Научная статья на тему 'Оценка учебных достижений физкультурного образования школьников в рамках реализации ФГОС'

Оценка учебных достижений физкультурного образования школьников в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PHYSICAL EDUCATION / THE CRITERIA FOR ASSESSING THE RESULTS ACHIEVED / DIAGNOSTIC TECHNOLOGY / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журкина Алла Яковлевна

В соответствии с требованиями ФГОС характеризуются критерии и оценки достигаемых предметных, метапредметных и личностных результатов физкультурного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журкина Алла Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of educational achievements of students of sports education in the framework of the implementation of the GEF

In accordance with the requirements of the GEF characterized evaluation criteria and achieved substantive, metasubject and personal results of sports formation of schoolboys.

Текст научной работы на тему «Оценка учебных достижений физкультурного образования школьников в рамках реализации ФГОС»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 371.263; 373.51; 006.7/.8; 37.037

А. Я.Журкина

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС характеризуются критерии и оценки достигаемых предметных, метапредметных и личностных результатов физкультурного образования школьников.

In accordance with the requirements of the GEF characterized evaluation criteria and achieved substantive, metasubject and personal results of sports formation of schoolboys.

Ключевые слова: физкультурное образование, критерии оценки достигаемых результатов, технология диагностики, образовательные стандарты.

Keywords: physical education, the criteria for assessing the results achieved, diagnostic technology, educational standards.

Одним из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы является переход на новые образовательные стандарты, включающие совокупность требований к структуре основных образовательных программ, впервые нацеленных на интеграцию учебной и внеурочной деятельности; к результатам как предметным, метапредметным, так и к личностным; к условиям реализации примерной образовательной программы, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса и её учебно-методическому и кадровому обеспечению.

Поскольку процесс формирования культуры личности протекает на протяжении всей жизни человека, школьный период является интенсивным этапом самоопределения подростка как в социальном, так и в профессиональном планах. Это положение позво-

лило определить, обосновать цель физкультурного образования -формирование физической культуры школьников.

Изучение предметной области «Физическая культура», как записано в ФГОС основного общего образования, должно обеспечить:

- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

- формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;

- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности;

- формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Учебный предмет «Физическая культура» является основным источником общего образования в сфере физической культуры. Физическая же подготовка, осуществляемая в соответствии с закономерностями физической тренировки, адаптация организма к физическим нагрузкам реализуется кроме внеклассной работы в школе ещё и во внешкольных учреждениях, семейных и дворовых формах и видах физкультурных занятий [1].

Вопрос критериев оценки личных достижений учащихся по предмету «Физическая культура» остается одним из актуальных. Принимая во внимание многозначность этого термина, мы рассматриваем критерии как признак, на основании которого проводится оценка оптимальности содержания физкультурного образования обучающихся. Под оценкой мы понимаем процесс соотношения реальных результатов с уровнем требований и достижением цели. Критерии оценки личных достижений учащихся условно выполняют три основные функции: обучающую, воспитывающую и контролирующую. Обучающая функция позволяет выявить успехи и недостатки в овладении программным материалом, универсальными учебными действиями. Воспитывающая функция содействует формированию качеств и способностей личности морально-волевых, нравственных, интеллектуальных, коммуникативных, повышает самостоятельность и активность. Контролирующая функция выявляет уровень знаний, умений и двигательной готовности, физического совершенствования, позволяет определить адекватные

средства и методы обучения, воспитания и развития, провести своевременную коррекцию. Контроль мы определяем как процедуру, обеспечивающую обратную связь, от получения информации о двигательной деятельности к её результатам. Однако, чтобы оценка осуществляла свои функции, она должна удовлетворять определенным требованиям: объективность, регулярность, разносторонность, дифференцированность, индивидуальность.

Анализ документов Минобрнауки РФ позволяет сформулировать Критерии оптимальности содержания основного общего образования в области физической культуры:

- программно-методическое, нормативно-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение образовательного процесса;

- готовность педагога к организации образовательной физ-культурно-спортивной деятельности и анализу её результативности;

- сформированность ключевых компетенций у обучающихся, системы их отношений (соответствие достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС).

