Научная статья на тему 'Личностно-персонифицированный потенциал современного дополнительного образования детей'

Личностно-персонифицированный потенциал современного дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ / МИССИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / EDUCATIONAL RESULT / PARENTING / INDIVIDUALISATION / PERSONALISATION / PERSONAL EDUCATIONAL SPACE OF CHILDHOOD / VALUE-SEMANTIC CONTENT / MISSION TEACHER FURTHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В данной статье речь идет о личностно-персонифицированном потенциале современной сферы дополнительного образования детей, о новом образовательном результате, представлены конкретные практические шаги в свете новых тенденций дополнительного образования детей в контексте современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-personified the potential of modern additional education of children

In this article we are talking about personality-personalized modem potential scope of supplementary child education about the new educational result, presented concrete practical steps, in the light of the new trends of sideline education for children in the context of contemporary challenges.

Текст научной работы на тему «Личностно-персонифицированный потенциал современного дополнительного образования детей»

УДК 374.1; 37.032

В. П. Голованов

ЛИЧНОСТНО-ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

В данной статье речь идет о личностно-персонифицированном потенциале современной сферы дополнительного образования детей, о новом образовательном результате, представлены конкретные практические шаги в свете новых тенденций дополнительного образования детей в контексте современных вызовов.

In this article we are talking about personality-personalized modern potential scope of supplementary child education about the new educational result, presented concrete practical steps, in the light of the new trends of sideline education for children in the context of contemporary challenges.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, образовательный результат, воспитание, индивидуализация, персонификация, личное образовательное пространство детства, ценностно-смысловое содержание, миссия педагога дополнительного образования.

Keywords: additional education of children, educational result, parenting, individualisation, personalisation, personal educational space of childhood, value-semantic content, mission teacher further education.

Взрослые должны не подрубать крылья детям, а помогать им мечтать, развиваться в силу своих способностей и открывать им горизонты возможностей.

Сегодня наше общество и сфера современного дополнительного образования детей в целом - в ситуации вызова времени. Что означает вызов времени для дополнительного образования детей и взрослых и как мы на него должны ответить? Каковы должны быть новые образовательные результаты в дополнительном образовании детей?

Поэтически на эти и другие вопросы философски дал ответ Давид Самойлов [1]:

Думать надо о смысле Бытия, его свойстве. Как себя мы ни числи, Что мы в этом устройстве?

Кто мы по отношенью К саду, к морю, к зениту? Что является целью, Что относится к быту?

Что относится к веку, К назначенью, к дороге? И, блуждая по свету, Кто мы всё же в итоге?

Да, прежде всего надо думать, думать о смысле и предназначении современного дополнительного образования детей и взрослых. Да, это своеобразный девиз современного дополнительного образования детей: Думать надо о смысле... Не случайно дополнительное образование детей рассматривается как ценностно-смысловое образование, связанное с готовностью и стремлением ребенка познать и совершенствовать самого себя, готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности, осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного общества, овладение высоким уровнем культуры.

Все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в современном обществе перед образованием стоит сложная задача проектирования образовательного пространства детства, пространства персонального образования для самореализации личности, то есть создание условий и возможностей для развития современной сферы дополнительного образования детей. В Концепции развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. поставлена задача по модернизации существующей сферы дополнительного образования детей, которая должна быть интересной не только для детей, но и для взрослых, современной и, главное, результативной по содержанию [2]. Сегодня требуется обновить содержательную матрицу, инфраструктуру дополнительного образования детей, сделать так, чтобы отсутствовали межведомственные, отраслевые

перегородки и барьеры для ребенка, чтобы дети могли свободно заниматься своим личностным персональным развитием.

Современное дополнительное образование детей - один из самых важных социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их главным образом личностного, индивидуально-персонифицированного развития. Это уникальная, социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками, клиентами, потребителями выступают общество, государство и личность (дети и их родители). Дополнительное образование детей - особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Для России постановка и решение проблемы перспективности детства является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации: социальной политики; образовательной политики; социально-культурной политики; качества управления и жизни.

Но многие оппоненты часто в последнее время задают вопрос: почему государство должно оплачивать основную часть расходов на индивидуальные образовательные запросы детей и их семей? Настолько ли дополнительное образование детей результативно и эффективно, что способно внести значимый вклад в образование юных россиян?

