А
ТЕМА НОМЕРА
УДК 373
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания в пространстве дополнительного образования детей
Л.В. Алиева
На основе культурологического научного подхода к воспитанию, образованию, результатов проведенного исследования проблемы «Культурные формы воспитания в системе образования» и данных анализа современной практики дополнительного образования детей в статье обосновываются культурные ценности внешкольного воспитания; дается описание содержания, форм, средств их реализации в многообразной деятельности учреждений дополнительного образования; оценивается их роль и значение в гуманизации образовательного пространства — среды развития творческой, культурной личности гражданина России и мира.
Ключевые слова: образование, дополнительное образование, воспитание, культура, детское объединение; деятельность, субъект, объект, ценности, детство.
Современный этап развития общества, российские социально-экономические реалии выдвигают требования к подготовке человека нового типа — высококвалифицированного специалиста, социально активной личности, культурно, духовно и нравственно воспитанного, с творческим отношением к своей профессиональной и общественной деятельности, человеку, окружающему миру.
В реализации данного заказа возрастает роль образования. Культурное становление и развитие человека (ребенка и взрослого), гуманистической среды его жизнедеятельности становится одной из актуальных проблем и задач образования, общественного воспитания, а современный культурологический подход — научной основой их разрешения.
Сущностно-смысловые определения реальностей «образование», «воспитание» и «культура»; рассмотрение их во взаимосвязях и взаимозависимостях — методологический ключ к обоснованию общих и специфических средств, способов, форм их влияния на процесс культурного, духовно-нравственного раз-
© Алиева Л.В., 2015
64
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
вития человека. Исходя из современных научных данных, за основу следует взять следующие определения.
Понятие культура включает целый спектр толкований, связанных общей идеей: «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание»; характеризуется как особое состояние уклада жизни большого сообщества людей (общности), воплощающее в себе качество сложившихся, а затем используемых обществом форм отношений людей; качество закрепленных традицией навыков деятельности; продуктов деятельности, материальной или духовной [11].
Культура как духовная потребность в своем основании — система ценностных ориентаций и проективных устремлений [9, с. 36—37]; продукт человеческого интеллекта — «пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта» [6, с. 105] — представляет собой систему активного творческого отношения человека к миру. Творчество — это создание чего-то нового, ранее не существовавшего и одновременно такого, что оценивается позитивно определенным кругом людей, представляется ценностью. Культура рассматривается как позитивный опыт жизни; качество современной человеческой общности: личное духовное богатство индивида; «компас», который обеспечивает человеку ориентацию в пространстве социума. Главной функцией культуры является многократное воспроизведение личности внегенетическим (сверхбиологическим) способом, что и роднит ее с воспитанием [10].
Выявление специфики культурного потенциала воспитания — научный подход к обоснованию средств, способов его эффективной реализации в различных сферах, пространствах, системах социума, в частности — образовательном пространстве.
Воспитание — та категория, в объективной данности которой — взаимодействия поколений в совместной деятельности по преобразованию человека и человеческого общества — исток рождения и развития культуры как цивилизационной реальности человечества. Воспитание — процесс активного включения человека в освоение культуры человечества (национальной, конкретно-исторической), в созидание новой культуры; личного выбора (присвоения) ценностей культуры (духовных, профессиональных, жизненных). Воспитание предполагает осознанное (а не стихийное) освоение человеком культуры в процессе взаимодействия «человек — человек» и в реальной деятельности по преобразованию окружающей жизни, среды жизнедеятельности (творческой, многообразной по содержанию и формам ее организации). В этом особая роль воспитания в развитии культуры, а не только ее потребления. Приоритетные гуманистические ценности воспитания роднят его с культурой: самоценность личности ребенка; свободное развитие (самодеятельность, саморазвитие, самосовершенствование) личности; приоритет национального в воспитании и опора на общечеловеческие ценности; образовательно-научные ценности воспитания; патрио-
65
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
тизм, гражданственность; идеал, смысл жизни; позитивная среда жизнедеятельности ребенка [4].
