Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста на основе принципов гуманистической педагогики'

Социокультурная адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста на основе принципов гуманистической педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребенок-мигрант / дети-мигранты / современное детство / принципы гуманистической педагогики / социокультурная адаптация / гуманизация воспитания / дошкольная образовательная организация / полиэтническое общество / migrant child / migrant children / modern childhood / the principles of human- istic pedagogy / socio-cultural adaptation / the humanization of upbringing / pre-school educa- tional organization / multi-ethnic society.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Е. Ушакова

Миграция в настоящее время идет бурными темпами во всем мире. Растет доля вынужденных мигрантов, которые приезжают в Россию с детьми. Адаптация к новым социокультурным условиям становится актуальной необходимостью образовательных организаций, а гуманистическая парадигма становится адекватной и эффективной в дестабилизированном обществе. В статье дается краткий обзор тезауруса миграции, ее причин, сроков и трудностей, с которыми сталкиваются переезжающие, отмечаются особенности миграции и статуса мигранта в РФ. Подробно рассматриваются глубинные изменения современного детства, необходимость поиска иного подхода к воспитанию и обучению, уход от традиционных методов, которые устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Особое внимание уделяется влиянию миграции на психофизиологию и развитие ребенка дошкольного возраста, рассматриваются трудности, сопровождающие переезд, затрудняющие адаптацию. Показывается также неготовность педагогического сообщества к работе с новыми контингентами воспитанников и их семьями. Обосновывается необходимость выбора концепций воспитания, ориентированных на личность ребенка, затрагивается проблема толерантности принимающего общества. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, использования методов теоретического моделирования и педагогического прогнозирования; с помощью анкетирования, педагогического наблюдения, проведения бесед, методов математической статистики (качественный анализ количественных статистических параметров) была проведена опытно-экспериментальная работа. Автор приводит некоторые итоги исследования проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов в дошкольной образовательной организации на основе принципов гуманистической педагогики. Совершен краткий обзор принципов, действующих и адекватных работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной организации. Обоснована эффективность специальной подготовки педагогических кадров для работы в гуманистической парадигме для профилактики ксенои этнофобии в среде педагогического коллектива и родительского сообщества. Делаются выводы о своевременности, актуальности и результативности построения воспитательного процесса на идеях гуманизма, важности сопровождения процесса социокультурной адаптации детей-мигрантов в дошкольной образовательной организации на основе принципов гуманистической педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. Е. Ушакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PRESCHOOL MIGRANT CHILDREN USING HUMANISTIC PEDAGOGY PRINCIPLES

