Научная статья на тему 'Обновление содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом требований ФГОС основного общего и высшего профессионального образования'

Обновление содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом требований ФГОС основного общего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА / РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / CONTENTS OF BACHELOR TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IMPLEMENTATION / THE CONCEPT OF EDUCATIONAL PROGRAM / SUBJECT CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Г. А.

В статье рассмотрены основные пути обновления содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом принятых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENOVATION OF THE CONTENTS OF CORE PROFESSIONAL TRAINING OF PE TEACHERS WITH THE CONNECTION WITH BASIC GENERAL AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article describes the main ways of renovation of the contents of core professional training of PE teachers with the connection with basic educational standards.

Текст научной работы на тему «Обновление содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом требований ФГОС основного общего и высшего профессионального образования»

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

RENOVATION OF THE CONTENTS OF CORE PROFESSIONAL TRAINING OF PE TEACHERS WITH THE CONNECTION WITH BASIC GENERAL AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Г. А. Кузьменко

В статье рассмотрены основные пути обновления содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом принятых образовательных стандартов.

Ключевые слова: содержание подготовки бакалавра, реализация Федерального государственного образовательного стандарта, концепция образовательной программы, учебный план, программа дисциплины.

Обновление содержания образовательных программ факультета физической культуры обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Соответственно, одной из задач, требующих своего разрешения сообществом специалистов высшей школы в отрасли «Физическая культура и спорт» на сегодняшний день является определение, за счет каких факторов будут осуществляться изменения на структурном и содержательном уровнях.

1. Процесс обновления содержания образования, прежде всего, обусловлен Концепцией развития вуза, позиционированием двух (чаще всего взаимоисключающих) идей развития образовательного процесса: как (1) «образовательной программы», либо как (2) «образовательной услуги».

Формирование учебных планов вузами РФ по ФГОС происходило в русле сохранения и бережного отношения к содержанию наработанных десятилетиями образовательных программ, в которых были сохранены ключевые дисциплины с некоторой коррекцией названия и дополнением практико-ориентированных разделов. Вместе с тем факультеты и институты физической культуры внесли большое количество дисциплин по выбору, обеспечивающих выпускнику возможность осуществить профессиональный выбор в современных условиях развития отрасли и учета перспективы трудоустройства.

Во многих учебных планах бакалавриата по профилю «Физическая культура» представлены по три дисциплины на выбор во благо создания условий реализации индивидуальной образовательной траектории. Профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов предоставил студенту большой объем образовательных циклов, а в ин-

G. A. Kuzmenko

The article describes the main ways of renovation of the contents of core professional training of PE teachers with the connection with basic educational standards.

Keywords: contents of bachelor training, Federal state educational standard implementation, the concept of educational program, subject curriculum.

терпретации и принятой трактовке Министерства образования и науки РФ - образовательных услуг.

Учебные планы институтов и факультетов физической культуры направлены на максимальное сохранение количества аудиторных часов, поскольку их объем предполагает не только сохранение кадрового состава ППС при расчете часов, а прежде всего качество подготовки бакалавра.

Если образовательный процесс, реализуемый факультетом, рассматривается как образовательная услуга, то мы должны создать такие образовательные условия, которые бы актуализировали потребность студентов на их приобретение. Как следствие, мы выделяем ряд наиболее интересных и перспективных дисциплин либо образовательный модуль в разряд платной услуги. И если у нас наиболее востребованными модулями учебного плана бакалавриата являются «Менеджмент в физической культуре и спорте» и «Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования», то мы должны вывести эти модули из учебного плана и представить их как дополнительную образовательную услугу. Стоит дилемма: факультет должен зарабатывать средства для собственного развития или в рамках имеющихся часов модульно представить профессионально значимые дисциплины в структуре учебного плана? Современное состояние, связанное с материально-техническим обеспечением учреждений высшего профессионального образования и вхождением рыночной экономики в систему образования, побуждает вузы к развитию образовательных услуг.

Таким образом, содержание основной образовательной программы профиля и структура учебного плана в рамках их обновления зависят от рассмотренной выше проблемы.

