Научная статья на тему 'Своеобразие школьного дополнительного образования на современном этапе'

Своеобразие школьного дополнительного образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL SUPPLEMENTARY EDUCATION / МЕТОДЫ / METHODS / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ORGANIZATIONAL FORMS / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / MONITORING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапалажева Э. А.

В статье определяется роль дополнительного образования в повышении качества школьного общего образования. Дается описание основных моделей дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, уточняется специфика их функционирования. Предлагаются современные методы укрепления статуса и дальнейшего развития форм и содержательных компонентов системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хапалажева Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGULARITY OF SCHOOL SUPPLEMENTARY EDUCATION IN THE PRESENT TIME

This article defines the role of education in improving the quality of school education. It describes the basic models of supplementary education in Educational Institution and specifies the nature of their operation. In the article there offered modern methods of strengthening and further development of forms and content components of the system of supplementary education.

Текст научной работы на тему «Своеобразие школьного дополнительного образования на современном этапе»

СВОЕОБРАЗИЕ ШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

SINGULARITY OF SCHOOL SUPPLEMENTARY EDUCATION IN THE PRESENT TIME

Э. А. Хапалажева

В статье определяется роль дополнительного образования в повышении качества школьного общего образования. Дается описание основных моделей дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, уточняется специфика их функционирования. Предлагаются современные методы укрепления статуса и дальнейшего развития форм и содержательных компонентов системы дополнительного образования.

Ключевые слова: школьное дополнительное образование, методы, организационные формы, мониторинг качества.

E. A. Khapalazheva

This article defines the role of education in improving the quality of school education. It describes the basic models of supplementary education in Educational Institution and specifies the nature of their operation. In the article there offered modern methods of strengthening and further development of forms and content components of the system of supplementary education.

Keywords: school supplementary education, methods, organizational forms, monitoring quality.

На современном этапе развития системы образования перед каждым общеобразовательным учреждением стоит вопрос о совершенствовании его педагогической системы, в том числе дополнительной его составляющей. Дополнительное образование детей в школе способствует улучшению качества школьного образования, так как является личностно ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности учащихся, а также дает возможность заняться любимым делом, развить имеющиеся и выявить скрытые способности, профессионально определиться.

Дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

• выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

• способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

• обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

• содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Создавая «ситуацию успеха» (Л. С. Выготский), дополнительное образование помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом [2].

Школьное образование все дети получают в объеме, определяемом государственным стандартом, а нестан-дартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнона-правленности, вариативности. Дети и их родители могут выбирать то, что близко их природе, что отвечает их по-

требностям, удовлетворяет интересы. И в этом заключается смысл дополнительного образования, которое помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Система дополнительного образования детей продолжает испытывать определенные трудности: низкий уровень оплаты педагогов; слабый уровень материально-технической и учебно-методической базы; недостаточный уровень взаимодействия учреждений различной направленности, например учреждений культуры, с общеобразовательными учреждениями по организации совместной деятельности; недостаточный уровень развития научно-исследовательских и прикладных образовательных программ учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях решает те же задачи, что и в учреждениях дополнительного образования, но обладает своей спецификой:

• целенаправленное добровольное использование школьником свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

• свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

• возможность поменять свой первоначальный выбор: вид деятельности, коллектив, педагога;

• творческий характер образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

• особые взаимоотношения в процессе приобретения знаний: сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход;

• возможность получить допрофессиональную подготовку, в том числе профессиональную ориентацию.

Дополнительное образование детей, организуемое на базе общеобразовательных учреждений, в настоящее время является достаточно распространенной организационной формой в образовательном пространстве России. Рассмотрим специфические особенности школьного дополнительного образования, представленные несколькими моделями его организации.

1. Первая модель характеризуется случайным набором элементов системы дополнительного образования в виде учебно-производственных подразделений, школ искусств, спортивных, хореографических, музыкальных. Они позволяют удовлетворять познавательные и профессиональные интересы воспитанников. Школьный образовательный стандарт дополняется факультативами по различным предметам, кружками, объединениями для учащихся с 1-го по 11-й класс. Характерны для школьного дополнительного образования такие формы: спортивные секции, клубы выходного дня и по интересам, а также каникулярный лагерь отдыха, дополнительные платные образовательные услуги и подготовка в вуз; изучение иностранного языка; скорочтение; стенография. Такая модель зависит от потенциальных возможностей коллектива преподавателей школы и учитывает не только интересы учеников, возможности учителей, их заинтересованность, способности и многое другое, но и обеспеченность школьного здания и прилегающих территорий.