At the present time, migration processes are going on all over the world. Every year forced migration brings more families with children to Russia. Adapting children to new socio-cultural environment has become an important mission of educational organizations, and the humanistic paradigm is the most relevant and effective in destabilized society. The author of the article gives a brief overview of the thesaurus of migration, summarize the underlying conditions, duration (long-term and short-term migration) and difficulties encountered by newcomers; it will also outline the particular aspects of migration to the Russian Federation including the migrant status. An overview will be given on the modern-world childhood; the contrast will be shown between the pressing necessity for a new approach to education and the obsoleteness of old methods that no longer satisfy the developmental pace of a modern child. The special attention will be given to psychophysiological and other developmental issues of pre-school children resulting from migration and to the migration-specific difficulties hindering their adaptation to the new environment. The article will also touch on the topic of unpreparedness of the teachers to deal with these new categories of children and their families. The necessity of personality-oriented educational strategies will be discussed as well as the problem of tolerance in the host community. An experimental research has been conducted using the following methods: analysis of the domestic and foreign experience, methods of theoretical modeling and educational forecasting, questionnaires, observation, interviewing and mathematical statistics (qualitative analysis of quantitative statistical variables). The author will summarize the results of the research of socio-cultural adaptation of preschool migrant children using humanistic pedagogy principles. A brief overview will be given of relevant and effective principles of work with pre-school children in educational institutions. This article will explain how the specialized humanistic-oriented training will prevent xenophobia and ethnophobia among teachers and parents. The author will also emphasize the relevance and effectiveness of humanistic ideas in education and importance of the assistance in socio-cultural adaptation of preschool migrant children in educational institutions. The author of the article gives a brief overview of the thesaurus of migration, its causes, terms and difficulties encountered by the migrants, and also notes the peculiarities of migration and migrant status in the Russian Federation. The author examines in depth the profound changes in modern childhood, the need to find a different approach to education and training, a departure from traditional methods that are outdated and do not reflect the "actual level of development" of children. The author pays special attention to the impact of migration on psychophysiology and the development of the child of preschool age, considers the difficulties accompanying the move and makes it difficult to adapt. The author of the article also shows the unpreparedness of the pedagogical community to work with new contingents of pupils and their families. The author justifies the need to select child-centred educational concepts that address the problem of tolerance of the host society. The author conducted experimental work on the basis of generalization of domestic and foreign experience, the use of theoretical modeling methods and pedagogical forecasting; with the help of questionnaires, pedagogical observation, conducting interviews, methods of mathematical statistics (qualitative analysis of quantitative statistical parameters). The author gives some results of the study of the problem of socio-cultural adaptation of migrant children in the pre-school educational organization on the basis of the principles of humanistic pedagogy. The author makes a brief overview of the principles that are effective and appropriate for working with children of middle and senior preschool age in an educational organization. The author substantiates the effectiveness of special training of pedagogical personnel for work in the humanistic paradigm for the prevention of xenophobia, ethnophobia among the pedagogical collective and the parental community. The author draws conclusions on the timeliness, relevance and effectiveness of building an educational process on the ideas of humanism, the importance of accompanying the process of socio-cultural adaptation of migrant children in a pre-school educational organization on the basis of the principles of humanistic pedagogy.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста на основе принципов гуманистической педагогики»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 37

М. Е. Ушакова

Тьютор, частное образовательное учреждение «Хорошевская школа», г. Москва

E-mail: omorenika@ rambler.ru

Marina E. Ushakova

Tutor, private educational institution "Horoshevskaya school", Moscow, Russia

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Миграция в настоящее время идет бурными темпами во всем мире. Растет доля вынужденных мигрантов, которые приезжают в Россию с детьми. Адаптация к новым социокультурным условиям становится актуальной необходимостью образовательных организаций, а гуманистическая парадигма становится адекватной и эффективной в дестабилизированном обществе.

В статье дается краткий обзор тезауруса миграции, ее причин, сроков и трудностей, с которыми сталкиваются переезжающие, отмечаются особенности миграции и статуса мигранта в РФ. Подробно рассматриваются глубинные изменения современного детства, необходимость поиска иного подхода к воспитанию и обучению, уход от традиционных методов, которые устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Особое внимание уделяется влиянию миграции на психофизиологию и развитие ребенка дошкольного возраста, рассматриваются трудности, сопровождающие переезд, затрудняющие адаптацию. Показывается также неготовность педагогического сообщества к работе с новыми контингентами воспитанников и их семьями. Обосновывается необходимость выбора концепций воспитания, ориентированных на личность ребенка, затрагивается проблема толерантности принимающего общества. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта,

Как цитировать статью: Ушакова М. Е. Социокультурная адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста на основе принципов гуманистической педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.92-102.

использования методов теоретического моделирования и педагогического прогнозирования; с помощью анкетирования, педагогического наблюдения, проведения бесед, методов математической статистики (качественный анализ количественных статистических параметров) была проведена опытно-экспериментальная работа. Автор приводит некоторые итоги исследования проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов в дошкольной образовательной организации на основе принципов гуманистической педагогики. Совершен краткий обзор принципов, действующих и адекватных работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной организации. Обоснована эффективность специальной подготовки педагогических кадров для работы в гуманистической парадигме для профилактики ксено- и этнофобии в среде педагогического коллектива и родительского сообщества. Делаются выводы о своевременности, актуальности и результативности построения воспитательного процесса на идеях гуманизма, важности сопровождения процесса социокультурной адаптации детей-мигрантов в дошкольной образовательной организации на основе принципов гуманистической педагогики.

Ключевые слова: ребенок-мигрант, дети-мигранты, современное детство, принципы гуманистической педагогики, социокультурная адаптация, гуманизация воспитания, дошкольная образовательная организация, полиэтническое общество.

