НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 374.1; 37.026.5; 37.018
В. П. Голованов
ЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА -СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В данной статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновывается пространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога дополнительного образования как организатора личного образовательного пространства детства.
This article deals with the subject-activity approach in secondary education. spatial dimension is substantiated infrastructure providing supplementary education for children, when children additional education in contemporary socio-cultural conditions regarded as childhood space. The role of the teacher further education as personal organizer educational space of childhood.
Ключевые слова: развитие личности, свобода выбора, индивидуализация, субъект, деятельность, воспитание и дополнительное образование детей.
Keywords: development of the individual, freedom of choice, individualization, subject, activity, education and supplementary education for children.
Дети - не будущие личности: они уже личности.
Дети - существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью.
Януш Корчак
Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, -
непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак
Происходящий сегодня разговор убедительно подтверждает мысль о том, что разнонаправленность векторов развития современного дополнительного образования заставляет ученых и практиков вновь и вновь обращаться к вопросу: какая сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество? Она не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?
В занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех кризисов современности.
Начиная с августа этого года в большинстве регионов страны профессиональное сообщество педагогов и руководителей дополнительного образования детей коллегиально обсуждает развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях России. И это не случайно, так как подводных камней оказалось гораздо больше, чем предполагалось...
Как не вспомнить древнюю притчу:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Данная притча как нельзя лучше отражает подводную часть айсберга, называемого «личное образовательное пространство детства».
Современное дополнительное образование детей выступает как пространство самореализации личности.
Многие ли руководители и педагоги образовательных организаций знают, что 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка. Именно в этот день в 1989 году ООН приняла Конвенцию ООН о правах ребенка, и тем самым мировое сообщество взяло на себя обязательство перед детьми защищать их от равнодушия, эксплуатации и насилия.
Ведь только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяются его гуманность, демократичность, и складывается будущее.
Серьезную тревогу педагогов в XXI веке вызывает тот факт, что отсутствует четко сформированная позиция взрослых по отношению к детству.
Отсюда важно, как отмечал Д. И. Фельдштейн, вести поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности детей, которая обеспечивает каждому растущему человеку возможности стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития [1].
В современных условиях нужно использовать все способы, как традиционные, так и новые, для формирования ценностного отношения к детству в нашем обществе на всех его уровнях. Вот почему крайне важно, чтобы государство наконец-то осознало бы проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную.
Все общество в целом необходимо педагогизировать. А это значит, что образовательное учреждение функционирует и развивается не для экономики, а экономика создает условия и возможности для развития образовательного учреждения.
Перспективность детства определяет и перспективность будущего России, так как это самый дорогой капитал нашего общества. Организовать и реализовать данный капитал способна, прежде всего, современная сфера дополнительного образования детей как личное образовательное пространство детства, как образовательная среда детства, как территория перспективного, комфортного и безопасного детства, как охранная грамота детства.
Известно, что детство - время самых сложных вопросов. Современные дети ставят вопросы, на которые и сто взрослых не ответят, они очень самостоятельны в суждениях, свободны в своих приоритетах и не принимают готовых истин на веру.
Дети - особая категория населения, обладающая переходным социальным статусом и вследствие этого наиболее социально не защищенная, нуждающаяся в наибольшем благоприятствовании для развития Дети не сами по себе являются будущим. Дети являются лишь той возможностью, требующей колоссальной работы всего «взрослого» общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре.
Наивно предполагать, что существуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние «взрослости». Еще более
наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.
Рассматривая актуальность проблемы развития современного дополнительного образования детей в целом, не можем не отметить, что это непосредственно связано с новым понимание сущности образования.
Сегодня прослеживаются две противоречивые тенденции:
• объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием, с одной стороны,
• с другой - недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и общества к адекватному ее обеспечению.
Одним из возможных условий разрешения возникающих противоречий может быть организованное изучение развития современного дополнительного образования детей как важнейшей составляющей личного образовательного пространства детства, сложившегося в современном российском обществе. Современное дополнительное образование детей и рассматривается нами как территория личного образовательного пространства детства.
Личное образовательное пространство детства рассматривается нами как социокультурное пространство ДЕТСТВА - оптимальное пространство для приобретения навыков самости; территория перспективного и безопасного детства.
Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.
