Научная статья на тему 'Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы'

Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4627
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕМЬЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна

В статье обосновывается необходимость установления партнерских отношений семьи и учреждений дополнительного образования детей. Рассматриваются педагогические условия установления партнерских отношений с семьей: уважение к семье как системе; гуманизм во взаимодействии с семьей; соблюдение субъект-субъектной позиции по отношению к родителям; обеспечение эмоциональной безопасности и комфортности родителей. Характеризуются основные этапы осуществления социального партнерства: ознакомительный, диагностический, проектировочный, содержательно-практический, оценочно-рефлексивный. Предлагается механизм социального партнерства, реализуемый через следующие формы: участие родителей в образовательном процессе, психолого-педагогическая диагностика семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей, участие родителей в управлении учреждением дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Екатерина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership family and establishments of an additional education of children: principles, conditions, forms

The necessity of partnerships and family institutions of additional education is validating in this article. Pedagogical conditions of partnerships with a family are considered: respect for a family as a system; humanism in cooperation with the family; compliance with subject-subject attitude towards parents; providing emotional security and comfort of parents. The main stages of the implementation of social partnership are characterized: orientation, diagnostic, design, meaningful and practical, assessment and reflective. The mechanism of social partnership realized through the following forms is offered: the participation of parents in the educational process, psycho-pedagogical diagnostics of a family, psycho-pedagogical education of parents, the participation of parents in the management of the establishment of additional education.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы»

УДК 364-78:37.018.1

Е. Л. Никитина

Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы

В статье обосновывается необходимость установления партнерских отношений семьи и учреждений дополнительного образования детей. Рассматриваются педагогические условия установления партнерских отношений с семьей: уважение к семье как системе; гуманизм во взаимодействии с семьей; соблюдение субъект-субъектной позиции по отношению к родителям; обеспечение эмоциональной безопасности и комфортности родителей. Характеризуются основные этапы осуществления социального партнерства: ознакомительный, диагностический, проектировочный, содержательно-практический, оценочно-рефлексивный. Предлагается механизм социального партнерства, реализуемый через следующие формы: участие родителей в образовательном процессе, психолого-педагогическая диагностика семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей, участие родителей в управлении учреждением дополнительного образования.

The necessity of partnerships and family institutions of additional education is validating in this article. Pedagogical conditions of partnerships with a family are considered: respect for a family as a system; humanism in cooperation with the family; compliance with subject-subject attitude towards parents; providing emotional security and comfort of parents. The main stages of the implementation of social partnership are characterized: orientation, diagnostic, design, meaningful and practical, assessment and reflective. The mechanism of social partnership realized through the following forms is offered: the participation of parents in the educational process, psycho-pedagogical diagnostics of a family, psycho-pedagogical education of parents, the participation of parents in the management of the establishment of additional education.

Ключевые слова: социальное партнерство, семья, учреждение дополнительного образования.

Keywords: social partnership, the family, the institution of additional education.

Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в которой объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и выделен один из ключевых принципов политики в области детства - опора на социальное партнерство [1]. Особое значение в современных условиях приобретает партнерство родителей и учреждений дополнительного образования, основная миссия которых заключается в «наиболее полном обеспечении прав человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [2]. В «Концепции развития дополнительного образования детей» (от 04.09.2014) одним из основных механизмов развития дополнительного образования называется партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества и семьи. Однако в современной науке и практике малоисследованным остается вопрос социального партнерства семьи и учреждений дополнительного образования как инновационного инструмента развития образовательной среды учреждений дополнительного образования в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования, в том числе детей, родителей и педагогов.

В последнее десятилетие в психологическом сообществе доминирует представление о семье как открытой системе, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Семейная система является той естественной зоной социального взаимодействия, в которой происходит первичное обучение и воспитание ребенка, и становится отправной точкой для формирования индивидуального опыта ребенка. Таким образом, семейная система как пространство жизнедеятельности ребенка является, с одной стороны, безусловным ресурсом, в котором ребенок может черпать все многообразие человеческого опыта и взаимоотношений, а с другой стороны, при неблагоприятных условиях семейная система способна деформировать ресурсы личности ребенка, его мировосприятие и блокировать успешную самореализацию [3]. В последнее время наблюдается процесс отдаления детей от своих родителей, ослабление роли семьи в процессе воспитания детей. Особая роль в решении данной проблемы принадлежит учреждениям

© Никитина Е. Л., 2015 140

дополнительного образования, которые осуществляют свою деятельность, вобрав в себя многие черты семейного воспитания, и совмещают добровольные занятия, разновозрастный характер объединений, неформальное общение между взрослыми и детьми.

