Научная статья на тему 'Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода'

Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПОЛИСФЕРНОСТЬ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / СВОБОДА ВЫБОРА / ВАРИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В статье рассматривается акмеологический аспект развития современной сферы дополнительного образования детей. Особо рассматривается личностное развитие воспитанников; даются описания роли и места педагога дополнительного образования, раскрыт процесс совершенствования его профессионально-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В. П. Голованов

Институт психолого-педагогических проблем детства российской академии образования (Москва)

E-mail: VPGolovanov @mail.ru

в статье рассматривается акмеологический аспект развития современной сферы дополнительного образования детей. особо рассматривается личностное развитие воспитанников; даются описания роли и места педагога дополнительного образования, раскрыт процесс совершенствования его профессионально-педагогической компетентности.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, полисферность, полифункциональность, персонализация, свобода выбора, вариативность.

The Development of Further Education of Children under Current Conditions, Based on the Approach Acmeological

V. P. Golovanov

In the article the acmeological aspect jf developments jf the modern sphere of supplementary education for children is examined. Special attencion is paid to the problems of personal development of supplementary educational establishments of this kind. Here discribes the role and place of tutor, by improving his professional and pedagogical competence.

Key words: supplementary educations for children, many spheres, many functions, personalization, freedom of choise, flexibility.

В 2012 г. в российском образовании отмечается своеобразный юбилей: двадцатилетие нового педагогического феномена - дополнительного образования детей. Актуальность дополнительного образования бесспорна, так как непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Ключевая цель развития дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях России определяется его предназначением: стать значимой сферой социальной политики. В условиях развития российского образования необходимость современного дополнительного образования обусловлена требованиями модернизации образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Дополнительное образование детей - это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых, безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей. Тем самым современная система дополнительного образования реализует свой воспитательный и культурный потенциал, внося вклад в непрерывное образование обучающихся. Сейчас обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, успешные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации свободы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством

© Голованов В. П., 2012

ответственности за судьбу страны. Востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Содержание именно дополнительного образования достаточно широко: уже давно было отмечено, что нет ничего такого, что не могло бы стать его предметом, поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

Система дополнительного образования детей чутко реагирует на вызовы времени, внося изменения в содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса. Осмысление его феноменологических характеристик позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, осуществляется оно по не исследованным и не осмысленным наукой законам. В то же время чрезвычайно важно понять, что осуществляемая учреждениями дополнительного образования детей деятельность не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям, которые необходимо разрабатывать и принимать на государственном уровне. Специфика такого образования и его воспитательное «преимущество» по сравнению со стандартизированным состоит в том, что аксиологические, ценностные компоненты естественным для ребенка образом включены в замысел творческой педагогической задачи. Замысел, т. е. образ будущего результата включает три аспекта будущей деятельности: продукт и результат педагогической деятельности отношения «педагог

- воспитанник» и процесс самой деятельности. Содержание дополнительного образования детей как сферы личностного роста подразумевает, прежде всего, целенаправленную педагогическую актуализацию развития личностной зрелости ребенка - осмысление им своего жизненного, личностного образовательного пути, стремление к раскрытию своих способностей, самосовершенствование и т. д. Таким образом, творчество, созидание с самого начала пронизывает всю деятельность ребенка.

Осознание ребенком разрыва между требованием задачи и имеющимися у него возможностями является важнейшим источником внутренних мотиваций обучения, воспитания и развития. В связи с этим в настоящее время к педагогу дополнительного образования предъявляются высокие требования, так как именно он должен мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональнопедагогическую компетентность. Такой педагог поддерживает творческую активность ребенка с момента обсуждения с ним замысла задачи, а затем проектирует образовательную среду, чтобы доказать ребенку в процессе совместной образовательной деятельности, что он справится с новой задачей, дарит радость познания мира, открытия в себе творческих возможностей и чувства, что твои достижения нужны другим людям. Задачей педагога дополнительного образования является

организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить свою творческую индивидуальность.

Педагогика дополнительного образования

- это педагогика поддержки творческого развития ребенка, в котором обучение и воспитание неразрывно связаны. Сегодня дополнительное образование детей обладает уникальным образовательным (воспитательным) потенциалом, расширяет возможности всей системы непрерывного образования, играет существенную роль в его модернизации - в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания. Последовательность усложняющихся созидательных задач определяет логику как отдельной образовательной программы, так и коллективной проектной творческой деятельности.