Конечно, детство нуждается в поддержке и заботе взрослых из-за возрастных ограничений дееспособности и невозможности полноценной ответственности. Однако это не предполагает навязывания детям взрослыми готовых образцов жизни в качестве единственных и незаменимых и тем самым лишения детей права собственного выбора. Именно современное дополнительное образование детей и предоставляет свободу выбора.
Во всем развитом мире центральным показателем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую очередь, перспективность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории.
С нашей точки зрения, работа по выращиванию, выпестыва-нию детства и детей должна строиться относительно двух векторов - воспроизводства и развития.
Воспроизводство является необходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства.
Развитие связано с теми перспективами, которые открываются и обеспечиваются каждому ребенку.
Вместе с тем современное дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности между Сцил-лой и Харибдой, между социальным, общественным, так как оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства и общества, и личностным, персонифицированным образованием, преодолевая препятствия, для того чтобы делать самого себя.
Именно дополнительное образование детей делает осуществление реальной социальной политики детства более осознанным, научно обоснованным, методологически и институционально-технологически обеспеченным процессом, рассматривая детство как базовый этап социализации и самореализации личности, как главный фактор развития общества.
Я. Корчак «поймал секрет детства» и сумел перешагнуть через три барьера, которые, как он утверждал, существуют между взрослыми и детьми [2].
Он видел эти барьеры:
в несовершенстве мира;
в скверной работе детских учреждений, функционирующих без учета интересов ребенка;
в препятствиях, которые возникают в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.
Современное дополнительное образование детей проблемати-зировано, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации современного детства, а с другой - пониманием того, что преодоление кризисных явлений в российском обществе возможно, только опираясь на воспитанного, социализированного, культурного человека.
Сегодня необходимо культивировать охранительное отношение к детству. Главная задача состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребенку прожить его в радости и полноте устремлений.
Не менее важная задача - обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.
Педагогическая, образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей направлена на формирование свободной, жизнеспособной, социально-адаптивной и креативной личности.
Современное дополнительное образование детей является не только «зоной ближайшего развития» детей, его можно назвать «основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [3].
В дополнительном образовании детей главное: обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки; разрешить нравственные конфликты; осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути.
В связи с этим сегодня требуется создание условий и возможностей для развития личности обучающихся, ее индивидуальности, так как она является основной формой бытия человека в обществе и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества.
Личное образовательное пространство детства - социокультурное пространство самоактуализации и самореализации личности путем решения проблемы педагогически целесообразной занятости, сокращая тем самым пространство возможного девиант-ного поведения детей. Именно дополнительное образование детей выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности.
Дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики. Под «дополнительным образованием детей» понимается мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, главное - личностно.
Личное образовательное пространство детства - многомерное явление, обладающее полифункциональностью, вариатив-
ностью, включающее в себя множество процессов, происходящих за пределами образовательного стандарта и обязательного труда ребёнка, в том числе и продуктивную организацию его свободного времени; оно включает в себя досуговое пространство, представляющее собой совокупность рекреационных, творческих, игровых, спортивных и иных способов проведения ребёнком свободного времени, которое имеет воспитательную и образовательную значимость.
Личное образовательное пространство детства - открытая «область» свободной реализации индивидуальных образовательных траекторий ребенка.
Подводя итог, следует отметить, что первостепенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально значимых личностных качеств воспитанников, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе.
В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития индивидуальности каждого ребенка.
К этим условиям следует отнести:
- признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса - педагогами, родителями и детьми;
- нацеленность ресурсов дополнительного образования детей на развитие системы ценностных ориентаций обучающихся, определяющих их личностные качества;
- учет психовозрастных особенностей детей;
- вариативность содержания, форм и методов образовательного процесса, обеспечивающая установку на удовлетворение потребностей детей, формирование мировоззрения, на мотивацию к обучению как ведущую мотивацию развития личности;
- освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса;
- согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку детей: открытость к идеям воспитанников и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; организация разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно значимой формой взаимодейст-
вия детей и взрослых; подготовка и проведение социальных тренингов, позволяющих ребёнку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействия; участие в разработке и реализации индивидуальных планов учащихся с целью определения перспектив и результатов развития учащихся.
Примечания
1. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. С. 258.
2. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / пер. с пол. К. Э. Сенкевич; сост. и авт. примеч. Е. С. Рубенчик; под. ред. и предисл. М. Ф. Шабаевой; [послесл. И. Неверли]. М. : Просвещение, 1966. 470 с.
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. URL: http: //government.ru/media/files/ipA 1 NW42XOA.pdf