Научная статья на тему 'Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства'

Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2782
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие личности / свобода выбора / индивидуализация / субъект / деятельность / воспитание и дополнительное образование детей. / development of the individual / freedom of choice / individualization / subject / activity / education and supplementary education for children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В П. Голованов

В статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновывается пространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога дополнительного образования как организатора личного образовательного пространства детства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Additional Education of Children as Personal Educational Space of Childhood

This article deals with the subject-activity approach in secondary education. Spatial dimension of infrastructure is substantiated providing supplementary education for children, when children additional education in contemporary socio-cultural conditions is regarded as childhood space. The role of the further education teacher as a personal organizer of childhood educational space is noted.

Текст научной работы на тему «Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

В. П. Голованов

Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства

В статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновывается пространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога дополнительного образования как организатора личного образовательного пространства детства.

Ключевые слова: развитие личности, свобода выбора, индивидуализация, субъект, деятельность, воспитание и дополнительное образование детей.

ADDITIONAL EDUCATION

V. P. Golovanov

Modern Additional Education of Children as Personal Educational Space of Childhood

This article deals with the subject-activity approach in secondary education. Spatial dimension of infrastructure is substantiated providing supplementary education for children, when children additional education in contemporary socio-cultural conditions is regarded as childhood space. The role of the further education teacher as a personal organizer of childhood educational space is noted.

Keywords: development of the individual, freedom of choice, individualization, subject, activity, education and supplementary education for children.

Дети - не будущие личности: они уже личности. Дети - существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью.

Януш Корчак

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно.

Януш Корчак

Разговор, состоявшийся 17-20 июля 2017 г. в Киргизии на VI Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование - сфера самореализации детей и молодежи», убедительно подтверждает мысль о том, что разнонаправленность и многоаспект-ность развития современного дополнительного образования детей и взрослых заставляет вновь и вновь как ученых, так и практиков обращаться с

вопросом: Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, полагаю, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Именно в занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех кризисов современности. Как помочь ребенку найти свое место в мире?

Моя личностная позиция в исследовании данной проблемы отражена в известных многим философских строчках Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

© Голованов В. П.. 2017

До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время, схватывая нить Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Б. Пастернак

Дойти до сути... до сущности... до их причины... Вот уже более десяти лет идут обсуждения проблем развития, модернизации, реформирования дополнительного образования детей, не случайно в большинстве регионов Российской Федерации профессиональное сообщество педагогов и руководителей сферы дополнительного образования детей коллегиально и келейно определяет основные направления развития сферы дополнительного образования детей в современных социально-экономических и социокультурных условиях России. Подводных камней оказалось гораздо больше, чем предполагалось...

Как здесь не вспомнить древнюю притчу, которую я впервые услышал в Ярославле от Михаила Иосифовича Рожкова: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье», - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Данная притча как нельзя лучше отражает подводную часть айсберга «сферы дополнительного образования детей», называемую «личным образовательным пространством детства».

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «Почему»?»

Лучше и не скажешь, чем Самуил Яковлевич Маршак - поэт, писатель, драматург, сказочник, переводчик, поэтический лоцман детства.

Человек способен иметь (получить, присвоить) только «свое» образование. Современное дополнительное образование детей и выступает как личное пространство самореализации личности. Индивидуализация и персонификация образования подрастающих поколений приобретает особую актуальность, перспективность и значимость в связи с современными тенденциями, которые обозначились в мире, в обществе, в обще-

ственном сознании, в системе отечественного образования.

Каждый человек ощущает определенный объем пространства вокруг себя как личное пространство. Размер этого личного пространства сильно отличается в разных культурах. Формирование личного пространства происходит в детстве, его размеры регулируются бессознательно. Личное пространство (время Детства) - это объективная дистанция становления человека, особые условия и необходимый способ существования (развития ребенка), когда он, социализируясь и индивидуализируясь, постепенно все более глубоко входит в социум.

Востребованность личности (социальная и профессиональная) в современном обществе требует создания необходимых условий и возможностей для ее развития. И сфера дополнительного образования детей позволяет полноценно реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире.

Современное дополнительное образование детей должно отвечать вызовам нового времени: морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; усиление миграционных процессов; недостаточный уровень воспроизводства населения; снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Главное сегодня - обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. В связи с этим нами и рассматривается дополнительное образование детей как одна из важных, сущностных категорией современной педагогической науки и практики, роль которого на современном этапе развития российского общества усиливается как основы социализации личности, индивидуального, персонифицированного развития творческой личности, умеющей воспринимать мир как целостную систему, осознавать свою роль в этом мире. Важно помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы

личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Многие ли руководители и педагоги образовательных организаций знают, что 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка? Именно в этот день в 1989 г. ООН приняла Конвенцию ООН о правах ребенка, и тем самым мировое сообщество взяло на себя обязательство перед детьми защищать их от равнодушия, эксплуатации и насилия [1]. Ведь только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяются его гуманность, демократичность и складывается будущее.