Общеизвестно, что реализация индивидуальных путей развития в личностно-ориентированной парадигме дополнительного образования детей возможна лишь при условии соответствующей подготовки педагогов. Только творческий педагог может воспитать творческое отношение к жизни, научить воспитанника преодолевать неизбежно возникающие трудности. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что дело учителя есть величайшее дело в истории, и добавлял, что личный пример учителя - благотворный луч солнца, который ничем заменить невозможно1. Именно поэтому развитие современной сферы дополнительного образования детей России актуализирует новые требования к уровню квалификации педагогических работников. Педагог дополнительного образования должен быть и профессионалом в своей области, и профессиональным педагогом. Кроме того, он не только несет ответственность за знания, умения и навыки обучающихся в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных и личностных проблем; он может стать значимым для ребенка, уважаемым и любимым. Следовательно, он должен владеть современными педагогическими и технологиями социального творчества, освоить позиции тьютора, фасилитатора, адвоката детства и т. п.

Компетентностный подход в учреждениях дополнительного образования детей предполагает новое понимание его результата, который заключается в приобретении ребенком нового социального опыта, что создает предпосылки для его дальнейшей, более успешной адаптации в социуме, повышения его конкурентоспособности на рынке труда в постоянно изменяющихся условиях2. Применение же в образовательном процессе наиболее эффективных технологий - информационных, развития креативного мышления, рефлексии, коммуникативных, социального проектирования и др. - выступает гарантом качества дополнительного образования.

Педагоги дополнительного образования должны обладать незаурядными личностными

Педагогическая акмеология

69

качествами: личность может быть воспитана только личностью. Стремление педагога к самосовершенствованию важно, так как он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлого и настоящего. Через педагога воспитанник входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

Педагог дополнительного образования работает с детьми в их свободное время, выделенное ими (или их родителями) для организации собственного досуга, общения, реализации потенциального интереса к определенному виду деятельности. При этом он должен учитывать, что результат обучения достигается не только в рамках освоения дополнительной образовательной программы, так как могут измениться личные интересы учащегося, ценностно-ориен-тированныые запросы семьи и т. п. Необходима специальная подготовка педагога, позволяющая ему приобрести опыт проектирования и реализации дополнительных образовательных программ, содержание которых определяют личностно-значимые проблемы детей и подростков.

Нельзя не отметить, что неразвитость системы повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей осложняет развитие кадровой инфраструктуры. Это обстоятельство порождает несоответствие уровня профессионально-педагогической компетентности кадров, качества дополнительного образования, оказываемых дополнительных образовательных услуг целям, заявленным в нормативных и учредительных документах, а также препятствует успешному функционированию и развитию государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и аналогичных подсистем в образовательных учреждениях других типов.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, позволяющих эффективно выполнять необходимую педагогическую деятельность. Самоактуализация педагога дополнительного образования как движущий фактор продвижения его к вершинам педагогического профессионализма кроме достижения успеха в деятельности может повлечь за собой и развитие некоторых негативных явлений. Оптимизируя педагогический процесс, педагог максимально использует собственные выраженные качества и способности, смещая на второй план те, что выражены недостаточно. Изменяющиеся условия деятельности и сложившийся индивидуальный стиль работы входят в противоречие, уровень имеющейся компетентности становится недостаточным для решения профессиональных задач. Освоив технологию самоменеджмента, педагог может обнаружить «узкие места» и самостоятельно развить те профессионально важные качества и способности, недостаточные проявления которых

затрудняют качественное выполнение профессиональных функций.

С целью создания условий повышения уровня педагогического и профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования образовательных учреждений была разработана и реализована в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме в течение ряда лет программа «Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования». Кроме этого методисты регулярно организуют и проводят тематические семинары, мастер-классы, творческие мастерские, школу педагогического мастерства, обеспечивают программно-методическое сопровождение педагогов дополнительного образования при подготовке к профессиональным конкурсам различного уровня: региональных этапов конкурсов авторских образовательных программ и педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», региональных смотров педагогического мастерства «Слагаемые успеха».

Создание условий для работы педагогов дополнительного образования на современном уровне способствует повышению качества образовательного процесса, в который также внедряются новые образовательные, в том числе информационные, компьютерные, технологии. Обеспечена работа воспитанников и педагогов учреждений дополнительного образования детей в компьютерных классах с доступом к сети Интернет. Дети учатся работать с различными программами, создавать свой сайт, обучаются навыкам программирования и 3D-моделирования. Обучающие компьютерные, графические и музыкальные программы, электронные журналы и предметные игры используются педагогами различных направлений. На занятиях во многих детских объединениях активно используются мультимедийное и компьютерное оборудование: мультимедийные учебники, обучающие программы, приставка тшю, различные презентации. Сегодня насчитывается более 105 наименований программных средств, обеспечивающих образовательный процесс учреждений дополнительного образования. К новым методикам в образовательном процессе мы относим и активизацию проектной, мыслительной, познавательной деятельности воспитанников, коммуникативную и методику разноуровневого обучения, современные игровые, интерактивные методики и др.

