Научная статья на тему 'Культурологический подход к воспитанию – ценностная основа и перспектива развития учреждений дополнительного образования детей в системе образования'

Культурологический подход к воспитанию – ценностная основа и перспектива развития учреждений дополнительного образования детей в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3071
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / дополнительное образование / воспитание / культура / ценности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Алиева

В статье обосновывается актуальность эффективной реализации культурологического научного подхода к образованию, воспитанию детей и юношества на основе социального заказа, анализа педагогического опыта, исследований; выявлены специфический культурный потенциал воспитания, реализуемый в современном опыте учреждений дополнительного образования, и перспективы развития в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к воспитанию – ценностная основа и перспектива развития учреждений дополнительного образования детей в системе образования»

ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ

Л. В. Алиева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ -ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогика не наука, а искусство -самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

К. Д. Ушинский

В статье обосновывается актуальность эффективной реализации культурологического научного подхода к образованию, воспитанию детей и юношества на основе социального заказа, анализа педагогического опыта, исследований; выявлены специфический культурный потенциал воспитания, реализуемый в современном опыте учреждений дополнительного образования, и перспективы развития в системе образования.

Ключевые слова: образование, дополнительное образование, воспитание, культура, ценности.

Культурное становление и развитие современного Человека (ребенка и взрослого), гуманистической среды его жизнедеятельности становится одной из актуальных проблем и задач образования, общественного воспитания, а современный культурологический подход - научной основой их разрешения.

Культура - продукт человеческого интеллекта, духовная потребность, которая являет собой набор разнообразных представлений о характере возможных действий, но в основании она есть система ценностных ориентаций и проективных устремлений человека, его активного творческого отношения к миру. «Культура может быть охарактеризована как сложное естественно-искусственное образование», «кентавр-система», - считает культуролог В. М. Розин [1]. Культура рассматривается как позитивный опыт жизни; качество современной человеческой общности, системы форм «действования», опирающихся на традицию; «личное духовное богатство индивида»; «компас», который обеспечивает человеку цивилизованную ориентацию в социуме [2].

В реализации потенциала культуры в совершенствовании человека, гражданина нового мира возрастает роль воспитания, его реальностей, органично связанных с культурой. Выявление специфики культурного потенциала воспитания -научный подход к обоснованию средств, способов его эффективной реализации в различных сферах, пространствах, системах социума, в частности в образовательном пространстве.

Воспитание - категория вечности. В его объективной данности взаимодействия поколений в совместной деятельности по преобразованию человека и человеческого общества - исток рождения и развития Культуры как цивилизационной реальности Человечества. Воспитание - процесс активного включения Человека в освоение Культуры человечества (национальной, конкретно-исторической), в созидание новой культуры; личного выбора (присвоения) ценностей Культуры (духовных, профессиональных, жизненных). Воспитание предполагает осознанное, а не стихийное освоение

человеком Культуры в процессе взаимодействия «человек - человек», человеческих общностей в реальной деятельности по преобразованию человека и окружающей его жизни, среды жизнедеятельности (творческой, многообразной по содержанию и формам ее организации). В этом особая роль воспитания в развитии культуры, а не только ее потребления. Приоритетные гуманистические ценности воспитания «роднят» его с культурой: самоценность личности ребенка; свободное развитие (самодеятельность, саморазвитие, самосовершенствование) личности; приоритет национального в воспитании и опора на общечеловеческие ценности; образовательно-научные ценности воспитания; культуросообразность, природосообразность воспитания; отношения взрослых и детей, их совместная деятельность; патриотизм, гражданственность; человек - душа; идеал, смысл жизни; организованная среда жизнедеятельности ребенка (сообщество сверстников) [3].