2. Перспектива изменения структуры учебного плана обусловлена необходимостью реализации ФГОС ВПО в

аспекте формирования профессиональных и специальных компетенций, которые более эффективно будут формироваться при слиянии дисциплин в модули профессиональной направленности: организационно-управленческой; социальной и психолого-педагогической; медико-биологической; научно-исследовательской; профильной теоретико-методической (во многих работах представленной как учебно-воспитательной компетенции). Дисциплины, обеспечивающие наполнение данных модулей, могут быть представлены в вариативной части как обязательные и, кроме того, могут рассматриваться в аспекте дополнительной образовательной услуги.

В процессе совершенствования структуры учебного плана, обеспечивающего формирование заявленных во ФГОСе и сформулированных вузом компетенций, содержательно близкие дисциплины целесообразно объединить в модульный формат. Например, специальная компетенция (заявленная в учебном плане факультета физической культуры (ФФК) МПГУ), звучащая как «способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей», формируется на базе знаний, умений и способностей, выработанных медико-биологическим блоком дисциплин, объединенных в модуль «Медико-биологическое обеспечение физического воспитания и спортивной тренировки».

3. Если вузу предоставляется возможность коррекции содержания заявленных (при первоначальном составлении учебного плана) специальных компетенций, то более целесообразно их выстроить по ведущей направленности вида профессиональной деятельности. Значительно легче диагностировать степень сформирован-ности более частной способности, в сравнении с комплексным образованием. Скажем, одну из специальных компетенций ФФК МПГУ, звучащую как: «использует ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом», скорее всего, проверят не комплексные контролирующе-оценочные средства (КОС), а сама профессиональная деятельность, поскольку она сформулирована достаточно емко.

Мы находимся перед дилеммой:

А. Меньшее количество компетенций предъявляет более серьезные требования к организации КОС в аспекте их разработки в комплексном формате, отражающем относительно самостоятельные виды профессиональной деятельности. Бытующее среди педагогов представление «чем меньше компетенций, тем лучше и легче» не оправдывает своих ожиданий.

Несмотря на то, что уровень профессионализма выпускника вуза (в том числе) определяется и степенью обобщения, интеграции знаний, умений, навыков в решении образовательной проблемы, способностей к их адекватной реализации в вариативных (нестандартных) условиях профессиональной деятельности, чрезмерно емкие компетен-

ции все же значительно сложнее проверить КОС. В связи со сказанным, разработанные компетенции можно классифицировать по: 1) содержанию профессионально ориентированных видов деятельности; 2) по степени интеграции частных профессиональных способностей (действий, фрагментов деятельности) в общие - комплексные виды деятельности (с высокой, средней и низкой степенью интеграции). Даже если мы и сохраним подобную формулировку компетенций в структуре учебного плана, они будут представлять собой иной уровень сложности. Чем обобщенней сформулирована компетенция, тем более сложные требования предъявляются к преподавателям по проектированию заданий итоговой государственной аттестации.

Б. Большее количество компетенций облегчает их диагностику в условиях промежуточной аттестации, но усложняет составление программы итоговой государственной аттестации. Компетенции, представленные в стандарте «Гуманитарное образование», направление «Физическая культура», содержательно отражающие профессиональную готовность, достаточно легко диагностируются, информируют проверяющего о степени владения частной способностью. Но данные частные способности не в полной мере характеризуют реальную профессиональную деятельность, ведь ведущей целью итоговой государственной аттестации является проверка готовности выпускника осуществлять не профессиональные действия, а профессиональную деятельность. Таким образом, отрицательным моментом содержания частных компетенций является отсутствие или недостаточность проявления на их образовательном поле метапредмет-ныхи надпредметныхсвязей, без чего профессиональная деятельность не может быть осуществлена.

Таким образом, если мы реализуем первый подход «компетентность как интегративное образование», организацию и построение учебного плана мы должны рассмотреть «сверху вниз» (от восьмого семестра - к первому), учитывая уровни комплексирования частных способностей в подгруппы и группы. Формирование комплексной компетенции основано на формировании более частных способностей через образовательные модули и дисциплинарные блоки с непременным наличием на низшем уровне межпредметных связей, а на более высоком -межпредметных и надпредметных - как надпредметной ориентации на результат.