Один из принципов воспитания — культуросообразность как приоритетный методологический ориентир воспитания, приобщающего человека (ребенка) к общечеловеческой культуре, знакомству с высокими образцами мировой и отечественной культуры, культурных традиций народа, «собственно детской культуры» (особенно подростковой) через активное привлечение самих детей к созиданию культурных ценностей, «погружение» в среду культуры. Научность и объективность данного принципа широко и аргументированно представлена в современных культурологических концепциях воспитания [8].
Воспитание в его субъективной, конкретно-исторической данности — социально-педагогический механизм трансляции культуры в ее самом широком смысловом значении в жизнедеятельность человека, процесс развития человека-личности культурой (культурного развития человека). Воспитание рассматривается как самостоятельный феномен культуры, как культурологический блок образования.
Воспитание может пониматься и как субъект культуры, который выражен специфическими культурологическими функциями (отличными от искусства, культуры техники и т.д.), реализуемыми в адекватном этим функциям ценностном содержании и его формах. Специфика культурологической функции воспитания — в реализации ценностного потенциала воспитания в духовно-нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциала в различных сферах жизнедеятельности, в формировании здорового образа жизни, взаимодействия с природой и людьми.
Культурная парадигма современного образования обосновывает необходимость создания новых практик воспитания культурой. Формирование новой культуры воспитания в современной практике представлено:
— многообразием и вариативностью практик воспитания в системе образования;
— обеспечением свободы выбора деятельности всеми субъектами воспитательного процесса в различных сферах (образовательной, культурной);
— формами организации воспитательной среды гуманитарной направленности, представляющей собой профессионально-образовательное и культурное пространства, создаваемой педагогической системой образовательных организаций и ориентированной на формирование духовнонравственных ценностей личности;
— интеграцией процессов воспитания и социализацией, индивидуализацией.
Культура — это ценностная основа современного образования, воспитания, их развития, повышения эффективности в формировании человека — субъекта новой гуманистической цивилизации. Культурное становление и
66
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
развитие ребенка становится одной из актуальных проблем и задач образования, общественного воспитания.
Система дополнительного государственно-общественного образования детей представляет собой специфическое культурное пространство, в котором образование с приоритетом воспитания является основным культурообразующим блоком, приоритетной культурной ценностью. И соответственно, все формы организации образовательной деятельности в учреждениях, структурах дополнительного образования в определенной мере и степени отражают ее культурные ценности и смыслы. Реализуя современный теоретико-методологический культурологический подход к воспитанию, важно выявить и проанализировать специфический культурный потенциал воспитания, разнообразно представленный в современном опыте создания и функционирования учреждений и структур дополнительного образования и общественного воспитания детей.
Система дополнительного образования — объект общего культурного пространства; социально-педагогическая реальность, обновленная традиция советской внешкольной работы с детьми.
Культурные ценности дополнительного образования — в сложившемся позитивном опыте обучения и воспитания, органично взаимосвязанных и взаимообусловленных блоках образования [13]. Приоритетным блоком дополнительного образования выступает воспитание: по основным ценностям и целям, содержанию, качественным показателям.
Культурные ценности воспитания в системе дополнительного образования отражают: а) общие и специфические культурные ценности воспитания как особой культуры; б) приоритетные культурные ценности образовательного учреждения (туристско-краеведческой, экологической, художественной, технической направленности основной деятельности); в) культуру «повседневности», реального бытия ребенка и взрослого в совместной образовательной, общественно значимой деятельности учреждения (общения, традиций, символов и ритуалов и т.д.); специфику культуры малой родины, региона [7].
Специфические культурные ценности воспитания как приоритетного блока системы дополнительного образования в опыте представлены в традиционных и инновационных, многообразных и многозначных по направленностям образовательной деятельности государственно-общественных структурах (человеческих общностях).
Рассмотрим ценностный культурный потенциал воспитания на примере учреждения дополнительного образования, которое представляет образец творческого использования культурных традиций внешкольного отечественного воспитания.
Учреждения дополнительного образования в современном позитивном опыте представлены как культурные комплексы, содержанием которых является приобщение детей к общей культуре и ее определенным видам (тех-
67
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
нической, физической, музыкальной, художественной). Особенность этих учреждений — в широком представлении культуры, ее истории в многообразном содержании образовательной деятельности, что придает им особую ценностную значимость, усиливает воспитательное влияние на личность взрослого и ребенка.