В педагогических трудах отечественного ученого-педагога К. Д. Ушинского (основной труд - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии») эти культурологические ценности представлены в характеристике сущности воспитания, его «вечной цели», задачах; в многозначных подходах к феномену «воспитания»: как объективному процессу развития Человека в человеке; как искусству и основе теории воспитания. «Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». Ушин-ский дает основное определение: воспитание - развитие человека в человеке. «Человек становится человеком через воспитание»... «Мы уверены, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [4]. Конкретные задачи воспитания соотносит с формированием в ребенке важных человеческих личностных качеств, чувств: патриотизма, чувства уважения к каждой нации, народу, их языкам, культуре, обычаям; чувства гуманности и гуманизма к людям, природе, добра и справедливости, совести, чувства долга и ответственности (перед обществом, семьей, людьми, самим собой). Чувство любви к Родине считал самым высоким чувством человека и важнейшей задачей воспитания в целом и нравственного в частности. Важной задачей определяет Ушинский развитие в ребенке художественно-эстетических чувств. «Истина, как бы возвышенна она ни была, без художественной формы не произведет полного впечатления». «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»; воспитание - «живой», реальный, а не выдуманный, искусственно выстроенный процесс (О народности в общественном воспитании» [5].

Научность и объективность принципа культуросообразности воспитания широко и аргументированно представлены в культурологических концепциях воспитания (Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, И. И. Зарецкая) как приоритетный методологический ориентир воспитания, приобщающего Человека (ребенка) к общечеловеческой культуре, знакомству с «высокими образцами» мировой и отечественной культуры, культурных традиций народа, «собственно детской культуры» (особенно подростковой) через активное привлечение самих детей к созиданию культурных ценностей, «погружение» в культурологические ниши [6].

Воспитание рассматривается как самостоятельный феномен культуры, «школа диалога культур, их взаимодействия» (Библер); как культурологический блок образования - органичной части культуры.

Воспитание в его субъективной, конкретно исторической данности - социально-педагогический механизм трансляции культуры в ее самом широком смысловом значении в жизнедеятельность человека, процесс развития человека-личности культурой (культурного развития человека).

Современное воспитание с позиций гуманистического, культурологического научных подходов определяется как субъект цивилизационного развития Человечества, Культуры общества, Человека; процесс становления Человека как части Природы (естественный) и субъекта Культуры (создателя новых человеческих ценностей, новой цивилизации); конструируемая социально-педагогическая и культурологическая реальность (гуманистические воспитательные системы, воспитательные пространства, культурные формы воспитания).

Специфика культурологической функции воспитания - в реализации ценностного потенциала воспитания в духовно-нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциала в различных сферах жизнедеятельности, в формировании здорового образа жизни, взаимодействия с Природой и людьми.

Воспитание представлено как автономный саморегулируемый процесс взаимодействия поколений в созидательной деятельности по культурному (цивилизованному) развитию человека и человечества («общественное воспитание») и как органичная составляющая управляемого целевого образовательного процесса.

Ценностная основа культуры воспитания - Человек: творец, духовно-нравственная личность, и, соответственно, содержание, формы воспитания должны отвечать этой ценности. Воспитание как субъект культуры выражено специфическими культурологическими функциями, реализуемыми в адекватном этим функциям ценностном содержании и его формах.

Актуализация реализации культурного потенциала воспитания - в становлении нового образовательного пространства - среды формирования человека субъекта новой гуманистической цивилизации.

Образование - историческая реальность, часть культуры и показатель ее становления и развития реальностью человеческого общества; цивилизационный продукт Культуры, который реализуется в специфической социально-педагогической человеческой деятельности: обучения и воспитания в их взаимодействии; специфический педагогический процесс в реальной деятельности (созидательной, творческой, личностно и общественно значимой).

Образование рассматриваем как разнообразие культурных практик, культурного опыта, соответственно оформленного культурными формами организации педагогического процесса, интегрирующего в себе обучение, воспитание и развитие ребенка. Культурное становление и развитие ребенка становится одной из актуальных проблем и задач образования,

Общий объект-субъект - человек и его совершенствование как позитивного фактора цивилизационного развития человечества; человеческая общность и деятельность - основа взаимосвязей, взаимовлияний (взаимодействия) культуры, воспитания и образования. Культурная парадигма современного образования обосновывает необходимость создания новых практик воспитания культурой.