Объективной реальностью современного мира является рост миграции населения планеты. Между странами и народами снимаются культурные и психологические барьеры, в то же время наблюдается небывалый рост экстремизма, мигранто- и этнофобии. С новой силой звучат вопросы этнической идентичности, поликультурности, толерантности, адаптации и интеграции, которые становятся предметом изучения педагогической науки, одной из первых реагирующей на изменения в обществе. Проблема социокультурной адаптации ребенка-мигранта на первой ступени образования, в дошкольной организации, сегодня является одной из центральных в теории и практике педагогики.

Фиксируемые статистикой масштабы миграционного прироста населения Российской Федерации составляют до 14 млн в год («Левада-Центр», 2016 год). Многие мигранты приезжают семьями, с детьми. По сравнению с другими категориями семейные мигранты планируют длительные сроки пребывания в России, то есть окончательную миграцию, а значит, дети будут учиться и взрослеть здесь. Растет доля вынужденных мигрантов,

часть из которых является вынужденными переселенцами,— теми, кто выбирает место переселения (часто по притягивающим причинам), и беженцами — теми, кто отдаляется от опасного места (вытесняющие причины миграции). Главными мотивами миграции являются поиск благополучия и безопасности. Притягивающими в основном выступают экономические факторы, а вытесняющими — конфликты (военные, экономические и религиозные), природные и техногенные катаклизмы.

Мигрантом считается лицо, которое меняет место жительства в государстве или переезжает в прочее государство [1; 12]. Большую часть мигрантов в РФ составляют приезжие из стран постсоветского пространства. Однако, по данным социологов, местное население европейской части РФ мигрантами считает приезжих из Средней Азии и Закавказья, а также республик Северного Кавказа. Переселенцы из Украины и Белоруссии не считаются мигрантами, потому что хорошо знают русский язык и культуру местного населения. Таким образом, выделяется контингент мигрантов, у которых социокультурная адаптация вызывает затруднения.

Любой, особенно вынужденный переезд сопряжен с психосоциальным стрессом. Ситуация миграции становится для человека проблемой выживания, требующей мобилизации всех его моральных и физических ресурсов. Потеря социального статуса, нервное перенапряжение, кризис идентичности, психосоматические расстройства затрудняют адаптацию мигранта, ограничивают возможности его развития.

Наиболее уязвимыми в трудных условиях оказываются дети. Несмотря на большую, по сравнению со взрослыми, адаптационную восприимчивость к изменениям, ребенку-мигранту труднее ориентироваться в стрессогенной ситуации переезда. Адаптация к новым социокультурным условиям становится актуальной необходимостью, поскольку изменения происходят во всех областях жизни ребенка: природно-климатических, социально-экономических, коммуникативных, психологических, личностных.

Глубинные изменения происходят и в самом Детстве. Ведущие российские и зарубежные ученые говорят о появлении детей с новым типом сознания, требующих иного подхода в воспитании и образовании (Н. А. Горлова, Д. И. Фельдштейн и др.). Психофизиологи у детей дошкольного возраста наблюдают повышение тревожности и собственной агрессии, возбудимости и гиперактивности, потребности в восприятии

большего количества информации (одновременное воздействие нескольких источников информации), вместе с тем повышение утомляемости и эмоциональности [4, с. 30]. Дети цифровой эпохи больше времени проводят с электронными гаджетами, чем в общении с людьми, больше времени проводят со взрослыми, чем с ровесниками, больше времени проводят в одиночестве, чем в компании. Ученые отмечают у детей нового поколения повышенную потребность к восприятию информации, пра-вополушарную ориентацию головного мозга [4, с. 28]. Информатизация среды приводит, по мнению психологов, к росту агрессивности к окружающей среде (вандализм), к социальному миру слабых (малышей, стариков), жестокости к близким (братьям, сестрам, родителям), что свидетельствует о дегуманизации отношений в детской субкультуре [2]. Вместе с тем дети с самого раннего возраста легко постигают электронные приспособления, им доступно выполнение комплексных задач, что связано с целостным восприятием мира, интуитивным выстраиванием отношений между объектами и явлениями.

