Научная статья на тему 'Концептуальные положения в системе дополнительного образования по реализации профессиограммы учителя хореографии'

Концептуальные положения в системе дополнительного образования по реализации профессиограммы учителя хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORICAL AND CULTURAL TRADITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / УЧИТЕЛЬ ХОРЕОГРАФИИ / CHOREOGRAPHY TEACHER / ПРОФЕССИОГРАММА / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / JOB PROFILE DIAGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джагаева Татьяна Ерастовна, Жуйкова Наталья Андреевна

Представлены основные направления подготовки преподавателей системы дополнительного образования, способствующие более успешному осуществлению процесса эстетического и духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях, раскрыты особенности педагогической деятельности, характеризующие условия повышения уровня профессионализма и более глубокого осмысления содержания своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джагаева Татьяна Ерастовна, Жуйкова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROVISIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE IMPLEMENTATION OF CHOREOGRAPHY TEACHER JOB PROFILE DIAGRAM

The article shows the main fields of training teachers for the system of supplementary education contributing to a more successful implementation of aesthetic and moral education of children. It also dwells upon the features of teaching that characterize the conditions for the increase of the level of professional competence and deeper understanding of the content of educational activities.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения в системе дополнительного образования по реализации профессиограммы учителя хореографии»

УДК 37.013.43

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИИ

1 9

© Т.Е. Джагаева1, Н.А. Жуйкова2

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Представлены основные направления подготовки преподавателей системы дополнительного образования, способствующие более успешному осуществлению процесса эстетического и духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях, раскрыты особенности педагогической деятельности, характеризующие условия повышения уровня профессионализма и более глубокого осмысления содержания своей деятельности. Ключевые слова: дополнительное образование; историко-культурные традиции дополнительного образования; эстетическое воспитание; учитель хореографии; профессиограмма; воспитание.

CONCEPTUAL PROVISIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE IMPLEMENTATION OF CHOREOGRAPHY TEACHER JOB PROFILE DIAGRAM T.E. Dzhagaeva, N.A. Zhuikova

K.L. Khetagulov North Ossetian State University, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, 362025, Russia.

The article shows the main fields of training teachers for the system of supplementary education contributing to a more successful implementation of aesthetic and moral education of children. It also dwells upon the features of teaching that characterize the conditions for the increase of the level of professional competence and deeper understanding of the content of educational activities.

Keywords: supplementary education; historical and cultural traditions of additional education; aesthetic education; choreography teacher; job profile diagram; education.

Образовательные учреждения для социального развития общества, государства и различных социальных групп сегодня создаются как с учетом потребностей социума, так и требований системы непрерывного образования. Развитие и становление системы дополнительного образования, исторические предпосылки этого процесса указывают на ее незаменимую роль в деле развития, обучения и воспитания подрастающих поколений, формирования их художественных интересов, творческих способностей и общей культуры. Содержание деятельности учреждений дополнительного образования по сей день строится с учетом данных потребностей и запросов.

Свое начало система дополнительного образования в России берет с 20-30-х годов ХХ в. Функционирование ее сложилась на основе деятельности внешкольных учреждений, содержательная составляющая которых связана с именами А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Е.Н. Медынского и других не менее известных педагогов.

Достижения учреждений внешкольного образования в России освещены в работах С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, этапы развития, опыт и историко-культурные традиции обобщены в трудах А.К. Бруднова [4, с. 49]. В начале прошлого века появляются хореографические, художественные, музыкальные школы. Опреде-

ляются и принципы внешкольной работы: общедоступность, массовость, добровольность, развитие самодеятельности и инициативности.

В 20-30-е гг. XX в. перед внешкольными учреждениями ставились следующие задачи: ликвидация безграмотности; организация и проведение культурно-просветительной работы массового характера; оказание должного внимания здоровью детей. С целью выполнения этих и других образовательно-воспитательных программ, методической централизации пионерской работы открываются дома пионеров и школьников. Первые дворцы пионеров и школьников были открыты во Фрунзенском и Бауманском районах Москвы в 1923-1924 гг. Организация таких учреждений становится общенародной задачей и средством отношения социума к подрастающему поколению.

