Научная статья на тему 'Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей'

Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2229
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ДЕТСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN / CHILDHOOD / SOCIO-CULTURAL MEDIUM / SELF-ORGANIZATION OF CHILDREN AND ADULTS / UPBRINGING POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В статье анализируются понятия «самоорганизация» и «самоорганизация детей и взрослых» применительно к сфере дополнительного образования детей как пространству детства. В работе раскрываются сущность и особенность пространства дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of self-organization of children and adults in the supplementary child education

The article analyses the concept of "self-organization" and "self-organization" of children and adults in the field of sideline education for children as a child in work is the essence and feature of sideline education for children.

Текст научной работы на тему «Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Голованов Виктор Петрович

доктор педагогических наук, профессор Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва

VPGolovanov@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье анализируются понятия «самоорганизация» и «самоорганизация детей и взрослых» применительно к сфере дополнительного образования детей как пространству детства. В работе раскрываются сущность и особенность пространства дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, детство, социокультурное пространство, самоорганизация детей и взрослых, воспитательный потенциал.

«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, -

непрочно, неверно и ненадежно».

Януш Корчак

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В этой связи проявляется актуальность исследования педагогических условий самоорганизации детей и взрослых в пространстве дополнительного образования как среде развития личности ребенка определяется изменениями, происходящими в современном образовании, как в области его содержания, так и в области взаимоотношений детей и взрослых. Сегодня в числе наиболее востребованных в плане личностного развития оказываются качества самостоятельности и автономии, инициативности и ответственности.

Приоритеты самости человека, саморазвития, самоопределения, самообразования, самореализации и самоорганизации лежат в основе педагогической парадигмы современного дополнительного образования детей. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Действительно, сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Важнейшей проблемой сохранения единства образовательного пространства страны является создание воспитательного идеала россиянина.

Детство - время самых сложных вопросов. Современные дети ставят вопросы, на которые и сто взрослых не ответят, они очень самостоятельны в суждениях, свободны в своих приоритетах и не

принимают готовых истин на веру. Дети не сами по себе являются будущим. Дети являются лишь той возможностью, требующей колоссальной работы всего «взрослого» общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре. Наивно предполагать, что существуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние «взрослости». Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.

Скрупулезная работа по выращиванию детства в здоровое и сильное поколение принадлежит только тем, кто является родителями - отцами и матерями детей, как прямыми, так и косвенными - несущими груз «родительской» ответственности за конкретную территорию. В этой связи работа по выпёстыванию детства и детей должна строиться относительно двух векторов - воспроизводства и развития.

Воспроизводство является необходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства.

Развитие связано с теми перспективами, которые открываются и обеспечиваются каждому ребенку.

Дополнительное образование детей и рассматривается нами как территория перспективного и безопасного детства. Современное пространство дополнительного образования детей как образовательное, социокультурное, воспитательное пространство Детства и является оптимальным пространством для приобретения навыков самоорганизации детей и взрослых. При этом на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Голованов В.П., 2014

Дополнительное образование детей выступает образовательной, социокультурной инфраструктурой детства. А детство - самый точный индикатор, отражающий социально-экономическое, культурное развитие страны, региона, муниципалитета, а также показатель психического и морального здоровья всего общества в целом. Подчеркнем еще раз, именно поэтому современное дополнительное образование детей и рассматривается нами как пространство, среда, территория перспективного и безопасного детства.

Заметим, также, что современное дополнительное образование детей - составная часть социальной политики в области детства. Научиться жить -значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Утвердиться образованию в правде - избавиться от фальши показухи, двойной морали, от расхождения между словом и делом.

При этом мы исходим из того, что современное общество проявляет особый интерес в следующих аспектах:

- подрастающее поколение было бы способно гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и уметь применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути ихрациональ-ного решения, используя современные технологии;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, уметь работать в группе, находить компромисс в различных конфликтных ситуациях;

- уметь самосовершенствоваться.

А главное, что жизнь в современном российском обществе все больше требует от человека развития качеств автономии и самоорганизованности. В современных условиях важны самостоятельность, инициативность, демократичность, умение творчески мыслить, знание своих прав и свобод и умение их защищать, способность поддерживать свое физическое и психическое здоровье и пр. Нами данные качества рассматриваются как составляющие единого процесса психической самоорганизации человека. Чтобы формировать эти качества, необходимо начинать их развитие как

можно раньше. Несомненно, что именно дополнительное образование детей должно в полной мере выполнять эту задачу.