Система образования детей и юношества (основного и дополнительного) -особое воспитательное пространство, приоритетными ценностями которого являются общечеловеческие культурные ценности, представляющие культуру во всем ее историческом, общечеловеческом, национальном богатстве, многообразии видов, культурных форм, средств, методов совершенствования Человека - творца, созидателя нового, прекрасного.

В реализации культурологического подхода к образованию и воспитанию важно выявить оптимальный, специфический культурный потенциал воспитания, традиционно и инновационно, разнообразно представленный в современном опыте создания и функционирования учреждений дополнительного образования.

Система дополнительного (внешкольного) образования детей своим историческим отечественным и современным позитивным опытом доказала наличие приоритета культурных ценностей в деятельности ее многообразных и многозначных структур, в частности - в деятельности государственно-общественных учреждений внешкольного дополнительного образования как реальных результатов эффективной реализации культурологического подхода к воспитанию детей и взрослых (обучающихся, педагогических работников, родителей) [7].

Система дополнительного государственно-общественного образования представляет собой специфическое макрокультурное пространство, в котором образование с приоритетом воспитания является основным культурообразующим блоком, приоритетной культурной ценностью; это субъект общего культурного пространства; социально-педагогической реальности; обновленная традиция внешкольной работы с детьми (внешкольного образования и общественного воспитания). Это культурное пространство, формируемое на основе особым образом педагогически организованной образовательной и общественной совместной деятельности ребенка (обучающегося) и взрослого (педагога) [8].

Специфические культурные ценности дополнительного образования - в сложившемся позитивном опыте обучения и воспитания, органично взаимосвязанных и взаимообусловленных блоках образования [9].

Воспитание культурологической направленности по основным ценностям и целям, содержанию, качественным показателям выступает приоритетным блоком образовательной деятельности учреждений дополнительного образования (далее -УДО) - основной структуры системы дополнительного образования детей [10].

В учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической основной направленности деятельности культурологической основой является искусство: «Центры художественного творчества детей и молодежи», «Школы хорового искусства», «Студии изобразительного декоративно-прикладного искусства». Их культурная особая ценность - в непосредственном, практическом приобщении современных детей к основным видам искусства - ценностной основы культуры; не по учебным предметным школьным программа, учебникам, а через включение в сам процесс того или иного вида искусства, творческого созидания его продукта (авторское литературное произведение, картина, изобретение техническое). Пример из опыта Москвы. «Школа искусств имени М. А. Балакирева» - культурное и образовательное учреждение, основой обучения и воспитания в котором является искусство в многообразии форм и культурологическая (просвещенческая, практическая, творческая) совместная деятельность взрослых-педагогов и детей (коллективная и индивидуальная). Искусство как специфическая приоритетная культурная ценность воспитания реализуется в коллективной и индивидуальной деятельности -познавательно-теоретической и практической в многообразии видов, форм: инновационные формы компьютерной музыки, графики; конкурсы эстрадно-музыкального жанра; фестиваль вокального искусства «Золотые страницы русской музыки», проекты памяти М. А. Балакирева; выставки-конкурсы детского изобразительного творчества «С любовью к Отечеству»; открытые отчетные концерты; в деятельности детского движения «Юные балакиревцы». Помимо всех традиционных для «Школы» направлений образовательной деятельности в области музыкального, хореографического, изобразительного видов искусства, здесь действуют инновационные культу-

рологические отделы: компьютерной музыки, кино- и телевизионного искусства, ландшафтного дизайна, художественной фотографии, русского фольклора, эстрады, театрально-драматического искусства, духовной музыки [11].