Как показал анализ содержания подходов к диагностике достижений учащихся и способов оценки качества обучения физической культуре, комплексная оценка, в которой в равной мере учитывалось бы физкультурное образование, физическое развитие, физическая подготовленность школьника и отношение его к уроку, на сегодняшний день не применяется, несмотря на то что от этого в большой степени зависит мотивация школьников и состояние преподавания физической культуры в целом. Поэтому так важна система личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения, предложенных ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС результаты изучения учебного предмета предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, устанавливают минимум содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым обучающимся, оканчивающим основную школу. Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя, педагога дополнительного образования требуется использование таких технологий, которые основаны на

дифференциации требований к подготовке обучающихся этапа школьного основного общего образования по физической культуре. Устанавливаются планируемые результаты освоения. Освоение программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оценивается по трем базовым уровням и представлено соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Результатом образовательной деятельности становится сформированность ключевых компетенций. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий и способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Предметные результаты, приобретенные в процессе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся (использование в жизнедеятельности) норм, правил поведения [2].

Обращаясь к технологии диагностики, мы придерживались точки зрения о необходимости её направленности на целевое выявление особенности развития каждого учащегося [3]. При этом особо значимы следующие идеи:

- изучение личности важно не само по себе, а в связи с решением определённой педагогической задачи;

- диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать перспективы развития школьников в сотрудничестве с педагогами (быть проектирующей и развивающей);

- оценка результатов обучения и развития учащихся должна производиться путём сопоставления их только с результатом предыдущей диагностической процедуры того же учащегося;

- все используемые в работе педагогов методики являются воспитательно-развивающими средствами и подбираются с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- используемые методики достаточно просты, не требуют громоздкой процедуры обработки результатов, доступны для интерпретации не только специалисту-психологу, но и школьному учителю, педагогу дополнительного образования, иногда имеющему лишь специальное образование (техническое, физкультурное, биологическое, медицинское и др.), а не педагогическое;

- фиксация результатов, иллюстрирующих восходящую (или понижающуюся) динамику развития, проводится систематически и последовательно, наглядно демонстрируя учащимся изменения по сравнению с исходным состоянием, стимулируя дальнейшую работу над собой (с возможной помощью педагога);

- учащиеся специально привлекаются к выявлению собственных возможностей, качеств и умений, что способствует «выращиванию» у них чувства удовлетворённости хорошим самоконтролем.

Осуществляя диагностику таким образом, чтобы не разрушить системы сложившихся взаимоотношений в классе или во внешкольном объединении, важно избегать травмирующих ребят экспериментальных диагностик, при проведении которых они бы чувствовали атмосферу экзамена, волновались, боясь показаться смешными или неправильно отвечающими на предложенные вопросы, ждали бы оценки взрослых. В то же время достаточная достоверность обеспечивается комплексом методик, выявляющих истинность первичных показателей.

В ходе исследования нами было предложено оценку полученных учащимися знаний и умений производить по 10-балльной шкале, где каждый балл соответствует определённому их уровню. И чем выше этот уровень, тем выше и балл. Низкий уровень оценивается от 1 до 4 баллов; средний - от 5 до 7 баллов; высокий - от 8 до 10 баллов. Стоит отметить, что характеристику знаний и умений по уровням, соответственно каждому баллу, может дать только сам педагог, так как он хорошо знает свой предмет образовательной деятельности [4].

Для оценки личностной характеристики школьников относительно требований ФГОС была разработана также 10-балльная шкала, в которой для большинства показателей каждый балл соответствует мотивации поведения и деятельности школьника.

Наименьшие баллы характеризуют преобладание у детей личностных мотивов (оценка успеха, благополучия и самоутверждения).

Средние баллы - преобладание процессуальных и результативных мотивов (интерес к процессу занятий в классе, секции и их результату).

Наиболее высокие баллы характерны для мотивов с социально значимой направленностью, т. е. когда преобладает желание делать своим товарищам и всем людям добро, оказывать помощь и содействие.

Все показатели проявления отношений школьников к деятельности, к товарищам, к самому себе даны в соответствии с возрастом учащихся.

У дошкольников 4-6 лет диагностируются старательность в труде; желание работать сообща; освоение правил работы.