Педагоги и родители отмечают сильно развитый рефлекс свободы, когда ребенок самостоятельно выстраивает стратегию своего поведения, не принимается за выполнение действия без понимания его смысла. Дети открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, не реагируют на удивительные вещи, однако готовы к принятию нового опыта исследования мира; вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети часто испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности [2].

Особые условия жизни в инокультурной среде влияют на развитие психических процессов ребенка-мигранта. Специалисты отмечают расширенные адаптивные возможности психики детей-мигрантов, широту интересов, высокую мотивацию достижений, способность преодолевать трудности. Благодаря формирующемуся билингвизму (двуязычию) складывается биполярная картина мира, отмечается стремление к самоанализу и анализу окружающей действительности. Вместе с тем существуют и трудности. Это незнание местных культурных норм и языковые ограничения; эмоциональная и психологическая напряженность, сложности во взаимодействии со сверстниками; тоска по родственникам в разлуке, социально-бытовые, материальные проблемы, ссоры в семье; неприятие со стороны местного населения. Все это может вызывать культурную и социальную дистанцию, что затрудняет адаптацию и интеграцию

приезжих в принимающее общество.

Социологи отмечают прямую зависимость адаптации мигрантов от уровня толерантности местного населения. Влияние средств массовой информации, угроза терроризма и экстремизма, нарушение нравственно-психологического климата и общая дестабилизация в обществе влечет к возникновению целого ряда фобий, связанных с национальностью и миграцией. Появление интолерантных высказываний и действий со стороны взрослых отражается на детском сообществе, дети местного населения начинают демонстрировать деструктивное поведение. Если же этого не происходит, то дети спокойно воспринимают появление в коллективе ребенка иной культуры, иного языка и национальности. Ребенок-мигрант действует в соответствии со своей культурой, системой ценностей, духовно-психологическим состоянием. Попадая в атмосферу доброжелательности, принятия его картины мира, в поле диалога, он переходит от настороженного, напряженного состояния в спокойное, и адаптивный процесс происходит наименее травматично.

Несмотря на очевидность актуальности проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов, большинство дошкольных образовательных организаций не готово принять новый контингент воспитанников. Общество испытывает объективные потребности в технологиях поликультурного образования. В этом случае целесообразно говорить о двусторонних изменениях. С одной стороны, это «привыкание», «приспособление», «приноравливание» к тем заданным условиям, в которые попадает ребенок-мигрант. С другой — это внимательная помощь образовательной организации как общественного и государственного института с вариативностью создания благоприятной для социокультурной адаптации ребенка среды.

Дошкольное образование сегодня — это наиболее демократичный, массовый и доступный институт. Повсеместным явлением в РФ стали смешанные по этническому составу группы дошкольных образовательных организаций. В настоящее время это не просто осуществление воспитательного влияния педагогов на детей, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором объединяются общекультурное, социальное, образовательное и личностное начала. Основными задачами ДОО по ФГОС ДО являются обеспечение сохранности и укрепления здоровья, социальной стабильности, эмоционально-личностного благополучия, а также создание условий для интеграции ребенка в общекультурную

среду с учетом индивидуальных особенностей [3; 8]. Однако реалии общественно-педагогической и социокультурной ситуации в РФ подтверждают, что система образовательных организаций зачастую не готова к изменившимся условиям и новому контингенту воспитанников.

Анализ показал, что в современных условиях утрачивают значение концепции воспитания, ориентированные на передачу социального опыта, где ребенок воспринимается как объект воздействия семьи, педагогов, общества. Необходимым базисом должны стать реальные особенности социальной ситуации детства, характерные для современного российского общества. Необходимо изучить естественные трудности социокультурной адаптации личности в дестабилизированном обществе, учитывая экономические, социально-правовые, межличностные и другие проблемы. В связи с этим приоритетное значение приобретают концепции, ориентированные на «личные жизненные проблемы детей», на педагогическое сопровождение и поддержку ребенка в ситуации его собственной жизни, на вовлечение его в жизнетворчество [6].

