Научная статья на тему 'Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в российских образовательных организациях'

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в российских образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ДЕТИ МИГРАНТОВ / РЕБЕНОК-МИГРАНТ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новик Наталья Николаевна

В статье представлено исследование проблем психолого-педагогической и социокультурной адаптации детей мигрантов в российских дошкольных образовательных организациях. Анализ результатов экспериментального исследования работы педагогов с указанной категорией детей будет способствовать созданию системы работы по созданию благоприятных условий включения детей мигрантов в социокультурный контекст российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Новик Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Psychological and Pedagogical Support for Children of Migrants in Russian Educational Organizations

The article presents the study of issues of psychological, educational and social and cultural adaptation of children of migrants in Russian pre-school educational organizations. The analysis of the results of an experimental study of teachers’ work with this category of children will contribute to establish the system of work to create favorable conditions for the inclusion of children of migrant in the social and cultural context of Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в российских образовательных организациях»

УДК 373.2:314.15

Новик Н.Н.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ISSUES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN OF MIGRANTS IN RUSSIAN EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

Б статье представлено исследование проблем психолого-педагогической и социокультурной адаптации детей мигрантов в российских дошкольных образовательных организациях. Анализ результатов экспериментального исследования работы педагогов с указанной категорией детей будет способствовать созданию системы работы по созданию благоприятных условий включения детей мигрантов в социокультурный контекст российского общества.

Ключевые слова: дети-мигранты, дети мигрантов, ребенок-мигрант, дошкольные образовательные организации

The article presents the study of issues of psychological, educational and social and cultural adaptation of children of migrants in Russian pre-school educational organizations. The analysis of the results of an experimental study of teachers' work with this category of children will contribute to establish the system of work to create favorable conditions for the inclusion of children of migrant in the social and cultural context of Russian society.

Keywords: migrant-children, children of migrants, migrant child, pre-school educational organizations

Для цитирования: Новик Н.Н. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в российских образовательных организациях // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2018. Т.3. №6. С. 102-106. DOI: 10.24420/ KUI.2018.33.18.009

For citation: Novik N.N. Issues ofPsychological and Pedagogical Supportfor Children of Migrants in Russian Educational Organizations // Uchenye Zapiski of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. T.3. №6. P. 102-106. DOI: 10.24420/KUI.2018.33.18.009

102

102

Изменение геополитической картины мира и активизация процессов миграции населения в мире и в России, которые мы имеем возможность наблюдать в последние десятилетия, не обошли стороной и систему образования, и по своей актуальности проблема включения детей мигрантов в социокультурный и образовательный процесс страны не уступает иным проблемам.

Наряду с сотрудниками правоохранительных органов, социальными работниками, решением проблем адаптации

детей мигрантов в обществе занимаются педагоги, психологи.

Анализ многочисленных эмпирических данных, полученных в результате исследований данной проблемы за последнее десятилетие, подтверждает тезис о том, что дети мигрантов являются одними из наиболее педагогически неблагополучных групп в любой стране.

Согласимся с утверждением Т.А.Силантьевой, что «дети-мигранты находятся в особенно трудных условиях: ребенок-мигрант попадает в среду, отли-

чающуюся от среды своего прежнего местожительства. По уровню своей культуры он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, которые социально не защищены, он не знает или плохо знает язык нового места жительства, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности»[1, с.219-222].

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов, и в связи с этим все более актуальной для педагогов становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, изменившемуся социуму [2].

Поскольку значительная часть экономических и вынужденных мигрантов 03 - это многодетные семьи, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное - создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества. Как показывают проведенные разработчиками проектов по адаптации указанной группы детей, проблемы социальной адаптации не возникают у детей-мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики (что и вполне понятно). Появляются они в основном у детей-мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ, Кавказа, которые к том же сталкиваются с еще одной острой проблемой - дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем [3, с.18-20].

В рамках исследования проблемы адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных организациях,

нами была организована экспериментальная работа в детских садах г. Казани. Общая выборка составила 330 дошкольников. Экспериментальная работа проводилась в 2016-2018 учебных годах.

Цель первого этапа эксперимента - выявление и диагностика детей-мигрантов в детских садах. Данное исследование осуществлялось посредством ряда методик: анкетирование родителей детей мигрантов, неформальная беседа с родителями, анализ планов воспитательной работы ДОО, опрос воспитателей и руководителей ДОО.