И здесь распространенными лозунгами об «уникальности», «незаменимости» учреждений дополнительного образования детей (домов, центров детского творчества) не отделаешься. Главная проблема дополнительного образования детей в современной России в том, что не определены его государственные функции и распределение ответственности между обществом и государством.

Во Всероссийском детском центре «Океан» в ноябре 2016 г. второй год проходила Международная научно-практическая конференция «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН - 2016».

Считаю, что она важна, прежде всего, для консолидации всех заинтересованных лиц, организаторов дополнительного образования детей, а также коллективов, организаций, учреждений вокруг задачи оформления конкретных практических шагов по обновлению содержания современного дополнительного образования детей в контексте современных вызовов.

Подходы, заложенные в Концепции развития дополнительного образования детей, по мнению разработчиков, позволяют адек-

ватно ответить на глобальные вызовы системе образования и социализации человека. Но, к сожалению, в России немало примеров, когда документы образовательной политики и стратегического управления продолжают жить в качестве декларативного документа. Нынешний момент требует от нас четкого определенного ответа: что делаем, зачем это нужно и сколько это стоит в денежном эквиваленте.

Дополнительное образование детей, конечно, не самоцель, не система сама в себе, а дополнительный инструмент обучения, развития, воспитания, социализации детей. Все мы делаем единое, общее дело образования, наша деятельность должна быть направлена на формирование человеческого капитала страны, нравственно и духовно сильного и богатого, способного сделать нашу страну могущественным и сильным государством эпохи XXI века.

Дополнительное образование детей - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Дополнительное образование детей рассматривается нами как мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, а главное - личностно. Дополнительное образование детей выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство детства до его целостности. В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора, самоорганизации) во всей системе образования и привести ее тем самым в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

Эти изменения - ответ на новые экономические, социальные и политические вызовы последнего времени.

К первому вызову следует отнести структурные и институциональные изменения экономики страны, которые не только сопровождают решение задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Еще один серьёзный вызов -

новый этап технологического развития экономики, ее новых отраслей. Именно эти вызовы обозначены в ФПРО на 2016-2020 гг.

Нам необходимо также отвечать на вызовы глобализации, стандартизации, интернационализации в ежедневной практике управления дополнительным образованием детей и взрослых. На эти вызовы может ответить только консолидированное профессиональное сообщество, разделяющее и принимающее новые нормы профессионального бытия. Поэтому мы должны не обсуждать только наши прошлые достижения, а совместно искать новые инструменты построения сферы современного дополнительного образования детей, механизмы гибкой интеграции в соответствии с изменившимися условиями и требованиями, целями и задачами.

К вызовам можно относиться по-разному: можно представить как огромную проблему, которая не поддаётся решению, а можно расценивать как шанс проверить наши способности, как повод совершенствовать знания и навыки.

Сегодняшняя ситуация дала мощный толчок давно назревшим процессам в образовании. Среди них главные - создание общероссийского единого образовательного пространства, развитие воспитательного компонента образовательного процесса и модернизация профессионального образования.

В связи с этим перед нами стоят задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий образовательного процесса в дополнительном образовании детей.

Современное дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики. Появление этого направления деятельности учреждений социальной сферы, главным образом образовательных учреждений, до сих пор вызывает неоднозначное отношение и толкование. Предстоит разрешить нелегкую задачу осмысления развития дополнительного образования детей в новых социокультурных условиях и происходящих законодательных изменений.

Изменения, происходящие в сфере дополнительного образования детей, определяются новыми целями дополнительного образования детей - помочь ребенку использовать ресурс детства, ресурс свободного времени в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Осознание сути перемен в сегодняшнем дополнительном образовании детей и их влияния на систему образования в целом, определение педагогами-практиками своего действенного участия в их реализации предполагает четкое понимание системы взглядов на современное дополнительное образование детей.

Во всестороннем осмыслении со стороны руководящих и педагогических работников сферы образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты и др. нуждается практика организации личного выбора детьми, при участии родителей, направленности и объема занятий в свободное от основных нагрузок время.

Именно на основе этой практики и происходит оформление разноуровневых инициатив по обучению, воспитанию и развитию ребенка в целостную социокультурную образовательную систему.

Сегодня на первый план выдвигаются иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста (т. е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»).

Дополнительное образование детей выступает настоящим инициатором позитивного опыта, генератором идей в вопросах: социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя.

Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал дополнительного образования детей в общую систему образования во имя расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности - ключевая задача всего российского педагогического сообщества.

Современная педагогическая наука рассматривает категорию «образование» как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат.

