Научная статья на тему 'Проблемы организации профильного обучения'

Проблемы организации профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / АВТОНОМНОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлина Л. С.

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при реализации концепции профильного обучения. Предлагается способ разрешения существующих проблем с помощью организации сетевой модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in the implementation of profile education

The article is devoted to the problems faced by educational institutions at the implementation of the concept of profile education. Method to solve the existing problems by organizing network model of interaction of general not specialized educational institutions and institutions of additional education of children is suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации профильного обучения»

УДК 371

Л.С. Юлина*

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при реализации концепции профильного обучения. Предлагается способ разрешения существующих проблем с помощью организации сетевой модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Ключевые слова: профильное обучение, готовность к совершению профессионального выбора, автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение, внеурочная деятельность.

Профильное обучение и предпрофильная подготовка представляют собой взаимосвязанные элементы системы подготовки школьников к осознанному выбору направления профессиональной деятельности. Они позволяют ориентировать педагогическую деятельность на индивидуальные особенности обучающегося в период личностного и профессионального самоопределения.

Для эффективной организации профильного обучения необходимо, чтобы педагоги и обучающиеся имели полное представление о целях профильного обучения. Также у обучающихся должна быть сформирована готовность к выбору профиля обучения.

Однако по результатам исследования в школах города Самары проведенного в 2011—2012 учебном году Центром развития образования г. о. Самара, было выявлено, что для обучающихся понимание целей профильного обучения, реализуемого в их образовательных учреждениях, не связано с ориентацией на помощь в их личностном и профессиональном самоопределении.

Не имеют значительного различия представления о целях профильного обучения у обучающихся образовательных учреждений, осуществляющих профильную подготовку и не осуществляющих ее.

Обучающиеся образовательных учреждений города Самары не имеют четкого представления о системе формирования профильных классов в образовательных учреждениях и не осознают роли профильного обучения в своем профессиональном становлении и личностном развитии. Для осознания значения профильного обучения необходимы включенность и проявление самостоятельной активности обучающегося на каждом из этапов деятельности по выбору профиля обучения [1].

В исследовании также принимали участие педагогические работники образовательных учреждений города Самары, результаты исследования показали, что они не осознают значимости своей роли в профессиональной ориентации обучающихся. Они считают, что основную роль в профессиональной ориентации играют родители, популярность той или иной специальности в обществе, а также средства массовой информации.

* © Юдина Л.С., 2014

Юлина Лидия Сергеевна ([email protected]), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Даже участие педагогических работников в эксперименте по профильному обучению не внесло ясности в их представления о его целях, не менее половины педагогов из профильных школ обозначили цели профильного обучения как усиление подготовки учащихся по отдельным предметам, сдача ЕГЭ и поступление в вуз.

Существенным недостатком в реализации профильного обучения педагоги считают неготовность девятиклассников определиться со своими наклонностями и правильно выбрать профиль. Учащиеся также отмечают трудности при выборе профиля, хотя и реже, чем учителя [2].

В апреле—мае 2013 года было проведено исследование, направленное на выявление сформированности у обучающихся 9-х классов компонентов готовности к выбору профиля обучения. По результатам исследования было выявлено, что более 70 % девятиклассников не обладают достаточным уровнем информированности о современном мире профессий, состоянии рынка труда в регионе и знаниями, необходимыми для составления индивидуального образовательного маршрута.

Только 47 % обучающихся обладают достаточным уровнем автономности для принятия самостоятельного профессионального решения. Это может привести к тому, что половина сегодняшних девятиклассников будет неудовлетворена своим профессиональным выбором в будущем.

Такой компонент, как принятие решений, сформирован у 41 % обучающихся, значит 59 % обучающихся не готовы принимать на себя ответственность за последствия своих действий и не владеют алгоритмом принятия решений.

Умение планировать свои действия сформированы у 35 % обучающихся, отсутствие умения планировать свою деятельность может серьезно повлиять на реализацию подростком желаемого профессионального выбора. Умение правильно организовывать и распределять свое время имеет важное значение как в повседневной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Только половина обучающихся имеет зрелое эмоциональное отношение к необходимости принятия решения, несформированность эмоционального отношения может быть причиной удлинения процесса принятия профессионального решения или может привести к тому, что обучающийся совершит ошибочный профессиональный выбор.