Сложность будет заключаться в разложении компетенции на составляющие. Например, компетенция «владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся» на низшем уровне диагностируется блоками КОС, ориентированных на проверку психолого-педагогической, медико-биологической и других способностей внутри каждого из блоков дисциплин на образовательном поле решения частных проблем.

Далее в определенном разделе освоения дисциплины мы должны выделить межпредметную обусловлен-

ность двух (и более) дисциплин, например: психологии физического воспитания и спорта и физиологии физического воспитания и спорта (причем определить контекст заданий межпредметной ориентации внутри каждой дисциплины, чтобы исключить повторы).

Затем в структуре проектирования КОС мы должны предусмотреть надпредметную ориентацию: как содержательно встраиваются знания, умения, способности, виды профессионально ориентированных действий и деятельности в решение профессиональных задач, освоение которых осуществляется на поле ведущих профессиональных дисциплин. Например, ППС необходимо коллегиально определить: как встраиваются компетенции, выработанные дисциплинами «Физиология физического воспитания и спорта», «Психология физического воспитания и спорта», «Социология физической культуры и спорта» в структуру дисциплин «Теория и методика физического воспитания и спорта» и «Методика обучения физической культуре».

Анализируя наполнение дисциплинарной образовательной программы, реализуемой в первом семестре бакалавриата (модуль содержательно еще не просматривается), можно отметить, что на первичном уровне надпред-метная связь не проявляется (нечего интегрировать, не сформированы частные умения и способности). Эта над-предметная связь выступает в роли надпредметной ориентации и представляет собой мотивационно-ценностный (личностно и профессионально ориентируемый) контекст освоения дисциплины: «Мне это пригодится для ...»; «Мне эти способности будут необходимы в ...».

Если же мы реализуем второй подход, то компетенции проверяются достаточно легко расширенным объемом КОС, но они не отражают в деятельностном формате требования к аспектам профессиональной готовности. Тогда их придется объединять в группы и блоки, чтобы отразить вариативность реально существующих педагогических условий деятельности.

4. Министерство образования и науки РФ рассматривает вопрос об организации итоговой государственной аттестации в компетентностном формате по аналогии с ЕГЭ в вузах РФ. В данном случае возникает ряд серьезных актуальных по значимости своего разрешения задач, среди которых:

а) содержательная унификация всех реализуемых компетенций по всем вузам РФ в образовательных программах конкретного профиля. Если не произойдет унификации, мы не сможем предъявить единые КОС итоговой государственной аттестации к выпускникам вузов РФ. Вместе с тем возникает вопрос, в чем тогда проявится уникальность каждого образовательного учреждения? Скажем, в чем содержательно позиционирует свой научно-педагогический потенциал в образовательном пространстве РФ ППС института физической культуры, спорта и восстановительной медицины Казанского государственного университета или РПГУ им. А. И. Герцена? Ведь студенты должны выбирать вуз не по принципу близости к месту проживания, а с учетом перспективы избранной области профессиональной самореализации. Вероятней всего, относительно унифици-

рованное содержание основных образовательных программ вузов должно быть еще и потому, что вуз по требованиям ФГОС ВПО должен реализовывать принцип академической мобильности. В связи с этим целесообразность унификации образовательных программ на младших курсах высказали большинство членов учебно-методической комиссии по физической культуре УМО в области подготовки педагогических кадров.

б) разрабатываемые вузами КОС должны пройти ква-лиметрическую и тезаурусно-содержательную оценку.

5. Теперь о самом главном - основная образовательная программа вуза призвана сформировать профессионально значимые способности к избранной сфере деятельности. И ведущая цель - подготовка студента не к абстрактным действиям, а к профессиональной деятельности в формате принятого федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Мы не должны забывать, что организация содержания образовательных модулей и дисциплин бакалавра «Физической культуры» и «Физкультурного образования» прежде всего ориентирована на субъекта профессиональной деятельности, на того, кого развиваем, воспитываем, обучаем, у кого формируем личностно и социально значимые качества и способности.

