УДК 371.047+371.048.4+371.398 ББК 4421.202
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
М.А. Калугина
Правительство Курганской области
COOPERATION OF CHILDREN’S GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN VOCATIONAL SELF-GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN
M. Kalugina Government of the Kurgan Region
Выявлены основные направления взаимодействия учреждений основного, дополнительного и профессионального образования. Определены функции учреждений дополнительного образования в самоопределении школьников. Разработана сетевая модель взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования. Разработаны и экспериментально апробированы модели профильного образования, реализация которых основана на интеграции материальных, кадровых, научно-методических ресурсов учреждений общего и дополнительного образования; выявлены особенности современного профильного образования.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, дополнительное образования детей, многопрофильное социальное партнерство, интегративные модели профильного обучения.
The basic areas of cooperating institutions of general, supplementary and vocational education are revealed. The functions of institutions of supplementary education in schoolchildren’s self-determination are described. The network model of cooperating institutions of general and supplementary education is elaborated. The models of specialized education are worked out and experimentally tested. The implementation of the models is based on integration of some resources of general and supplementary educational institutions: material, personnel, scientific and methodological. The peculiarities of modern specialized education are revealed.
Keywords: vocational self-guidance, specialized training, children's supplementary education, diversified social partnership, integrative models of specialized training.
Как показывают социально-психологические исследования, процессы, происходящие на современном этапе развития общества, существенно изменили отношения и взгляды педагогов и школьников на процесс обучения. Учет субъективной активности личности школьника является принципиально важным при определении методологии исследования проблемы профессионального самоопределения. Суть самоопределения сводится к тому, что ученик рассматривается как носитель индивидуального, субъективного опыта, стремящийся, прежде всего, к раскрытию собст-
венного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации. Необходимо помочь учащемуся, создав соответствующие условия. В этом случае возрастает роль образовательных учреждений, профильного обучения, предоставляющего возможность ученику для осознанного выбора профессии, сферы его социального и профессионального самоопределения.
Под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс приобретения готовности к самостоятельной созидательной деятельности на основе осознания своих потребностей,
возможностей, способностей и ценностных ориентаций и последующего аналитического и практического соотношения их с общественными запросами. С точки зрения О.Б. Даутовой, сущностью профессионального самоопределения является «формирование субъектного отношения к конкретной трудовой деятельности, самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурноисторической (социально-экономической) ситуации» [1, с. 204].
Профессиональное самоопределение осуществляется через ряд этапов, которые соответствуют различным образовательновозрастным группам (ведь профессиональное самоопределение не заканчивается выбором учебного заведения по окончании школы). На каждом из этих этапов решаются специфические задачи. Для образовательных учреждений такими доминирующими задачами на пути профессионального самоопределения учащихся школ и их выпускников являются:
1) постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;
2) психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста).
В соответствии с концепцией современной модели образования возрастает роль учреждений дополнительного образования в профессиональном самоопределении детей. В этих условиях система дополнительного образования должна стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов, что позволит создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, предоставит возможность обучающимся для построения индивидуальной образовательной траектории.
Социальная адаптация, психолого-педаго-гическая под держка, продуктивная организация свободного времени, «ситуация успеха» и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка. Именно это обстоятельство ставит развитие
системы дополнительного образования детей в ряд приоритетов государственной политики. Практика показала - чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку [2].
Следует подчеркнуть особую роль дополнительного образования, которое является персонализированным компонентом общей и профессиональной подготовки, и, в свою очередь, базируется на достижениях науки и практики. С нашей точки зрения, находясь вне общепринятых стандартов, учреждения создают оптимальные условия для развития личности ребенка.
Как показала практика, в современных условиях возрастает роль интеграции общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, профессионального образования в реализации вариативной части учебного плана, в частности в реализации элективного компонента содержания образования в старшей школе, в учреждениях профессионального образования.