Истоки изучения проблемы гуманистической парадигмы в образовании исходят из философско-методологического аспекта поддержки и защиты человека в трудах Н. А. Бердяева, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо. Педагогический аспект социальной адаптации при включении ребенка в коллективные отношения рассматривался Дж. Дьюи, А. С. Макаренко и др. Современные исследования ведут представители мигрантской педагогики Е. В. Бондаревская, М. Л. Геворкян и др., феномен миграции рассматривают Е. Stonequist, I. СиЬег. Также важны и необходимы исследования гуманистически ориентированных концепций коллективного воспитания В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем; исследования социальной толерантности А. Г. Асмолова, С. К. Бондыревой, Г. У Солдатовой и др.

Многолетний опыт работы, накопленный педагогами-гуманистами (Я. Корчак, А. Макаренко, А. Нилл, И. Д. Демакова), педагогический поиск и социальный заказ государства позволяют говорить о своевременности обращения к принципам гуманистической педагогики в образовательно-воспитательной работе в смешанных по этническому составу группах ДОО и, в частности, в организации социокультурной адаптации детей-мигрантов.

В 2014-2017 гг. нами было проведено исследование, цель которого состоит в теоретическом обосновании и практической апробации модели социокультурной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста на основе принципов гуманистической педагогики. Мы использовали такие методы, как включенное педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, теоретическое моделирование, педагогический эксперимент и др., которые позволили нам выявить условия и оценить результаты решения проблемы недостаточной разработанности психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для применения принципов гуманистической педагогики в организации процесса социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Исследование включало рассмотрение процесса социокультурной адаптации детей-мигрантов в ДОО как совокупности адаптации ребенка к детскому саду с особенностями его вхождения в новую социокультурную среду. Согласно выделенным критериям социокультурной адаптации ребенка-мигранта в ДОО (эмоционально-личностный, социальный, культурно-мировоззренческий), анализу подвергались: эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, его включенность в группу сверстников, уровень знаний ребенком норм и традиций принимающего общества.

Получив низкие показатели адаптированности, указывающие на дезадаптацию, была разработана модель социокультурной адаптации детей-мигрантов в смешанной по этническому составу группе ДОО с применением принципов гуманистической педагогики: всестороннее изучение ребенка, соблюдение прав ребенка, принятие ребенка, принцип диалога во всех видах активности и взаимодействия. Работа велась по направлениям: Дети, Родители, Педагоги, и включала: ведение детского клуба «Круг дружбы», личные и коллективные беседы с детьми, игры на сплочение детского коллектива; тематические встречи с родителями, консультации детского психолога; на кафедре начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО для воспитателей и руководителей ДОО был реализован КПК «Ребенок-иностранец в дошкольной образовательной организации», который включал страноведческий, культурологический блоки, занятия по билингвологии, конфликтологии, основам этнопсихологии, а также блок, посвященный гуманистической педагогике Януша Корчака и возможностям применения ее принципов в работе смешанной по этническому составу группы ДОО.

Итоговые замеры формирующей части эксперимента показали эффективность реализации модели социокультурной адаптации детей-мигрантов на основе принципов гуманистической педагогики в ДОО. Помимо статистических данных, наши наблюдения, личные беседы с воспитателями также подтверждают уменьшение дистанции между ребенком и взрослым, указывают на двусторонние изменения. Отмечен рост личностного потенциала дошкольников-мигрантов, обеспечивающий им позитивную самооценку, укрепление межличностных связей в смешанной по этническому составу группе, снижается общий и индивидуальный уровень тревожности. Педагоги субъективно отмечают уменьшение эмоциональной усталости от работы в смешанной группе, облегчение в установлении контакта с ребенком-мигрантом, независимо от уровня его языковой компетентности (русский язык), а также благоприятные тенденции к повышению самостоятельности у воспитанников.

Взаимодействие взрослого и ребенка, процесс воспитания как оказание детям помощи в их росте и развитии — прогрессивный путь педагогики Я. Корчака, результатом которого становится постепенное уменьшение зависимости детей от взрослых, формирование у ребенка самостоятельных суждений и убеждений, собственной системы ценностей. Для ребенка-мигранта дошкольного возраста адаптация к поликультурной среде представляет собой сложный и многомерный процесс с изменениями в осознании этнической идентичности, развитием толерантности, чувства собственного достоинства.