В деятельности многопрофильных и однопрофильных учреждениях дополнительного образования (технических, экологических, спортивных, центрах детского творчества) представлены специфические культурные ценности основной образовательной деятельности, художественные формы воспитания. Отделы народного творчества, декоративно-прикладного искусства, дизайна, хореографии, балетные студии формируют культурное пространство учреждения (оформление, выступления художественных коллективов, выставки творчества воспитанников, традиционные народные праздники в учреждении и т. д.). Пример из опыта дополнительного образования, город Пермь. «Детско-юношеский Центр «Рифей» (так называли древние греки Уральские горы) - инновационное многопрофильное учреждение дополнительного образования. Дворец имеет свой «Гимн МАОУ ДОД «Рифей». В «Клятве Рифеевца»: «всем сердцем стремиться к познанию нового, к творческому освоению окружающего мира; дарить радость своих достижений и творчества людям!» А для каждого педагога «рифеевец» - всегда автор своего творения (рисунка, изделия прикладного характера, рассказы о приключениях в стране искусств, стихи). В ДЮЦ наряду с программами формирования у воспитанников интереса к инженерно-техническим специальностям, авиамоделированию, ракетокосмическому моделированию успешно реализуются проекты, целью которых является формирование основ национального, патриотического, гражданского самосознания ребенка через приобщение к опыту традиционной народной культуры. Так, например, цели образовательного проекта «Рифей - бренд Рифея»: воспитание в межэтнической среде города; приобщение детей к опыту традиционной национальной культуры как источнику нравственного развития (программа-модуль «Мир народной культуры Прикамья»). Во Дворце созданы образцовые детские коллективы: «Театр моды «Стиль» (для старшеклассников); «Шоу-театр «Бибигон» (для младших школьников) - синтетический коллектив, объединяющий в одном лице актера, певца и танцора; «Центр духовой музыки»; «Хоровой коллектив «Улыбка» «Хореографический ансамбль «Красава». Центром краеведческой работы является «Музей истории Индустриального района г. Перми». Культурное «событийное полотно», наполненное исследованиями, театральными действиями малых жанров, песнями, танцами, творческими поисками создано совместными усилиями воспитанников и педагогов разных структур учреждения.

Культурные ценности (традиционные и инновационные) - в деятельности детских, молодежных движений, общественных объединений, создаваемых на базе учреждений дополнительного образования (ДОО «Юный балакиревец» на базе «Школы искусств», «Юный путешественника» на базе УДО «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»).

Специфичны по своему культурному потенциалу воспитания и его реализации ценностно-целевое содержание, организация основной образовательной деятельности УДО с учетом ее видов, профессиональной направленности (а не учебных предметов).

Цели, ценности, содержание образовательной деятельности УДО предполагают преимущественной творческий характер ее организации и творческую позицию педагога и воспитанника, что позволяет характеризовать ее как культурологическую деятельность (творчество - главная характеристика культуры, всех ее видов, времен).

Практико-ориентированная, продуктивно реальная образовательная деятельность в УДО выступает важным фактором культурного воспитания подростка. В

практике часто преобладают лишь вербальные формы обучения, воспитания, игровые приемы развлекательного характера, не связанные с реальной человеческой деятельностью, событиями, что формирует искаженные представления у подростка о культуре человека.

Выбор места проведения занятий у опытного педагога дополнительного образования также не случаен. Он не ограничивается «постоянным» местом и несет в себе также элементы культурного воспитания воспитанников (музей, природа, современный объект производства, парк, вуз, колледж).

Инновационная практика освоения в УДО основ современной технической, информационной культуры формирует у подростков представление о культуре как развивающейся жизненной реальности (создание «Технопарков», «Станций Робототехники», «Центров современных СМИ»). Наряду с культурными инновациями именно в УДО сохраняются и успешно творчески развиваются отечественные базовые культурные традиции, ценности [12].

Особо выделим внимание к родному языку как главному носителю культуры (его приоритет, освоение практически во всех видах деятельности). Лучшим средством передачи национальных российских народных традиций К. Д. Ушинский считал РОДНОЙ ЯЗЫК - «самую обильную и прочную связь, соединяющую отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». «Отнимите у народа все - и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка - никогда; вымер язык в устах народа - вымер и народ» [13].

Творческий характер организации деятельности УДО включает множество компонентов, зависящих от основной направленности, вида деятельности, возраста воспитанников и других факторов.