Главная ценность учреждения дополнительного образования — человек (взрослый и ребенок) как органичный социально-природный субъект культуры; становящаяся и развивающаяся творческая личность на базе освоения культурного наследия человечества и созидания образцов новой культуры.
Особая культурная ценность взрослого — субъекта учреждения дополнительного образования заключена в его профессиональной культуре (специальной и педагогической), жизненном опыте и гражданской активной позиции, в основном содержании образовательной профессионально и социокультурно ориентированной деятельности [3].
Ценностью учреждений дополнительного образования является детство, социальная и культурная реальность, субъект рождения новой культуры, особо активно, творчески и созидательно проявляемое в демократичном воспитательном пространстве учреждения. При всем многообразии типов, статусов, содержания основной деятельности этих учреждений — особый смысл и значение им придают общие культурные ценности воспитания: ценности профессиональной культуры, инновационной педагогической деятельности основного субъекта — взрослого (педагога дополнительного образования, методиста, педагога-организатора); ценности новой позиции ребенка — субъекта образовательной и общественно значимой деятельности учреждения; творчество — ценностное качество культурного человека, важнейшая характеристика культуры; общие культурные компетенции взрослого и обучающегося, ценности новых гуманных отношений, опыта общения взрослого и ребенка в совместной деятельности; традиции и инновации (во взаимодействии) образовательной деятельности; органичное включение учреждения в культурную окружающую среду, ее освоение и обновление.
Специфические культурные ценности воспитания учреждения дополнительного образования определенной основной направленности деятельности органично связаны с основными и придают особую воспитательную качественную результативность и значимость учреждению и личностному, творческому росту его субъектов. Так, в учреждениях дополнительного образования культурологической, художественно-эстетической основной направленности деятельности (центры художественного творчества детей и молодежи, школы искусства) специфической основой культурных ценностей воспитания является искусство, а формой их реализации — студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, хоровые коллективы-студии, хореографические коллективы, фольклорные, вокальные ансамбли; театральные объединения, коллективы народного творчества, музыкальные, литературные гостиные [2].
68
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
В многопрофильных учреждениях дополнительного образования представлены специфические культурные ценности воспитания в образовательной деятельности определенной ценностно-содержательной направленности, результатах творчества обучающихся. Эти специфические культурные ценности наряду с общими формируют гуманистическое и демократическое воспитательное пространство — среду становления культурного человека.
Приведем примеры интеграции основных и специфических культурных ценностей воспитания в учреждениях дополнительного образования (по данным опытно-экспериментальной работы, изучения и анализа опыта).
Основные и специфические культурологические ценности туристско-краеведческой деятельности Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»:
— приобщение детей к культуре (материальной, духовной, художественной, национальной) через активное познание малой и большой Родины, лично осваиваемые в оригинале памятники культуры, архитектуры, музейные экспонаты и т.д.); во взаимодействии с окружающей природой, людьми разных поколений, профессий — реальными носителями культуры, местных традиций;
— включенность в исследовательский, творческий процесс приобщения к культуре, что позволяет познанные культурные ценности делать индивидуальным добровольным достоянием, частью становящейся личности; открывать мир культуры через «радость собственных открытий», создавать новую культуру детства;
— формирование культуры здорового образа жизни в туристских походах, экспедициях;
— разнообразие культурных туристско-краеведческих форм воспитания: поисковые краеведческие экспедиции, походы, кружки, историко-краеведческие исследовательские лаборатории, работа в архивах, краеведческие лагеря в памятных местах; участие в реставрационных работах вместе со взрослыми.
Так, туристско-краеведческая экспедиция (одна из основных форм учебно-воспитательной работы) включает формирование индивидуальной культуры участника через целевое знакомство, изучение культурных объектов (исторических, архитектурных памятников, письменных источников), культуры народа; освоение культуры поведения в экстремальных условиях, питания и отдыха. Традиционные туристско-краеведческие тематические слеты (в природных условиях) вводят подростков в мир физической индивидуальной культуры, гуманного отношения к природе, познания красоты ее в разные периоды года. Выполнение творческих заданий закрепляет полученные знания, впечатления, становится проверкой своих индивидуальных ценностей, качеств, отношений к себе и окружающим, к природе [1].