Г.П. Логинова говорит о том, что профильное обучение ставит обучающихся в условия ранней профессионализации и специализации знаний. Обучающиеся вынуждены выбирать элективные курсы уже в девятом классе на этапе предпрофильной подготовки. В имеющихся условиях для обеспечения равномерного интеллектуального и личностного развития подростков необходимо организовать научно обоснованный и методически обеспеченный процесс педагогического и психологического сопровождения обучающихся [3].

В соответствии с новыми стандартами к подросткам выдвигаются требования, направленные на интенсивное включение их в процесс профессионального определения и в то же время формирования у них большого количества различных компетенций, значительного набора личностных качеств, широкого кругозора, обилия интересов.

Все вышесказанное является основанием говорить о необходимости подготовки обучающихся 8—9-х классов к выбору профиля обучения.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, давая определение понятию «готовность», рассматривают ее как установку личности на определенное действие. С позиции авторов готовность — это эффективное использование возможностей личности для успешной организации деятельности в данный момент времени, внутренний настрой личности на использование определенного алгоритма при выполнении учебных и трудовых задач, ориентированность деятельности на цель и проявление самостоятельной активности личности [4].

Говоря о готовности, С.Л. Рубинштейн рассматривает ее как свойство личности, обеспечивающее ее социальное поведение и состоящее из системы мотивов, задач и способностей человека к выполнению общественно полезной деятельности [5].

А.П. Чернявская, говоря о готовности к совершению профессионального выбора, выделяет пять ее компонентов: владение информацией о современном мире профессий и умение соотнести информацию со своими способностями и желаниями, автономность, умение принимать решения, умение планировать свой профессиональный маршрут, эмоциональное отношение к труду и профессиональной деятельности.

1. Автономность. Чернявская раскрывает это понятие как способность личности к самоопределению на основе собственных целей и ценностей. Основными характеристиками «автономного» человека являются: умение отделять свои цели и ценности от целей и ценностей окружающих людей, наличие глубоких знаний и навыков хотя бы в одной области, накопление опыта, умение увидеть и творчески подойти к реализации возможностей, открывающихся перед обучающимся, умение правильно соотнести все факторы и наметить реалистичный профессиональный маршрут.

2. Владение информацией о современном рынке труда, а также собственных склонностях и способностях. Этот компонент тесно связан с автономностью, так как, если у подростка низкий уровень самосознания, он не может полностью верно воспринять предлагаемую ему информацию. Важной составляющей данного компонента является полнота представлений подростка об источниках получения информации.

3. Принятие решений. Существуют два направления: умение видеть ситуации, в которых принятие решения является необходимым, и умение применить знакомый алгоритм для решения ситуации. Умение принимать эффективные решения предполагает наличие у человека определенных качеств. Особо выделяются такие качества, как любознательность, предвидение, проницательность, решительность, оценка риска, планирование, контроль.

4. Планирование. Планирование жизненного пути является как бы набросками основных вех становления себя как профессионала. Выделяют такие виды планирования, как долгосрочное, на «средний» срок и краткосрочное.

5. Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Эмоциональное отношение или эмоциональная включенность играют важную роль при принятии решения. В этот компонент готовности включается отношение человека к возможным вариантам при выборе, а также отношение к составлению плана действий [6].

Для формирования готовности подростков к выбору профиля обучения необходимо объединить возможности учреждений общего и дополнительного образования детей. Введение федеральных государственных образовательных стандартов может способствовать организации взаимодействия во внеурочной деятельности в рамках учебного процесса. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. Часы, выделенные на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, могут быть использованы для организации курсов, в которых заинтересованы родитель, ученик, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ [7].

Школы имеют возможность реализовывать дополнительные образовательные программы за счет часов на внеурочные занятия в базисном учебном (образовательном) плане. Организация занятий в рамках раздела «Внеурочная деятельность» является важной частью образовательного процесса в школе. Занятия могут проводиться в форме секций, экскурсий, кружков, олимпиад, круглых столов, конференций, диспутов, КВН ов, школьных научных обществ, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. не только учителями ОУ, но и педагогами УДОД.