В целостном виде комплекс компонентов представлен организаций позитивной культурной образовательной среды в форме детской общности:

- как специфического государственно-общественного динамичного учебного объединения дополнительного образования в многообразии видов, форм (секция, клуб, кружок, студия, группа, мастерская, лаборатория), создаваемого самим педагогом (исходя из специфики образовательной деятельности, опыта, возраста детей) и по принципу добровольного участия детей или их родителей, на основе проявления у них первых признаков и уже проявленных индивидуального «призвания», личного интереса, личных мотивов, причин (отличного от «класса» - обязательной для всех детей учебной школьной одновозрастной, государственной, единой структуры);

- как деятельностной среды личностного роста воспитанника, его самореализации, «самосовершенствования и усовершенствования» (П. Ф. Каптерев); реализации самодеятельности, творчества, фантазии [14].

Педагогически грамотная реализация специфики детского объединения дополнительного образования в авторских, инновационных программах педагога дополнительного образования (а не обязательных, государственных «для всех», и на все случаи) создает особое воспитательное пространство творческого развития подростка и педагога, как микрокультурное, отражающее ценности культуры определенных видов деятельности (художественной, музыкальной, технической, экологической) и специфические новые культурные ценности, рождаемые в совместной творческой деятельности педагога и детей в конкретном объединении (новые отношения, культура общения, ценности «детской новой культуры» - продукты творчества детей).

Детское объединение дополнительного образования - среда взаимодействия различных культур (духовно-нравственной, материальной, искусства, общечеловече-

ской и национальной). Общие культурные ценности детского объединения как комплексной культурной формы воспитания:

- воспитание через обмен культурным опытом детей и взрослых разного возраста, национальностей, социального положения;

- индивидуальное культурное самоопределение, выбор и добровольное осознанное принятие тех или иных культурных ценностей, норм поведения, общения в совместной деятельности объединения - ближайшей среде их развития;

- творчество как культурная ценность в разнообразной коллективной и индивидуальной деятельности;

- гуманистические принципы воспитания (самодеятельность, инициативность, творчество, справедливость, красота и позитивный эмоциональный комфорт; демократический и гуманистический стиль общения, отношений);

- взаимосвязь общих и специфических культурных ценностей в деятельности объединения с индивидуальными культурными запросами подростков, их культурным опытом, социальной национальной идентификацией подростков, реалиями окружающей жизни [15].

Специфические культурные ценности детских объединений разных направ-ленностей образовательной деятельности представлены конкретными формами ее организации, получившими распространение в массовой практике. Заметно приоритетное место в содержании деятельности УДО занимают объединения: художественного, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, народного фольклора, региональных, национальных традиций, театрально-литературные гостиные, кино театральные и студии; музыкальные (хоровые студии, вокальные кружки), хореографические ансамбли народного и современного танца и т. д.

Детские туристско-краеведческие объединения дополнительного образования (в однопрофильных и многопрофильных УДО), широко и разнообразно представленные в практике, - яркий пример комплексной реализации культурологического подхода к воспитанию: в реальной культурной природной среде в ходе подготовки и проведения походов, краеведческих экспедиций, комплексных экскурсий; «прямое» культурное воздействие на ребенка открытий; эстетики, красоты природы, архитектурного памятника, исторического культурного события в процессе непосредственного общения с ними и личного восприятия, сравнения, оценивания; приобретение нового культурного опыта общения с широким кругом взрослых-профессионалов разных областей в регионах, уголках страны. В деятельности туристско-краеведческих объединений интегрируются общие и специфические культурные ценности. Так, например, туристско-краеведческая экспедиция включает: целевое знакомство, изучение культурных объектов (исторических, архитектурных памятников, письменных источников, краеведческих музеев, знакомство с культурой местного народа освоение культуры); освоение культуры поведения в экстремальных условиях, общения с жителями районов; культуры питания и отдыха; формирование индивидуальной культуры участника и культуры принятия ценностей других, творческие отчеты индивидуальные и коллективные и т. д.). Традиционные туристско-краеведческие тематические слеты (в природных условиях) вводят школьников в мир культуры отношения к природе, познания красоты ее в разные периоды года; выполнение творческих заданий (сочинение четверостишия о весне, зиме, увиденной белке, первом весеннем цветке, рисунки, поделки из природного материала; проверка своих индивидуальных качеств, индивидуальной культуры здоровья и т. д.).