Специфика образовательной деятельности бакалавра физической культуры обусловлена ведущей парадигмой: не «учиться», а «учиться учить», «учиться развивать», «учиться воспитывать», «учиться формировать». В основе организации дисциплин в образовательном процессе лежит практико-ориентированная направленность. Не каковы знания в целом, а как на основе этих знаний будут сформированы умения? Как эти умения воплотятся в деятельности и преобразуются в способности предметного и метапредметного характера, в профессионально востребованные личностные качества? Только принять знания от преподавателя - это один уровень социальной ответственности, принять и передать обучающемуся с различным уровнем учебной мотивации, качеств и способностей личности - это другой уровень, отражающий высокую степень профессиональной готовности к деятельности (см. рисунок).

Современные преобразования, представленные в законодательном документе - ФГОС на ступенях общего образования, обусловлены необходимостью понимания обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. Изменилась система социального запроса, в основной образовательной программе (ООП) начального общего образования, который требует от личности школьника: готовности к реализации активной жизненной позиции, успешного решения жизненных задач, умения сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, активного решения проблем с целью выработки определенных решений [1-4].

В современных условиях стали значимыми способности к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций. Сотрудничество учителя и обучающихся в процессе

Перспектива реализации знаний, умений, способностей преподавателя

П рофесс ионал ь но В I

А ориентированная

В

А ориентированная Преподаватель Бакала в р деятельность Учащийся школы,

бакалавра субъект

А

образовательной

Í деятельности

-^

Перспектива актуализации учебной деятельности бакалавра

Рис. Направленность образовательной деятельности преподавателя и бакалавра

овладения знаниями, активное участие каждого ребенка в выборе содержания и методов обучения, презентация личных образовательных успехов в условиях учебной, внеклассной и внешкольной деятельности по физической культуре непременно должны оцениваться педагогом [5-6]. Ценностные ориентиры образования изменены и предъявляют требования к личности школьника: обладать физическим, психоэмоциональным, социальным здоровьем, развивать двигательные навыки и способности, адаптироваться к нагрузкам в вариативных условиях деятельности, организовывать здоровьесберегающее пространство деятельности, встраивать физическое совершенствование как процесс в собственную жизнедеятельность.

Итак, заявлена цель и качественные показатели достижения данной цели - ожидаемый результат в структуре воспитательных и образовательных задач. В ООП обобщенно представлены только требования к уровню развития двигательных умений и навыков в логике перечисления элементов техники из базовых видов спорта, тогда как уровневые характеристики степени освоения знаний, их реализации в практической деятельности, степени сформированности предметных результатов деятельности (способностей, компетентностей) учителю физической культуры (нашему выпускнику) еще предстоит разрабатывать. В ООП отсутствует содержание видов физкультурно-оздоровительной активности, содержание раздела программы по организации физкультурно-оздоровительной активности учащихся с корригирующей направленностью. Соответственно, усиливается нагрузка на медико-биологический и методический блоки дисциплин.

Анализируя виды сформированных способностей и умений учащихся, представленных в ООП, следует отметить, что они развиваются только в специфически организованных действиях и деятельности: игровая, учебная, коммуникативная, тренировочная, рекреационно-восста-новительная, контролирующе-оценочная, рефлексивная, соревновательная, организационная (что актуализирует методическую подготовку бакалавра к организации данных видов деятельности).

Формирование и совершенствование способностей обучать технике двигательных действий, тренировать,

организовывать соревновательную деятельность - в программах вуза представлены достаточно емко, а вот формирование способностей выпускника к организации коммуникативной, рекреационно-восстановительной, контролирующе-оценочной, рефлексивной, организационной деятельности раскрыты не в полной мере. В связи с этими изменениями и необходимо содержательное дополнение программ профессиональных дисциплин (их вариативной части).

В связи со сказанным, структура деятельности учителя физической культуры становится все более сложной, в ней присутствуют в большей мере взаимосвязанные виды педагогической деятельности: диагностическая; ориентационно-прогностическая; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; ана-литико-оценочная; исследовательско-творческая. Суче-том расширения диапазона в организации видов и форм деятельности учащегося изменяется и перечень функциональных требований к учителю физической культуры, к его интеллектуальной готовности.