Инновационный опыт реализации культурных ценностей воспитания сложился в деятельности Детской школы искусств имени М.А. Балакирева
69
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
(г. Москва) — многопрофильном образовательном учреждении, главная цель которого — комплексное развитие творческих, духовных, культурных потребностей детей и подростков. Школа искусств им. Балакирева — культурное и образовательное учреждение, основой обучения и воспитания в котором является искусство в многообразии форм и культурологическая (просвещенческая, практическая, творческая) совместная деятельность взрослых-педагогов и детей (коллективная и индивидуальная). Специфическая приоритетная культурная ценность воспитания — искусство — реализуется в коллективной и индивидуальной деятельности (познавательно-теоретической и практической в многообразии видов, форм: инновационные формы компьютерной музыки, графики; конкурсы эстрадно-музыкального жанра; фестиваль вокального искусства «Золотые страницы русской музыки», проекты памяти Балакирева; выставки-конкурсы детского изобразительного творчества «С любовью к Отечеству»; открытые отчетные концерты; в деятельности детского движения «Юные балакиревцы». Помимо всех традиционных направлений образовательной деятельности в области музыкального, хореографического, изобразительного видов искусства здесь действуют инновационные культурологические отделы: компьютерной музыки, кино- и телевизионного искусства, ландшафтного дизайна, художественной фотографии, русского фольклора, эстрады, театрально-драматического искусства, духовной музыки. Детская школа искусств стала инновационным культурным центром столицы, транслятором отечественных культурных ценностей в России и за рубежом [7, с. 96—105].
Анализ массового опыта позволяет выявить значимую роль педагогически организуемых внешкольных детских общностей в культурном развитии подростка и определить их специфическую культурную составляющую как субъекта образования и воспитания [4; 8].
Детское внешкольное объединение — инновационный субъект, основная структура учреждения дополнительного образования; специфическая среда культуры детства и взрослого общества.
Культурное развитие подростка в детских объединениях дополнительного образования и гражданского воспитания — процесс добровольного, свободного индивидуального овладения общими и специфическими культурными ценностями (духовно-нравственными, профессиональными, гражданскими, человеческими); формирования новых ценностей культуры детства (подростка, юноши), индивидуальной культуры.
Детское педагогически организованное внешкольное объединение как комплексная культурная ценность организации процесса воспитания в массовой практике представлено многообразием видов, типов культуры, которые оказывают специфическое воспитательное влияние на личность подростка в целом и его культурное становление и развитие.
Общие культурные ценности детских объединений дополнительного образования: гуманистические принципы воспитания (самодеятельность, иници-
70
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
ативность, справедливость, красота и позитивный эмоциональный комфорт; демократический стиль общения, отношений); воспитание через обмен культурным опытом детей и взрослых разного возраста, национальностей, социального положения; индивидуальное культурное самоопределение, выбор и добровольное осознанное принятие тех или иных культурных ценностей, норм поведения, общения в совместной деятельности объединения — ближайшей среде развития подростка; творчество как культурная ценность в коллективной и индивидуальной деятельности; взаимосвязь культурных ценностей в деятельности объединения с индивидуальными культурными запросами подростков, их культурным опытом, социальной национальной идентификацией подростков, реалиями окружающей жизни.
Специфические культурные ценности детских объединений разных направленностей образовательной деятельности учреждения представлены конкретными формами ее организации, получившими распространение в массовой практике, например, культурные формы воспитания искусством в деятельности детских объединений: музыкальные, хореографические ансамбли, хор, театральная художественная студия; формы искусствоведческого просвещения. Культурные формы технического творчества: индивидуальные и коллективные проекты, смотры технического творчества; формы по ознакомлению с профессиональной культурой, встречи с представителями профессии, изучение истории профессии.
Культурная среда детского объединения — субъекта воспитания характеризуется: а) позитивным межвозрастным, межличностным взаимодействием детей и взрослых — обменом индивидуальной личностной культуры субъектов, культурным общением, диалогом; б) культурой совместных творческих общественно и личностно значимых дел и их демократичной организации; в) созданием и развитием «собственных» культурных традиций, символики, ритуалов, обычаев, правил поведения, прав и обязанностей членов; г) принятием культурного наследия (общечеловеческого, национального, регионального, духовно-нравственного, материального), отвечающего потребностям возраста участников и специфике деятельности объединения.
