрения в образовательный процесс новых видов деятельности.
Следующим этапом совершенствования экономического образования в НОЦ с помощью дистанционных технологий является развитие образовательных ресурсов сетевых курсов, а также расширение возможностей сайта Экономической интернет-школы.
В условиях недостаточности основного и дополнительного экономического образования значение дистанционных технологий значительно возрастает. Это связано с тем, что использование их для некоторых обучающихся становится единственным способом получения знаний в данной предметной области. Важны дистанционные технологии и для школьников, желающих дополнительно углубить свои знания. В связи с этим организация на базе Экономической интернет-школы как сетевого, так и интегрирования очного и дистанционного обучения является весьма актуальной и своевременной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будахина, Н.Л. Содержание и структура интеграции школьного математического и экономического образования [Текст] / Н.Л. Будахина, Е.И. Смирнов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том 2 (психолого-педагогические науки]. - С. 92-97.
2. Гарманова, О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения (на примере Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН] [Текст] / О.Ю. Гарманова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 5(61]. - С. 93-103.
3. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики. - 2006. - 231 с.
4. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.
5. Люкманова, В.Е. E-learning при обучении студентов экономических специальностей [Текст] / В.Е. Люкманова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 172-175.
6. Медведева, Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики России [Текст] / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 4. - C. 58-73.
7. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736-/12.05.17-Приказ_413.pdf
8. Намаканов, Б.А. Возможности дистанционного обучения в высшей школе [Текст] / Б.А. Намаканов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том 2 (психологопедагогические науки]. - С. 21-26.
9. Новиков, А.Е. Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников [Электронный ресурс] / А.Е. Новиков. - Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/setevaya-informatsionnaya-tekhnologiya-kak-sredstvo-grazhdanskogo-obrazovaniya-starsheklassn
10. Полат, Е.С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы [Текст] / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 2003. - № 3. - С. 10-17.
11. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4(56]. - C. 110-119.
12. Проблемы устойчивого развития российской системы образования [Текст]. - М.: Издание Государственной думы, 2010. - 192 с.
13. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2004. - 416 с.