Разнообразие форм активного включения членов детского объединения в освоение культуры в ее различных видах (поисковые краеведческие экспедиции, походы, экскурсии, ис-торико-краеведческие исследовательские проекты, работа в архивах, участие в реставрацион-

ных работах вместе со взрослыми) формирует у подростков, юношества подлинно гуманистические духовно-нравственные ценности - основу культуры; потребности открывать мир культуры через «радость собственных открытий», создавать новую культуру Детства (из опыта УДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина», Москва) [16].

Формы творческой организации деятельности самих детей (смотры, конкурсы, выставки творческих работ воспитанников и сфера их творческой деятельности, общения) - культурные формы воспитания как искусства в деятельности учреждений, структур дополнительного образования в определенной мере и степени отражают их культурные ценности и смыслы.

Учреждение дополнительного образования - культурное пространство, формируемое на основе особым образом педагогически организованной образовательной и общественной совместной деятельности ребенка (обучающегося) и взрослого (педагога).

Ценностная основа культуры воспитания - Человек: творец, духовно-нравственная личность. Носителем внешней и внутренней культуры воспитания в учреждении является педагог дополнительного образования - организатор особой образовательной деятельности детей (внешкольной, внеурочной), обозначенной в документах как «дополнительное образование детей».

Позиция педагога дополнительного образования характеризуется взаимодействием профессиональных культур (педагогической и специальной трудовой) и личной общечеловеческой, национальной культуры. Педагог дополнительного образования одновременно: учитель, воспитатель; преподаватель-мастер, профессионал-специалист в конкретной трудовой деятельности (инженера, технолога, художника, музыканта и т. д.). Общим интегрированным показателем культурной позиции педагога выступает творчество - особая специфическая характеристика деятельности педагога дополнительного образования, проявляемое, исходя из внутренних побуждений, потребностей, личного опыта педагогического (учителя, воспитателя, преподавателя колледжа, вуза), профессионала-специалиста в конкретной трудовой деятельности. Творчество выступает ценностно-целевой основой позиции педагога, содержания образовательной деятельности; качественным показателем ее личной результативности (для воспитанника и педагога) и социально-общественной, культурологической значимости (использование творческих работ обучающихся в различных видах деятельности, представление на выставках, организация концертов для населения и т. д.).

Привлечение внимания ребенка в предлагаемой деятельности с помощью культурных форм, средств воздействия (игровые приемы, экскурсия на объект, выход в театр, музей; демонстрация личных профессиональных успехов, своих коллег, воспитанников и т. д.); эстетическое оформление места проведения основных занятий усиливает культурное влияние образовательной деятельности.

А самое главное - культура самого педагога, специалиста, наставника: внешний вид, культура правильной речи, уважительная манера диалога с воспитанниками, создание гуманных отношений в объединении - среде общей творческой деятельности, поддержка и поощрение индивидуального творчества подростка [17].

Культурное становление и развитие ребенка становится одной из актуальных проблем и задач современного образования, приоритетом которого становится воспитание. В деятельности УДО активно проявляется Детство как социальная и культурная реальность, субъект рождения новой культуры современного Детства.

Ребенок (на разных этапах своего возрастного, индивидуального развития) добровольно выступает в УДО в роли объекта - обучающегося и субъекта детской общности (объединения), творчески осваивая культурные ценности основной обра-

зовательной деятельности определенной профессиональной направленности, общекультурные ценности воспитательного пространства учреждения и ближайшего социума в особо педагогически организованной среде личностного культурного роста подростка. Творчество как природная данность, потребность подростка -основополагающая характеристика его позиции в эстетическом пространстве творчества УДО, в педагогически организованной позитивной среде детского объединения (одновозрастного и разновозрастного), создаваемого на принципах добровольности, выбора видов деятельности самим ребенок, возможности проявления личного творчества, инициативы (творить, изобретать - природная потребность ребенка). Культурная составляющая системы оценивания «творчества» (новизны») деятельности воспитанника - мощный фактор формирования общей и основ профессиональной культуры. Конкурсы, смотры, фестивали, выставки - специфичные культурные формы оценивания личных и коллективных творческих результатов, достижений подростка; их художественно-эстетического оформления.