Можно выделить ряд преимуществ дополнительного образования по сравнению с другими институтами формального образования: участие в образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; право на пробы и ошибки, возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера; возможность на практике применить полученные знания и навыки [4]. Дополнительное образование свободно выбирается, выстраивается каждым ребенком или подростком самостоятельно в комфортных для него формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки сотрудничества, неформального общения старших и младших, детей и взрослых, опыт личностного и профессионального самоопределения, сознательного самовоспитания. Кроме того, «сама сущность деятельности учреждений дополнительного образования позволяет личности посредством выбора вариативного содержания и форм организации деятельности эффективнее решать задачи развития на каждом возрастном этапе» [5]. Отсюда следует необходимость выстраивания тесных партнерских взаимоотношений между семьей и учреждением дополнительного образования, так как не вызывает сомнения, что гармоничное формирование ребенка возможно только в условиях тесного сотрудничества педагогов и родителей, и взаимоотношения образовательного учреждения с семьей, а педагога с родителями имеют одно назначение - помочь ребенку.

Социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности (А. С. Автономов, Т. И. Виноградова, М. Ф. Замятина, М. И. Либоракина, Л. С. Никонова, И. М. Ремо-ренко) [6].

В научной педагогической литературе существуют три основные точки зрения на проблему социального партнерства, исходя из которых, социальное партнерство понимается как

- разновидность социального взаимодействия и форма отношений (А. В. Борилов, В. Ю. Вы-борнов, Л. Н. Глебова, Н. С. Игнатьев и др.);

- система взаимодействий и взаимоотношений (Ю. В. Медова, Е. Г. Сафонова);

- управленческая деятельность (Е. К. Кашленко) [7].

Мы поддерживаем мнение о том, что социальное партнерство - это совместная деятельность различных социальных групп, в которой осуществляется объединение усилий для достижения общих целей на основе добровольного сотрудничества при соблюдении интересов всех сторон, взаимовыгодный обмен идеями, информацией, ресурсами, что приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.

Отношения между социальными партнерами строятся как отношения равноправных субъектов, основанные на осознанности, доверии, диалоге, ответственности за выполнение договоров и соглашений. Основной целью партнерства родителей и педагогов в учреждении дополнительного образования является создание воспитательного пространства для гармоничного развития детей, повышение воспитательного потенциала семьи и педагогической культуры родителей. Именно партнерство дает наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Выделяются следующие психолого-педагогические характеристики оптимального партнерства в образовании: взаимопонимание и удовлетворение всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладание позитивного настроения всех субъектов; авторитетность педагогов и родителей; участие субъектов в учебно-воспитательном процессе; сплоченность субъектов (на основе осознания значимости образовательного процесса); продуктивность взаимодействия [8].

Сущность феномена социального партнерства учреждения дополнительного образования и семьи просматривается также через характеристику принципов, на которых строится это взаимодействие. Основными принципами являются:

- принцип добровольности (свобода выбора при принятии решения об участии в деятельности);

- принцип открытости (открытость информации об условиях, формах, правилах и результатах взаимодействия);

- принцип ответственности партнеров друг перед другом;

- принцип разновыгодности от совместной деятельности (каждый участник партнерства осознает, какую пользу он получит от совместной деятельности);

- принцип законности (установление общеобязательных правил, закрепленных законодательством) [9].

Для эффективного осуществления социального партнерства учреждения дополнительного образования и семьи необходима определенная готовность партнеров взаимодействия.

Со стороны педагога дополнительного образования установление партнерских отношений с семьей возможно при соблюдении им следующих условий:

1. Уважение к семье как системе подразумевает признание судьбы этой семьи, вне зависимости от того, способствует ли она, на наш взгляд, развитию ребенка или же она его сдерживает. Уважать семейную систему - значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Иногда педагоги склонны сожалеть о семейном контексте того или иного ребенка, как будто его достижения важнее его ощущения связи с семьей и лояльности по отношению к ней. Подобные оценки приводят только к напряженности в отношениях между педагогом, родителями и детьми, так как дети все равно остаются связанными со своими семьями [10]. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее. Родители должны понимать, что педагог не является потенциальным врагом, который хочет указать родителям на «неправильный» образ жизни или плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и укрепляет авторитет педагога.

2. Гуманизм во взаимодействии с семьей, что предполагает опору на положительные качества родителей и детей; осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; доверие к воспитательным возможностям родителей; недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи; опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентацию на успешное развитие личности.

При осуществлении взаимодействия важно помнить, что каждый из родителей - личность со своими особенностями. Каким бы «отточенным» не было то или иное мероприятие, невозможно предугадать, как оно подействует на родителей, впишется ли оно в происходящий в нем в данный момент внутренний процесс и сможет быть принято, или же оно вызовет страх и побудит родителя закрыться от этой информации. У кого-то наши слова или методы могут вызвать раздражение и неприятие, кому-то станет скучно, кто-то будет постоянно думать о своих проблемах. Важно не обижаться и не воспитывать родителей, а стараться понять и уважать их состояние.