Серьезную тревогу у педагогов в XXI в. вызывает отсутствие четко сформированной позиции взрослых по отношению к детству.

Отсюда важно, как отмечал

Д. И. Фельдштейн, вести поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности детей, которая обеспечивает каждому растущему человеку возможности стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит - субъектом собственного развития [4].

В современных условиях нужно использовать все способы, как традиционные, так и новые, для формирования ценностного отношения к детству в нашем обществе на всех его уровнях. Вот почему крайне важно, чтобы государство наконец-то осознало проблему обеспечения достойного существования детей как глобальную.

Все общество в целом необходимо педагоги-зировать. А это значит, что не образовательное учреждение функционирует и развивается для экономики, а экономика создает условия и возможности для развития образовательного учреждения.

Перспективность детства определяет и перспективность будущего России, так как это самый дорогой капитал нашего общества. Организовать и реализовать данный капитал способна, прежде всего, современная сфера дополнительного образования детей как личное образовательное пространство детства, как образовательная среда детства, как территория перспективного, комфортного и безопасного детства, как охранная грамота детства.

Известно, что детство - время самых сложных вопросов. Современные дети ставят вопросы, на которые и сто взрослых не ответят, они очень самостоятельны в суждениях, свободны в своих приоритетах и не принимают готовых истин на веру.

Дети - особая категория населения, обладающая переходным социальным статусом и вследствие этого наиболее социально незащищенная, нуждающаяся в наибольшем благоприятствовании для развития Дети не сами по себе являются будущим. Дети - лишь та возможность, требующая колоссальной работы всего «взрослого» общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре.

Наивно предполагать, что существуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние «взрослости». Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.

Рассматривая актуальность проблемы развития современного дополнительного образования детей в целом, не можем не отметить, что это непосредственно связано с новым понимание сущности образования.

Сегодня прослеживаются две противоречивые тенденции:

— объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием;

— недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и общества к адекватному ее обеспечению.

Одним из возможных условий разрешения возникающих противоречий может быть организованное изучение развития современного дополнительного образования детей как важнейшей составляющей личного образовательного пространства детства, сложившегося в современном российском обществе. Современное дополнительное образование детей и рассматривается нами как территория личного образовательного детства.

Личное образовательное пространство детства рассматривается нами как его социокультурное пространство- оптимальное для приобретения навыков самости; территория перспективного и безопасного детства, а главное - возможность преодоления дефицитов участия и «личного присутствия» человека в своем образовании.

Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные

потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.

«Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков», - подчеркнуто в Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р.) [2].

Конечно, детство нуждается в поддержке и заботе взрослых из-за возрастных ограничений дееспособности и невозможности полноценной ответственности. Однако это не предполагает навязывания детям взрослыми готовых образцов жизни в качестве единственных и незаменимых и тем самым лишения детей права на собственный выбор. Именно современное дополнительное образование детей и предоставляет свободу выбора.

Во всем развитом мире центральным показателем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую очередь, перспективность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории. С нашей точки зрения, работа по выращиванию, выпестыванию детства и детей должна строиться относительно двух векторов - воспроизводства и развития. Воспроизводство является необходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства. Развитие связано с теми перспективами, которые открываются каждому ребенку.

Вместе с тем современное дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности между общественным, так как оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства и общества, и личностным, персонифицированным образованием.

Именно дополнительное образование детей делает реальную социальную политику детства более осознанным, научно обоснованным, методологически и институционально-технологически обеспеченным процессом, рассматривая детство как базовый этап социализации и самореализации личности, как главный фактор развития общества.

Я. Корчак «поймал секрет детства» и сумел перешагнуть через три барьера, которые, как он утверждал, существуют между взрослыми и детьми [3].

Он видел эти барьеры в несовершенстве мира; в скверной работе детских учреждений, функционирующих без учета интересов ребенка; в препятствиях, которые возникают в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.

Современное дополнительное образование детей проблематизировано, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации современного детства, а с другой - пониманием того, что можно преодолеть кризисные явления в российском обществе, только опираясь на воспитанного, социализированного, культурного человека.

Сегодня необходимо культивировать охранительное отношение к детству. Главная задача состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребенку прожить его в радости и полноте устремлений.

Не менее важная задача - обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.

Педагогическая, образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей направлена на формирование свободной, жизнеспособной, социально-адаптивной и креативной личности.

Современное дополнительное образование детей является не только «зоной ближайшего развития» детей, его можно назвать «основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [2].

В дополнительном образовании детей главное - обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки; разрешить нравственные конфликты; осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути.

В связи с этим сегодня требуется создание условий и возможностей для развития личности обучающихся, ее индивидуальности, так как она является основной формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества.

Личное образовательное пространство детства - социокультурное пространство самоактуализации и самореализации личности путем решения проблемы педагогически целесообразной

занятости, что сокращает пространство возможного девиантного поведения детей. Именно дополнительное образование детей выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности.

Дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики - понимается как мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, а главное - личностно.

Личное образовательное пространство детства - многомерное явление, обладающее полифункциональностью, вариативностью, включающее множество процессов, происходящих за пределами образовательного стандарта и обязательного труда ребенка, в том числе и продуктивную организацию его свободного времени; оно включает досуговое пространство, представляющее собой совокупность рекреационных, творческих, игровых, спортивных и иных способов проведения ребенком свободного времени, которое имеет воспитательную и образовательную значимость.

Личное образовательное пространство детства - открытая «область» свободной реализации индивидуальных образовательных траекторий ребенка. И дополнительное образование детей исходит из принципа индивидуализации как механизма целенаправленной поддержки в самореализации человека, удовлетворении вариативных и изменяющихся потребностей личности.

Смысл развития дополнительного образования детей - в развитии способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта, частью которого является собственный опыт обучающихся (воспитанников).

В современном дополнительном образовании детей проявляется, прежде всего, личностный смысл, который можно определить как персонифицированное (индивидуализированное) отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы.

Подводя итог, следует отметить, что первостепенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально значимых личностных качеств воспитанников, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе.

В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития индивидуальности каждого ребенка. К этим условиям следует отнести признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса -педагогами, родителями и детьми; нацеленность ресурсов дополнительного образования детей на развитие системы ценностных ориентаций обучающихся, определяющих их личностные качества; учет психовозрастных особенностей детей; вариативность содержания, форм и методов образовательного процесса, обеспечивающую установку на удовлетворение потребностей детей, формирование мировоззрения, на мотивацию к обучению как ведущую мотивацию развития личности; освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса; согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку детей: открытость к идеям воспитанников и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; организацию разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно-значимой формой взаимодействия детей и взрослых; подготовку и проведение социальных тренингов, позволяющих ребенку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействия; участие в разработке и реализации индивидуальных планов воспитанников с целью определения перспектив и результатов личностного развития.

Современное дополнительное образование детей и взрослых - не только средство освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и возможности для реализации фундаментального личного вектора процесса развития человека - индивидуализации - поиска и обретения человеком «самого себя». Думать надо о смысле Бытия, его свойстве. Как себя мы ни числи, Что мы в этом устройстве? Кто мы по отношенью К саду, к морю, к зениту?

Что является целью, Что относится к быту? Что относится к веку, К назначенью, к дороге? И, блуждая по свету, Кто мы все же в итоге?

Д. Самойлов

Библиографический список

1. Конвенция ООН «О правах ребенка». Утверждена генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей : сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей // Воспитание и доп. образование детей / под ред. А. К. Бруднова. - М., 2000.

2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р [Электронный ресурс]. - URL: http: // government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Корчак Януш. Избранные педагогические произведения / пер. с пол. К. Э. Сенкевич ; сост. и авт. примеч. Е. С. Рубенчик ; под. ред. и предисл. М. Ф. Шабаевой [послесл. И. Неверли]. - М. : Просвещение, 1966. - 470 с.

4. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М., 1995. - С. 258.

Bibliograficheskij spisok

1. Konvencija OON «O pravah rebenka». Utverzhde-na general'noj Assambleej OON 20 nojabrja 1989 g. Ot vneshkol'noj raboty k dopolnitel'nomu obrazovaniju de-tej : sbornik normativnyh i metodicheskih materialov dlja dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Vospitanie i dop. obrazovanie detej/pod red. A. K. Brudnova. - M., 2000.

2. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej. Utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r [Jelektronnyj resurs]. - URL: http: // government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Korchak Janush. Izbrannye pedagogicheskie pro-izvedenija/per. s pol. K. Je. Senkevich ; sost. i avt. primech. E. S. Rubenchik ; pod. red. i predisl. M. F. Sha-baevoj [poslesl. I. Neverli]. - M. : Prosveshhenie, 1966. -470 s.

4. Fel'dshtejn, D. I. Problemy vozrastnoj i pedagog-icheskoj psihologii [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn. - M., 1995. - S. 258.

Reference List

1. The convention of the UN «About the child's rights». It is approved by the United Nations General Assembly on November 20, 1989. From out-of-school work to additional education of children: the collection of standard and methodical materials for additional education of children // Education and additional education of children/under the editorship of A. K. Brudnov. - M., 2000.

2. Concept of children additional education development. Confirmed by the Order of the Government of the Russian Federation from 04.092014 of № 1726-p [An electronic resource]. - URL: http: // govern-ment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Korchak Janusz. The chosen pedagogical works/transl. by K. E. Senkevich; made by E. S. Rubenchik; edited and foreword by M. F. Shabayeva [afterword by. I. Neverli]. - M. : Prosveshchenie, 1966. -470 p.

4. Feldstein D. I. Problems of age and pedagogical psychology. - M., 1995. - P. 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.