К 1950 г. в СССР функционировало уже 1297 центров, дворцов и домов пионеров и школьников. К 70-м годам сформировались структура, содержание и методы работы внешкольных учреждений [3, с. 120]. По мнению большинства исследователей (Ю.В. Богачева [2, с. 7-22], Н.И. Гаврилова [8, с. 282-288], Л.Н. Мал-кина [7, с. 277-285], Н.М. Струк [8, с. 282-288] и др.), внешкольное учреждение представляло собой своеобразное объединение детей и взрослых, характеризующееся готовностью к художественной самодея-

1Джагаева Татьяна Ерастовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и астрономии, тел.: 89288614878, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

Dzhagaeva Tatiana, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Physics and Astronomy, tel.: 89288614878, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

2Жуйкова Наталья Андреевна, соискатель межфакультетской кафедры педагогики и психологии, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

Zhuikova Natalia, Competitor for a scientific degree of the Inter-faculty Department of Pedagogics and Psychology, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

тельности, целенаправленностью, разновозрастным составом участников, систематичностью функционирования, автономностью существования, разнообразием видов деятельности и свободой их выбора, неформальными отношениями в группе независимо от пола и возраста, независимостью от стереотипов мнения привычного окружения, возможностью выступать в новой роли и т.д. Учреждения внешкольного образования открывались во всех союзных республиках, краях и областях. Их деятельность развивалась по трем главным направлениям: кружковая работа, массовая воспитательная работа, учебно-методическая работа по проблемам деятельности детско-юношеских организаций [2, с. 17].

Система внешкольных учреждений приводит к формированию профессиональных кадров в данной области. Педагогическими работниками этой сферы являлись специалисты, которые хорошо ориентировались в проблемах и интересах детей. На внешкольную систему возлагались важные для государства задачи, связанные с идеологическим воспитанием подрастающего поколения, «реальная роль системы внешкольных учреждений заключалась в социализации личности ребенка через различные формы творческой созидательной деятельности, освоение разнообразных видов досуга, развитие опыта детской самодеятельности» [3, с. 55].

Внешкольная система не дублировала школьную работу, так как создавала условия для развития и воспитания особо одаренных детей. С принятием закона РФ «Об образовании» в 1992 году происходит трансформация функций учреждений внешкольного образования. «Закон устанавливает гуманистический характер системы образования, ориентация на приоритет нравственных общечеловеческих ценностей, здоровья и благосостояния человека, на право свободного развития гражданина». По статье 14 этого закона, образовательное учреждение имеет право оказывать дополнительные образовательные услуги, которые выходят за пределы основных образовательных программ, дополнительные образовательные услуги имели право реализовываться на договорной основе. Также в законе дополнительному образованию специально посвящается 26 статья, в которой дана типология, разработаны задачи и общие положения учреждений дополнительного образования. Таким образом, создана нормативно-правовая база дифференциации учреждений дополнительного образования. Кроме того, существует положение о функционировании организаций дополнительного обучения детей, которое регулирует их образовательную деятельность.

Ведущей функцией дополнительного образования детей сегодня выступает формирование и развитие мотивации личности к активному творческому познанию, эффективная реализация образовательных программ и дополнительных услуг в интересах человека, общества и государства в целом [5, с. 139-141]. К учреждениям дополнительного образования стали относиться: центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры дополнительного образо-

вания, станции юных натуралистов, туристов, техников и др. Задачи, стоящие перед современными организациями дополнительного образования: создание необходимых условий для физического и умственного развития, укрепления и сохранения здоровья, личностного становления, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в меняющихся условиях; формирование общечеловеческой культуры; организация активного содержательного досуга.