Детское объединение дополнительного образования — специфическая среда создания, формирования новых образцов культуры детства (индивидуальных и коллективных его представителей) включает набор конкретных культурных форм воспитания, через которые и формируются многообразные образцы собственно детской культуры. Такими конкретными культурными формами в деятельности объединения выступают творческие конкурсы; выставки, проекты, авторские разработки, новые культурные технологии СМИ и др. В основе созидания новой культуры детства — творчество самих подростков как важнейший инструмент культуры; отражение новых культурных тенденций, инноваций современности; новые
71
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
«культурные смыслы». Детские объединения дополнительного образования становятся средой созидания новой, собственно детской культуры — главного источника становления индивидуальной субъектности подростка и преобразования действительности, обновления общей культуры с учетом реалий и потребностей, возможностей современной жизни. Освоение культурного наследия поколений и создание новой культуры детства в их взаимодействии, взаимовлиянии — важный воспитательный результат детского объединения как специфической культурной ценности учреждения дополнительного образования. Такое взаимодействие выступает важным условием формирования индивидуальной и личностной культуры подростка.
Детские объединения дополнительного образования — не просто организация свободного времени развлекательного характера, а специфические формы индивидуализированного воспитывающего обучения через неформальное, органичное освоение и присвоение (добровольно осознанное) многообразия форм, средств, методов культурных ценностей в реальной жизнедеятельности. Именно культурные ценности и формы организации деятельности повышают воспитательную результативность деятельности объединения.
Проведенный феноменологический анализ позволяет определить роль культурных ценностей воспитания в позитивном развитии системы дополнительного образования:
— в создании, обогащении воспитательного пространства образовательного учреждении и ближайшего социума, основными ценностями которого являются культурные ценности основной деятельности учреждения, его традиции, позитивные культурные инновации;
— в формировании новой профессиональной культуры взрослых: руководителей, педагогов, специалистов-партнеров, методистов, родителей;
— в создании новой «культуры детства» как результата творчества самих детей (самодеятельность, инициативность, творчество детей в собственно «детском содержании деятельности» в широком его спектре, технического, экологического, музыкального, художественного, литературного); современной детской культуры общения, отношений на базе ценностей, общих интересов конкретного состава детей и взрослых;
— в формировании в массовом общественном сознании образа «культуры современного детства» (приоритетных жизненных культурных, нравственных, эстетических ценностей, приоритетов культуры в широком ее значении);
— в культурном самоопределении подростка, формировании индивидуальной культуры воспитанника учреждения, члена конкретного объединения, его культурной идентификации как показателе и результате функционирования детского объединения и учреждения — культурной среды, интегрирующей общие культурные ценности, местные, национальные;
72
Феноменологический анализ культурных ценностей воспитания...
— в совершенствовании культуры организации деятельности (новые формы, символы, атрибуты, внесение элементов фантазии, новые культурные формы детской игры).
Система дополнительного образования детей — перспектива и реальное средство становления современного инновационного образовательного и культурного пространства — среды формирования нового типа личности.
Литература
1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми: Программы. М.: Новое образование, 2012. 80 с.
2. Алиева Л.В. Культурные формы воспитания детей и юношества в системе дополнительного образования // Дети, техника, творчество. 2012. № 5. С. 49—50.
3. Алиева Л.В. Система дополнительного образования — пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа: Сб. научно-методических материалов. М.: ФГБОУ ДОД ФЦТТУ, 2013. 28 с.
4. Алиева Л.В. Теоретико-методологические подходы к характеристике культурных форм воспитания в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 3 (31). С. 116—124.
5. Культурные формы воспитания: состояние и перспективы развития: Сб. научных статей / Под ред. И.Д. Демаковой, Д.В. Григорьева. М.: Екатеринбург, Банк культурной информации, 2012. 244 с.
6. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 105.
7. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность: Сб. научных трудов / Под ред. Л.В. Алиевой. М.: ФГБНУ ИТИП РАО, 2013. 20 с.
8. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: Сб. статей / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. 212 с.
9. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998. С. 37.
10. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию: Уч. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 132 с.
11. Романов ЮИ. Культурология. Теория культуры. Типология культуры. Культура и этнос. Человек в системе культуры: Уч. пособие. СПб., Питер, 2008.
12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.