Ценность, ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: дополнительное образование детей как ценность государственная, дополнительное обра-

зование детей как ценность общественная, дополнительное образование детей как ценность личностная.

Дополнительное образование детей может рассматриваться как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологий и ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Дополнительное образование детей - полисодержательная и полифункциональная образовательная сфера, в которой происходят одновременно: самоопределение, самоорганизация, социализация, самореализация ребенка, активное вхождение в культуру, оздоровление.

И результат дополнительного образования детей полифони-чен, полифункционален, полиструктурен и включает в себя такие понятия, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетенция», «менталитет» и т. д. Известно, что понятие «результат» воспринимается как итог, следствие любого человеческого действия, заключение (окончание) какого-либо акта деятельности.

Грамотность. В современном понимании грамотность - это не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного (воспитательного) потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности.

Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Категория «профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Это - глубинные, «корневые», духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.

Для практики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью конкретного человека, т. е. совокупностью его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действовать на их основе.

Нам импонирует авторское видение понятия «образование», данное С. И. Гессеном в его «Основах педагогики. Введение в прикладную философию»: «...в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово "культура", как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним поэтому для обозначения совокупности всех тех слоев». И далее ученый курсивом выделяет: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура». Мы видим, что более широким, то есть родовым, по отношению к понятию «образование» является понятие «культура». Но культура чего и за счет чего? Размышления над этим вопросом приводят к утверждению, что образование достигается не иначе как за счет обучения и воспитания, но не любого, а систематического и целенаправленного [3].

Необходимо заметить, что каким бы хорошим ни было образование, его никогда не следует считать завершенным. Более того, на определенных этапах своего развития образование переходит в самообразование.

Современное дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.

Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование детей, в отличие от основного, призвано «заполнять, наполнять сосуд доверху» (complere - лат., fill - анг.), обеспечить «целостность», «полноту» личности, добавляя то, что обеспечивает неповторимость - индивидуальность, персонифицированность.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дополнительного образования детей, позволяют рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства, как образовательное пространство детства, сложившегося в современном российском обществе.

Современное дополнительное образование детей рассматривается нами как сфера свободного самоопределения и самореализации личности, что ведет к развитию творческой познавательной активности на основе реализации вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам образовательные потребности и запросы обучающихся [4].

Дополнительное образование детей обеспечивает достижение личностных результатов обучения, воспитания, развития. Поэтому его центральной задачей мы считаем развитие субъектности обучающихся (воспитанников).

Субъектность мы определяем как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Здесь мы идем от человека, его возможностей и устремлений. Такой подход к образованию называется субъект-но-деятельностным.

Каждый ребенок, став участником образовательной деятельности в объединении дополнительного образования детей, может сохранить положение ученика как потребителя образования (по праву добровольного выбора!), но у него есть все основания стать субъектом:

• образования (содержания и процесса);

• индивидуальных достижений и результатов (образованности);

• совокупных результатов и достижений;

• контроля и оценки как самоконтроля и самооценки;

• системы внутреннего оценочного исследования качества программ, условий, деятельности педагогов и учреждения.

Дети приобретают: осознание своего индивидуального стиля, образа, представление о культурных традициях, нормах и разных социальных контекстах, коммуникативные навыки, соотнесение себя с культурой и стилем региона, здоровые формы и способы жизни и досуга.

Именно направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования детей и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения. Поэтому мы считаем, что оценка качества и

результативности дополнительного образования детей, как и вся его организация, не может основываться только на компетентно-стном подходе, здесь необходим именно субъектно-деятельнос-тный подход.

В современном дополнительном образовании детей проявляется личностный смысл, который можно определить как персонифицированное (индивидуализированное) отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы.

Личностный рост ребёнка обеспечивается в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов; в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности; в плоскости коммуникативных действий.

Сутью современного дополнительного образования детей становится, прежде всего, самопознание человека и реализация на этой основе собственных актуальных жизненных стратегий.

В сфере дополнительного образования детей в максимально полном объеме реализуется принцип «разрешено все, что не запрещено». Система ограничений (запретов) выстраивается самим учреждением на основе требований Федерального закона «Об образовании в РФ» и Конвенции ООН «О правах ребенка».

Новые образовательные результаты, безусловно, связаны с системностью и прочностью знаний и умений; с общеучебными умениями и навыками (универсальные учебные действия); с развитыми познавательными и творческими способностями; с положительной «Я-концепцией»; с ценностным отношением к окружающим; с социальной зрелостью.