Историческое развитие общества накладывает свой отпечаток на деятельность учреждений дополнительного образования. Основной ее функцией становится социальная, когда рассматриваются основные направления социально-значимой деятельности дополнительного образования, соответствующие государственному заказу, потребностям обучающихся и педагогическим возможностям самой образовательной организации. Анализируя систему дополнительного образования с этой точки зрения, необходимо выделить четыре основных фактора, которые в ней реализуются:

1. Создание условий для развития творческих способностей детей. Многопрофильность системы дополнительного образования обеспечивает реализацию этого фактора. Многие выдающиеся спортсмены, ученые, танцоры, актеры начинали свой путь в искусство, спорт и науку с детских внешкольных организаций. К ним относятся: солист Большого театра В. Васильев, балерина Н. Бессмертнова, шахматисты А. Карпов, М. Тайманов, авиаконструктор А. Яковлев и др.

2. Профессиональное самоопределение молодежи (детей и подростков). В системе дополнительного образования дети и подростки получают знания спортивного, эстетического и технического характера, которые школа дать не в состоянии. Эти знания восполняют отсутствующие компоненты школьного образования и способствуют профессиональному самоопределению воспитанников. Независимо от способностей и возможностей образовательных организаций, учитывая индивидуальный подход преподавателей к развитию творческих способностей и физических данных ребенка, система, безусловно, способствует гармоничному развитию личности учащегося.

3. Коммуникативность. Коммуникативный фактор предполагает «создание педагогических условий для формирования и развития коммуникативных контактов на всех допустимых уровнях: межличностном, межшкольном, межреспубликанском и международном» [1, с. 60]. Дружба, родившаяся, к примеру, в пределах детских хореографических коллективов, нередко сохраняется на всю жизнь. Эта разновидность контактов расширяет опыт социального поведения ребенка, т.к. в учреждениях дополнительного образования и в школе они играют разные социальные роли.

4. Духовное развитие детей. До создания системы дополнительного образования дети свое свободное время проводили дома за самостоятельной работой. Впоследствии это время в жизни подрастающего

поколения и молодежи стали занимать учреждения дополнительного образования.

Привить воспитанникам умение использовать «культурный досуг» - главное направление в деятельности этих учреждений. Проводилась определенная работа с учетом возрастных особенностей детей: создавались клубы по интересам для старшеклассников, комнаты сказок для малышей и т.д. Эта работа способствовала формированию у воспитанников самоорганизации досуга и развитию личности.

5. Специфические направления работы. Важным фактором работы учреждений дополнительного образования является не только познавательная деятельность ребенка, но и постоянный анализ, исследование проблем детства. Такое направление обучения способствует повышению уровня профессионализма педагогов. Учреждение дополнительного образования, учитывая интегративность его деятельности, может стать организационно-методическим центром в различных сферах образовательной системы (центр художественного творчества, социального творчества детей и т.д.). Это требует от учителей наиболее широкого объема знаний и опыта, что, соответственно, сыграет важную роль в развитии конкретной образовательной организации или системы образования в целом.

Таким образом, «специфика управления организациями дополнительного образования детей заключаются в предъявлении условий для реализации функций центра формирования образовательных стандартов, учебно-методического центра территориальной системы образования и центра разработки инновационных технологий и социально-педагогических программ защиты интересов ребенка. Тем самым становясь опорным центром всей системы образования» [2, с. 62].

В отличие от начального этапа своего формирования, когда учреждения дополнительного образования стремились выполнить социальный заказ - всестороннее развитие личности и его воспитание, на современном этапе они восполняют общее образование. Меняется не только структура, но и содержательность образовательных организаций. Профессиональные кадры должны обладать необходимыми умениями и навыками для успешного внедрения новых форм и методов работы и достижения высоких результатов.