В каждой из выбранных для исследования дошкольных образовательных организаций (ДОО) у старших воспитателей имелись сведения о наличии детей-мигрантов в общем количестве посещающих детский сад детей. Родители при приеме ребенка в детский сад предоставляют необходимые сведения (прописка, гражданство и т.п.). Необхо- 103 димо учесть и тот факт, что в настоящее время запись в детские сады происходит через «электронную очередь». Детские сады переполнены, а количество желающих устроить своего ребенка в ДОО не убавляется, а только увеличивается с каждым годом. Поэтому детям мигрантов не просто попасть в детский сад. Для лиц, не являющихся гражданами России, устроить своего ребенка в дошкольную организацию очень сложно. Поэтому неорганизованных (то есть не посещающих ДОО) детей-мигрантов трудно учесть, хотя их достаточно много. Получается, что один из родителей в семье мигрантов не работает, а сидит дома с детьми (данные сведения подтвердились в ходе неформальной беседы с членами семей).

Можно отметить, что все семьи детей мигрантов, участвовавшие в эксперименте, уже достаточное количество времени проживают на территории России и хотя бы один из родителей уже имеет российское гражданство.

Все дети, посещающие ДОО, родились в России, но среди иностранных

граждан бытует искаженное представление, что ребенок, родившийся на территории РФ, приобретает гражданство РФ «по праву рождения». По законодательству РФ1 ребенок иностранных граждан, родившийся на территории РФ, не приобретает гражданство РФ, несмотря на то, что ему и выдают свидетельство о рождении на российском бланке. Данный документ о рождении сам по себе не свидетельствует в данном случае о российском гражданстве ребенка. Исключение состоит в следующем: если государства родителей ребенка не предоставляет гражданство ребенку, то ребенку предоставляется гражданство РФ. Однако законодательство стран СНГ беспрепятственно предоставляет детям своих граждан гражданство этих стран, следовательно, по российскому законодательству ребенок не получает гражданства РФ.

Можно отметить, что почти все исследованные семьи переехали в Республику Татарстан после того, как главы семей нашли здесь относительно постоянный и стабильный доход. Все члены семей, не имеющие российского гражданства, имеют регистрацию в отделениях УФМС России по Республике Татарстан в городе Казани.

С помощью старших воспитателей, педагогов и психологов ДОО, а также родителей-мигрантов мы получили такие сведения.

Детский сад № 1 (экспериментальная группа) посещают 7 детей мигрантов (это три семьи: в первой семье - 2 ребенка (4 года 4 месяца и 6 лет 1 месяц) посещают данный детский сад, во второй семье -2 ребенка (4 года 2 месяца и 5,5 лет), в третьей семье - три ребенка (4 года, 6,5 лет и 6,5 лет)).

Детский сад № 2 (контрольная группа) посещают 6 детей мигрантов (также три семьи: в первой семье - 1 ребенок посещает данный детский сад (6 лет), во

второй семье - 3 ребенка (3,5 года, 5 лет и 6,5 лет), в третьей семье - 2 ребенка (3,5 года и 5,5 лет)).

Все дети-мигранты проживают в городе.

Детский сад № 1 (экспериментальная группа): семья №1 прибыла в Россию в 2008 году из Узбекистана, семья № 2 прибыла в Россию в 2009 году из Узбекистана, семья № 3 прибыла в Россию в 2005 году из Азербайджана.

Детский сад № 2 (контрольная группа): семья №1 - отец прибыл в Россию в 2009 году из Киргызстана, позже к нему переехала его семья; семья № 2 прибыла в Россию в 2009 году из Таджикистана, семья № 3 прибыла в Россию в 2007 году из Таджикистана.

Таким образом, национальный состав детей, принимавших участие в исследовании: 4 ребенка - узбеки по национальности, 3 ребенка - азербайджанцы, 1 ребенок - киргиз и 5 детей - таджики.

На следующем этапе исследования был проведен опрос педагогов, работающих с детьми-мигрантами, с помощью специально разработанного опросника. Педагогам предлагалось ответить на шесть вопросов, касающихся их осведомленности о существовании и применений технологий работы с детьми-мигрантами. Отвечали на вопросы все воспитатели контрольной и экспериментальной групп.