У младших школьников 7-9 лет - старательность в труде; умение работать сообща и навыки взаимопомощи; желание и умение довести работу до конца.

У младших подростков 10-12 лет диагностируется добросовестность в труде; отношение к труду в коллективе; настойчивость в преодолении трудностей.

У старших подростков 13-15 лет - творческое отношение к делу, которым они занимаются; отношение к коллективу в совместной деятельности; стремление к самовоспитанию.

У старшеклассников 15-18 лет - умение ставить цель и анализировать достигнутые результаты; ответственность; самоутверждение (интеллектуальный, гражданский и профессиональный выбор).

Педагогам важно осознать смысл, необходимость психолого-педагогической диагностики учебных и личностных достижений учащихся, научиться пользоваться доступными методиками, обобщать полученную информацию по каждому учащемуся, сходным группам, формулировать учебно-воспитательные задачи, планировать содержание работы по физической культуре, поскольку именно в классе, в детском объединении по интересу подросток наряду с программой обучения осваивает программу социализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений, складывающихся здесь. Она не имеет явного организационного оформления, но благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

Практика показывает, что подобная работа помимо осознания её необходимости, интереса к ней, требует от каждого педагога

значительных временных затрат. Администрация в педагогическом коллективе должна создавать атмосферу заинтересованности (педагогические советы, индивидуальные темы самообразования, конференции, мастер-классы, обобщение опыта, моральное и материальное стимулирование).

Педагогическим коллективам школ, учреждений дополнительного образования важно практически осмыслить переориентацию направленности учебно-воспитательного процесса от общеподготовительной и профессионально-прикладной подготовки к дифференцированному физическому образованию, логически обоснованному переходу от обязательных форм занятий к предпочитаемым формам физического самосовершенствования и самовоспитания. В методическом плане требуется разработка образовательных программ, обеспечивающих целенаправленное и целесообразное развитие физического и личностного потенциала обучающихся; разработка форм учёта и контроля (мониторинга) теоретической, методической и двигательной подготовленности обучаемых.

Необходимым условием профессионального выполнения учителем, педагогом дополнительного образования этих задач является создание надёжной диагностической системы, дающей возможность отслеживать результаты образовательной, воспитательной и оздоровительной деятельности, которая имеет значение для самообразования, самопознания и самореализации - базисных характеристик самоопределения учащихся.

Сущность организационно-методических инноваций в оценке качества преподавания физической культуры, обучения и воспитания детей, подростков состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса школы, спортивного объединения УДОД на уровневую реализацию содержания образования по физической культуре в соответствии с возможностями обучающихся (индивидуально приемлемым содержанием и режимом физкультурной и спортивной подготовки), освоение ими нравственных, организационных, коммуникативных ценностей физической культуры.

Варианты оценки педагогом, тренером, самооценки предметных и личностных характеристик обучающихся представлены в книгах «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников» А. Я. Журкиной и Н. Н. Назаровой [5].

Апробация предложенных методик осуществляется педагогами дополнительного образования, работниками УДОД Щёлковского муниципального района Московской области и представлена в ежегодных публикациях сборников (2012, 2013, 2014, 2016 гг.)

Примечания

1. Журкина А. Я., Назарова Н. Н. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников. Шуя ; М. : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 182.

2. Диагностика и мониторинг образовательных достижений учащихся в Московском регионе. ДО г. Москвы, МИОО, МЦКО, М., 2006.

3. Лях В. И, Кофман Л. Б., Мейксон Е. Б. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры : (метод. рекомендации). М., 1992.

4. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждениях дополнительного образования. М. : ИСМО РАО, 2003.

5. Журкина А. Я., Назарова Н. Н. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников. Шуя ; М. : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 182; Журкина А. Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. С. 71.

УДК 37.012; 371.8; 379.831

М. П. Нечаев

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья раскрывает содержание и технологию экспертного анализа дополнительных общеразвивающих программ на основе квалиметрического подхода. Приводится авторская методика качественной и количественной оценки качества проектирования дополнительной общеразвивающей программы в учреждении дополнительного образования детей.

The article reveals the content and technology expert analysis of the additional General developmental programs on the basis of qualimetric approach. Given the author's methodology of qualitative and quantitative assessment of the qual-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.