Ряд учреждений дополнительного образования стал выполнять функцию повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Стимулом к повышению профессионального мастерства, педагогического творчества и престижа педагогической деятельности стал конкурс для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», проводимый ежегодно в целях поддержки молодых талантливых работников в сфере образования. Тип образовательного учреждения зависит от реализуемых им образовательных программ: компетенция, управление и регламентация образовательного учреждения определяются в зависимости от качественных и количественных показателей основной образовательной про-

граммы [2, с. 63]. Дополнительная образовательная программа реализуется: в школах и учреждениях профессионального образования как дополнительная информация за рамками основного образовательного процесса; в учреждениях дополнительного образования; как индивидуальная учебная деятельность.

Практика педагогов-хореографов регламентируется документами, такими как: положение; образовательная программа; учебный план; тематический план; план работы за месяц, год; отчет о проделанной работе. Но самое важное для педагога-хореографа -авторское творчество, то есть способность специалиста к разработке собственных авторских программ. Авторская программа - это нормативный основополагающий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий качество содержания учебной дисциплины, которая должна содержать научные, методические, методологические и мировоззренческие направления формирования знаний и умений [4, с. 17].

Программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, должны ориентироваться на индивидуальные способности детей, на его образовательные потребности, самореализацию, гармоничное развитие как личности и его адаптацию к социальной среде. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования» являются нормативными документами, направляющими деятельность всего коллектива учреждения и, в первую очередь, его руководителя.

Авторская образовательная программа в системе дополнительного образования - это методическое средство формирования учебно-познавательной мотивации, способностей учащихся в процессе добровольной коллективной деятельности, преимущественно сверстников, активного общения и сотрудничества; это инструмент целенаправленного развития персональных способностей воспитанника осваивать социокультурные ценности и приоритеты». Авторская программа создается не для всех, «она формируется педагогом-хореографом для осознанного проектирования собственной педагогической деятельности и субъект-субъектного взаимодействия с обучающимися как целостной системы достижения определенных образовательных и воспитательных целей» [2, с. 65, 66].

Программа - это та нормативно-образовательная модель совместной деятельности преподавателей и обучающихся, которая выражает последовательность и характер действий для достижения поставленных целей, то есть, образовательная программа - это целенаправленное ориентирование педагогов и учащихся на будущее организационно-управленческое знание, определяющее принцип связи концептуальных стратегических целей деятельности, форм и приемов их достижения, способов организации предстоящей деятельности в конкретной социальной ситуации [1, с. 135-140].

Работа с детьми в системе дополнительного образования (Каргиева З.К., Шапка И.С.) предполагает реализацию их творческого потенциала, приобретение знаний, умений и навыков выбранной творческой деятельности, приобретение опыта эмоционально важных

отношений соответственно их возрасту [6, с. 92-96]. Специфические характеристики хореографического искусства определяются его многосторонним воздействием на личность ребенка, что обусловлено самой природой танцевального искусства как синтетического вида деятельности. Оказывая влияние на развитие эмоциональной и духовной сферы личности, способствуя физическому совершенствованию тела человека, искусство помогает приобрести уверенность в собственных силах, формирует способности к самосовершенствованию и постоянному развитию.

Диалог - основная форма взаимоотношения субъектов образовательно-творческого союза, своего рода инструмент воздействия педагога на школьника. Ребенок - индивидуальная личность, к каждому нужен определенный подход, одни гиперактивные, другие чрезмерно спокойные, управляемые и неуправляемые, и только овладев искусством воздействия, влияния и, конечно же, требовательностью к дисциплине, можно достичь желаемого результата воздействия. Слова и предложения, сказанные в надлежащем тоне и с определенной интенсивностью, являются незаменимыми педагогическими методами воздействия.