Обработав результаты, мы пришли к выводу, что в большинство педагогов как контрольной, так и экспериментальной групп не знают о специальных технологиях работы с детьми-мигрантами, а тем более не знают, как их правильно применять в своей работе с указанной категорией детей. Среди ответов наиболее осведомленных воспитателей встречались такие технологии, как технологии социальной работы с детьми-мигрантами, были названы технологии личност-но-ориентированного и индивидуально-

1О гражданстве РФ: закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 N 243-ФЗ). Доступ из «Кон-сультантПлюс» (дата обращения 12.09.2018).

го подхода, были указаны и некоторые развивающие технологии.

Однако при ответе на вопросы, какие мероприятия, приемы работы с группой дополнительно можно применять, если есть ребенок (дети) мигрантов, педагоги данных детских садов признались, что специальных мероприятий для таких детей они не проводят. Если и бывают какие-то мероприятия, то они носят скорее случайный характер.

При ответе на вопрос про мероприятия, приемы индивидуальной работы, применяемые в процессе психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов, воспитатели также дали ответ, что такой целенаправленной работы ими не проводится: «Где-то что-то читала когда-то, но не применяю», «Совершенно не хватает времени на персональное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-мигранта, успеть бы с группой про-05 вести се режимные моменты» и т.п.

Анализ годового плана ДОО контрольной и экспериментальной групп показал, что работа по психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов дошкольного возраста ведется на недостаточном уровне. В планах контрольной и экспериментальной групп было зафиксировано всего по одному мероприятию, направленному на решение данного вопроса, - это выступление старшего воспитателя на педагогическом совете на тему «Индивидуальная работа с детьми-мигрантами в детском саду». Но вместе с тем в планы включены утренники и развлечения, которые предполагают участие детей-мигрантов. Из беседы с заведующими мы выяснили, что работа в этом направлении только еще начата, однако особый акцент сделан на работу воспитателей тех групп, в которых есть дети-мигранты. Они стараются включать детей в различные мероприятия, где дети занимаются также и театрализованной деятельностью и усваивают культуру поведения (творческие игры, выступления на утренниках, экскурсии и т.д.).

Из беседы с воспитателями выяснили, что они постоянно следят за поведением детей; использование в своей работе индивидуального подхода к таким детям считают важной задачей; стараются по возможности малоактивных и застенчивых, а также агрессивных детей-мигрантов включать в коллективные игры, где дети могут раскрыться; организовывают творческие игры, развлечения; учат с детьми правила поведения и общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что какой-то целенаправленной работы с детьми мигрантов ни в контрольной, ни в экспериментальной группах ДОО не проводится.

Анализ планов воспитательной работы показал: воспитатели планируют различные игры (строительные, ролевые), но в недостаточном количестве. В основном в планах отражены трудовые поручения, которые дети выполняют по 2-3 человека, свободные игры детей, свободное рисование, чтение художественной литературы, беседы с детьми. Воспитатели говорят о нехватке времени из-за большой загруженности. Но, на наш взгляд, работа по психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов дошкольного возраста является неотъемлемой частью кор-рекционной и профилактической работы.

Работа с родителями по данному направлению никаким образом не спланирована, ведется фрагментарно, по необходимости, не целенаправленно. Также хотелось бы отметить, что и сами родители с большой неохотой идут на контакт с педагогами.

Таким образом, исследование показало, что в работе с детьми мигрантов в детских дошкольных организациях необходимо переосмысление самой ее сути, включение в планирование воспитательной работы в ДОО обязательных мероприятий, ориентированных на создание благоприятных условий включения детей мигрантов в социокультурный контекст российского общества с целью воспитания их полноценными гражданами российского государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Силантьева Т. А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. 2007. №1.С.219-222.

2. Баярмагнай М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду : дис. ... канд.пед.наук : 13.00.01. М., 2008. 177 с.

3. Гайдук Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский вестник Специального образования. 2015. № 1(14).С. 18-20.

Новик Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Казанского федерального университета e-mail: novik-n-n@mail.ru © Новик Н.Н.

Статья получена: 18.10.2018. Статья принята к публикации: 05.11.2018. Статья опубликована онлайн:15.11.2018.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

106

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.