В примерных учебных планах выделено 10 часов на внеурочную деятельность в неделю. Определены 6 направлений внеурочной деятельности: научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, проектная деятельность, общественно-полезная деятельность.

Ни одна школа не обладает достаточным потенциалом для предоставления полного набора курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Одним из возможных решений данной проблемы может быть организация сетевой модели взаимодействия с УДОД. Это поможет по-новому взглянуть на роль и место учреждений дополнительного образования детей в современном целостном образовательном процессе.

При организации сетевой модели взаимодействия и формирования единого образовательного пространства должны быть учтены все внешние факторы, которые предоставляют возможность развития механизмов интеграции в следующих направлениях:

— внедрение федеральных государственных образовательных стандартов;

— развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки;

— работа с одаренными детьми.

Каждое из направлений интеграции образовательных учреждений должно быть тщательно продумано и организовано, разработаны нормативные акты, обеспечивающие создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории.

Условиями осуществления интеграции могут служить:

— анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;

— анализ возможностей школы в реализации внеурочной деятельности;

— единство содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

Для успешной реализации сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений на уровне территориального образования необходимо опираться на следующие принципы:

— согласованность;

— комплексность;

— долгосрочность;

— разноуровневость.

При этом должна быть выдержана направленность реализации сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ.

В результате организации сетевого взаимодействия произойдет взаимопроникновение и взаимодополнение типовых программ школ и образовательных программ учреждений дополнительного образования детей, что позволит получить качественно новые результаты работы.

Результаты реализации модели для обучающихся:

— увеличение пространства для развития творческой и познавательной активности;

— реализация индивидуальной образовательной траектории обучения;

— расширение тематики изучаемого материала;

— развитие способностей, востребованных выбранным направлением внеурочной деятельности;

— увеличение спектра учебных предметов;

— повышение роли самостоятельной работы;

— реализация личностных качеств.

Результаты реализации модели для образовательного учреждения:

— соответствие современным требованиям образования и воспитания;

— объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

— широкий выбор деятельности;

— появление новых перспектив развития;

— получение качественного педагогического результата.

Таким образом, может сложиться система поддержки подростков в выборе профиля обучения в старшей школе и в конечном итоге — в выборе сферы деятельности и будущей профессии.

Библиографический список

1. Средства формирования профессиональных компетенций социально-педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей / М.Д. Горячев, М.М. Горячев, А.В. Долгополова [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5.

2. Колесникова Н.Б., Полтараднева Е.В., Фазульянова С.Н. Профильное образование: учитель-ученик. В аспекте педагогического и социологического анализа. Самара: Центр развития образования, 2011. 52 с.

3. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психологический словарь-справочник. М.: АСТ, 2009.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. С. 465—495.

6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2003. 96 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

References

1. Means of formation of professional competencies of social and educational activities in the conditions of clinic of educational support for children and their families/ M.D. Goryachev, M.M. Goryachev, A.V. Dolgopolova [et al.] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 5.

2. Kolesnikova N.B., Poltaradneva E.V., Fazul'yanova S.N. Profile education: teacher-student. In an aspect of pedagogical and sociological analysis. Samara: Tsentr razvitiya obrazovaniya, 2011. 52 p.

3. Loginova G.P. Psychological aspects of profile education // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 3.

4. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich S.L. Psychological reference dictionary. M.: AST, 2009.

5. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter, 2013. P. 465—495.

6. Chernyavskaya A.P. Psychological consulting on professional orientation. M.: Vlados-Press, 2003. 96 p.

7. Federal state educational standard of basic general education. M., 2010. URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

L.S. Yulina*

PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF PROFILE EDUCATION

The article is devoted to the problems faced by educational institutions at the implementation of the concept of profile education. Method to solve the existing problems by organizing network model of interaction of general not specialized educational institutions and institutions of additional education of children is suggested.

Key words: profile education, willingness to commit a professional choice, autonomy, awareness, decision-making, planning, emotional attitude, extracurricular activities.

* Yulina Lidia Sergeevna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.