При всей широте и масштабу деятельности учреждений дополнительного образования, необходимо еще раз отметить недостаточную готовность преподавателей системы дополнительного образования к практической деятельности. В системе дополнительного образования широкое распространение получили кружковая, студийная и ансамблевая форма развития детей. Одно из самых распространенных видов деятельности - танцевальное творчество, которое выполняет свою основную функцию - эстетическое развитие подрастающего поколения [5, с. 139-141]. Основой художественной подготовки является классический танец, который закладывает сущность всей хореографической школы. Параллельно с классическим танцем воспитанники изучают народно-сценический, бальный, историко-бытовой, эстрадный и детский танцы. Изучение танцев различного жанра народов мира оказывает влияние на формирование хореографической техники и художественного вкуса. Вместе с изучением основ хореографического искусства воспитанники учатся нормам поведения как в пределах коллектива, так в учреждении дополнительного образования, где проводят свободное от школы время.

В хореографический коллектив принимаются дети с соответствующими данными: развитость слуха и ритма, определенные физические данные, пластика и т.д. Но вступившие в коллектив дети редко бывают идеальными по своему характеру и психологическому

уровню. Перед педагогом в сложных ситуациях встает задача подбора специальных методов в работе с детьми, причем в пределах урока танца. Таким образом, он должен быть готов к коррекционной работе. По итогам исследований, 70% специалистов-хореографов испытывают трудности в работе с детьми такой категории. Проблемы возникают не только в налаживании контакта с ними, но и в решении нестандартных воспитательных задач. Учитывая особенность «трудных» детей, руководитель коллектива должен обладать целым рядом личностных качеств, таких как эмоциональная устойчивость, толерантность, тактичность и деликатность, гуманность, милосердие и постоянное стремление повышать свой профессионализм. Именно преподаватель с вышеперечисленными качествами востребован в системе дополнительного образования, так как в эти учреждения приходят заниматься дети всех категорий, и руководство учреждения не имеет права отказывать им в желании обучаться в выбранной ими секции, поскольку главная задача учреждений дополнительного образования - воспитание и эстетическое развитие подрастающего поколения независимо от уровня развития физических данных ребенка.

Таким образом, перед образовательными учреждениями, которые осуществляют подготовку будущих специалистов-хореографов, стоит важная задача -подготовить их не только к профессиональной, но и к педагогической работе, в широком смысле этого понятия. В связи с этим необходимо выделить основные требования к подготовке будущих специалистов в системе среднего профессионального образования:

1. Подготовка специалиста, готового к решению профессиональных и педагогических трудностей, возникающих в процессе практической деятельности.

2. Готовность к гуманистическому подходу в работе с детьми, так как система дополнительного образования требует воспитания любого ребенка с учетом его недостатков.

3. Стремление к развитию личностного потенциала - как участников детского ансамбля, так и самого руководителя.

Помимо проблем творческого характера, перед учреждениями дополнительного образования ставится задача социальной защиты детей, их реабилитации посредством различных видов деятельности, в том числе привлечение детей с улиц и приобщение их к творчеству. Это обусловливает работу преподавателя с такими детьми по индивидуальному плану, в зависимости от основного уровня развития ребенка и его способности обучаться.

Статья поступила 27.02.2015 г.

1. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 135-140.

2. Богачева Ю.В. Мир танца: начало пути (Авторская образовательная программа) // Ключ к успеху. 2003. № 3. С. 7-22.

3. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры. М.: Культура, 2007. 215 с.

ский список

4. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей. М.: Педагогика, 2000.

5. Джагаева Т.Е., Жуйкова Н.А. Педагогические условия формирования творческих способностей детей в хореографическом коллективе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 139-141.

6. Каргиева З.К., Шапка И.С. Система психолого-педагогического сопровождения совершенствования педаго-

гических кадров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2011. № 4. С. 92-96.

7. Малкина Л.Н. К вопросу о культурном наследии // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 277-285.

8. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Проблемы воспитания в условиях становления нового образовательного пространства // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1 (84). С. 282-288.

9. Цораева Ф.Н. Конструирование целостного подхода к содержанию нравственно-эстетического воспитания учащихся // Вестник ИрГТУ. 2012. № 3 (62). С. 357-362.

