Научная статья на тему 'Музыкально-хореографическое и социальное воспитание детей как средство художественного и социального развития личности'

Музыкально-хореографическое и социальное воспитание детей как средство художественного и социального развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ADDITIONAL EDUCATION / MUSICAL EDUCATION / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновских Галина Борисовна, Кудашева Сабина Анатольевна

В статье рассматривается музыкально-хореографическое и социальное воспитание детей в дополнительном образовании. Основной целью дополнительного музыкально-хореографического воспитания детей является развитие музыкального и хореографического творческого потенциала личности, музыкальных и хореографических творческих способностей, музыкальной и хореографической культуры обучающегося. В сочетании с социальным воспитанием перечисленные аспекты оказывают положительное влияние на развитие личности ребенка в целом. В статье приводится авторский подход, применяемый в образовательном процессе ансамбля песни и танца Родничок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосновских Галина Борисовна, Кудашева Сабина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-CHOREOGRAPHIC AND SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN AS A MEANS OF ARTISTIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

The article deals with musical-choreographic and social education of children in additional education. The main purpose of additional musical and choreographic education of children is the development of musical and choreographic creative potential of the individual, musical and choreographic creative abilities, musical and choreographic culture of the student. In combination with social education, these aspects have a positive impact on the development of the child's personality as a whole. The article presents the author's approach used in the educational process of the Song and dance ensemble Rodnichok.

Текст научной работы на тему «Музыкально-хореографическое и социальное воспитание детей как средство художественного и социального развития личности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1 2 Сосновских Г.Б. , Кудашева С.А.

Email: Sosnovskih674@scientifictext.ru

1Сосновских Галина Борисовна - педагог дополнительного образования; 2Кудашева Сабина Анатольевна - социальный педагог, ансамбль песни и танца Родничок, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Социум», г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматривается музыкально-хореографическое и социальное воспитание детей в дополнительном образовании. Основной целью дополнительного музыкально-хореографического воспитания детей является развитие музыкального и хореографического творческого потенциала личности, музыкальных и хореографических творческих способностей, музыкальной и хореографической культуры обучающегося. В сочетании с социальным воспитанием перечисленные аспекты оказывают положительное влияние на развитие личности ребенка в целом. В статье приводится авторский подход, применяемый в образовательном процессе ансамбля песни и танца Родничок.

Ключевые слова: дополнительное образование, музыкальное воспитание, хореографическое воспитание, социальное воспитание, развитие личности.

MUSICAL-CHOREOGRAPHIC AND SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN AS A MEANS OF ARTISTIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY Sosnovskih G.B.1, Kudasheva S.A.2

1Sosnovskih Galina Borisovna - Teacher of additional education; 2Kudasheva Sabina Anatolievna - Social Teacher, SONG AND DANCE ENSEMBLE RODNICHOK, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION CENTER FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES "SOCIUM", YEKATERINBURG

Abstract: the article deals with musical-choreographic and social education of children in additional education. The main purpose of additional musical and choreographic education of children is the development of musical and choreographic creative potential of the individual, musical and choreographic creative abilities, musical and choreographic culture of the student. In combination with social education, these aspects have a positive impact on the development of the child's personality as a whole. The article presents the author's approach used in the educational process of the Song and dance ensemble Rodnichok. Keywords: additional education, musical education, choreographic education, social education, personal development.

УДК 374

В современной системе образования наблюдается ориентация на формирование культурной личности. Так называемого «Человека Культуры», который способен

постичь все многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, а также осознать мир не только таким, какой он есть в действительности, но и то, каким он может быть в человеческих представлениях [1. С 3]. Данный аспект подчеркивает актуальность задачи формирования творческой личности детей.

Дополнительное образование является важной составляющей формирования личности ребенка. В свою очередь учреждения дополнительного образования являются инновационным типом образовательных учреждений [2. С. 2], обладающие собственными задачами, а также особенностями в существующем едином образовательном пространстве. Одной из основных задач такого типа образования является создание условий, при которых происходит формирование и развитие творческих способностей, а также совершенствование детей в интеллектуальном, нравственном и физическом аспектах [3, ст. 75].

Творческие способности ребенка характеризуют его способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. Согласно исследованиям А. Маслоу, творческая направленность свойственна всем врожденно, однако она теряется большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования, а также социальной практики [4].

В рамках дополнительного образования, направленного на развитие творческого потенциала ребенка, осуществляют свою деятельность многие творческие коллективы музыкальные, хореографические и прочие.