Эстетическое, художественное оформление творческими работами детей рекреаций помещений, залов, кабинетов (роль среды в формировании культуры восприятия) отражает культуру самой разной деятельности подростка (художественной, музыкальной, научно-исследовательской, технической, экологической, информационной спортивной и т. д.).

В деятельности УДО формируется у воспитанников целостное культурное мышление гражданина, творца на основе освоения комплекса видов культуры (духовной, интеллектуальной, технической, профессиональной); создается новая уникальная культура Детства, новых взаимоотношений поколений, новых творческих продуктов культуры (поэзия, музыка, художественные произведения, технические изобретения и т. д.) - существенный вклад в общую культуру человечества [18].

Общие выводы

Культурологический подход как основной в деятельности учреждений дополнительного образования придает черты и качества культуры воспитания практически всем структурам учреждения и основным образовательным направленностям их деятельности (естественнонаучной, туристско-краеведческой, физической, экологической, технической). При всем многообразии содержания, типов, статусов этих учреждений - особый смысл и значение их образовательной деятельности придают общие культурные ценности воспитания:

- ценности воспитания в инновационной педагогической деятельности основного субъекта - взрослого (педагога дополнительного образования, методиста, педагога-организатора и т. д.);

- ценности новой позиции ребенка: объекта-обучающегося и субъекта образовательной и общественно значимой деятельности учреждения;

- творчество (качество культурного человека, важнейшая характеристика культуры);

- культурные общие компетенции взрослого и обучающегося;

- ценности новых гуманных отношений, опыта общения взрослого и ребенка в совместной деятельности;

- традиции и инновации (во взаимодействии) образовательной деятельности;

- органичное включение УДО в культурную окружающую среду, ее освоение и обновление;

- ценности профессиональной культуры.

Специфические культурные ценности воспитания определенного УДО органично связаны с основными и придают особую воспитательную качественную результативность и значимость его деятельности; творческому росту его субъектов.

Культура - это ценностная основа, базис современного образования, воспитания, их развития, повышения эффективности в становлении человека и гуманизации социальной среды. И позитивный опыт учреждений дополнительного образования по реализации культурных ценностей воспитания - перспектива развития системы образования.

Примечания

1. Розин В. М. Введение в культурологию». М., 1998. С. 37.

2. Розин В. М. Человек культурный. Введение в антропологию : учеб. пособие. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003; Романов Ю. И. Культурология. Теория культуры. Типология культуры. Культура и этнос. Человек в системе культуры : пособие. СПб. : «Питер», 2008.

3. Алиева Л. В. Теоретико-методологические подходы к характеристике культурных форм воспитания в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 3(31). С. 116-124; Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность : сб. науч. трудов / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : ФГНУ ИТИП РАО, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр технического творчества молодежи», 2013. 114 с.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / ред. кол.: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М. : Педагогика, 1990. Т. 5. С. 6, 21.

5. Там же. Т. 2. С. 169.

6. Зарецкая И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М. : Сентябрь, 2002; Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность; Романов Ю. И. Указ. соч.

7. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность; Перспективные модели воспитания школьников и студентов : сб. статей / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. 212 с.

8. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч.-метод. материалов. М. : ФГБОУ ДОД «Федеральный центр технического творчества учащихся; ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, 2013.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.

10. Алиева Л. В. Теоретико-методологические подходы к характеристике культурных форм воспитания в системе образования.

11. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность.

12. Там же.

13. Ушинский К. Д. Указ. соч. Т. 2. С. 557-558.

14. Детская общность как объект и субъект воспитания : монография / Л. В. Алиева, Г. Ю. Беляев, Д. В. Григорьев и др. ; под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Изд. центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.

15. Системный анализ актуальных форм воспитания : монография / под ред. И. Д. Демаковой, Д. В. Григорьева. М. ; Тверь : ООО «ГК «Стимул», 2013. 155 с.

16. Алиева Л. В. Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми». Программы. М. : ООО «Новое образование». Дополнительные образовательные программы. 2012. № 3(21). 80 с.

17. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа.

18. Системный анализ актуальных форм воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.