3. Соблюдение субъект-субъектной позиции по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем детям». К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы педагог в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый - Взрослый». Отсюда - и расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), и положение учителя (не стоять, а сесть), и стиль речи (не докладывать, а беседовать). Подразумевается, что любая информация может обсуждаться. У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением. Данное условие предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией.

4. Обеспечение эмоциональной безопасности, так как для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия - неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения - и психологической травмы» [11]. Особенности взаимодействия родителей и образовательных организаций таковы, что, как правило, они ассоциируются у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Кроме того, родители подвержены страхам. Они боятся, что их дети неуспешны, что их не уважают, что они не умеют за себя постоять, или, наоборот, что они слишком агрессивны - и это лишь некоторые из родительских страхов. Важно понимать, что, находясь в 142

этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Реализация этого условия требует создания спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу; взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителями; возможности обменяться мнениями, переключиться, пошутить; учета личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей; внимания к просьбам и предложениям со стороны родителей; создания эмоционально-положительного фона; способности к оказанию психологической поддержки.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдении такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми группами родителей; взаимосвязь разных форм работы с родителями; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности [12].

Можно выделить следующие этапы процесса осуществления социального партнерства учреждения дополнительного образования детей и семьи:

Первый этап - ознакомительный, цель которого заключается в формировании у родителей культуры принадлежности к образовательному пространству их детей. На данном этапе осуществляется:

- знакомство родителей с историей и традициями учреждения, достижениями обучающихся, с уставом и правилами поведения;

- знакомство с планом воспитательной работы, с администрацией и педагогическим коллективом;

- посещение открытых занятий;

- экскурсии родителей по образовательному учреждению.

Второй этап - диагностический. Цель данного этапа - изучение особенностей семей и семейного воспитания, интересов и потребностей родителей. На данном этапе проводится анкетирование родителей, беседы, анализ совместных продуктов деятельности детей и родителей, наблюдение за общением детей и родителей.

Третий этап - проектировочный. Цель этапа - постановка партнерами взаимодействия целей и задач, определение содержания совместной деятельности.

Четвертый этап - содержательно-практический, в ходе которого осуществляется реализация намеченных задач.

Пятый этап - оценочно-рефлексивный, когда происходит подведение итогов взаимодействия, оценка его результативности, планирование стратегии дальнейшего сотрудничества.

Опираясь на представленные принципы и условия взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования, мы разработали механизм социального партнерства, реализуемый через следующие формы:

1. Участие родителей непосредственно в образовательной деятельности:

- проведение родительских собраний, направленных на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом учреждения дополнительного образования, задачами и итогами деятельности;

- организация выставки совместных работ родителей и детей;

- участие родителей в организации кружков, секций, клубов;

- подготовка совместных мероприятий, написание сценариев, участие в конкурсах;

- создание условий для принятия совместных решений по организации мероприятий и участию в них родителей;

- знакомство родителей с образовательным учреждением, позволяющее понять проблемы, в решении которых требуется их участие;

- проведение совместных экскурсий, походов, поездок, посещений театров и музеев;

- создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2. Психолого-педагогическая диагностика семьи (предварительная, оперативная и итоговая).

Предварительная диагностика проводится при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- массовых мероприятий;

- организации поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика имеет место:

- в конфликтной ситуации между родителями и детьми;

- при подготовке к собеседованиям;

- в решении проблемных ситуаций, которые возникают между детьми.

Итоговая диагностика осуществляется:

- в конце учебного года;

- по результатам участия в мероприятиях, фестивалях, конкурсах [13].

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

- родительские собрания в форме педагогических студий, совместных встреч, тематических консультаций, направленные на обсуждение с родителями наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье;

- психолого-педагогический лекторий с приглашением специалистов различного профиля (педагогов, психологов, медиков, деятелей культуры и науки, юристов);

- родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания;

- читательские конференции;

- тренинги детско-родительских отношений;

- вечера вопросов и ответов;

- круглые столы по обсуждению проблемных ситуаций семейного воспитания;

- индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;

- беседы с родителями;

- родительские клубы с привлечением специалистов, просмотром видеоматериалов, встреч с родителями детей, переживших различные проблемы;

- организация психолого-педагогической библиотеки для родителей.

4. Активное участие родителей в управлении учреждением дополнительного образования:

- советы родительской общественности;

- организация попечительских советов;

- общественная экспертиза деятельности учреждения дополнительного образования (как совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса);

- деятельность методических объединений педагогов и детей с привлечением родителей.

Готовность родителей к партнерству включает следующие позиции: положительное отношение к учреждению дополнительного образования, желание принимать участие в совместной деятельности; заинтересованность в качестве и результатах образования; способность адекватно оценивать свой потенциал, осуществлять диалоговое общение с педагогами; видение своей роли во взаимодействии с образовательным учреждением [14].