Возникает необходимость приведения в соответствие смысла, целей, структуры и содержания нового образовательного пространства дополнительного образования детей с учетом специфики развития каждого ребенка через индивидуально-личностную (персонифицированную) ориентацию [5].

Образовательный результат в дополнительном образовании детей, прежде всего, - это результат ребенка: итог его работы в об-

разовательном процессе, следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, итоги его освоения предложенного содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста.

Методики измерения личностных результатов должны основываться на выявлении ценностей и позиций детей, которое строится через измерение параметров результативности и эффективности обучающихся в творческой деятельности.

Именно деятельность, ее уровень, направленность, проявляемые при ее реализации волевые качества, способности к взаимодействию в наибольшей мере характеризуют характер ценностных ориентаций и возможность их реализации в поступках. Поэтому успешность в деятельности, освоение отдельных ее этапов является значимой характеристикой уровня развития личностных качеств.

Следует понимать, что принципиальная особенность личностных результатов состоит в их относительности. Если в предметных результатах, скажем по математике, мы можем применить абсолютную оценку - знает или не знает ученик конкретный материал, то с абсолютным ориентиром для определения личностных результатов ситуация гораздо сложнее.

Есть возрастная норма, которая характеризует типичный, средний для данного возраста уровень самостоятельности, ответственности, направленности на самореализацию и т. д.

При этом каждая личность уникальна и неповторима, ее развитие характеризуется степенью ее уникальности: в этом ее главная ценность для самой себя и окружающих. В данном отношении любые абсолютные критерии оценки личности подтолкнут нас к разработке «стандарта личности», набору качеств, которыми должен обладать «нормальный» человек.

Главным объектом измерения при определении личностных результатов обучения должна стать, с одной стороны, степень соответствия возрастным нормам, а с другой стороны, динамика развития; «приращение» личностных параметров на определенном промежутке времени; фиксация глубины и масштаба проявлений личности в деятельности.

Когда мы говорим о компетентностном подходе, то мы должны понимать, что он определяет в качестве главной задачи развитие способности действовать в реальных жизненных ситуациях, т. е. основой для него является задача вписать конкретного челове-

ка в существующий социум, оспособить его средствами действий в реальной (уже существующей, кем-то и для чего-то созданной) жизненной ситуации.

Субъектность же начинается от конкретного уникального человека, личности, от самостоятельно поставленных им целей и задач, поэтому развитие субъектно-деятельностного подхода задает цель и специфику современного дополнительного образования детей.

Миссия педагога дополнительного образования не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, но в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. Педагог дополнительного образования - главная фигура в дополнительном образовании, он организует образовательный процесс и участвует в нем, и поэтому происходит относительное приравнивание образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение.

Результат собственных усилий и собственной образовательной деятельности ребенка может оказаться далеким от всех прогнозов педагога, проектируемых им целей как «образов результата».

Отметим, что это несовпадение есть характерная черта дополнительного образования детей, поскольку главное в образовательном процессе - успешность (или неуспешность) как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.

Педагог дополнительного образования имеет дело, прежде всего, с живым интересом ребенка, его добровольным выбором какой-либо деятельности, но освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, «само по себе» и вне ощущения радости, счастья и уверенности в своих силах.

Новые подходы к образовательным результатам в сфере дополнительного образования детей требуют от педагогов дополнительного образования использования в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

• исследовательской (проблемно-поисковой),

• коммуникативной (дискуссионной),

• имитационного моделирования (игровой),

• психологической (самоопределенческой),

• деятельностной,

• рефлексивной,

• проектной, объединяющей все названные технологии.

Качественная характеристика воспитанника сферы дополнительного образования детей: способности к познавательной деятельности; творческие (креативные) способности; развитие собственной индивидуальности; отношение к себе; отношение к окружающим; социальная зрелость.

Новые образовательные результаты связаны с поведенческими практиками современного дополнительного образования детей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) функции базовой подготовки детей, компенсируя недостатки системы основного и профессионального образования;

2) функции пропедевтики вузовской подготовки, канал, повышающий доступность высшего образования. В выигрышной позиции оказываются направления дополнительного научно-практического образования детей;

3) функции профессионализации в сфере дополнительного образования детей: для некоторых направлений, например художественного и музыкального искусства, остается одной из определяющих;

4) конструирования индивидуальных образовательных маршрутов детей;

5) создание позитивных и успешных моделей социализации детей;

6) выравнивание шансов на качественное образование;

7) обеспечение системы социальных лифтов высокомотивированных и талантливых детей.