Новое поколение должно быть готово:

- принять полную ответственность за свою жизнь и развитие общества и государства;

- обладать способностью рассматривать любое поражение как урок, требующий усвоения и выводов;

- готово настойчиво ставить перед собой социально и нравственно обоснованные жизненные цели и ориентированное на их достижение поведение.

На сегодняшний день в числе наиболее востребованных, в плане личностного развития, оказываются качества самостоятельности и автономии, инициативности и ответственности. Приоритеты саморазвития, самообразования и самореализации лежат в основе современной педагогической парадигмы.

Главное, что современному развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Накопленный опыт показывает, что для достижения поставленных задач необходимо создание демократической образовательной системы на основе принципов свободного воспитания, сотрудничества, сотворчества в сфере дополнительного образования детей.

Анализируя психолого-педагогическую литературу отмечаем, что самоорганизация выступает как одна из характеристик субъекта наряду с активностью, самодетерминацией и саморазвитием. Сегодня на первый план выходят личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения, моделировать свой жизненный путь.

На протяжении многих десятилетий развития внешкольного образования, внешкольного воспитания, дополнительного образования детей, доказано, что в сфере дополнительного образования детей возможно создание оптимальных условий и возможностей для каждого ребенка, в которых он мог бы при постоянном стимулировании творческой активности, максимально обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки, разрешить нравственные конфликты, осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего личного жизненного пути.

Мы придаем особое значение дополнительному образованию, так как деятельность в учебных группах, детских творческих объединениях по интересам позволяет ребенку найти себя, развить

в себе неизвестные ранее способности и, что самое главное, прививает желание самосовершенствоваться.

Сегодня все больше погружаясь в психолого-педагогические проблемы детства, рассматриваем самоорганизацию как сложное качество, которое проявляется в свободе от внешних влияний и принуждений, как способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у детей самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания и в учении и в практической деятельности.

Саморганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей - процесс образования и развития малых неформальных групп, объединений, организаций, социумов с целью реализации основных образовательных, социокультурных, гражданских, культурно-досуговых потребностей детей и взрослых. Основой самоорганизации являются социальные взаимодействия или межличностная коммуникация в пространстве дополнительного образования детей.

Характеризуя современное дополнительное образование детей, видим, что это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к воспитаннику, открытая для социально-педагогического партнёрства. Сфера дополнительного образования детей, в силу своей личностной персонифицированной ориентированности на каждого ребенка, направленностью на индивидуальные образовательные траектории, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Каждый ребенок, став участником образовательной деятельности в детском объединении (учебной группе) дополнительного образования детей, может сохранить положение ученика как потребителя услуги (по праву добровольного выбора!), но у него есть все основания стать субъектом: образования (содержания и процесса); индивидуальных достижений и результатов (образованности); совокупных результатов и достижений; контроля и оценки как самоконтроля и самооценки; системы внутреннего оценочного исследования качества программ, условий, деятельности педагогов и учреждения.

Дополнительное образование детей, это компе-тентностное образование, которое может выступить действительным приоритетом инновационного развития общества только в случае, если личностные ориентации воспитанников направлены на сознатель-

ный выбор продуктивных стратегий жизненного пути, осуществляемый в самообразовательной деятельности, взаимодействии и общении, что предполагает достаточно высокий, т.е. собственно компетентно-стный уровень самоорганизации личности.

Мы считаем, что перейти к полноценному осуществлению субъект-субъектной модели дополнительного образования детей можно лишь на основе современного, синергетического миропонимания. Учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, распространяясь и на педагогику дополнительного образования детей, дает новую трактовку процессам личностного развития, позволяя рассматривать ребенка как активного деятеля собственного развития, воспитания и обучения. Педагогика не может оставаться более технологией воздействия на «человеческий материал» с целью получения результата, нужного государственной системе или производству Личность сама в определенной степени является «заказчиком» своего будущего состояния, субъектом собственного образования. Именно такой подход, отвечающий современным представлениям о гуманизме, является на сегодняшний день наиболее перспективным в сфере дополнительного образования детей.