2. Вторая модель - более сложная и развитая. Она объединяет как детей, так и взрослых. В ней встречаются такие формы, как: ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры, туристско-краеведческие объединения и т. п. Их цели четко очерчены и предполагают решение следующих задач: формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника; формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды; профессиональная ориентация подростков; формирование прочных трудовых навыков и др.

Такая модель дополнительного образования предполагает поиск возможностей разработки дополнительных образовательных программ, которые в дальнейшем могут войти в базисный учебный план школ.

3. Третья модель развития дополнительного образования детей предполагает свое функционирование как отдельное подразделение в рамках школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

4. Четвертая модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной базой или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

5. Пятая модель предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. Их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом в виде учебно-воспитательного комплекса (УВК).

На сегодняшний день такая модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Инновационная система образовательной и воспитательной деятельности дополнительного образования является открытой, и ее модели постоянно модернизируется.

Дополняя вышесказанное, мы на базе уже известных моделей предлагаем дальнейшее организационное развитие дополнительного школьного образования с целью обучения, воспитания, развития учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями и создания условий для полного удовлетворения интересов детей и укрепления их здоровья. С этой целью особого внимания требует:

• личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

• обеспечение социальной защиты, поддержка и адаптация детей к жизни в обществе;

• формирование общей культуры школьников;

• воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе и семье.

В качестве методов функционирования школьного дополнительного образования нами выбраны:

• креативный (творческий);

• проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

• эвристический (изложение педагога и творческое действие детей);

• репродуктивный (воспроизводящий);

• иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Условия для творческой реализации детских потенциальных интеллектуальных и духовных личностных способностей, для социального, культурного и профессионального самоопределения должны быть созданы; а также разработаны и обеспечены профилактические меро-

приятия асоциального поведения, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях в рамках дополнительного образования во внеурочное время с целью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям.

Развитию у обучающихся мотивации к познанию и творчеству способствуют методы стимулирования, которые необходимо широко использовать на практике:

• поощрение;

• одобрение;

• награждение;

• предоставление привилегий;

• вручение свидетельств.

Следует подчеркнуть, что система дополнительного образования также является серьезным звеном воспитательной работы школы. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Следует отметить современные подходы к дополнительному школьному образованию. Например, взамен традиционных кружков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы (изучение экзотических иностранных языков, астрологии, нумерологии и пр.), возрождаться некоторые народные традиции. Следует отметить, что введение модных дисциплин или проведение забытых прежде праздников (Рождества, Масленицы и других) можно отнести к новым формам проведения дополнительных внеклассных мероприятий. Задача же дополнительного образования гораздо глубже - помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, гувернерство и др.). Еще большую значимость, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Раскрытие потенциальных способностей и реализация личных планов в подростковом возрасте требует профессиональной поддержки со стороны профессионалов. Это помощь в подготовке к реальной жизни, которая

способствует социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Вариативная часть общего образования в виде дополнительного образования детей помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Повышение эффективности дополнительного школьного образования на современном этапе невозможно без определения его качественных показателей через использование методов диагностики качества. Среди них можно назвать:

• анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей;

• наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;

• анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

С этой целью важно в средних общеобразовательных учреждениях организовывать мониторинг качества, позволяющий отслеживать эффективность воздействия проводимых мероприятий, которые будут удовлетворять интересам учащихся с целью реализации их индивидуальных способностей и потребностей, и определять новые направления, по которым не работали в данном учебном заведении ранее.

Перед школьным дополнительным образованием стоят задачи:

1) продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям;

2) способствовать интеграции основного и дополнительного образования в школе;

3) содействовать самореализации личности ребенка и педагога, то есть обеспечить каждому ребенку возможность выбора того направления в дополнительном образовании, к которому он больше всего тяготеет, и добиться определенных результатов;

4) выявить новые направления в развитии школьного дополнительного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в системе российского образования. М., 2007.

2. Боровиков Л. И. Педагогика дополнительного образования: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 1999.

3. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.