В настоящее время происходит преобразование ролевых позиций учителя. Так, в результаты освоения ООП ФГОС учащихся 4-го класса включен ряд требований: «учащийся должен демонстрировать способности к самоорганизации деятельности»; «организовывать и проводить...»; «вести систематические наблюдения»; «выполнять упражнения по коррекции и профилактике ...» и др.

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС призван осуществлять оценку качества образовательной деятельности учащихся как системный процесс, в котором преломляется множество параметров:

• определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности, разработка вопросов, контролирующих заданий и системы их оценивания с оптимальным объемом и содержанием;

• выявление объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контролирующе-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания (в системе оценивания);

• выделение базовых и вспомогательных знаний (с учетом рейтинга сложности заданий и степени их освоения, поскольку в ООП начальной ступени общего образования представлен общеобразовательный, базовый и профильный уровни - в логике усложнения деятельности, совершенствования способностей);

• оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, при этом рейтинг выстраивается с учетом параметров методической целесообразности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности и др.;

• определение предпочтительных качеств и способностей, например: динамика наработки объема и степени сформированности двигательных умений и навыков и (или) динамика показателей физической подготовленности с учетом индивидуальных первичных результатов;

• оценка степени направленности личности на физическое совершенствование, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

• разработка системы требований, позволяющих оценивать освоение учащимся дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники рекомендуемых и избранных видов спорта и т. д.;

• разработка критериев оценки преемственного развития (от 1-го к 4-му классу), от элемента действия к целостному действию и от него - к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности с учетом выхода на представленные в ООП результаты образования.

Выпускник должен быть готов реализовать требования образовательной программы по учебной дисциплине «Физическая культура» ФГОС ОО и разрабатывать систему критериев, из которых формируется суммарная оценка с учетом структуры видов деятельности.

В ООП представлены: 14 основных, сформулированных в контексте «Выпускник научится», при этом приоритет в большей мере должен распространяться на показатели динамики и степени сформированности двигательных навыков, а также динамики показателей физической и функциональной подготовленности; и 15 дополнительных, в контексте «Выпускник получит возможность научиться», при этом показатели степени освоения контролирующе-оценочной, рефлексивной, организационной видов деятельности должны иметь меньший вес в итоговой оценке, но вместе с тем отражать тенденцию увеличения их влияния на итоговую оценку с повышением возраста и опыта обучающихся от 1-го к 4-му классу (и т. д.).

Анализ содержания ФГОС и требований ООП позволяет утверждать: задачи предмета «Физическая культура» расширились. Соответственно, требуют своего изменения:

• организационная структура образовательного процесса школы (для достижения личных, метапредмет-ных и предметных результатов освоения ООП), поскольку личные и метапредметные результаты можно достичь при использовании интегративных образовательных курсов;

• содержание образования в предметной области «Физическая культура», в связи с тем, что содержание обусловлено целями и задачами ФГОСа;

• организационная структура учебных занятий по физической культуре, и их направленность (учебная; тренировочная; методическая: игровая, рекреационно-восстановительная, организационная, соревновательная; интегративная);

• структура и содержание видов деятельности учащегося и учителя на урочных, внеклассных, внешкольных занятиях в логике решения заявленной во ФГОС цели, воспитательных и образовательных задач;

• система оценки качества образования в предметной области «Физическая культура», где система оценивания осваиваемых знаний, умений, навыков, сформированных способностей, компетентностей в различных видах и формах деятельности в режиме дня школьника складываются в итоговую оценку.

Таким образом, коррекция содержания учебного плана вуза в структуре дисциплин профессионального цикла ориентирована не только на реализацию ФГОС ВПО как самоцели, но и на освоение и обеспечение образовательного процесса с учетом современных преобразований на всех ступенях основного и профессионального образования.

Все мы находимся в начале пути, и от продуманных действий Министерства образования и науки РФ и вузов РФ зависит развитие структуры и содержания образовательных программ, ориентированных на формирование профессиональной готовности выпускников к успешной деятельности в отрасли «Физическая культура и спорт».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баландин В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2001. 438 с.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М., 2010. 201 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 42 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2009. 30 с.

5. Безбородкин П. В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. СПб., 2000. 239 с.

6. Тер-Мкртичан Р. А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Тула, 2002. 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.