Жизнь в современном российском обществе все больше требует от человека развития качеств автономии и организованности: самостоятельности, инициативности, демократичности, умения творчески мыслить, знания своих прав и свобод и умения их защищать, способность поддерживать свое умственное, физическое, нравственное и психическое здоровье и пр. С синергетических позиций данные личностные качества можно рассматривать как проявления самоорганизации в поведении человека.

«Самоорганизация - процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер» [5, с. 487]. Самоорганизация - это способность людей признавать наличие не только собственных, но и общих интересов и действовать в этих интересах. Эффект самоорганизации в коллективе людей проявляется в: формировании морально-психологического климата; решения принимаются методом мозгового штурма; наставничестве, поддержании начинающих; саморегулировании, разрешении конфликтов; избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях; формировании коллективного мнения. Учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, должно распространиться и на педагогику дополнительного образования детей, дать новую трактовку процессам лично-

стного развития, позволяющую рассматривать ребенка как активного деятеля собственного развития, воспитания и обучения.

Любая педагогика, так или иначе, признает необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников для повышения эффективности образовательного процесса. Кроме того, способность координировать собственное поведение в соответствии со своими индивидуальными особенностями и особенностями ситуации имеет большую ценность для современного человека, и потому она должна целенаправленно формироваться.

Объединяя две эти задачи, мы приходим к пониманию необходимости предоставления обучающимся не просто индивидуальных траекторий развития, подобранных для каждого извне, но возможностей самоопределения и опыта самоуправления в процессе развития собственной личности. Это касается формирования опыта работы в оптимальном для них стиле, выработки умения согласовывать ход своей работы с собственными индивидуальными особенностями и добиваться благодаря этому наилучших результатов. Не менее важно также уделить достаточное внимание самоорганизации детей в выборе содержания своей учебной (и будущей профессиональной) деятельности.

Термин «самоорганизация» находит все большее применение в современной педагогической литературе. Однако, ввиду того, что единой и общепринятой концепции самоорганизации в педагогике и психологии не существует, разные авторы по-разному видят смысл данного понятия. Соответственно, по-разному определяются условия и показатели успешности самоорганизации детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей. Процесс самоопределения и выбора индивидуальной, уникальной траектории своего развития является не средством своего рода программируемого формирования личности, а самой целью образовательного процесса, который должен предоставлять максимально широкие возможности для такого личностного самоопределения.

Развитие личности - это не процесс придания ей некоторой формы посредством внешних усилий, но процесс самостоятельного выбора и обретения ей необходимых качеств, важных и актуальных с ее субъективной точки зрения. Заметим также, что самоорганизация - это способность людей признавать наличие не только собственных, но и общих интересов и действовать в этих интересах.

Условием совершенствования самоорганизации должно служить проведение мероприятий, направленных на обучение детей и взрослых методам рациональной самоорганизации деятельности и их практическое использование.

Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллек-

туально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием.

Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание. Искусство, гуманитарные науки пробуждают и закрепляют нравственно-эстетические чувства, преподносят образцы гражданского поведения, создают в детской личности эмоциональный настрой, стимулирующий присвоение общественных духовных ценностей. Формирование у детей общественных идеалов, их превращение из внешних ценностей во внутренние и есть главная задача перехода воспитания в самовоспитание.

Сущность самообучения в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы образовательной деятельности перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни. Самообучение - обратная, внутренняя сторона обучения, важнейшими формами которого являются взаимообучение с помощью консультантов из среды наиболее успевающих ребят, выполнение самостоятельных творческих работ, как связанных с учебными заданиями, гак и стимулируемых внутренними, спонтанно проявляющимися интересами, способностями, потребностями.

Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания. Непрерывность образования человека основывается на непрерывности и стойкости его внутреннего стремления к самообразованию.

Основными источниками самообразования являются: работа с книгой; разнообразные виды познавательного общения с учителями, специалистами, интересными людьми, товарищами; экскурсии, тщательно отобранные теле и радиопрограммы, целенаправленное использование других средств массовой информации, а также компьютеров, технических средств. Стремление к самообразованию есть самая ценная и характерная черта интеллектуально нравственно свободной личности.