УДК 314.74

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МИГРАЦИИ ИЗ ВЬЕТНАМА В РОССИЮ © Динь Ха Ми1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются социально-экономические условия Вьетнама и влияние исторических, демографических и экономических факторов на вьетнамский миграционный поток. Политика руководства Вьетнама по поощрению выезда и проживания вьетнамцев за рубежом обусловлена напряженной демографической ситуацией внутри страны. Автор изучил историю миграционного оттока вьетнамского населения после войны 1975 г. и историю эмиграции из Вьетнама в Россию, а также социокультурное, социально-экономическое и правовое положение вьетнамских мигрантов в России.

Ключевые слова: Вьетнам; Россия; миграция; мигрант; ВВП; правовой статус.

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS FOR VIETNAMESE MIGRATION TO RUSSIA Dinh Ha My

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article addresses to socio-economic conditions in Vietnam and the effect of historical, demographic and economic factors on the Vietnamese migration flow. Vietnam government policy encouraging Vietnamese departure and living abroad was determined by the strained demographic situation in the country. The author of the article has examined the history of Vietnamese migration outflow after the war in 1975 and the history of emigration from Vietnam to Russia. Consideration is also given to socio-cultural, socio-economic, legal status of Vietnamese migrants in Russia. Keywords: Vietnam; Russia; migration; migrant; GDP; legal status.

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) -одна из динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии с населением 89,7 млн чел. (прирост к 2012 г. составил 1,05%). По оценкам Международного банка и Азиатского банка развития, Вьетнам занимает первое место по темпам экономического роста в Юго-Восточной Азии и второе место в Азии после Китая.

В 2013 г. рост ВВП Вьетнама составил 5,42%, что ниже плана на 5,5% и выше уровня 2012 г. (5,25%) [5]. Доля промышленности и строительства выросла на 38,3%, сельского, лесного и рыбохозяйственного производства - на 18,4%. Сфера услуг составила 43,3%, валовый объем экспорта - 16,7% (по плану 8-8,5%). Были созданы 1,5 млн рабочих мест, профессии получили более 1 млн человек; в 2013 г. общая численность безработных была на уровне 0,9 млн чел. а уровень безработицы составил 2,22% (по данным Trading economics).

Главный недостаток экономики СРВ заключается в низком развитии конкурентоспособности, в результате чего эффективность деятельности предприятий остается слабой, себестоимость отечественных товаров сравнительно высока, а их качество уступает иностранным аналогам. В 2013 г. в докладе Международного экономического форума приведен рейтинг конкурентоспособности экономик 148 стран мира, Вьетнам

в этом списке занимает 70-е место. По оценке комиссии по развитию ООН, в 2013 г. по индексу развития человеческого потенциала Вьетнам занимал 127 место среди 186 стран (по данным World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 20142015), а по ВВП на человека Вьетнам занимает 133-е место (1896 долл./чел.).

В финансово-денежной сфере присутствуют дестабилизирующие факторы, оказывающие отрицательное воздействие на макроэкономический баланс. Источники поступлений в бюджет нестабильны, а доля поступлений от внутреннего производства находится на низком уровне, дефицит торгового баланса растет. В этих условиях поступления от экспорта рабочей силы становятся весомой составляющей в экономике страны. В 2011 г., по оценкам правительства СРВ, доходы трудовых мигрантов за рубежом, переведенные на родину должны были составить 8,6 млрд. долл. (по данным The world bank). Это серьезный источник финансовой подпитки государства и населения.

Темпы роста населения во Вьетнаме остаются высокими. Так, на 31 декабря 2012 г. численность населения составила 88,78 млн чел. Работа в области планирования семьи, охраны и ухода за детьми принесла положительные результаты, рост населения

1Динь Ха Ми, аспирант, тел.: 89025463689, e-mail: hamyctxh@gmail.com Dinh Ha My, Postgraduate, tel.: 89025463689, e-mail: hamyctxh@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.