В научной литературе отмечается, что наиболее благоприятные условия творческой самореализации детей имеются в дополнительном образовании. Дополнительное музыкальное и хореографическое образование позволяет обучающимся включиться в различные виды творческой деятельности и способствовать развитию музыкально-творческого потенциала их личности. Особую роль в формировании общей культуры личности растущего человека играет народное музыкальное творчество. Музыкальный фольклор, как традиционный тип художественной культуры, включает коллективность опыта и индивидуальность исполнения, универсальные способы взаимодействия человека с внешним миром, а также локальность фольклора, его связь с региональными этнокультурными зонами [5. С 4].

Рассмотрим, как реализуется данная деятельность на примере детского образцового ансамбля песни и танца «Родничок».

Синтез разнообразных видов деятельности посредством фольклора обеспечивает качественное усвоение знаний, умений, навыков в области музыкального и хореографического искусства, развивает ребёнка как личность, а так же способствует формированию интереса к русскому народному творчеству. Использование фольклора как синтеза инновационных подходов к обучению народно-певческому искусству позволяет достичь положительной динамики в музыкальном воспитании детей.

В ансамбле обучение строится на сочетании народно-певческого исполнительства с музыкально-двигательным воспитанием, концертно-исполнительской практикой, а также с социальным воспитанием. Таким образом, занятия являются средством комплексного развития ребенка, включающего в себя музыкально-эстетический, музыкально-двигательный, социо-коммуникативный, этнокультурный, креативный и духовно-нравственный компоненты.

Хоровые и вокальные занятия направлены на приобщение подрастающего поколения к этномузыкальному искусству и русскому народному творчеству. Одной из актуальных проблем современной музыкальной педагогики является проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным ее средством представляется музыкальный фольклор, который все больше осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений,

приобщении к национальной культуре и истории народа. Фольклор можно и нужно рассматривать как основу основ воспитания детей, как универсальную педагогическую систему, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления.

Развитие культуры становится возможным только тогда, когда сохраняются традиции преемственности: связи между поколениями (последующим и предыдущим), ее пластами, традиции творческого осмысления наследия и создания нового, корнями уходящего вглубь многовековой культуры народа. И поэтому именно в наше время бурных перемен особый смысл приобретает обращение к игровому фольклору, глубинным национальным традициям. Неудивительно, что сегодня особую значимость приобретает освоение игрового фольклора детьми, как самобытной целостной системы эстетического и нравственного воспитания. Отметим, что именно песни, скороговорки, игры и прочие формы фольклора являются наилучшим способом координации, движения речи, детской гимнастики. Кроме того в игре усвоение новых знаний происходит значительно успешнее, чем на обычных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Таким образом, фольклор выступает дидактическим и развивающим материалом воспитания детей.

Детская народная хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Социальное воспитание также является неотъемлемой частью развития и формирования личности ребенка. В комплексе с народно-художественным воспитанием (музыкальным и хореографическим) оно имеет большую эффективность. При этом целевыми ориентациями социального воспитания следует признать подготовку к жизни в социуме через устранение помех интеграции ребенка в общество, через развитие индивидуальных способностей личности (умственных, эстетических, физических, трудовых и др.) при осуществлении со стороны педагога функций сопровождения, поддержки, стимулирования и проч. Проблема социального воспитания подрастающего поколения с каждым годом приобретает все большую актуальность. Именно социально воспитание как педагогическая система и как целостный процесс способно обеспечить социокультурное вхождение ребенка в современное общество при полноценной реализации имеющегося личностного потенциала.

Специфику занятий этномузыкального, хореографического и социального направления в детском фольклорном ансамбле «Родничок» составляет интегрирование процесса образования с постановочной работой и концертно-исполнительской практикой. Этим объясняется подбор репертуарного содержания, а также необходимость включения в содержание курса изучения народных праздников и обрядов, традиционных жанров детского и взрослого фольклора. Особая роль отводится профилактическим мероприятиям, а также мероприятиям, направленным на социализацию ребенка.

Основываясь на тридцатилетнем опыте работы ансамбля, отметим, что именно такое сочетание музыкального, хореографического и социального воспитания позволяет ребенку в наибольшей степени эффективно в вопросе художественного и социального развития личности.

Список литературы /References

1. Левит Е.И. Педагогическая система формирования эстетической культуры младших школьников в дополнительном музыкальном образовании: автореф. дисс. ... доктора пед. наук. Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. 47 с.

2. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Т. 4/ № 2. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf/ (дата обращения 23.10.2019).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями.

4. Долгушева Н.В., Маврина И.А. Дополнительное образование как средство творческого развития школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс]. Журнал фундаментальные исследования, 2015. № 2 (часть 9). С. 1961-1966. Режим доступа: .https: //fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=37342/ (дата обращения: 23.10.2019)

5. Васильев М.А. Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург: АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2010. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.