Проведенная экспериментальная апробация вариативных интегративных моделей позволяет сделать вывод, что учреждения дополнительного образования детей в интеграции с общеобразовательными школами способны составить в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Деятельность учреждений дополнительного образования в этих условиях ориентирована:
- на инициирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;
- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;
- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят;
- предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализацию обучения;
Вопросы общего образования
Модели профильного образования на основе многопрофильного партнерства
Модель профильного образования Субъекты взаимодействия Основные направления взаимодействия Компоненты системы профильного образования
Т ерриториальное школьное объединение (ТШО) Школы, входящие в ТШО: начальные, основные, средние школы, учреждения дополнительного образования детей Осуществление процесса обучения и воспитания; использование материально-технической базы (помещения, лаборатории, мастерские); использование кадрового потенциала Организация предпро-фильной подготовки: профессиональные пробы, курсы по выбору; организация сетевых профильных классов и групп на базе образовательных и других учреждений сети
Ресурсный муниципальный центр Основные и средние школы, межшкольный учебный комбинат, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального или среднего профессионального образования, предприятия Осуществление процесса обучения; использование материально-технической базы (помещения, лаборатории, мастерские); использование кадрового потенциала; организация финансово-экономической поддержки Организация предпро-фильной подготовки: профессиональные пробы, курсы по выбору; организация сетевых классов профильного обучения; организация допрофес-сиональной и профессиональной подготовки
Ресурсный центр дистанционного обучения [4] Основные и средние школы, межшкольный учебный комбинат, учреждения дополнительного образования детей (возможно, учреждения профессионального образования) Осуществление процесса обучения; использование информационных ресурсов; использование кадрового потенциала Организация предпро-фильной подготовки; организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ
Социокультурный образовательный центр Основные и средние школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения профессионального образования, учреждения культуры, библиотека, предприятия Осуществление процесса обучения, воспитания; использование информационных ресурсов; использование материально-технической базы (помещения, лаборатории, мастерские); использование кадрового потенциала Организация предпро-фильной подготовки; организация сетевых классов профильного обучения; организация допрофес-сиональной и профессиональной подготовки; организация социальной деятельности, социальных практик
Научно-образователь-ный центр Основные и средние школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения среднего и высшего профессионального образования Осуществление процесса обучения; использование материально-технической базы (помещения, лаборатории, мастерские); использование кадрового потенциала Организация предпро-фильной подготовки; организация сетевых классов профильного обучения; организация исследовательской деятельности
- создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся.
Так, одной из современных тенденций профильного обучения школьников является развитие интегративных моделей, предполагающих многопрофильное социальное партнерство - взаимодействие, основанное на со-
трудничестве, взаимопомощи, доверии, деловых и конструктивных взаимоотношениях, общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования (начального, среднего, высшего различного профиля), социокультурной сферой, частными и государственными предприятиями промышленной и
социальной сферы с целью профессионального и жизненного самоопределения школьников в социуме.
Для обозначения процесса внутриведомственного и межведомственного взаимодействия все чаще используется термин «социальное партнерство». Это достаточно новое явление для системы образования в России. «Социальное партнерство является более высокой степенью проявления социального взаимодействия, одной из перспективных форм проявления современного управления» [5, с. 34].
Основными направлениями взаимодействия учреждений, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки, профильного обучения, трудового обучения и технологической подготовки, допрофессиональной и профессиональной подготовки, являются:
Каждая из них может использоваться как ориентировочная основа осуществления социального партнерства в целях самоопределения учащихся.
Так, в рамках опытно-экспериментальной работы «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке девятиклассников» (2005-2008 гг.) апробирована сетевая модель организации предпрофильной подготовки (см. рисунок), что позволило создать единое информационное пространство муниципальной образовательной сети, охватывающее 520 учащихся 9-х классов г. Кургана [2]. Она включает Координационный методический совет (КМС), Дом детского и юношеского творчества (ДДЮТ), Дома детского творчества (ДДТ) и учреждения общего образования.
Сетевая модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке девятиклассников
- осуществление процесса обучения и воспитания;
- использование материально-технической базы;
- организация финансово-экономической поддержки;
- использование кадрового потенциала;
- использование информационных ресурсов.
В региональной системе образования проведена экспериментальная апробация вариативных моделей профильного обучения (см. таблицу) на основе многопрофильного партнерства с участием учреждений дополнительного образования, профессионального образования (начального, среднего, высшего различного профиля), социокультурной сферой, частными и государственными предприятиями промышленной и социальной сферы [3].
В соответствии с данной сетевой моделью учреждения дополнительного образования для девятиклассников реализуют более 20 программ курсов по выбору, обеспечивающих формирование осознанного выбора профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности, таких, как «Основы журналистики», «Школа сервиса», «Дизайн и оформление интерьера», «Индустрия моды», «Библиотечное дело» и др.
Таким образом, проведенные исследования позволяют выявить тенденции современного этапа профильного обучения школьников, ведущими из которых являются:
интеграция образовательных учреждений с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, социокультурной сферой, частными и государ-
Вопросы общего образования
ственными предприятиями производственной сферы;
создание новой образовательной среды, за счет индивидуализации, дифференциации, применения информационно-коммуникацион-ных технологий в обучении, использования дистанционных, очно-заочных форм обучения;
ориентация обучения на саморазвитие, самореализацию, профессиональное и жизненное самоопределение.
Литература
1. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учеб.-методич. пособие / О.Б. Даутова; под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.
2. Криволапова, Н.А. Управление развитием инновационной деятельности в системе дополнительного образования / Н.А. Кривола-
пова // Дополнительное образование детей: единство обучения, воспитания, развития: материалы науч.-практич. конф. - Курган: ИПКПРО, 2006.- С. 19-27.
3. Криволапова, Н.А. Организация профильного обучения в образовательных учреждениях Курганской области» / Н.А. Криволапова. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2009. -103с.
4. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов: сб. науч.-методич. материалов / Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.П. Пуденко. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. -68 с.
5. Степихова, В.В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания / В.В. Степихова // Социальная педагогика. - 2006. -№ 2. - С. 31-36.
Поступила в редакцию 8 февраля 2010 г.