Опираясь на результаты исследования, обобщенные Борисом Викторовичем Куприяновым [6], по мнению которого представляется возможным осветить такие аспекты персонализации дополнительного образования, как индивидуальные результаты персонали-зации дополнительного образования для обучающегося, индивидуальное «протекание» процесса персонализации дополнительного образования детей - индивидуальные образовательные траектории (интенсивность и характер участия в программах ДО), факторы персонализации дополнительного образования обучающихся (структура реализуемых программ, родительские стратегии участия в выборе детьми программ, социально-образовательные и социальные причины выбора программы) [7].

Остановимся на представлениях педагогических работников организаций дополнительного образования детей и родителей обучающихся (родители обучающихся в ОДО) об индивидуальных результатах персонализации дополнительного образования детей.

Первый компонент результатов - проявление и развитие таланта обучающихся (61,7% - педагоги; 49,2% - родители). Другими словами, персонализация дополнительного образования детей предусматривает выявление у ребенка наиболее сильно выраженных способностей, публичное признание этого факта, осознание самим обучающимся своего персонального потенциала и формирование на базе этих способностей новых умений.

Вторая часть результатов - стратегическое (профессиональное и досуговое) самоопределение обучающихся (34% - педагоги; 37,6 и 5,1% - родители). То есть персонализация дополнительного образования детей предполагает оформление обучающимся своих представлений о наилучших вариантах существования в профессиональной и досуговой сферах.

Третий компонент - обретение обучающимися уверенности в своих силах, получение эмоционального подтверждения достижимости своего успеха в избранных социально-профессиональных и культурно-досуговых сферах (36,7% - педагоги; 36,5% - родители); развитие у обучающихся целеустремленности (24,3% - педагоги; 24,6% - родители). Думается, что часть детей утрачивает надежду на успех в освоении общеобразовательных предметов, возможность проявлять волевое усилие для преодоления возникающих трудностей. В дополнительном образовании детей разочарования обучающихся в возможности освоения избранной деятельности не такие безнадежные, и, следовательно, возникают предпосылки для приложения усилий и развития у детей волевой сферы.

Четвертый компонент результата персонализации дополнительного образования детей - приобретение актуальных для жизни знаний, умений, практических навыков за пределами образовательной программы общеобразовательной школы (42% - педагоги; 31,3% - родители)

Пятая часть результата - развитие коммуникативной сферы обучающихся, обретение ими позитивных связей и отношений с окружающими (35,5% - педагоги; 28,1% - родители). Речь идет о том, что персонализация дополнительного образования детей выражается в оформлении у обучающихся индивидуальной коммуникативной модели (индивидуального стиля общения), формировании индивидуальной системы межличностных отношений.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что решение задач, поставленных перед сферой дополнительного образования детей в

рамках реализации государственной образовательной политики, требует принятия продуманных, взвешенных, основанных на серьезных научных проработках решений со стороны органов государственного управления образованием и разработки концепции механизма управления дополнительным образованием детей, который позволит развивать его на качественно новом уровне с учетом многочисленных вызовов современности. Решение проблемы результативности образовательной деятельности в дополнительном образовании детей позволяет судить об эффективности, полезности, социальной значимости как всей сферы дополнительного образования детей, так и каждого конкретного детского объединения, учебной группы.

Примечания

1. Самойлов Д. С. Счастье ремесла. Избранные стихотворения. М. : Изд-во «Время», 2010.

2. Концепции развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва // Российская газета. 2014. 8 сент.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа - Пресс, 1995. 448 с.

4. Голованов В. П., Смирнов Д. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности // Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт Петербурга) : монография. СПб., 2013. С. 37-44.

5. Смирнов Д. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей педагогом (тренером) на персонифицированных спортивно-туристских маршрутах // Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма : материалы науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч II (г. Дмитров, 21-22 апреля 2005 г.) / Дмитров. филиал Рос. междунар. акад. туризма. Дмитров : Изд-во «ВДВ-ПАК», 2005. С. 126-133.

6. Куприянов Б. В. Персонализация образования как основная идея концепции развития дополнительного образования детей // Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей - к воплощению в жизнь / под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарецко-го, И. Н. Поповой. М. : Фед. ин-т развития образования, 2015. 129 с.

7. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального тури-стско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Шуя, 2012. 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.