Высшая ценность поликультурного образовательного пространства — человек, личность воспитанника, а смысл и цель воспитания и образования связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.

Литература

1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: модэк, 2003. 240 с.

2. Буданцова А. А. Современный ребенок: новый тип сознания [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya (дата обращения: 05.01.2018).

3. Гайдук Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 18-20.

4. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: ЦНПРО, 2013. 200 с.

5. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 435 с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: минобрнау-ки.рф. (дата обращения: 05.01.2018).

7. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений ИПК и ФПК / под общей ред. Е. В. Бондаревской. Москва: Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

8. Починок Н. Б. Дети мигрантов в России: три «но» социальной адаптации [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/635465/natalia-pochinok/deti-migrantov-v-rossii-tri-no-sotcialnoi-adaptatcii (дата обращения: 05.01.2018).

9. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В. Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2013. 310 с.

10. Шустова И. Ю. Воспитание «от ребенка» // Педагогика. 2015. № 8. С. 53-58.

11. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 51-61.

12. Balonon-Rosen P. Inside a dual-language preschool for migrant workers' children [Электронный ресурс]. URL: https://www.wfyi.org/news/articles (дата обращения: 05.01.2018).

13. Friedman V. Danish lawmakers to migrants: send your children to language classes or lose benefits [Электронный ресурс]. URL: http://www.breitbart.com/london/2017/01/24 (дата обращения: 05.01.2018).

14. Glick J. E., Yabiku S. T. Migrant Children and Migrants' Children: Nativity Differences in PreSchool Enrollment in Mexico and the United States // Academic Journal. 2016. Vol. 35, No. 1. P. 201-228.

15. International Migration Outlook 2016 // OECD. Paris: OECD Publishing, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/migr_outlook-2016-en (дата обращения: 05.01.2018).

PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PRESCHOOL MIGRANT CHILDREN USING HUMANISTIC PEDAGOGY PRINCIPLES

At the present time, migration processes are going on all over the world. Every year forced migration brings more families with children to Russia. Adapting children to new socio-cultural environment has become an important mission of educational organizations, and the humanistic paradigm is the most relevant and effective in destabilized society.

The author of the article gives a brief overview of the thesaurus of migration, summarize the underlying conditions, duration (long-term and short-term migration) and difficulties encountered by newcomers; it will also outline the particular aspects of migration to the Russian Federation including the migrant status. An overview will be given on the modern-world childhood; the contrast will be shown between the pressing necessity for a new approach to education and the obsoleteness of old methods that no longer satisfy the developmental pace of a modern child.

The special attention will be given to psychophysiological and other developmental issues of pre-school children resulting from migration and to the migration-specific difficulties hindering their adaptation to the new environment. The article will also touch on the topic of unpreparedness of the teachers to deal with these new categories of children and their families. The necessity of personality-oriented educational strategies will be discussed as well as the problem of tolerance in the host community.

An experimental research has been conducted using the following methods: analysis of

the domestic and foreign experience, methods of theoretical modeling and educational forecasting, questionnaires, observation, interviewing and mathematical statistics (qualitative analysis of quantitative statistical variables). The author will summarize the results of the research of socio-cultural adaptation of preschool migrant children using humanistic pedagogy principles. A brief overview will be given of relevant and effective principles of work with pre-school children in educational institutions. This article will explain how the specialized humanistic-oriented training will prevent xenophobia and ethnophobia among teachers and parents. The author will also emphasize the relevance and effectiveness of humanistic ideas in education and importance of the assistance in socio-cultural adaptation of preschool migrant children in educational institutions. The author of the article gives a brief overview of the thesaurus of migration, its causes, terms and difficulties encountered by the migrants, and also notes the peculiarities of migration and migrant status in the Russian Federation. The author examines in depth the profound changes in modern childhood, the need to find a different approach to education and training, a departure from traditional methods that are outdated and do not reflect the "actual level of development" of children. The author pays special attention to the impact of migration on psychophysiology and the development of the child of preschool age, considers the difficulties accompanying the move and makes it difficult to adapt. The author of the article also shows the unpreparedness of the pedagogical community to work with new contingents of pupils and their families. The author justifies the need to select child-centred educational concepts that address the problem of tolerance of the host society. The author conducted experimental work on the basis of generalization of domestic and foreign experience, the use of theoretical modeling methods and pedagogical forecasting; with the help of questionnaires, pedagogical observation, conducting interviews, methods of mathematical statistics (qualitative analysis of quantitative statistical parameters). The author gives some results of the study of the problem of socio-cultural adaptation of migrant children in the pre-school educational organization on the basis of the principles of humanistic pedagogy. The author makes a brief overview of the principles that are effective and appropriate for working with children of middle and senior preschool age in an educational organization. The author substantiates the effectiveness of special training of pedagogical personnel for work in the humanistic paradigm for the prevention of xenophobia, ethnophobia among the pedagogical collective and the parental community. The author draws conclusions on the timeliness, relevance and effectiveness of building an educational process on the ideas of humanism, the importance of accompanying the process of socio-cultural adaptation of migrant children in a pre-school educational organization on the basis of the principles of humanistic pedagogy.