Среди методов детской самодеятельности серьезного внимания заслуживают способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе такие, как самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулирование, самоторможение

в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину, органически связанную с внешней сознательной дисциплиной, обусловленной пониманием необходимости гражданского законопослушного и нравственного поведения.

Личность может быть воспитана только личностью. Можно долго спорить о том, каким должен быть педагог дополнительного образования, но неизменно одно: педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке. Стремиться быть таким педагогу очень важно. Он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Через педагога ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить себя в своей неповторимости, творческой индивидуальности.

Нужны педагогическая поддержка самоорганизации детей, т.е. такая организация обучения, воспитания и развития, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие.

Все, что касается воспитания детей, должно подчиняться принципам: «Не навреди!», «Будь осторожен!», «Не ошибись!».

Индивидуальная траектория развития воспитанников дополнительного образования детей, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного образования детей, призван обогатить систему общего (базового) образования. В процессе реализации ФГОС система дополнительного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой воспитательный и культурный потенциал.

Основными факторами, определившими инновационное развитие системы дополнительного образования детей должно стать:

- развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

- повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- укрепление связи науки и практики;

- распространение передового педагогического опыта;

- информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телеви-

дение, радио, прессу;

- организация программно-методической и научно-методической службы;

- создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.).

Важной задачей современного этапа развития российского общества является создание единого образовательного пространства, объединяющего территориальные образовательные системы разного вида, типа и форм организации, и призванного обеспечить возможность равного доступа граждан к инновационным ресурсам и передовым педагогическим технологиям.

Образовательное пространство дополнительного образования детей представляет собой комплекс направлений деятельности, включающий в себя:

- пространство индивидуально-личностного развития (психологическое тестирование и консультирование, тренинги личностного роста, занятия в творческих объединениях, спортивных и туристических секциях, самореализация и рост социальной активности в мероприятиях, проектирование и анализ изменений знаний, умений, навыков, состояния, отношений и др. в соответствующей проектно-аналитической работе);

- пространство группового социального развития (групповая проектно-внедренческая деятельность, коллективно творческая деятельность, игры на командообразование и эффективных отношений, группы самообслуживания и самоорганизации, групповое консультирование по профилактике деструктивного поведения и реабилитации участников конфликтных ситуаций);

- пространство развития коллективной самоорганизации и самоуправления (создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью УДОД: постановке целей, задач, планировании, осуществлении, контроле и оценке деятельности членов детского сообщества и административно-педагогического коллектива). Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает.

Дополнительное образование детей рассматривается как:

- процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ори-ентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации [4, с. 9];

- специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей

детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения [6];

- процесс освоения добровольно избранного ребенком вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека [1, с. 12];

- неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей [7, с. 22];

- особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков [3, с. 7];

- деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса. При этом имеется в виду не только сфера досуга - свободного времени. Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны. Они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, а это в принципе меняет подход к педагогической деятельности [2, с. 23].

Представленные идеи и опыт подтверждают ценность и целесообразность использования разработанных педагогических условий саморазвития, самореализации, самоорганизации позволяющих ребенку и подростку успешно решать учебные и практические задачи и одновременно осваивать сложную и многообразную позицию субъекта своей жизнедеятельности.

Реализация педагогом выявленных в ходе работы педагогических условий самоорганизации укрепляет в ребенке и подростке уверенность в себе, помогает адекватно оценить и проявить свои возможности, увидеть вокруг себя взрослых людей, действительно заинтересованных в его судьбе. Такое участие взрослого, педагога - вселение веры, зарождение надежды и уверенности в своих силах у подростка.

Дополнительное образование детей может много дать общеобразовательной организации для реализации ФГОС:

- возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

- специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

- материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение и формирование социального заказа на образование;

- методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования;

- уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

- образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

- возможности поддержки одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

- возможности работы в социуме, социального творчества детей;

- организацию каникулярного времени детей;

- возможности духовного, нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Библиографический список

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.

2. Газман О.С. Игра как системная потребность детства // Философия и педагогика каникул. - М., 1998.

3. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО // Дополнительное образование. - 2000. - № 1.

4. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996.

5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2000. - 694 с.

6. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 1996.

7. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.