Таким образом, партнерский уровень отношений между семьей и учреждением дополнительного образования можно определить как готовность к реализации совместных действий, согласованность целей и задач деятельности, совместную ответственность за результаты деятельности и желание каждого из партеров взаимодействия внести свой вклад в общую деятельность. Результатом партнерского взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования является усиление их образовательно-воспитательного потенциала.

Примечания

1. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (извлечения) // Социальная педагогика. 2013. № 2. С. 5-15.

2. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http:// government.ru/media/ files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Коваленко Н. П. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях URL: http: / / www.spiritoftime.su/ru/psychology/52-2011-10-26-20-05-25.html

4. См.: Концепция развития дополнительного образования детей.

5. Симонова Г. И. Тенденции развития системы дополнительного образования // Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21-22 мая 2013 г. / под ред. Г. И. Симоновой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 8.

6. Исамулаева Ю. А. Социальное партнерство академических групп как средство формирования коммуникативных умений студентов: дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Исамулаева. Киров, 2012. С. 54-56.

7. Тимшин А. Б. Теоретические основы социального партнерства в профессиональном образовании / / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 1(1). С. 145-148.

8. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. С. 88.

9. См.: Исамулаева Ю. А. Указ. соч. С. 50.

10. Франке-Грикш М. Ты с нами!: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2012. С. 17.

11. Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А. А. Реана. М.: АСТ, 2010. С. 335336.

12. Никитина Е. Л. Формы и методы взаимодействия с семьей в учреждениях дополнительного образования // Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21-22 мая 2013 г. / под ред. Г. И. Симоновой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 7-10.

13. Еманова С. В., Казанцева Е. А., Шибаева В. Л. Взаимодействие педагогов и родителей в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. 2009. № 1. С. 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Гаврилычева Г. Ф. Социальное партнерство семьи и школы // Начальная школа. 2013. № 12. С. 36-42.

Notes

1. "National Strategy of Action for Children 2012-2017" (Extract) // Social pedagogy. 2013. № 2. Pp. 5-15.

2. The concept of additional education of children. URL: http: // govern-ment.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf

3. Kovalenko N. P. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [Family as a system of psycho pedagogical researches] URL: http: // www.spiritoftime.su/ru/psychology/52 2011 October 26 20 May 25.html

4. See .: The concept of additional education of children.

5. Simonova G. I. Tendencii razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Trends supplementary education system] // Dopolnitel'noe obrazovanie shkol'nikov: tradicii i tendencii razvitiya [The comple-ment-ditional school education: traditions and tendencies of development]: Conf. 21-22 May 2013 / edited. G. I. Simonova. Kirov: Publishing in VyatGGU, 2013. P. 8.

6. Isamulaeva Y. A. Social'noe partnerstvo akademicheskih grupp kak sredstvo formirovaniya kommu-nikativnyh umenii studentov [Social partnership as a means of academic groups formed-tion of communicative abilities of students[: Thesis. ... cand. ped. science / Y. A. Isamulaeva. Kirov. 2012. P. 54-56.

7. Timshin A. B. Teoreticheskie osnovy social'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii [Theoretical basis of social partnership in vocational education] / / Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University. 2012. № 1 (1). Pp. 145-148.

8. Nedvetskaya M. N. Klassnomu rukovoditelyu ob organizacii vzaimodeistviya shkoly i sem'i [Student leaders about the organization of interaction of school and family]: method. book. Moscow. 2009. P. 88.

9. See Isamulaeva Y. A. Op. cit. P. 50.

10. Franke-Griksh M. Ty s nami!: Sistemnye vzglyady i resheniya dlya uchitelei, uchenikov i roditelei [You are wit us: System views and solutions for teachers, students and parents]. Moscow. 2012. P. 17.

11. Family: psychology, education, social work / ed. A. A. Reana. Moscow: AST. 2010. P. 335-336.

12. Nikitina E. L. Formy i metody vzaimodeistviya s sem'ei v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya [Forms and methods of interaction with the family in the Add-enforcement institutions of education] / / Additional education of schoolboys: the traditions and trends development: scientific and practical. conf. 21-22 May 2013 / edited. G. I. Simonova. Kirov: Publishing in VyatGGU, 2013. P. 7-10.

13. Emanova S. V., Kazanceva E. A., Shibaeva V. L. Vzaimodeistvie pedagogov i roditelei v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [Interaction of teachers and parents in the establishment of an additional education of children] // Vneshkolnik. 2009. № 1. Pp. 28-32.

14. Gavrilycheva G. F. Social'noe partnerstvo sem'i i shkoly [Social partnership between home and school] // Elementary School. 2013. № 12. P. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.