Keywords: migrant child, migrant children, modern childhood, the principles of humanistic pedagogy, socio-cultural adaptation, the humanization of upbringing, pre-school educational organization, multi-ethnic society.

References

• Balonon-Rosen P. Inside a dual-language preschool for migrant workers' children [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.wfyi.org/news/articles (data obrashcheniya: 05.01.2018).

• Bondyreva S. K., KolesovD. V. Tolerantnost' (vvedeniye v problemu). M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 240 s. [In Rus]

• BudantsovaA. A. Sovremennyy rebenok: novyy tip soznaniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya (data obrashcheniya: 05.01.2018). [In Rus]

• Gayduk T. A. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye raboty s det'mi-migrantami doshkol'nogo vozrasta (razrabotka proyekta) // Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. 2015. № 1 (14). S. 18-20. [In Rus]

• Demakova I. D. Yanush Korchak: zhivaya pedagogika izmenyayushchegosya mira. M.: TSNPRO, 2013. 200 s. [In Rus]

• Friedman V. Danish lawmakers to migrants: send your children to language classes or lose benefits. URL: http://www.breitbart.com/london/2017/01/24 (data obrashcheniya: 05.01.2018).

• Korchak Yа. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya. M.: Pedagogika, 1979. 435 s. [In Rus]

• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obra-zovanija: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt]. Rezhim dostupa: minobrnauki.rf. (data obrashhenija: 05.01.2018). [In Rus].

• Pedagogika: Lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya: ucheb. posobiye dlya stud. sred. i vyssh. ucheb. zavedeniy IPK i FPK / pod obshchey red. Ye. V. Bondarevskoy. Moskva: Rostov-n/D: Tvorcheskiy tsentr «Uchitel'», 1999. 560 s. [In Rus]

• PochinokN. B. Deti migrantov v Rossii: tri «no» sotsial'noy adaptatsii [Elektronnyy resurs]. URL: https://iz.ru/635465/natalia-pochinok/deti-migrantov-v-rossii-tri-no-sotcialnoi-adaptatcii (data obrashcheniya: 05.01.2018). [In Rus]

• Soldatova G. U., Shaygerova L. A., Makarchuk A. V. Iskusstvo zhit' s nepokhozhimi: psikhotekhniki tol-erantnosti. M.: Moskoviya, 2013. 310 s. [In Rus]

• Shustova I. YU. Vospitaniye «ot rebenka» // Pedagogika. 2015. № 8. S. 53-58. [In Rus]

• Shustova I. YU. Detsko-vzroslaya obshchnost' kak usloviye stanovleniya tsennostno-smyslovoy oriy-entatsii rebenka // Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiya. 2013. Vyp. 1 (28). S. 51-61. [In Rus]

• Glick J. E., Yabiku S. T. Migrant Children and Migrants' Children: Nativity Differences in PreSchool Enrollment in Mexico and the United States // Academic Journal. 2016. Vol. 35, No. 1. P. 201-228.

• International Migration Outlook 2016 // OECD. Paris: OECD Publishing, 2016 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/migr_outlook-2016-en (data obrashhenija: 05.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.