К решению проблем инновационного развития учреждений дополнительного образования детей могут быть причастны все, кого волнует судьба подрастающего поколения. Объединение усилий работников образования, научных кадров, родителей, социальных партнеров, самих детей позволят создать условия для развития этого образования как вариативного, инновационного, опережающего, занимающего равноправное положение в образовательной системе страны.

70

Научный отдел

С. И. Попова. Эмоциональное благополучие ученика как проблема школьного воспитания

Если мы будем думать о развитии ребенка как Личности, а не о своих амбициях, будем работать на одну цель, только тогда государство будет формировать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Примечания

1 См.: УшинскийК. Д. Собр. соч. : в 11 т. М., 1951. Т. 2. С. 32.

2 См.: Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

УДК 378.147

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧЕНИКА КАК ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

С. И. Попова

Московский государственный педагогический университет E-mail pves85@ mail.ru

В статье рассматривается проблема поддержки эмоционального благополучия школьника путем обращения к процессу регулирования актуального состояния ученика. Автор приходит к выводу о возможности и необходимости выстраивания процесса педагогического регулирования в границах поля эмоционального благополучия школьника.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, границы поля эмоционального благополучия, педагогическое регулирование эмоционального состояния школьника.

Emotional Wellbeing of the Pupil as Problem of School Education

S. I. Popova

In article the problem of support of emotional wellbeing of the school student through the appeal to process of regulation of an actual condition of the pupil is considered. The author comes to a conclusion about possibility and need of forming of process of pedagogical regulation for borders of a field of emotional wellbeing of the school student.

Key words: emotional condition, borders of a field of emotional wellbeing, pedagogical regulation of an emotional condition of the school student.

Неустойчивость социальной, экономической, идеологической ситуаций в обществе, переоценка многих нравственных ориентиров вызывают напряжение у человека. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено происходящими в обществе преобразованиями, повышением требований к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать свои эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика школьника неустойчивы и восприимчивы к воздействию среды. Проживаемые школьниками психическое напряжение и тревожность проявляются в эмоциональном неблагополучии, оказывают влияние на личностное становление ученика.

Философы А. С. Запесоцкий, А. Б. Куделин, В. С. Степин, Т. С. Юрьева и др. отмечают, что современный мир заставил школьника участво-

вать в таких гонках, на которые часто не хватает его возможностей, поэтому возникают стрессы. О. А. Идобаева, О. А. Карабанова, А. И. Подольский указывают, что у 30% обследованных подростков отмечается весьма существенное превышение допустимого для данной возрастной категории уровня эмоционального неблагополучия и депрессивности. Этот существенный показатель варьируется в разных регионах, превышая 50%1. Эмоциональная угнетенность, отчуждение школьника от взрослых приводят к конфликтности, задержке личностного развития и, в итоге, к непринятию молодого человека обществом.

В связи с этим необходима смена позиции педагога в воспитательном пространстве школы. З. Фрейд считал, что средняя школа не просто должна делать все, чтобы не подтолкнуть ребенка к суициду, но школа должна делать все, чтобы дети хотели жить, давать им поддержку в тот момент их развития, когда эмоциональные связи с родительской семьей ослабевают и они выходят в самостоятельную жизнь. Педагоги и школьная администрация не должны забывать, что они имеют дело с незрелыми личностями, но никто не может лишить детей права на эту незрелость, которая является естественной стадией их развития, хотя не самой простой2. Поэтому сегодня вносятся коррективы в содержание школьного воспитания - приоритетными считаются помощь личности в осмыслении жизненных проблем, обретении ею личной значимости, определении индивидуальных ценностей. Меняется парадигма взаимоотношений педагога с учащимися: вместо «ученик - учитель» возникает «человек - человек».

Если раньше доминировала система внешних воздействий, прямая апелляция к разуму, воле ученика, уверенность в праве учителя на категорическое требование и обязанность школьника исполнять его, то сегодня возникла необходимость учитывать индивидуальность школьника, ориентироваться на его внутренний мир. Совместная деятельность выстраивается как деятельность

© Попова С. И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.